Политика
Экономика и бизнес
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Общество


С 2015 года обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать не девятиклассники, как было ранее, а выпускники 11-х классов. В канун нового учебного года мы заглянули в учебники для одиннадцатиклассников и узнали, какой видят новейшую историю страны их составители. 



В этом году историю Беларуси школьникам будут преподавать по двум учебникам - 2009 и 2013 годов выпуска. Начнем знакомство с более ранней книги - под редакцией доктора исторических наук, профессора Е. К. Новика. Обложка выполнена в нейтральном коричневом цвете, с точечными вкраплениями красного и зеленого. Ни государственного герба, ни портрета Лукашенко на обложке и форзаце книги мы не обнаружили. История независимой Беларуси лаконично уместилась на 30 печатных страницах текста. 

Изменники Ельцин, Шушкевич и Кравчук и реформатор Лукашенко

В разделе "Станаўленне суверэннай Рэспублікі Беларусь" сухо говорится о принятии 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР и присвоении документу в августе 1991 г. силы закона. Учащиеся узнают, что 19 сентября того же года государственными символами суверенной Республики Беларусь были объявлены герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг. 

Далее в тексте составителей учебника прослеживается осуждающий тон. Ельцина, Шушкевича и Кравчука, которые 8 декабря 1991 г. в Вискулях подписали Беловежские соглашения, характеризуют как "праігнараваўшых волю сваіх народаў" и "канчаткова знішчыўшых вялікую і магутную дзяржаву"

За период 1991-1994 гг., по мнению авторов, в Беларуси был создан необходимый минимум институтов для того, чтобы преобразовать систему государственного управления экономикой в рыночную. Следом идет описание связанных с этим потерь: "абвальны спад вытворчасці на 50%, што пагражала дзяржаве стратай незалежнасці і ператварэннем у калонію", "раскручванне інфляцыйнай спіралі", "рэзкае падзенне жыццёвага ўзроўню большасці насельніцтва", "рост беспрацоўя" и т. д. Новый вариант реформ, согласно тексту, предложил первый президент Беларуси Александр Лукашенко. 

Единственный в книге портрет Лукашенко по размерам напоминает паспортную фотографию 3×4. Изучать биографию первого и пока единственного в Беларуси президента школьникам не предлагают.

Запятнанные герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг 

Принятию первой Конституции и первым президентским выборам посвящены два коротких абзаца текста. Гораздо больше внимания авторы учебника уделили референдуму 14 мая 1995 г. В подробностях объясняется, почему ни герб "Погоня", ни бело-красно-белый флаг не могут считаться национальными символами. 

Герб "Погоня" в учебнике называется символом, который характерен не только для белорусов и литовцев, но для всех, кто участвовал в войнах. Кроме того, утверждают авторы, этот герб не имел всебелорусского распространения. "Сярод 47 гербаў губерняў і гарадоў Беларусі, якія прыведзены ў Беларускай Савецкай Энцыклапедыі, выяву "Пагоні" мелі толькі 11". Называется еще одна причина, по которой, по мнению составителей учебника, этот герб должен был кануть в Лету. "Як культурна-гістарычны знак герб "Пагоня" чысты, як дзяржаўна-палітычны сімвал – заплямлены, бо ў 1941-1944 гг. знаходзіўся ў руках здраднікаў, катаў і ворагаў беларускага народа. А што можа сімвалізаваць сёння гэты феадальны знак "Пагоня" ў якасці дзяржаўнага герба? Агрэсіўнасць, ваяўнічасць, тэакратычнасць дзяржавы? Не, гэта не адпавядае менталітэту беларускага народа". 

Авторы не нашли почти никаких документальных свидетельств, которые подтверждали бы древнее происхождение бело-красно-белого флага. А потому, по их мнению, принятие новой символики было совершенно оправданно. Они ссылаются на статью белорусского коллаборациониста Г. Альгердича, опубликованную в Берлине в ноябре 1944 г: "Паходжанне нашага сённяшняга бела-чырвона-белага сцяга параўнальна нядаўняе і звязана з часам рэвалюцыі 1917 г. таму, што пытанне аб агульнанацыянальным ці дзяржаўным сцягу ў мінуўшчыне было недаследаваным <…> Давялося ім [дзяржаўным дзеячам] выступіць у гэтай галіне вольнымі тварцамі. У выніку гэтай творчасці адразу з'явіўся… у якасці нацыянальнага сцяга аднаколерны белы штандар. Аднак хутка выявілася неадпаведнасць такого аднаколернага белага сцяга: ён занадта біў у вочы на фоне рэвалюцыйнага разумення сімволікі колераў (чырвонае – колер рэвалюцыі, белае – колер контррэвалюцыі) <…> Таму неўзабаве пасярод белае палатніны сцяга была праведзена чырвоная, "рэвалюцыйная паласа".

