Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


С 2015 года обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать не девятиклассники, как было ранее, а выпускники 11-х классов. В канун нового учебного года мы заглянули в учебники для одиннадцатиклассников и узнали, какой видят новейшую историю страны их составители. 



В этом году историю Беларуси школьникам будут преподавать по двум учебникам - 2009 и 2013 годов выпуска. Начнем знакомство с более ранней книги - под редакцией доктора исторических наук, профессора Е. К. Новика. Обложка выполнена в нейтральном коричневом цвете, с точечными вкраплениями красного и зеленого. Ни государственного герба, ни портрета Лукашенко на обложке и форзаце книги мы не обнаружили. История независимой Беларуси лаконично уместилась на 30 печатных страницах текста. 

Изменники Ельцин, Шушкевич и Кравчук и реформатор Лукашенко

В разделе "Станаўленне суверэннай Рэспублікі Беларусь" сухо говорится о принятии 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР и присвоении документу в августе 1991 г. силы закона. Учащиеся узнают, что 19 сентября того же года государственными символами суверенной Республики Беларусь были объявлены герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг. 

Далее в тексте составителей учебника прослеживается осуждающий тон. Ельцина, Шушкевича и Кравчука, которые 8 декабря 1991 г. в Вискулях подписали Беловежские соглашения, характеризуют как "праігнараваўшых волю сваіх народаў" и "канчаткова знішчыўшых вялікую і магутную дзяржаву"

За период 1991-1994 гг., по мнению авторов, в Беларуси был создан необходимый минимум институтов для того, чтобы преобразовать систему государственного управления экономикой в рыночную. Следом идет описание связанных с этим потерь: "абвальны спад вытворчасці на 50%, што пагражала дзяржаве стратай незалежнасці і ператварэннем у калонію", "раскручванне інфляцыйнай спіралі", "рэзкае падзенне жыццёвага ўзроўню большасці насельніцтва", "рост беспрацоўя" и т. д. Новый вариант реформ, согласно тексту, предложил первый президент Беларуси Александр Лукашенко. 

Единственный в книге портрет Лукашенко по размерам напоминает паспортную фотографию 3×4. Изучать биографию первого и пока единственного в Беларуси президента школьникам не предлагают.

Запятнанные герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг 

Принятию первой Конституции и первым президентским выборам посвящены два коротких абзаца текста. Гораздо больше внимания авторы учебника уделили референдуму 14 мая 1995 г. В подробностях объясняется, почему ни герб "Погоня", ни бело-красно-белый флаг не могут считаться национальными символами. 

Герб "Погоня" в учебнике называется символом, который характерен не только для белорусов и литовцев, но для всех, кто участвовал в войнах. Кроме того, утверждают авторы, этот герб не имел всебелорусского распространения. "Сярод 47 гербаў губерняў і гарадоў Беларусі, якія прыведзены ў Беларускай Савецкай Энцыклапедыі, выяву "Пагоні" мелі толькі 11". Называется еще одна причина, по которой, по мнению составителей учебника, этот герб должен был кануть в Лету. "Як культурна-гістарычны знак герб "Пагоня" чысты, як дзяржаўна-палітычны сімвал – заплямлены, бо ў 1941-1944 гг. знаходзіўся ў руках здраднікаў, катаў і ворагаў беларускага народа. А што можа сімвалізаваць сёння гэты феадальны знак "Пагоня" ў якасці дзяржаўнага герба? Агрэсіўнасць, ваяўнічасць, тэакратычнасць дзяржавы? Не, гэта не адпавядае менталітэту беларускага народа". 

