Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


После смерти в аэропорту "Шереметьево" молодого мужчины от сердечного приступа белорусские пассажиры стали звонить в здравпункт Национального аэропорта "Минск" и тревожиться: "А как у нас обслуживают больных? Спасут ли нас, если что?". TUT.BY побывал в аэропорту и разузнал, как здешние медики работают с пассажирами, когда жизни или здоровью последних что-то угрожает.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
До пассажирского здравпункта доктор Надежда Матвеева больше тридцати лет работала в здравпункте, где обследуют летчиков перед полетом. Сейчас она вместе с коллегами работает с пассажирами.

В месяц - одна-две внеплановые посадки из-за самочувствия пассажиров

Пока результатов расследования по смерти молодого человека в московском аэропорту нет, но у его близких людей, и у тех, кто спасал Артема Чечикова на борту, слишком много вопросов к службам, которые не смогли помочь на земле. В СМИ уже появлялись свидетельства о самых разных нарушениях. Говорят, что бригада медиков, поднявшаяся на борт, была не готова к "сложному случаю". Рассказывают, что в ларингоскопе были разрядившиеся батарейки. Утверждается, что сотрудники медслужбы не оказывали должной помощи пациенту, пока у него, следовавшего из Барселоны в Челябинск, не проверили документы. Наконец, отмечают, что реанимобиль "с большой земли" приехал в аэропорт лишь спустя два часа после экстренной посадки. Все это время парня пытались спасти разве что медики, случайно оказавшиеся на борту. 

Фото: личная страница Артема Чечикова "ВКонтакте"
Молодого человека, летевшего из Барселоны в Челябинск, спасти не удалось. Вдова Артема намерена судиться с сотрудниками аэропорта "Шереметьево". Фото: личная страница Артема Чечикова "ВКонтакте".
На днях Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье "Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей". Последние новости рассказывают, что генпрокуратура России намерена проверить оказание медицинских услуг в аэропортах и вокзалах "в связи с участившимися случаями несвоевременного и некачественного оказания медицинской помощи пассажирам воздушного и железнодорожного транспорта"

Замдиректора по врачебно-летной экспертизе и медицинскому обеспечению безопасности полетов Александр Жадан рассказывает TUT.BY, что здравпункт Национального аэропорта "Минск" состоит из нескольких подразделений. В стартовом подразделении занимаются осмотром пилотов и бортпроводников перед полетом, в службе спецтранспорта работают с водителями аэропорта, в третьем подразделении - непосредственно с пассажирами.

Основная задача пассажирского здравпункта - спасение людей во время авиационных происшествий. Кроме того, здесь помогают пассажирам, которым стало плохо перед вылетом, после прилета или на борту самолета, а также встречающим, провожающим и сотрудникам аэропорта.

- За день около десяти-пятнадцати обращений у нас просто от пассажиров, начиная от необъяснимого страха перед полетом. Очень часто летают люди в возрасте, у которых на фоне страха, ожидания, стресса ухудшается течение основных заболеваний. Внеплановые посадки самолетов из-за самочувствия пассажиров встречаются тоже нередко - один-два раза в месяц, - рассказывает Александр Жадан.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Александр Жадан вместе с фельдшером здравпункта Александром Бельским показывают, что пассажирам с переломами первую помощь здесь тоже смогут оказать.
                

Если человеку стало плохо на борту      

Работают здравпункты в аэропорту круглосуточно. Бортпроводники проходят курсы медподготовки, они умеют определить степень тяжести состояния пассажира. Бортпроводник сообщает командиру, командир воздушного судна связывается с диспетчерской службой аэропорта. Диспетчерская сообщает врачам в здравпункт, скорая помощь едет к стоянке, куда должен прибыть самолет. Медработники поднимаются на борт и оказывают помощь - это обычная схема работы с пассажирами, которым стало плохо в воздухе.

- Бывает, что врач здравпункта еще перед выездом на стоянку самолета вызывает дополнительную помощь. Недавно была ситуация: у ребенка на борту были судороги, вызвали реанимационную бригаду из Минска. Реанимация прибыла в аэропорт меньше чем через десять минут после посадки самолета, к этому моменту наши работники уже оказывали ребенку помощь, - рассказывает Александр Жадан.  

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Современная машина скорой помощи появилась в Национальном аэропорту "Минск" в прошлом году. Кроме нее, есть еще одна машина, в которой, правда, меньше медицинских приспособлений.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Если есть необходимость вызывать скорую помощь из Минска, то бригаду присылают из наиболее близких к аэропорту подстанций - из Зеленого Луга или Уручья. По нормативам из столицы в аэропорт скорая должна прибыть за 40 минут, но собеседник утверждает, что обычно машина приезжает куда быстрей. Если нет форс-мажорных ситуаций вроде прошлогодней бури, "Хавьера". 

Фельдшер здравпункта Александр Бельский вспоминает, что в "Хавьер" у одного из пассажиров случился инфаркт. Скорая помощь из Минска по снежным завалам добиралась шесть часов. Все это время медики аэропорта своими силами помогали пассажиру -  оборудования для этого достаточно.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Александр Бельский до аэропорта работал на скорой помощи. Помогает людям три десятка лет.

