1. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  2. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  3. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  4. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  5. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  6. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  7. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  8. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  9. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  10. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  11. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  12. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  13. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  14. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  15. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  16. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  17. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  18. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  19. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  20. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  21. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  22. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  23. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  24. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  25. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  26. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  27. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  28. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  29. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  30. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным


/ Фото: Андрей Лысюк,


 
"Мы себя называем торговым центром, но для покупателей как были "Жданиками", так и остаемся", - шутят в администрации. Легендарному рынку в этом году исполняется 20 лет. Когда-то о нем мало кто знал, а само место было не из приятных: машины приходилось ставить прямо в грязь. Как в чистом поле выросло "торговое чудо" (поле чудес?) и грядут ли для него перемены, читайте в материале TUT.BY.

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY

Рынок "Ждановичи" всегда находился в частных руках, и лучше всего о его истории могли бы рассказать учредители. Главный из них - бывший генеральный директор торгового центра Евгений Шигалов полгода назад ушел из жизни. Вспомнить былые времена согласились начальники двух коммерческих отделов торгового центра – Виктор Шкляр и Евгений Липинский. Они называют своих учредителей "учителями" и с удовольствием рассказывают о том времени, когда рынок "Ждановичи" еще не претендовал на звание самого крупного в городе.

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Виктор Шкляр (справа) и Евгений Липинский (слева)

Торговый центр "Ждановичи" в 2014 году:

Площадь рынка - 73 га
Площадь торговых мест - 170 тыс. квадратных метров
Число рабочих мест для предпринимателей и наемных работников – более 8 тыс.
Администрация рынка – более 800 человек


Все начиналось с реэкспорта машин

По словам Виктора Шкляра, открывать универсальный рынок в Ждановичах 20 лет назад никто не планировал. Все начиналось с небольшого автомобильного сектора. "Главнокомандующие" - так говорит собеседник об учредителях – в то время занимались реэкспортом автомобилей из Германии (возвращали "Жигули", которые в свое время продавались в Германию, и реализовывали их в России и Беларуси).

Компания, которая называлась тогда "ВАЗ-сервисом", изначально размещалась в Минске на улице Нововиленской. Автомобильный бизнес потребовал больших площадей, и было принято решение переместиться на пустующую тогда территорию неподалеку от поселка Ждановичи. Несмотря на расположение внутри кольцевой, в те годы эта земля считалась Минским районом.

- У учредителей были хорошие взаимоотношения с Минским райисполкомом и Ждановичским сельсоветом, - не скрывает очевидного Виктор Шкляр. - А эта земля была неугодна вообще никому – это была болотистая низина. Муниципалам надо было ее приводить в порядок. Наш покойный генеральный решил, что для автомобильного сектора территория не имеет значения. При этом смотрел на перспективу: рядом кольцевая дорога, а мы в черте города.

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
В мае 1994 года Минским райисполкомом было принято решение о строительстве торгового города между железной дорогой и шоссе Минск-Молодечно. Рынок "Ждановичи" изначально располагался на месте нынешнего "Радиомаркета". На фото: торговый центр в 2008 году. Панорамная съемка из кабины вертолета.

Несмотря на то, что в Малиновке уже тогда активно шла торговля автомобилями, бизнес в Ждановичах со старта приносил хорошие деньги. Реэкспортные машины пользовались огромным спросом.

- Вот представьте, меньше 90 машин в день у нас в те годы не продавалось. Рекорд – это было 149 авто в день (я даже запомнил эту цифру!). С самого утра тут стояла огромная очередь. Понимаете, мы просто оказались в нужное время в нужном месте.

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
Последствия "автомобилизации": ТЦ Ждановичи в выходной день.

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"


Покупателей в Ждановичи привлекло ГАИ

Затем руководство компании пригласило в Ждановичи ГАИ города – для регистрации и снятия с учета автомобилей. Здесь же был организован терминал для растаможки авто. И это привлекло на автомобильный рынок немало клиентов. Чтобы их "развлечь", было принято решение поставить несколько торговых точек. Первыми предпринимателями на рынке стали несколько женщин преклонного возраста из поселка Ждановичи. Они поставили две стойки с одеждой и начали торговать – и у них это получалось. Потом в течение месяца подтянулись еще несколько предпринимателей.