В книге не объясняется, почему именно советское "наследие" должно символизировать современную Беларусь.

Референдум 24 ноября 1996 г., в результате которого в Конституцию Беларуси были внесены изменения и дополнения, описан в учебнике довольно коротко. Авторы останавливаются подробно лишь на одном моменте: почему Лукашенко вынес на референдум предложение о переносе Дня Независимости с 27 июля на 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков. Дата 27 июля, по мнению составителей книги, ассоциируется в памяти людей с распоряжением гауляйтера В. Кубе "пры розных урачыстасцях і для распазнавання нацыянальнасці беларускай побач з нямецкімі адзнакамі на дамах вывешваць і насіць бела-чырвона-белы сцяг і герб "Пагоня". Кроме того, если верить учебнику, этот день белорусы связывают с развалом Советского Союза, поскольку именно 27 июля была подписана Декларация о государственном суверенитете Беларуси. 


Достижения белорусской экономики: "У кватэрах цёпла і светла"

Белорусская модель социально-экономического развития изложена в учебнике абстрактно. В книге безапелляционно заявляют, что в центре развития страны сегодня находится Человек, его здоровье, образование, зарплата, жилье, пенсия, безопасность. Государство обязуется сделать все для того, чтобы человек гордился, что живет и работает в Беларуси. Многократно повторяются уже ставшие устойчивыми сочетания "социально ориентированная модель рыночной экономики", "социальная стабильность в обществе", "социальные гарантии". 

Государственное регулирование экономики описывается как очевидный плюс. Этот метод "забяспечвае павышэнне эфектыўнасці эканомікі, недапушчэнне "праядання крэдытаў", узмацнення інфляцыі". Приостановлено создание крупных частных капиталов, большая часть из которых, по мнению авторов, имеет криминальное происхождение. Сообщается, что из всех постсоциалистических стран только Беларусь не встала на путь разрушения индустрии (по причине того, что "яна нібыта вырабляла нікому не патрэбны хлам"), а также на путь деколлективизации и создания частных фермерских хозяйств. 

Подводя итоги социально-экономического развития Беларуси в 1994-2005 гг., авторы подчеркивают, что страна "не прадала за бясцэнак зямлю, заводы і фабрыкі, прыпыніла інфляцыю і без дапамогі з-за граніцы скараціла дэфіцыт дзяржаўнага бюджэту". 

"У нашай краіне ёсць эканамічная і палітычная стабільнасць, <…> людзі атрымліваюць зарплату, у кватэрах цёпла і светла"
, - описывают достижения белорусской экономики авторы учебника. 

Отдельно отмечается высокая роль в развитии государства Всебелорусских народных собраний. Эти даты выделены жирным шрифтом и вынесены в список обязательных для запоминания.


Запомни! Ты живешь в обществе социальной справедливости

Президентским выборам 2001 и 2006 гг. посвящены два коротких предложения. Учащимся поясняют, что баллотироваться на должность президента в 2006 году Лукашенко имел право благодаря референдуму 2004 года. Авторы учебника подчеркивают, что свое согласие на исключение из Конституции ограничения в два президентских срока дала "пераважная большасць беларускага народа". 

В политическом спектре составители книги выделяют три основных направления: праворадикальное, буржуазное ("адмаўленне ўсіх здабыткаў апошніх десяцігоддзяў, спробы павярнуць кола гісторыі назад, у 1917"), леворадикальное, социалистическое ("спробы вярнуцца назад, да канца 1980-х – пачатку 1990-х") и магистральное ("пабудова грамадства сацыяльнай справядлівасці, лепшыя здабыткі капіталізму і сацыялізму"). 

Во внешней политике, говорится в учебнике, Беларусь развивает торгово-экономическое сотрудничество не только со странами СНГ, но и с европейскими государствами, КНР, Венесуэлой. О сотрудничестве с Китаем и Венесуэлой рассказывается особенно подробно. 

