Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Фото: photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net
Ключевые проблемы белорусской системы образования и пути ее модернизации рассмотрели во вторник на заседании президиума Совмина. "В системе образования накопилось достаточно много - я бы не сказал проблем, но, может быть, вопросов", – признал глава правительства Михаил Мясникович. Тему образования неоднократно поднимал и глава государства, а выводы, сделанные созданной по его поручению рабочей группой, во вторник озвучил вице-премьер Анатолий Тозик. 

"Мы выделили основные проблемные вопросы, которые сегодня сдерживают и мешают развитию системы образования, и выработали предложения по их решению", – рассказал Тозик. Итоговый отчет будет направлен для рассмотрения президенту страны. При его согласии планируется подготовить и утвердить план мероприятий на 2015-2017-й годы по реализации этих предложений.

"Предложения рабочей группы не предполагают радикальных перемен или реформ, – пообещал вице-премьер. – Вместе с тем нельзя не видеть, что мы самоуспокоились и отечественная система образования все более отстает от потребностей экономики и общества в целом".

Дорогие детсадовцы

В системе дошкольного образования рабочая группа детально проанализировала эффективность расходования бюджетных средств, исследовала причины нехватки мест в детских садах. Специалисты пришли к выводу, что из-за несовершенства законодательства значительная часть бюджетных ресурсов на систему дошкольного образования используется неэффективно и нерационально. "Скажем, по желанию родителей после шести лет ребенок может продолжать ходить в детский сад вне зависимости от того, есть ли на это медицинские основания", – привел пример вице-премьер. Таких детей, посещающих сад, вместо того чтобы отправиться в первый класс, отметил Тозик, в Беларуси порядка 25 тысяч. Бюджету это обходится примерно в 0,5 трлн рублей в год.

Примерно 20% детей, продолжил вице-премьер, ежедневно не посещают детский сад без уважительной причины. "Фактически родители бронируют за собой места, при этом дни непосещения не оплачиваются. Получается, захотел – привел, захотел – не привел".

Все больше матерей отдает детей в детсад до достижения трех лет, а сами при этом предпочитают оставаться дома. Это, отметил Тозик, еще один канал, через который неоправданно уходят бюджетные средства: государство выплачивает и пособие матери, и оплачивает содержание ребенка в детском саду. Он напомнил, что в нынешнем году бюджетное финансирование ребенка в саду составляет 17 млн рублей в год.

Рабочая группа рассмотрела комплекс вопросов, связанных с развитием государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования и привлечения частного капитала к строительству и открытию детсадов. Часть расходов при этом государство готово взять на себя, так как все равно в бюджете закладываются на каждого ребенка соответствующие средства, которые необходимо направить на его содержание в дошкольном учреждении. "Рабочая группа считает, что эти средства надо направлять в садик - неважно, какой формы собственности. Размер такого финансирования может быть равен нормативу бюджетной обеспеченности расходов на содержание ребенка в детском саду. С 1 сентября этот норматив составляет около 12 млн рублей при фактических расходах, как я уже сказал, около 17 млн рублей", – пояснил Тозик.

Эксперты также предложили создать нормативную базу для открытия семейных детских садов по принципу приемных семей, где один воспитатель воспитывает 6-8 детей. Предлагается также расширить практику создания небольших детсадов на первых этажах многоквартирных домов.

Комплексный анализ системы образования страны проводила группа в составе 36 человек: ученых, практиков, руководителей учреждений образования, представителей республиканских и местных органов власти. На сайтах правительства и Минобразования были открыты горячие линии, собиравшие предложения по реформированию. 

Ахиллесова пята образования – школа

Основное внимание рабочей группы было сфокусировано на общеобразовательной школе. "Надо отметить, – признал Тозик, – что общеобразовательная школа – это ключевое звено в сфере образования и в то же время, как показало изучение этих вопросов, ее ахиллесова пята". 

Именно в этом секторе, констатировали специалисты, выявляется наибольшее количество проблем. "Основные из них – это снижение уровня и качества общеобразовательной подготовки учащихся, низкий престиж профессии учителя, зарегламентированность работы школы, низкая мотивация учащихся к учебе и позиция сторонних наблюдателей у их родителей", – отметил вице-премьер.

Тозик констатировал, что за счет 11-летнего среднего образования и пятидневной учебной недели белорусская школа оказалась в огромном отрыве по количеству учебных дней в году от мировых лидеров по качеству среднего образования. Если в Беларуси учебный год длится 170-173 дня, то в Германии и Франции – 230, в Японии, Корее и Китае – 260. Причем, добавил он, в этих странах обучение длится 12 или 13 лет, и количество учебных часов в день больше, чем в Беларуси, что делает разрыв еще более опасным. "Если эту ситуацию не поправлять, то мы можем начать выпускать в жизнь неконкурентоспособное поколение", - предупредил вице-премьер.

Он также отметил, что даже в сравнении с учебными планами России, где многие проблемы схожи с белорусскими, белорусские школьники изучают математику на 245 часов меньше, биологию – на 70 часов, физику – на 175. "Снижение уровня знаний по этим предметам отмечают все – и ученики, и учителя, и родители", – добавил вице-премьер. Он посетовал, что из учебных планов ушли предметы культурологического цикла, прежде всего – отечественная и мировая художественная культура. Есть проблемы с иностранными и белорусским языком. С последним, подчеркнул Тозик, положение нужно поправлять. "Учителя белорусского языка с тревогой отмечают, что у многих учеников городских школ уже утрачены артикуляционные особенности произношения звуков белорусского языка. Это значит, что дети не имеют навыков произношения звуков, характерных только для нашего языка", – добавил он.

Немало претензий нашлось и к качеству учебников. "Проблема стоит очень остро", – признал вице-премьер. Рабочая группа считает, что в переиздании учебников и их доработке надо "широко использовать опыт советской школы, где учебники легко усваивались и были максимально полезны для жизни".

Тозик отметил, что отдельное заседание рабочей группы касалось подготовки педагогических кадров. "Школе нужен хороший учитель, а не временщик, отрабатывающий два года после распределения", – отметил вице-премьер. Систему педагогического образования решено обновлять и осовременивать.

Анализ профессионального образования – профессионально-технического, среднего специального и высшего, по словам Тозика, требует значительно большего времени "для принятия выверенных и обоснованных решений".

Решено совершенствовать систему контроля качества образования, сокращать и оптимизировать околообразовательные структуры.

Особо Тозик отметил необходимость изменения принципов финансирования образования: "Считаем, что школы необходимо перевести на нормативное финансирование по принципу "деньги следуют за учеником". При этом надо предоставить право руководителю школы перераспределять средства с одной статьи расходов на другую, экономию бюджетных средств направлять на увеличение зарплаты учителей". 

Завершая выступление, Тозик жестко высказался в отношении профильного министерства. "Многие проблемы системы образования могли бы быть решены без создания каких-либо рабочих групп. Для этого только нужны инициативные профессиональные кадры в отраслевом органе госуправления – Министерстве образования. Министерству образования нужен приток новых специалистов, способных думать, анализировать и предлагать решения. Сегодня этого нет",  резюмировал он.