Авторы не нашли почти никаких документальных свидетельств, которые подтверждали бы древнее происхождение бело-красно-белого флага. А потому, по их мнению, принятие новой символики было совершенно оправданно. Они ссылаются на статью белорусского коллаборациониста Г. Альгердича, опубликованную в Берлине в ноябре 1944 г: "Паходжанне нашага сённяшняга бела-чырвона-белага сцяга параўнальна нядаўняе і звязана з часам рэвалюцыі 1917 г. таму, што пытанне аб агульнанацыянальным ці дзяржаўным сцягу ў мінуўшчыне было недаследаваным <…> Давялося ім [дзяржаўным дзеячам] выступіць у гэтай галіне вольнымі тварцамі. У выніку гэтай творчасці адразу з'явіўся… у якасці нацыянальнага сцяга аднаколерны белы штандар. Аднак хутка выявілася неадпаведнасць такого аднаколернага белага сцяга: ён занадта біў у вочы на фоне рэвалюцыйнага разумення сімволікі колераў (чырвонае – колер рэвалюцыі, белае – колер контррэвалюцыі) <…> Таму неўзабаве пасярод белае палатніны сцяга была праведзена чырвоная, "рэвалюцыйная паласа".

В книге не объясняется, почему именно советское "наследие" должно символизировать современную Беларусь.

Референдум 24 ноября 1996 г., в результате которого в Конституцию Беларуси были внесены изменения и дополнения, описан в учебнике довольно коротко. Авторы останавливаются подробно лишь на одном моменте: почему Лукашенко вынес на референдум предложение о переносе Дня Независимости с 27 июля на 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков. Дата 27 июля, по мнению составителей книги, ассоциируется в памяти людей с распоряжением гауляйтера В. Кубе "пры розных урачыстасцях і для распазнавання нацыянальнасці беларускай побач з нямецкімі адзнакамі на дамах вывешваць і насіць бела-чырвона-белы сцяг і герб "Пагоня". Кроме того, если верить учебнику, этот день белорусы связывают с развалом Советского Союза, поскольку именно 27 июля была подписана Декларация о государственном суверенитете Беларуси. 


Достижения белорусской экономики: "У кватэрах цёпла і светла"

Белорусская модель социально-экономического развития изложена в учебнике абстрактно. В книге безапелляционно заявляют, что в центре развития страны сегодня находится Человек, его здоровье, образование, зарплата, жилье, пенсия, безопасность. Государство обязуется сделать все для того, чтобы человек гордился, что живет и работает в Беларуси. Многократно повторяются уже ставшие устойчивыми сочетания "социально ориентированная модель рыночной экономики", "социальная стабильность в обществе", "социальные гарантии". 

Государственное регулирование экономики описывается как очевидный плюс. Этот метод "забяспечвае павышэнне эфектыўнасці эканомікі, недапушчэнне "праядання крэдытаў", узмацнення інфляцыі". Приостановлено создание крупных частных капиталов, большая часть из которых, по мнению авторов, имеет криминальное происхождение. Сообщается, что из всех постсоциалистических стран только Беларусь не встала на путь разрушения индустрии (по причине того, что "яна нібыта вырабляла нікому не патрэбны хлам"), а также на путь деколлективизации и создания частных фермерских хозяйств. 

Подводя итоги социально-экономического развития Беларуси в 1994-2005 гг., авторы подчеркивают, что страна "не прадала за бясцэнак зямлю, заводы і фабрыкі, прыпыніла інфляцыю і без дапамогі з-за граніцы скараціла дэфіцыт дзяржаўнага бюджэту". 

"У нашай краіне ёсць эканамічная і палітычная стабільнасць, <…> людзі атрымліваюць зарплату, у кватэрах цёпла і светла"
, - описывают достижения белорусской экономики авторы учебника. 

Отдельно отмечается высокая роль в развитии государства Всебелорусских народных собраний. Эти даты выделены жирным шрифтом и вынесены в список обязательных для запоминания.


Запомни! Ты живешь в обществе социальной справедливости

Президентским выборам 2001 и 2006 гг. посвящены два коротких предложения. Учащимся поясняют, что баллотироваться на должность президента в 2006 году Лукашенко имел право благодаря референдуму 2004 года. Авторы учебника подчеркивают, что свое согласие на исключение из Конституции ограничения в два президентских срока дала "пераважная большасць беларускага народа". 

В политическом спектре составители книги выделяют три основных направления: праворадикальное, буржуазное ("адмаўленне ўсіх здабыткаў апошніх десяцігоддзяў, спробы павярнуць кола гісторыі назад, у 1917"), леворадикальное, социалистическое ("спробы вярнуцца назад, да канца 1980-х – пачатку 1990-х") и магистральное ("пабудова грамадства сацыяльнай справядлівасці, лепшыя здабыткі капіталізму і сацыялізму"). 