4 года спустя: распад СССР как закономерный итог кризиса советской системы

Учебник 2013 года издания (под редакцией доктора исторических наук, профессора В. М. Фомина) охватывает более широкий период новейшей истории Беларуси. Раздел "Станаўленне і ўмацаванне дзяржаўнага суверэнітэту Рэспублікі Беларусь" растянулся на 80 страниц печатного текста. В отличие от предыдущего учебника авторы описывают события последних 20 лет очень подробно, снабжая свой рассказ иллюстрациями и справочной информацией. 

Распад СССР в этой книге описывается уже гораздо более позитивно. Авторы стараются объяснить читателю, что таков закономерный итог общественно-политического кризиса 1970-1990-х гг. 

Появление на политической арене А. Лукашенко в учебнике связывается с острой необходимостью вывода страны из кризиса. Учащимся предлагают познакомиться с биографией первого избранного в стране президента, которая практически дублирует данные с официального сайта президента. 



Как и в предыдущем учебнике, авторы подробно останавливаются на референдуме 1995 года и изменении государственной символики. Аргумент используется все тот же: "Многія жыхары Беларусі выказвалі незадавальненне адносна такой сімволікі па прычыне таго, што яна ўжывалася са згоды акупацыйных улад на захопленай нямецка-фашысцкімі вайскамі тэрыторыі Беларусі". 


Многопартийность и альтернативные выборы

Перед школьниками не умалчивается факт противостояния в 1994-1996 гг. президента и Верховного совета, который "аказаўся няздольным каардынаваць дзейнасць розных дзяржаўных структур". В сложившихся обстоятельствах, уверены составители книги, у президента не было другого выбора, кроме как объявить о проведении нового референдума. "Назіраўся пэўны дысбаланс узаемаадносін паміж рознымі галінамі ўлады". 

В 2001 году, пишут в книге, прошли очередные президентские выборы, которые имели альтернативный характер, "бо ў іх прынялі ўдзел тры кандыдаты на гэту пасаду". Итоги референдума 2004 года, благодаря которому Лукашенко получил возможность участвовать в выборах неограниченное число раз, не что иное, как "сведчанне ўмацаванння ўнутрыпалітычнага становішча Рэспублікі Беларусь". 

Результаты выборов 2006 и 2010 гг. даются в короткой исторической справке. В очередной раз были названы впечатляющие результаты голосования, которые должны свидетельствовать о масштабной поддержке президента народом (83 и 79,6% голосов за Лукашенко). О протестах во время президентских выборов в учебнике нет ни слова.  

В книге авторы приводят данные о существовании в стране многочисленных политических партий, общественных объединений и профессиональных союзов, что говорит о развитии демократии в стране. Правда, тут же признают, что большинство существующих партий не оказывают какого-либо существенного влияния на политическую жизнь в стране. Отдельным пунктом стоит республиканское общественное объединение "Белая Русь", которое способствует развитию сильной и процветающей Беларуси. БРСМ также заслужил упоминания в школьном учебнике. 

Современные школьники обязаны знать своих героев в лицо. Так, в учебнике можно найти портрет бывшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета, который удостоен звания "Героя Беларуси". Книга знакомит читателей с портретами и других религиозных деятелей.


Лозунг "За сильную и процветающую Беларусь" вошел в историю

Всебелорусские народные собрания, считают составители учебника, "увасабляюць у сабе гістарычны вопыт правядзення народных вечаў у Полацку і Тураве і сучасныя тэндэнцыі народаўладдзя (дэмакратызму)". В формате "дополнительного чтения" школьников знакомят с выдержками президентского послания белорусскому народу. Символом общности интересов власти и народа, по мнению авторов, стал лозунг, предложенный президентом: "За сильную и процветающую Беларусь". 

Школьников убеждают в том, что в 2000 г. Беларусь первой на постсоветском пространстве преодолела кризисные тенденции в экономике и восстановила уровень промышленности 1990 г. Подчеркивается, что это стало возможным благодаря эффективной государственной власти.



В начале нулевых удивительный рост белорусской экономики, по мнению авторов учебника, продолжился. При этом темпы роста превышали аналогичные показатели ведущих стран СНГ. 

Учебник вновь и вновь знакомит учащихся с людьми, удостоенными звания "Герой Беларуси". Среди них – в прошлом председатель правления Национального банка Петр Прокопович. Он был награжден "за ўклад у забеспячэнне ўстойлівых тэмпаў эканамічнага развіцця".

