Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Жаркая пора на бобруйской "Славянке" миновала. Основной ассортимент - деловая одежда для школьников - давно в продаже. В магазины Беларуси и России отправили уже более 195 тысяч изделий. К слову, не имеющие аналогов в мире костюмы с термометрами пока можно купить только в нашей республике. О том, как белорусы первыми в мире сделали деловой костюм для школьника "умным", почему одежда воспитывает человека и как легпром оценивает здоровье нации, - в репортаже TUT.BY.

Фото: Анжелика Василевская

Бобруйская "Славянка"- одно из крупнейших предприятий легкой промышленности Беларуси. Созданная в 1930-е годы пятью еврейскими артелями, тогда еще фабрика им. Дзержинского шила форму для работников железной дороги, плащи, обмундирование для армии - выполняла госзаказ.

"Сейчас мы работаем в рыночных условиях на современном оборудовании и удовлетворяем спрос покупателя, - поясняет директор ОАО "Славянка" Теймураз Бочоришвили. - "Сверху" говорят о модернизации, необходимости внедрять новые технологии, но для нас это прописная истина и, можно сказать, ежегодная процедура. Нужно следить за спросом покупателей, идти в ногу со временем".

Фото: Анжелика Василевская

Одежда воспитывает человека, а носить костюм - это правило хорошего тона

На "Славянке" шьют верхнюю одежду и спортивные костюмы для разных возрастов, но основная доля производства приходится на деловую одежду для школьников.

"В производстве любой одежды важны удобство, практичность. Для женщин особенно важно быть красивыми, модными и в пальто, и в спортивном костюме. Деловая одежда для детей должна нравиться маленьким покупателям внешне, а их родителям - по цене и качеству. Мы стараемся удовлетворить запросы всех покупателей, ведь они голосуют за нас рублем", - говорит Теймураз Бочоришвили.

Фото: Анжелика Василевская
Начальник экспериментального цеха Людмила Соболева.
 
При разработке нарядов для школьниц на "Славянке" принимают во внимание то, что девочки - это будущие леди. Одежду шьют элегантную, из добротных тканей, в том числе из бархата. К деловым костюмам предлагают сумочки - с защитой от излучения мобильных устройств. В костюмы вшивают зеркальца, к сарафанам пришивают броши.

Костюмы для мальчиков делят на несколько брендов, у каждого - своя "фишка". Например, отстрочка серебряной или золотой нитью, вышитые на лацканах звезды, для школьников младшего возраста - вшитая таблица умножения.

О костюме со звездами у "Славянки" есть своя история. Когда несколько лет назад эта серия только вышла в продажу, на предприятие пришло письмо. Написал его семиклассник из Смоленска. "Содержание его было примерно следующим: "Уважаемый директор фабрики! Я купил ваш костюм со звездами. Я сейчас хожу в классе как президент и за мной бегают все девчонки", - рассказала начальник экспериментального цеха Людмила Соболева.
 
Директор "Славянки" считает, что носить костюм - это правило хорошего тона, которое нужно прививать с детства. "Это не джинсы с майкой, которые можно бросить на стул смятыми и побежать. У школьника, надевшего костюм, даже поведение меняется", - говорит Теймураз Николаевич.

Экспериментальный цех

Фото: Анжелика Василевская

В экспериментальном цехе рождаются идеи одежды, а затем модели. Происходит это не на пустом месте. По словам начальника цеха Людмилы Соболевой, "Славянка" традиционно каждый год принимает участие в профильных ярмарках в Москве, Минске. 

"Там мы посещаем модные показы дизайнеров - именитых, например, Вячеслава Зайцева, и не очень. Смотрим, что производят другие. Оцениваем, что нужно покупателю, что сегодня продается, - рассказывает собеседница. - Конечно, мы ориентируемся не на высокую моду, которую принимают единицы, но идем в ногу с современными тенденциями. Какой бы ни была стоимость одежды, люди хотят выглядеть в ней модно и стильно".

Модель просчитывают, выкраивают пробный экземпляр, оценивают и, если все отлично, разрабатывают размерный ряд, выкройки и отправляют в массовое производство. При пошиве используют различные материалы. Основную часть текстиля закупают в Китае, Корее, а вот шерсть и лен - только белорусские.
 