Вспоминая историю в "Шереметьево", Александр Жадан считает, что во время оказания помощи пассажиру никакое оформление документов не должно мешать врачу исполнять свои обязанности.

- Да, если борт иностранный, или если пациент - гражданин другой страны, то на борт с врачами отправляются пограничники. Врачи, медработники никакого отношения к документам не имеют. Мне, как доктору, который оказывает помощь, абсолютно без разницы, чьей страны человек гражданин. У меня своя работа.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
В аэропорту есть несколько видов носилок - для пациентов с самыми разными болезнями.

Чаще всего медпомощь в столичном аэропорту приходится оказывать гражданам Беларуси и России. Сейчас особое внимание уделяют пассажирам из Нигерии - их пропускают через пункт санитарного контроля, чтобы "не пропустить" лихорадку Эбола в страну. Если возникнут подозрения, то с мерами особой предосторожности пассажира доставят в инфекционную больницу, до выяснения диагноза.


"От ларингоскопов отказались"

В здравпунктах аэропорта есть сумки с медикаментами для неотложной помощи. Специалисты называют их "укладками". Укладки позволяют не бегать судорожно в поисках нужных средств, а иметь, в зависимости от ситуации, все под рукой. Это укладки для сердечно-легочной реанимации, родовые укладки, укладки по особо опасным инфекциям. Есть в здравпункте также аппараты ИВЛ, дефибриляторы, глюкометр, ингалятор и электрокардиограф.

Сотрудники раскрывают укладки и показывают журналистам, что аппаратура включается, работает. Кстати, ларингоскоп (есть версия, что именно к этому устройству у сотрудников "Шереметьево" не нашлось рабочих батареек), в белорусском аэропорту не используют. И Александр Жадан объясняет, почему:

- Сам ларингоскоп - это медицинский инструмент, предназначенный для того, чтобы в верхние дыхательные пути ввести эндотрахеальную трубку. Потом ее подключают либо к мешку Амбу, либо к аппарату ИВЛ. Но использование ларингоскопа подразумевает наличие определенных навыков. К тому же, специалист, который этим пользуется, должен им пользоваться постоянно. Поскольку в здравпунктах аэропортов сотрудники крайне редко пользуются ларингоскопами, мы их убрали. У нас вместо этого есть ларингеальные маски. Для того, чтобы их установить, специальные навыки не нужны. 

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Ларингеальные маски

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Дефибриллятор

Александр Бельский - фельдшер, ответственный за зарядку батареек во всех устройствах, которые этого требуют. Он заряжает батарейки каждую смену - через два дня. Отчет об этом заносится в специальные журналы, которые тоже показали журналистам.

Береженого Бог бережет. 17 аптечек на 680 пассажиров.

Терапевт здравпункта Надежда Матвеева показывает сортировочные карты - они лежат в скорой помощи аэропорта. Пригодится могут лишь во время  авиационных происшествий. Их за 32 года работы на ее смену, к счастью, не выпадало. 

- Эти карты нужны для сортировки пострадавших. Ярлычок обрывается, чтобы крайней осталась та полоска, которая характеризует состояние пострадавшего. Черная означает, что помощь не нужна, человек погиб. Следующая полоска, с изображением зайца, означает, что больной нуждается в неотложной медпомощи и его нужно госпитализировать в первую очередь. Потом - полоска с изображением черепахи - больного с такой биркой не обязательно в первую очередь отправлять в больницу. А вот эта полоса, последняя - здоровые. Люди со стрессом, со ссадинами, которые сами могут идти до пункта сбора.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Так выглядит сортировочная карта. Небольшой листок бумаги позволяет учесть всех пассажиров во время авиакатастрофы и подсчитать погибших и живых.

Надежда Матвеева рассказывает, что похожие бирки использовали сотрудники аэропорта "Минск", когда в 1981 году, в феврале, во время набора высоты, упал самолет. На поиск самолета тогда отправляли поисковую группу, в которую всегда входит и медицинский расчет. 

На случай авиационных катастроф в здравпункте есть особые сумки спасателей. Такой увесистый рюкзак рассчитан на помощь десяти пассажирам. В аэропорту "Минск" есть семнадцать больших аварийных укладок. Их количество определено рекомендациями ИКАО. 

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Аптечка, которую нужно схватить во время авиационного происшествия, пломбируется. Пломба говорит о том, что внутри медикаменты соответствуют необходимому списку, сроки годности в порядке нормальные, а устройства в рабочем состоянии.

Александр Жадан отмечает, что порядок действий и алгоритмы работы при авиационных происшествиях постоянно отрабатываются. Частые тренировки нужны, потому что из-за ежедневной "текучки" может создаться иллюзия, что помощь во время катастроф - это работа, отошедшая на второй план. Но дело в том, что врачу, работающему в аэропорту, всегда нужно быть готовым к авиационному происшествию. Даже когда их, к счастью, не случается.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY