Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Елена Скоробогатова,

Минск принимает признанных мастеров бразильского стрит-арта: с 9 октября по 9 декабря в городе проходит фестиваль Vulica Brasil. Его инициаторами выступили посольство Бразилии в Беларуси и белорусское стрит-арт-сообщество Signal, продюсером мероприятия стала Мила Котка из Gata Produções. На четырех минских объектах появятся монументальные росписи авторства бразильских и белорусских звезд уличного искусства.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

"Так получилось, – рассказывает координатор проекта Signal Олег Ларичев, – что наши интересы совпали. Бразильский стрит-арт очень интересный, самобытный и является одной из визитных карточек этой страны. Изначально мы располагали средствами только на то, чтобы привезти в Минск Tinho (Валтер Номура). Но мы с посольством Бразилии и Центром современных искусств решили рискнуть и, не имея бюджета, организовать масштабный фестиваль уже в этом году".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Координатор проекта Signal Олег Ларичев

К организации фестиваля подключились компания Condor, производитель краски MTN 94, международный университет МИТСО и компания "Снами". Но средств по-прежнему не хватает, и сейчас организаторы пытаются найти способ компенсировать приезд звезд мирового стрит-арта братьев-близнецов OSGEMEOS. Они согласились приехать в Минск без гонорара, но расходы на перелеты, отель, аренду подъемника и краски составят около 7 тысяч евро. В сообществе Signal в Facebook объявлен благотворительный сбор.

"Краски только для OSGEMEOS нужно очень много: 480 баллонов и 2,5 тысячи кэпов (насадки на баллоны)", – рассказывает Олег Ларичев. Для проекта спонсоры скупили и собрали все краски – некоторые пришлось по крупицам выискивать по магазинам города и одалживать у других художников.

Уже трудятся над созданием стрит-арта в Минске Валтер Tinho Номура из Сан-Паулу, Рожерио Фернандес из Белу-Оризонти, белорусские художники Евгений Cowek из Лиды и Евгений Mutus Сосюра из Пинска. Вскоре к созданию стрит-арта на стенах общежития МИТСО на улице Казинца приступили Ura из Витебска, Андрей Бусел из Минска, Bazinato из Молодечно и Kontra из Бреста.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Валтер Tinho Номура

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Места, где в Минске появится стрит-арт, инициаторы фестиваля подбирали самостоятельно. "У нас есть стены, которые "сами за себя платят", – говорит Олег Ларичев. – Это здание на улице Фабричной, 22, где располагается компания "Снами", и общежитие университета МИТСО на Казинца. Октябрьскую улицу выбрали просто потому, что там есть страшные, но фактурные стены завода МЗОР. Стрит-арт завод согласовал. Здание в самом центре города – на улице Энгельса, 34А – согласовал владелец здания, частная фирма, но при условии, что мы получим разрешение от Мингорисполкома. Нам это место нравится еще и потому, что находится недалеко от посольства Федеративной республики Бразилия в Минске. Тут будут рисовать OSGEMEOS".

Контактами с чиновниками занимались сотрудники посольства. Для утверждения использовали примеры работ художников, а не эскизы будущих рисунков. В запасе у организаторов остались еще здания завода "Горизонт" и Национального банка Беларуси на улице Кальварийской.

Идеи рисунков разрабатывают сами художники, но, как правило, смысл своих рисунков они не объясняют: каждый человек должен по-своему прочитать сюжет. Tinho, например, в процессе изменил эскиз. А у Mutus был только набросок карандашом: он рисует картину про человека, который отрывается от жизненного хлама.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Евгений Mutus Сосюра

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Женя Cowek рисует на здании завода МЗОР на Октябрьской улице. Это будет самая большая стена художника.
 
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Женя Cowek

Cowek рассказывает о своем труде: "Все основано на фольклоре: у меня есть мудрец, который сидит в некоей сфере, похожей на гриб чага, растущий на деревьях. Мудрец играет на гуслях. Он создает музыку, которая материализуется в каких-то предметах, они обволакивают его. Это камушки с определенными знаками, веточки, листочки, персонажи. Они проходят какой-то этап, кружатся и занимают свое место на дереве, которое символизирует род, традиции, историю, культуру – древо мудрости, древо жизни. Оно впитывает и собирает информацию, которую создает в музыке мой герой. Они крутятся вокруг него и потом постепенно занимают место на деревьях как рубцы.

Это фольклор с акцентом на белорусские традиции, но это славянская культура, которая имеет для меня большое значение. Все завязано на символах, деталях. Появляются птица и лошадь, которые 
часто используют в вышиванках, рушниках. Они имеют сакральное значение как обереги. Все символы позитивные, восславляют природу и человека.

У меня был изначальный эскиз, но 50% я додумываю в процессе. Стена подсказывает новые решения. Поэтому рисунок видоизменяется, живет своей жизнью. Мне что-то подсказывает фактура стен – я изначально хотел вписать ее в рисунок, а не закрасить ее.

Стрит-арт – это продукт труда. Раньше считалось, что люди трудились, а не работали: в продукт труда мы вкладываем душу, и раньше наши предки вкладывали душу в процесс. И я вкладываю в свою работу душу, и она в итоге несет энергетику. Я бы хотел, чтобы зритель, который бы здесь проходил, не спрашивал у меня, что здесь нарисовано, а пытался расшифровать мои символы и элементы – нашел что-то для себя, задумался".


Рядом с рисунком Жени появится стрит-арт бразильского художника Рожерио Фернандеса. Он работает с ассистентом.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
В рамках фестиваля Vulica Brasil 21 октября откроется выставка в Центре Современных Искусств. Также запланированы: урок рисования для детей-сирот в городе Узда, открытая лекция "Влияние стрит-арта на городское пространство: опыт Бразилии", инсталляция "бразильско-белорусского города" на площади Якуба Коласа.

"Надо отметить, что сотрудники посольства – это просто dream team, – говорит Олег Ларичев. – Они показывают уникальный оптимизм и активность: второй секретарь посольства Данило Теофило Коста смело лазил на крышу, чтобы принести художникам еду, и орудовал валиком, помогая Рожерио".