Во внешней политике, говорится в учебнике, Беларусь развивает торгово-экономическое сотрудничество не только со странами СНГ, но и с европейскими государствами, КНР, Венесуэлой. О сотрудничестве с Китаем и Венесуэлой рассказывается особенно подробно. 

4 года спустя: распад СССР как закономерный итог кризиса советской системы

Учебник 2013 года издания (под редакцией доктора исторических наук, профессора В. М. Фомина) охватывает более широкий период новейшей истории Беларуси. Раздел "Станаўленне і ўмацаванне дзяржаўнага суверэнітэту Рэспублікі Беларусь" растянулся на 80 страниц печатного текста. В отличие от предыдущего учебника авторы описывают события последних 20 лет очень подробно, снабжая свой рассказ иллюстрациями и справочной информацией. 

Распад СССР в этой книге описывается уже гораздо более позитивно. Авторы стараются объяснить читателю, что таков закономерный итог общественно-политического кризиса 1970-1990-х гг. 

Появление на политической арене А. Лукашенко в учебнике связывается с острой необходимостью вывода страны из кризиса. Учащимся предлагают познакомиться с биографией первого избранного в стране президента, которая практически дублирует данные с официального сайта президента. 



Как и в предыдущем учебнике, авторы подробно останавливаются на референдуме 1995 года и изменении государственной символики. Аргумент используется все тот же: "Многія жыхары Беларусі выказвалі незадавальненне адносна такой сімволікі па прычыне таго, што яна ўжывалася са згоды акупацыйных улад на захопленай нямецка-фашысцкімі вайскамі тэрыторыі Беларусі". 


Многопартийность и альтернативные выборы

Перед школьниками не умалчивается факт противостояния в 1994-1996 гг. президента и Верховного совета, который "аказаўся няздольным каардынаваць дзейнасць розных дзяржаўных структур". В сложившихся обстоятельствах, уверены составители книги, у президента не было другого выбора, кроме как объявить о проведении нового референдума. "Назіраўся пэўны дысбаланс узаемаадносін паміж рознымі галінамі ўлады". 

В 2001 году, пишут в книге, прошли очередные президентские выборы, которые имели альтернативный характер, "бо ў іх прынялі ўдзел тры кандыдаты на гэту пасаду". Итоги референдума 2004 года, благодаря которому Лукашенко получил возможность участвовать в выборах неограниченное число раз, не что иное, как "сведчанне ўмацаванння ўнутрыпалітычнага становішча Рэспублікі Беларусь". 

Результаты выборов 2006 и 2010 гг. даются в короткой исторической справке. В очередной раз были названы впечатляющие результаты голосования, которые должны свидетельствовать о масштабной поддержке президента народом (83 и 79,6% голосов за Лукашенко). О протестах во время президентских выборов в учебнике нет ни слова.  

В книге авторы приводят данные о существовании в стране многочисленных политических партий, общественных объединений и профессиональных союзов, что говорит о развитии демократии в стране. Правда, тут же признают, что большинство существующих партий не оказывают какого-либо существенного влияния на политическую жизнь в стране. Отдельным пунктом стоит республиканское общественное объединение "Белая Русь", которое способствует развитию сильной и процветающей Беларуси. БРСМ также заслужил упоминания в школьном учебнике. 

Современные школьники обязаны знать своих героев в лицо. Так, в учебнике можно найти портрет бывшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета, который удостоен звания "Героя Беларуси". Книга знакомит читателей с портретами и других религиозных деятелей.


Лозунг "За сильную и процветающую Беларусь" вошел в историю

Всебелорусские народные собрания, считают составители учебника, "увасабляюць у сабе гістарычны вопыт правядзення народных вечаў у Полацку і Тураве і сучасныя тэндэнцыі народаўладдзя (дэмакратызму)". В формате "дополнительного чтения" школьников знакомят с выдержками президентского послания белорусскому народу. Символом общности интересов власти и народа, по мнению авторов, стал лозунг, предложенный президентом: "За сильную и процветающую Беларусь". 