Согласно учебнику, важнейший фактор социально-экономического развития Беларуси в 2006-2010 - наука и информация. Если верить авторам, в стране планировалось перейти от крупной конвейерной промышленности к производству технологий, в том числе IT-продуктов. Итогами этой пятилетки называются высокие темпы роста ВВП. В учебнике пишут, что по темпам роста с/х продукции на душу населения в эти годы Беларусь заняла первое место среди стран СНГ. 

В обеих девальвациях виноваты сами белорусы

О девальвациях 2009-го и 2011-го года в книге также говорится. Авторы учебника открыто сообщают школьникам, что в первый раз белорусский рубль ослаб по причине разницы цен внутри страны и за ее пределами, т. е. Беларусь покупала за границей больше товаров, чем продавала. Вторая девальвация объясняется дисбалансом между производительностью труда и размерами зарплат. Кроме того, "замест набыцця на заробленые сродкі айчынных тавараў спажыўцы аддавалі перавагу імпартным <…> У выніку валютные рэзервы краіны зменшыліся, склалася множнасць абменных курсаў". Глубинные причины этих негативных явлений в белорусской экономике не уточняются. Если верить учебнику, власти молниеносно приступили к преодолению сложившейся ситуации. 

В 2011-2015 гг. приоритетным направлением развития Беларуси определено развитие "человеческого капитала" (высокий уровень благосостояния, рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья, повышение качества образования). Школьников убеждают в том, что к 2015 году Беларусь должна войти в число 50 стран с самым высоким индексом развития человеческого капитала. 

Дружественная Россия и странный Евросоюз

Путь создания Союзного государства с Россией рассматривается как объективный процесс, который соответствует интересам двух братских народов. Участие Беларуси в ЕврАзЭС и формирование Единого экономического пространства с Россией и Казахстаном, по мнению авторов, дает нашей стране большие возможности для сбыта продукции. 


Гораздо интереснее читать о взаимоотношениях Беларуси с Западом. В 1997 году, без видимых на то причин (в книге о них ни слова), министры иностранных дел стран Европейского союза приняли решение о замораживании политических контактов с Беларусью. "Аднак відавочна, што з прычыны геапалітычнага становішча Беларусі ў цэнтры Еўропы без удзелу нашай краіны не могуць быць паспяхова вырашаны еўрапейскія праблемы нелегальнай міграцыі, гандлю людзьмі, наркатрафіка, бяспекі граніц <…> Адносіны Беларусі з краінамі Захаду і Еўрасаюзам маюць неабмежаваны патэнцыял…"



Мировой кризис, пишут в учебнике, подорвал идеологический догматизм стран Евросоюза в отношении Беларуси и заставил обратить внимание на социально-экономическую модель, по которой развивается наша страна. Результаты этих наблюдений не сообщаются.

Отдельный раздел в учебнике посвящен бурной деятельности Беларуси в ООН.

Авторы учебника не согласны с президентом в том, что у белорусов нет национальной идеи (недавно Лукашенко высказывался на эту тему в интервью телеканалу "Дождь"). Школьников учат, что "агульнацыянальная ідэя грунтуецца на ўсведамленні народам сваей дзяржаўнасці і першаснасці нацыянальных інтарэсаў, а таксама на такіх паняццях, як незалежнасць, стабільнасць, дабрабыт". 


Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • swed-cccp 22 августа 2014 в 09:29 из Беларуси

    Своим детям я историю сам расскажу, объясню почему у них сейчас по другому написано и буду подводить к тому, что на одну и ту же вещь можно смотреть под разными углами. А дальше они сами сделают свои выводы и сформируют своё мнение.

  • skif1986 22 августа 2014 в 09:43 из Беларуси

    Каким бы подтирочным материалом не были оба данных учебника, а упущен из виду важный факт - даже в далеком 2002-ом году школьники уже умели говорить одно, а верить - в другое. Полагаю, ныне ситуация тоже не изменилась и окончательно запудрить молодежи мозги идеологам все равно не удастся. Если родителям, конечно, не наплевать, а дома и у друзей есть интернет.

  • Александр_Чипо 22 августа 2014 в 09:51

    Стыдно. Нас превращают в народ без истории. Страна без прошлого. Им нужны лишь бездумные рабы, которыми можно легко управлять. Система образования на это сейчас и нацелена. Умные, думающие люди со своим взлядом опасны для правителей...