- В 1995 году были проблемы на Червенском рынке: санстанция закрыла его на неделю. Меня посетила хорошая мысль – съездить туда в гости, - иронично высказывается Виктор Шкляр. – У нас тогда позволяли площади поставить еще больше стоек для торговли. Мы предложили предпринимателям попробовать торговать у нас в результате в Ждановичах остались более 200 продавцов. Они пришли со своими палатками и стояли у нас бесплатно. Помню, был такой журнал у нас, где мы крестиками отмечали, кто пришел, а кто – нет. У нас была задача, чтобы люди стояли всегда, чтобы человек, который приехал в ГАИ, видел, что здесь есть рынок. Ведь даже когда я уже работал здесь 2 года, моя супруга продолжала ездить за шмотками на "Динамо".

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Рынок конца 90-х - начала нулевых. В архиве ТЦ "Ждановичи" не сохранилось фотографий более раннего периода.

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Фото: из архива ТЦ "Ждановичи"

Постепенно, продолжает рассказ коммерческий директор, на рынок начали подтягиваться покупатели, которые проезжали мимо Жданович по пути на Молодечно (и до сих пор эта трасса приносит торговому центру немало клиентов). К концу 95-го - началу 96-го вещевой рынок уже можно было назвать сформировавшимся. Для него построили нескольких навесов.

- Тогда была первая волна автомобилизации в Беларуси после распада СССР, поэтому к нам на оформление приезжало очень много людей. А самая хорошая реклама, как известно, это человеческий язык. Пошла молва, что есть такой рынок, и мы сыграли на этом.

Недовольный "мясник" и начало продовольственного рынка

Затем ряд предпринимателей обратились в администрацию с просьбой продавать бакалейную продукцию и сладости – специально для них построили отдельный навес. А потом на рынок пришел всего один-единственный мясник, который повздорил с администрацией Комаровского рынка. Он первый начал продавать свинину, а впоследствии к нему подтянулись и другие предприниматели с мясной продукцией. К тому времени реэкспорт машин уже не приносил такой большой прибыли, как раньше, и руководство решилось на строительство первого здания – для продовольственного рынка.

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
Продовольственный рынок сегодня.

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"

Когда начинали строить первый корпус продовольственного рынка, рассказывает Виктор Шкляр, рядом не было ничего, даже нормальной стоянки. Заасфальтирована была только так называемая "дорога жизни", но покупателей от этого меньше не становилось. Люди ставили машины в грязь. Иногда приходилось вытаскивать авто из земли тракторами – они просто-напросто вязли. Чтобы укатать болотистую землю, насыпали тонны песка.

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Рынок в конце девяностых. Здание продовольственного рынка выступает вторым номером. Фото: из архива ТЦ "Ждановичи"

- Бывало, оставляли бульдозер с утра, а в обед он уже наполовину был в грязи, представляете? Но в течение двух лет полностью все сделали, закатали грунт под асфальт. Я тогда еще с "козой" бегал, считал, сколько асфальта квадратов положили, - рассказывает Виктор Шкляр

- Я пришел в 97-м году, - дополняет коллегу Евгений Липинский. – И это было движение просто сумасшедшее, всего через несколько лет после запуска рынка. И самое интересное, если бы мы тогда не сделали этого, могли бы потерять все. Даже между собой иногда говорили про генерального, что он как бульдозер, толкает нас и в хвост и в гриву.

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Здание старого "Радиомаркета", которое уже снесли. Изначально здесь проводилась регистрация автотранспорта и таможенное оформление. Фото: из архива ТЦ "Ждановичи"


Рождение "Поля чудес" и "Радиомаркета"

Со временем "мясникам" и "бакалейщикам" снова стало мало места – для них построили рядом еще одно здание. Практически все строительные работы и раньше, и сейчас на рынке "Ждановичи" выполняли своими силами.

Потом проблемы начались на Сторожевском рынке (в быту – "блошином"), где продавали всевозможные радиозапчасти и старые вещи. Виктор Шкляр тоже лично съездил к местным продавцам и пригласил их переехать в Ждановичи – так на рынке появилось легендарное "Поле чудес" и не менее популярный "Радиорынок". Продавцы платили за аренду символические деньги, а иногда и вовсе торговали бесплатно. Тем не менее, в развитии торгового центра они приняли самое непосредственное участие. У каждого из таких продавцов были свои клиенты, которые приезжали за общением в Ждановичи и привозили своих знакомых.

К 1999 году на рынке торговали уже более тысячи предпринимателей. Сюда начали приезжать семьями – не просто что-то купить, но и провести время. Развивается местный общепит, в том числе хорошо известная сегодня сеть кафе "Сайгон".

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Фото: из архива ТЦ "Ждановичи"

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Фото: из архива ТЦ "Ждановичи"


Тайны маркетинга

Следующим этапом для рынка стало привлечение оптовиков. Все началось с очередных проблем на Комаровском рынке. Руководство рынка "Ждановичи" по традиции не осталось в стороне.