Школьников убеждают в том, что в 2000 г. Беларусь первой на постсоветском пространстве преодолела кризисные тенденции в экономике и восстановила уровень промышленности 1990 г. Подчеркивается, что это стало возможным благодаря эффективной государственной власти.



В начале нулевых удивительный рост белорусской экономики, по мнению авторов учебника, продолжился. При этом темпы роста превышали аналогичные показатели ведущих стран СНГ. 

Учебник вновь и вновь знакомит учащихся с людьми, удостоенными звания "Герой Беларуси". Среди них – в прошлом председатель правления Национального банка Петр Прокопович. Он был награжден "за ўклад у забеспячэнне ўстойлівых тэмпаў эканамічнага развіцця".

Согласно учебнику, важнейший фактор социально-экономического развития Беларуси в 2006-2010 - наука и информация. Если верить авторам, в стране планировалось перейти от крупной конвейерной промышленности к производству технологий, в том числе IT-продуктов. Итогами этой пятилетки называются высокие темпы роста ВВП. В учебнике пишут, что по темпам роста с/х продукции на душу населения в эти годы Беларусь заняла первое место среди стран СНГ. 

В обеих девальвациях виноваты сами белорусы

О девальвациях 2009-го и 2011-го года в книге также говорится. Авторы учебника открыто сообщают школьникам, что в первый раз белорусский рубль ослаб по причине разницы цен внутри страны и за ее пределами, т. е. Беларусь покупала за границей больше товаров, чем продавала. Вторая девальвация объясняется дисбалансом между производительностью труда и размерами зарплат. Кроме того, "замест набыцця на заробленые сродкі айчынных тавараў спажыўцы аддавалі перавагу імпартным <…> У выніку валютные рэзервы краіны зменшыліся, склалася множнасць абменных курсаў". Глубинные причины этих негативных явлений в белорусской экономике не уточняются. Если верить учебнику, власти молниеносно приступили к преодолению сложившейся ситуации. 

В 2011-2015 гг. приоритетным направлением развития Беларуси определено развитие "человеческого капитала" (высокий уровень благосостояния, рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья, повышение качества образования). Школьников убеждают в том, что к 2015 году Беларусь должна войти в число 50 стран с самым высоким индексом развития человеческого капитала. 

Дружественная Россия и странный Евросоюз

Путь создания Союзного государства с Россией рассматривается как объективный процесс, который соответствует интересам двух братских народов. Участие Беларуси в ЕврАзЭС и формирование Единого экономического пространства с Россией и Казахстаном, по мнению авторов, дает нашей стране большие возможности для сбыта продукции. 


Гораздо интереснее читать о взаимоотношениях Беларуси с Западом. В 1997 году, без видимых на то причин (в книге о них ни слова), министры иностранных дел стран Европейского союза приняли решение о замораживании политических контактов с Беларусью. "Аднак відавочна, што з прычыны геапалітычнага становішча Беларусі ў цэнтры Еўропы без удзелу нашай краіны не могуць быць паспяхова вырашаны еўрапейскія праблемы нелегальнай міграцыі, гандлю людзьмі, наркатрафіка, бяспекі граніц <…> Адносіны Беларусі з краінамі Захаду і Еўрасаюзам маюць неабмежаваны патэнцыял…"



Мировой кризис, пишут в учебнике, подорвал идеологический догматизм стран Евросоюза в отношении Беларуси и заставил обратить внимание на социально-экономическую модель, по которой развивается наша страна. Результаты этих наблюдений не сообщаются.

Отдельный раздел в учебнике посвящен бурной деятельности Беларуси в ООН.

Авторы учебника не согласны с президентом в том, что у белорусов нет национальной идеи (недавно Лукашенко высказывался на эту тему в интервью телеканалу "Дождь"). Школьников учат, что "агульнацыянальная ідэя грунтуецца на ўсведамленні народам сваей дзяржаўнасці і першаснасці нацыянальных інтарэсаў, а таксама на такіх паняццях, як незалежнасць, стабільнасць, дабрабыт". 

,