  • feshcenko84 22 августа 2014 в 09:57 из Беларуси

    вот так историю в умах и сознаниях и перекраивают. Лет через 100 будут считать что США победила Гитлера, а потоми остановило инопланетное вторжение Путина, который был марсианин, письменность придумали в США в 17 веке, а в 19 в Европе выпустили 1 сотовый телефон, Китайцы плодились икрометанием, поэтому их так много, а в каждом городе Беларуси памятники Ленину заменят памятниками Лукашенко, как революционеру и единоличному борцу за свободу и демокртаию нашего народа. Вот только Прокопович все равно никак в герои со своими "подвигами" не вписывается. Скорее наоборот. Среди героев Беларуси героем настоящим считаю только летчика Карвата Владимира Николаевича. Всем остальным там не место. Даже Домрачевой - занадто. Хотя и она достойна этого звания больше чем все остальные председатели колхозов

  • Sonya_Chernova 22 августа 2014 в 11:51 из Беларуси

    Человек, знающий подлинную историю своей страны - стойкий человек, его трудно сбить с толку, подвергнуть влиянию различных догм. Не берусь судить и обвинять наших уважаемых авторов-историков, но на этих "ТРУДАХ" будет строится воспитание и жизненная позиция будущих поколений белорусов. Не надо искажать исторические факты и превращать их в мусор

  • Алиса_Плеханова_tutby3 22 августа 2014 в 12:03 из Беларуси

    Каждый режим переписывал историю под себя... и теперь уже вообще ничему и никому нет никакой веры с исторической точки зрения... просто нет такой точки после такого количества шулеров... Одно только радует - никто эту школьную туфту долго в памяти не держит... зато другое беспокоит гораздо сильнее - человек без корней самое уязвимое живое существо на земле... его легче всего обмануть, подсунуть старое под новым соусом... Высоцкий все-таки ГЕНИЙ - "...разницы нет никакой между правдой и ложью - если, конечно, и ту и другую раздеть"... Докапываться до истины - дело тяжкое, героическое и не всем по плечу и по нраву... да и с голоду можно помереть по дороге к свету... в конце тоннеля...

  • Ольга_Андоленко_tutby8 22 августа 2014 в 21:22 из Беларуси

    Эхх... Как раз только 11 класс закончила... Честно, было противно читать этот учебник: столько пропаганды, столько идеологии, да еще и сотрудничеству с Россией 3 страницы посвящено. Зато ни слова про теракт 11 апреля 2011 года, ни слова про беспорядки после последних выборов. Убило сообщение о том, что БЧБ и "Пагоня" - символы агрессии. Смысл экономической модели кроется в трех словах: красота, чистота, благосостояние. И еще стабильность. Только на деле выходит все по-другому. Было рассказано про всякие программы и законы, принятые АГЛ. Вроде как бы все круто, здорово и тэ дэ, но своими глазами видишь, что все туфта и пустословие. Хорошо, что нам в школе объясняли, как все происходило на самом деле, благо учительница прекрасно помнит 90-е. Нам показывали новостные ленты, репортажи тех времен, и от этого сложилась другая картина. Надеюсь, что родители будут объяснять детям правду, прививать любовь к истории страны и белорусскому языку, и зазомбировать мозги молодому поколению не удастся.

  • Nesydba 24 августа 2014 в 10:41 из Беларуси

    Надо такие книжки на суд общественности выносить, а уж потом в печать.

  • kak to_tak 22 августа 2014 в 09:25 из Беларуси

    Капец, знатоки истории. Идите учитесь и пишите свои книги, раз вам эта не нравиться.

  • claus73 22 августа 2014 в 09:27 из Беларуси

    marmi писал(a):
    идеолухи постарались, но я своим детям правду расскажу.
    правда она бывает разная.ой,как бывает

  • Лестат_vov 22 августа 2014 в 09:28 из Беларуси

    Ничего плохого в книге ну увидел, например...Белорусская модель социально-экономического развития изложена в учебнике абстрактно. В книге безапелляционно заявляют, что в центре развития страны сегодня находится Человек, его здоровье, образование, зарплата, жилье, пенсия, безопасность. Государство обязуется сделать все для того, чтобы человек гордился, что живет и работает в Беларуси. Что не так?????? я именно так и вижу современную Беларусь, и хотелось бы что бы это продолжалось

  • claus73 22 августа 2014 в 09:29 из Беларуси

    анна_сватко (22.08.2014 09:17) писал(a):
    м-да. зомбируют детей со школы
    .ошибаетесь.с детского сада.моя дочь,например, знает нашего президента и запросто произнести его имя ,отчество и фамилию.во как.