- Когда оптовиков начали "душить", я надел кепку и поехал на ночной рынок. Мы начали разговаривать с предпринимателями, причем некоторых из них уже знали: они держали точки розничной торговли на Ждановичах, а оптом торговали на Комаровке. Так возник оптовый рынок – у меня постепенно собралось порядка 200 грузовых автомобилей и 70 морских контейнеров. Из этих машин заводилась каждая пятая, - смеется Виктор, вспоминая прошлое. - Они использовались только как торговый объект. И чтобы убрать машины, мы брали их на жесткую сцепку и выкатывали.

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
В начале нулевых руководство рынка "Ждановичи" начало осваивать другую сторону улицы Тимирязева. Туда полностью перевели оптовый рынок. Открылся торговый городок "Лебяжий", который существует до сих пор.

Из-под навесов – в помещения

Началось активное строительство торговых центров "Мир моды". Как объясняет Виктор Шкляр, с началом строительства гипермаркетов "бродить по мокрому асфальту покупателям уже не хотелось".

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Первый "Мир моды". Фото: из архива ТЦ "Ждановичи"

Торговлю мебелью тоже решено было приблизить к цивилизации. Открылась строительная выставка, а впоследствии, в 2006 году, ТЦ "Град". Через 5 лет отдельное здание на другой стороне улицы Тимирязева заполучил авторынок, который открылся в Ждановичах еще в 2001-м году.

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"

- Единственный наш минус в том, что мы опаздывали всегда где-то на полгода- год. А ведь всегда дорога ложка к обеду. Первый "Мир моды" был востребован, и надо было их сразу 5 строить. Когда в итоге мы это сделали, уже не было такого потока предпринимателей. И сейчас есть свободные места, хотя раньше у нас с этим были реальные проблемы. Места перепродавались за большие деньги.


Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY


Темные пятна: бандитские нападения и задержание директора

Были в истории рынка и темные пятна. Например, бандитские нападения на продавцов, таксистов и покупателей, а также попытки самих предпринимателей массово переехать на другие площадки. Особенно ярко запомнился Евгению Липинскому случай с плодоовощным рынком, когда его участников активно агитировали переехать на "Экспобел".

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"


- Это нормальная конкуренция, к людям приходят, обещают им "золотые горы" - чуть ли не бесплатную аренду. Но они все равно возвращаются туда, где есть покупатель. Мы сильны именно за счет своей универсальности: приехал за колбасой – купил майку. Естественно, приходилось и цену понижать, а что же делать? Когда-то мы были одни, а теперь нас много.

Самым глобальным потрясением для администрации рынка стало задержание в 2008 году учредителя и генерального директора Евгения Шигалова. В отношении него было возбуждено уголовное дело за незаконный захват земли и злоупотребление властью. Сумма ущерба оценивалась почти в 40 миллионов долларов. Осенью 2009 года Шигалова освободили от уголовной ответственности на основании указа президента с условием возмещения ущерба.

Начальник коммерческого отдела Виктор Шкляр рассказывает, что ему часто доводилось слышать досужие разговоры о том, что рынку земля досталась "на халяву". "Я говорю: слушай, а что ж ты не взял на халяву в 94 году эту землю? Когда все готово, тогда начинают люди рты открывать. А почему тогда не брали болото?"

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Виктор Шкляр показывает на схеме современного ТЦ "Ждановичи" место его основания. Сегодня торговый центр настолько велик, что даже работники администрации иногда теряются в его строениях.
Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Было время, посетителям даже выдавали "путеводители по рынку".


В планах: уйти в закрытые помещения и частично переехать за город

Спустя 20 лет "рынок на болоте" занял территорию более 73 гектаров. Строятся новые площадки, реконструируются старые. Стоит задача перевести всю торговлю в закрытые помещения или под навесы, хотя в администрации считают, что это не быстрый процесс.

- Есть проблема: человека ведь не выгонишь совсем, ведь это для него основной заработок. Если площадку реконструируешь, предпринимателей нужно куда-то перенести. А места уже не хватает. Тем не менее, мебельную площадку, к примеру, мы уже почти полностью перенесли с улицы. Все-таки торговля в палатках – это прошлый век.


Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY

К 2015 году, обещает руководство ТЦ "Ждановичи", весь плодоовощной рынок и торговый городок "Лебяжий" переедет в район деревень Таборы и Хатежино Минского  района (8 км от кольцевой дороги).

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"

Кроме того, руководство ТЦ "Ждановичи" подумывает о переносе за город автомобильного рынка – единственного рынка такого профиля внутри кольцевой. Пока этот вопрос городские власти не поднимали, но рано или поздно это случится, уверены в администрации. Рядом строятся высотные дома, растет жилой микрорайон.