  • shiriay 22 августа 2014 в 09:32 из Беларуси

    Мне понравилось..надо почитать своим детям

  • Бухой 22 августа 2014 в 09:35 из России

    Все правильно. Школьные занятия истории исполняют не только образовательную функцию, но и воспитательную. И, соответсвенно, все исторические события рассматриваются с учетом текущей коньюктуры. Так и должно быть. А по факту - новейшую историю вроде как изучают в школах вскользь совсем.

  • Виктория_ВикториЯ 22 августа 2014 в 09:36 из Беларуси

    barbitunat (22.08.2014 09:17) писал(a):
    омерзительное чтиво ... детям это давать нельзя - следующее поколение не должно быть туповатыми зомби ..........
    Давайте "учить" детей на основе комментариев на ТУТЕ!!! Вот тогда они будут грамотными и идеологически выдержанными) Это вы уже зомби!

  • Oстап_Блендер 22 августа 2014 в 09:42 из Беларуси

    Если говорить про герб и флаг - лично я - категорически "ЗА" то красно-зеленый флаг. Под ним не вырезали в военные годы (как это делали те же власовцы, бандеровцы) мирное население наши националисты. Я долго не мог понять - КАК? Как чувствуют себя ветераны Великой Отечественной под жовто-блакитным или триколором. Только за этот шаг нашему Президенту (как говорит молодежь) респект и уважуха. Хорошо, если этот нюанс разъясняют в учебниках истории.

  • Рок_Тяжёлый 22 августа 2014 в 09:43 из Беларуси

    Насчет изменников Беловежских ПОДПИСЫВАЮСЬ ! Так и есть!

  • Бухой 22 августа 2014 в 09:50 из России

    mark323 (22.08.2014 09:46) писал(a):
    не обобщайте, пожалуйста. Знаете, как пишутся учебники? Их составляют не педагоги, а ученые деятели. Педагоги, участвующие в создании учебника, могут только корректировать объем материала согласно программе. И будьте уверены, что львиная доля молодых учителей истории преподносят детям приведённый в статье текст с определенной долей скептицизма. Правда, многих за это лишают премии и т.п.
    Молодым вообще нельзя разрешать преподовать современную историю. Потому как мозгов еще нет.

  • sleep_inhand 22 августа 2014 в 09:51 из Беларуси

    Кто-нибудь из вас читал учебник по истории Беларуси 1994 года для начальных классов? Там тоже историю покрамсали полностью. Однако пару лет эти учебники читали, по ним учились. Может быть даже и вы. Жизнь улучшилась в конце 90-х? Да. Вот в новом учебнике так и написали.

  • shkodnik 22 августа 2014 в 09:52 из Беларуси

    КАК вам такой флаг и герб...?

  • Бухой 22 августа 2014 в 09:57 из России

    Maty писал(a):
    В который раз повторюсь. Нельзя выкидывать 4 века истории из-за 4х лет войны. Иначе всем странам Европы за 20й век пришлось бы флаги раза 2-3 поменять. А по статье - волосы дыбом стоят! Понятно теперь, откуда на форумах столько дикарей, уверенно утверждающих, что БЧБ флаг существует толи с 17, толи с 91 года. Видимо именно они (в купе с идеолухами) и минусуют посты. Н-да... Жуть жуткая.
    Ну у госудраства Беларусь никаких 4 века истории.

  • shkodnik 22 августа 2014 в 09:59 из Беларуси

    Реальная история РБ.... http://trinixy.ru/105130-interesnye-fakty-o-belorussii-8-foto.html

  • sobol_VVS 22 августа 2014 в 10:01 из Беларуси

    marmi писал(a):
    идеолухи постарались, но я своим детям правду расскажу.
    История , что дышло , кто куда тащит, то и вышло ! Всё зависит от идеологической установки ! Воэьмите(поогуглите ! очень интересно !) учебник истории США - История КПСС и рядом не стояла ! Великие , непобедимые , Народ - сталь , несущие "глупому " Миру радость , просвещение , демократию , ...! Это плохо ? Нет это хорошо ! Это воспитывает у детей - ГОРДОСТЬ за Страну ! А с "тёмными" пятнами кто захочет - разберётся сам ! И только у нас - одни кричат - Б-Ч- Б - моё знамя , и вышли мы мы из ВКЛ( Речи Посполитой) ), другой - вышли из СССР ( России, Киевской Руси ), БССР - это моё всё ! И с пеной у рта, каждый доказывает свою правоту ! А то и морду- лица могут побить ! А , что это значит - НЕ НУЖНА НАМ ПРАВДА - нам нужно ИДЕОЛОТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ идей, которых в данный момент "Я " придерживаюсь ! И пошла гулять - глупость одних , со страшной силой "опровергается" дурью других ! И так будет без конца и начала - в зависимости КТО ПРИШЁЛ К ВЛАСТИ !!!! И как сделать Историю - ИСТОРИЕЙ можно только убрав идеологические штампы , и найдя понимание большинства в обществе , Стране , ... написать Настоящую Историю Белоруси( Беллоруссии )

  • Пришлый 22 августа 2014 в 10:04 из Беларуси

    пачыму нет на абложке партрэта любимава аликсандра грыгоровича?!

  • tic_tac_tutby22 22 августа 2014 в 10:05 из Беларуси

    мнения разные бывают, но книги пишут компетентные люди.

  • игорь_волков_tutby22 22 августа 2014 в 10:06 из Беларуси

    Про погоню не правда разве?????свядомыя,паглядите фотоархив ВОВ-кто под этим атягам ползау???

  • list__va 22 августа 2014 в 10:13 из Беларуси

    zapcacki (22.08.2014 09:26) писал(a):
    Это все временно! К нам вернутся и погоня и беларусы!
    А мне лично не по душе погоня, какая-то она не белорусская совсем(

  • Ferrero_Ferrero 22 августа 2014 в 10:13 из Беларуси

    Отношение к тем или иным событиям у всех разное, так сказать субъективное видение объективного мира. Более подробное описание современного периода в новых учебниках вполне оправданно.

  • диля_лингрен 22 августа 2014 в 10:14 из Беларуси

    кто бы что не говорил, но образование в нашей стране хорошее, мои вот дети с удовольствием ходят в школу. А исторические предметы вообще на ура идут, наверное, историками будут!

  • Бухой 22 августа 2014 в 10:16 из России

    8600 (22.08.2014 10:10) писал(a):
    А бело-красно-белый флаг и красивый, и с Беларусью связан, и "Пагоня" - Багдановича прочитайте стих, который должны были на память учить ещё в школе. А про красно-зелёный, который похож на БССРовский, но только красный цвет на узоре заменён на белый, а белый - на красный - много стихов знаете беларуских поэтов?
    Так БССР был частью великой страны, одной из двух супердежрав. Если смотреть фактически, без ненужной политической плесени, то ВКЛ, которой почему то все так гордяться и считают с чего то великой страной, даже в подметки СССР не годилась по своему развитию и влиянию.

  • Бухой 22 августа 2014 в 10:19 из России

    Maty (22.08.2014 10:16) писал(a):
    РФ тоже официально в 90м нарисовалась, ну и что? Это не мешает россиянам считать себя наследниками Киевской Руси.
    Да, именно так. Но РФ - прямая наследница как минимум Российской империи. Какого государства прямая наследница Беларусь?

  • shkodnik 22 августа 2014 в 10:21 из Беларуси

    Настоящий герой Беларуси... Предлагаю переименовать суворовские училища в Орловские.... http://www.youtube.com/watch?v=x-I5K7PqhHs

  • Green_G 22 августа 2014 в 10:23 из Беларуси

    Нравится - не нравится - это личные проблеммы, история есть история, факты, а их не изменишь.

  • Volchik 22 августа 2014 в 10:25 из Беларуси

    claus73 (22.08.2014 09:29) писал(a):
    .ошибаетесь.с детского сада.моя дочь,например, знает нашего президента и запросто произнести его имя ,отчество и фамилию.во как.
    А чтобы был еще более узнаваем и реалистичен, фото надо публиковать в рабочей обстановке, например: http://www.profi-forex.org/system/news/a/9/Luka.jpg а не отфотошопленное и отретушированное.

  • Бухой 22 августа 2014 в 10:34 из России

    bonik1370 (22.08.2014 10:25) писал(a):
    очередной шедевр! современной Беларуси по уровню развития мордовские племена в 9-10-х веках в подметки не годятся!
    Так ты сравнивай какое положение по уровню развития в МИРЕ занимала ВКЛ в свое время и СССР - в свое. ВКЛ в то время было, как сейчас примерно ЮАР.