А это значит, что освободится довольно обширная торговая площадка по правую сторону от улицы Тимирязева. На этом месте администрация планирует построить "город-сад", который должен стать приятным местом для покупок и отдыха.

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
Руководство рынка называет проект "мечтой" и подчеркивает, что с администрацией города он пока не согласован.
Фото: их архива ТЦ "Ждановичи" Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
Фото: их архива ТЦ "Ждановичи" Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
"Сейчас уже население требует от торговых центров больше, чем им предлагают", - комментирует Виктор Шкляр. - "Люди хотят прийти в выходной день за покупками, и чтобы вокруг было красиво – фонтаны, красивые скамейки, катки, роликовые трассы, кафетерии на каждом углу. Мы хотим сделать нечто подобное. Это программа не одного года, а на перспективу".

Часть рынка "Ждановичи" в границах проспекта Победителей и улицы Ратомской в этом году отдана под строительство жилого комплекса и физкультурно-оздоровительного центра. В ближайшие годы планируется расширение улицы Тимирязева, что также сократит торговые площади рынка.

Что будет с парковками?

А пока основной проблемой для администрации остается благоустройство территории. Это, в первую очередь, обустройство парковок. Именно на нехватку мест для стоянки сегодня чаще всего жалуются покупатели.

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY

- Мы построили "Автоград" – это же паркинг (930 мест),
- комментирует заместитель директора Анатолий Ялак. - Новый паркинг работает на "Радиомаркете" - введено в строй 509 мест. Также в этом году будет запущена вторая очередь на 250 мест. А к 2015 году мы построим еще одну площадку на 700 мест – строительство идет полным ходом собственными силами.

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY
Строительство второй очереди "Радиомаркета"

Руководство рынка не считает, что сейчас для рынка наступили плохие времена. Но признает: определенную часть клиентов гипермаркеты оттянули на себя. "Хотя у каждого свой покупатель", - здесь любят повторять эту фразу.

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY

Мнения предпринимателей о будущем рынка расходятся

Директор сети "Сайгон" в ТЦ "Ждановичи" Алексей Долбенко тесно сотрудничает с учредителем из Вьетнама, бывшим летчиком Фам Динь Тханем практически с первых дней работы кафе. Открыть точку общепита на рынке в Ждановичах, объясняет белорус, было проще, чем в центре города – для этого требовалось гораздо меньше вложений. Сегодня на рынке "Ждановичи" работает 27 кафе "Сайгон". На других рынках заведения этой сети не представлены (хотя могут называться "Сайгонами").

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY

- Все было тогда стихийно, - вспоминает работу первого кафе Алексей Долбенко. - Это было некое временное сооружение, где вьетнамцы готовили на нескольких кухонных газовых плитах. Рынок в те годы был провинциальным. Я помню хаос, множество временных строений. Людей всегда было много, но в последнее время становится хуже.

Лучшими годами для сети кафе "Сайгон" Алексей Долбенко называет 2001-2006 годы, когда бизнес рос и казалось, что так будет всегда. Были планы расшириться, выйти в город и открыть вьетнамский ресторан.

- Наверное, народ беднее становится. Покупательная способность людей падает
(Алексей Долбенко всячески отвергает версию о том, что люди стали чаще делать покупки в современных торговых центрах и гипермаркетах. – TUT.BY).

Владелец двух точек по продаже изделий из кожи в ТЦ "Мир моды" Игорь Жамейко в корне не согласен с директором "Сайгон". По его мнению, рынок не растерял со временем покупателей. Но клиент здесь особенный: "попроще, без выпендрежа".

Фото: Андрей Лысюк, TUT.BY

До 2004 года Игорь Жамейко работал на рынке "Динамо". Начинал с мелочевки, потом перешел на обувь и куртки. В 90-е торговля на улице шла хорошо, но со временем решил, что нужно переходить к более комфортным условиям в помещение. Уехать из центра города на окраину было нелегко, но предприниматель доволен.

- Как ни странно, но люди продолжают ходить на рынок. Хотя мы думали, что будет гораздо хуже. Никакого спада я не чувствую, на этот момент. Но многие говорят, что стало тяжелее. Возможно, это зависит от товара.

А какие воспоминания вы связываете с рынком "Ждановичи"? Продолжаете ли делать покупки на рынке или выбираете другие формы торговли?

Фото: их архива ТЦ "Ждановичи"
-10%
-15%
-30%
-25%
-21%
-21%
-15%
-10%
0073023