  • zvic 22 августа 2014 в 10:34 из Беларуси

    dan_006 (22.08.2014 09:36) писал(a):
    история любой страны дает возможность узнать многое о пройденном пути народов, их борьбе за социальный прогресс
    это вы к чему? поясните свою глубокую мысль.

  • fox_rio 22 августа 2014 в 10:39 из Беларуси

    Ещё живы ветераны, которые своими глазами видели, как объединялись вокруг фашистов предатели под бело-красно-белым флагом. А сегодняшний герб нашего государства передаёт все особенности национального характера белорусов - миролюбие и трудолюбие

  • Виктор_Вовнов 22 августа 2014 в 10:41 из Беларуси

    Нечего на зеркало пенять,какие сами,то и имеем.

  • Бухой 22 августа 2014 в 10:46 из России

    loutchin (22.08.2014 10:37) писал(a):
    а Финляндия наследница какой страны? были в составе Швеции потом в Российской империи...с 1917 независимы...однако помнят и чтут свою историю...и не говорят что до 1917 года ничего не было
    История у любой территории есть. Но есть история территории, а есть государства. Разные вещи.

  • Котофей_Иваныч 22 августа 2014 в 10:46 из России

    patria_y_libertad писал(a):
    Идеолухи даже и не догадываются, что правда - она одна на всех...
    И про стёпку бандеру правда одна на всех? Я про то, как его в украиньских "учебниках" истории прописывают.

  • Бухой 22 августа 2014 в 10:48 из России

    loutchin (22.08.2014 10:40) писал(a):
    тебе только учебники современные писать....
    Так в любых учебниках именно так и написано даже в тех, что до 1994 года писались. Досточно посмотреть на достижения тех времен Англии, Франции, Испании и т.п. и ВКЛ, и все становиться понятно

  • Котофей_Иваныч 22 августа 2014 в 10:50 из России

    Нормальный учебник. Спокойная подача фактов. И правильная их оценка. Эта пять аффторам за учебник.

  • valera02011970 22 августа 2014 в 10:51 из Беларуси

    hrapovik (22.08.2014 09:03) писал(a):
    В детстве смотрел фильм "Подвиг разведчика".Сценарий списан с реальности,-разведчик Кузнецов выкрал высокопоставленного нем.генерала,к-ый много знал.То,-действительно ПОДВИГ!
    Расскажи лучше как он погиб. Точнее, что этому предшествовало...

  • iwan72 22 августа 2014 в 10:54 из Беларуси

    9 верасня 2001 года - день скорби...

  • Бухой 22 августа 2014 в 10:55 из России

    zvic (22.08.2014 10:47) писал(a):
    Если СССР был такой великий и могучий, то что ж так бесславно развалился?! Мощные и богатые страны так не разваливаются. Только не надо рассказывать про трёх предателей, которые собрались в лесу и развалили супердержаву. Вы можете себе представить, что где-нибудь во Флориде собрались три губернатора штата и развалили США? Этим троим в пояс кланяться надо, что процесс прошел мирно. Иначе нынешние события в Украине показались бы игрой в Зарницу по-сравнению с той гражданской войной, которая могла произойти на просторах бывшего СССР!
    Ну, СССР, по факту - это Российская имерия на пике развития. А Россия никуда не делась, только потеряла часть территорий. То же самое произошло в то же время и с Британской империей. И другие крупные колониальные страны потеряли провинции (Франция, к примеру). Это объективный исторический процесс.

  • Котофей_Иваныч 22 августа 2014 в 10:55 из России

    Бухой (22.08.2014 10:48) писал(a):
    Так в любых учебниках именно так и написано даже в тех, что до 1994 года писались. Досточно посмотреть на достижения тех времен Англии, Франции, Испании и т.п. и ВКЛ, и все становиться понятно
    Верно! В англиях-франциях хоть какие-то гуманисты в то время были. Университеты открывались. Художники картины малевали, писатели книжки пописывали. Математикой и астрономией занимались. И т.д. и т.п. В ВКЛ - дикий феодализм и рабство. И некоторый свод законов, как правильно сечь холопов и отрубать им руки-ноги, названный некоторыми отчаянными головами статутом-конституцией.