Выкроить, проклеить, прошить, отпрессовать, или Как рождается одежда 

Фото: Анжелика Василевская

Массовое производство одежды начинается в подготовительном цехе. Всю закупленную ткань на "Славянке" тщательно проверяют. Сотни метров полотен перебирают вручную, перематывают, измеряют, чтобы не было дефектов и несоответствий.

Фото: Анжелика ВасилевскаяФото: Анжелика Василевская

Рулон ткани затем режут с помощью незамысловатого ножа-бегунка на отрезки определенного размера. Их складывают, накладывают выкройки и отправляют в раскройный комплекс. Два из них за раз могут принимать до 40 отрезов ткани и, соответственно, вырезать по 40 одинаковых деталей одновременно. Новый раскройный комплекс, закупленный в июне, справляется и с 60 отрезами ткани."Причем машина сама читает выкройку. Мы все еще используем бумажную выкройку для собственного удобства, чтобы не ошибиться. Вообще, можно просто отправлять ей файл", - рассказывает начальник производственного отдела Ирина Иваненко.

Фото: Анжелика ВасилевскаяФото: Анжелика Василевская
Фото: Анжелика ВасилевскаяФото: Анжелика Василевская

Фото: Анжелика Василевская
Начальник производственного отдела Ирина Иваненко.

Затем работницы цеха пронумеровывают каждую деталь, чтобы в швейном цехе не ошиблись, собирая готовое изделие."Большинство работающих здесь, как и на всей фабрике, - женщины среднего и старше среднего возраста, - поясняет начальница раскройного цеха Лариса Сычева. - Поэтому "Славянка" заинтересована в молодой крови. Швей готовят здесь же, в Бобруйском технологическом профессионально-техническом колледже, однако молодежь не спешит идти на предприятие. Девушки получают две специальности - "швея" и "парикмахер", и собираются идти работать по второй из них".

Фото: Анжелика Василевская
 Фото: Анжелика ВасилевскаяФото: Анжелика Василевская
Фото: Анжелика Василевская

"Работа здесь, конечно, серьезная, ответственная, девчонки признаются: тяжело. Но чтобы быть парикмахером, нужно иметь призвание. Для швеи важны терпение, усидчивость и внимательность, - продолжает Лариса Николаевна. - Есть и те, кто хочет остаться. Например, сейчас из всех девочек, которые решили подработать летом по специальности, две хотят и на практику к нам прийти, и остаться работать после окончания колледжа". 

Фото: Анжелика Василевская
Пошив одежды - дело тонкое и кропотливое, особенно если в изделии есть мелкие детали. Поэтому некоторые из них нужно обрабатывать особенно аккуратно.

После всех операций детали отправляют в швейный цех. Их на предприятии несколько - разделены территориально и по потокам. "Есть цехи, в которых шьют и спортивные костюмы, и жилетки, и школьные брюки, есть те, в которых шьют только пиджаки. Все зависит в основном от концентрации оборудования, так как, например, для пиджаков нужны сильные прессы, чтобы материал отпрессовать, отгладить так, как следует", - поясняет Ирина Иваненко, ведя по коридорам предприятия.

Машинки в швейном цехе стучат почти беспрерывно. Опытные швеи в считаные секунды складывают детали, прострачивают шов, переворачивают, загибают - набор лоскутков на глазах становится пиджаком.

Фото: Анжелика Василевская
Фото: Анжелика ВасилевскаяФото: Анжелика Василевская

Затем все готовые изделия упаковывают и отправляют на склад, где они ждут отгрузки. За день фабрика выпускает около 3500 единиц продукции. 


Тенденции последних лет: школьная форма и нестандартные фигуры детей


Фото: Анжелика Василевская
 
Поток костюмов от бобруйской "Славянки" в Россию за год вырос на 15%, сообщила начальник отдела маркетинга Наталья Суна. В целом по сравнению с прошлым годом продажи увеличились на 10% - без учета августа. Основные заказы, которые поступают из РФ, - пошив школьной формы. "Это тенденция столичных школ, - пояснила Ирина Иваненко. - У них становится очень модным и популярным, чтобы все ученики школы или класса носили одинаковую одежду. Для нас это определенные трудности, так как пошить один и тот же костюм десятка размеров для 50 человек тяжело - нужно кроить и кроить без памяти".

По словам Натальи Суна, российских заказчиков устраивает все, особенно то, что одежда бобруйского предприятия сертифицирована и соответствует всем нормам техрегламента Таможенного союза.

Производители одежды наблюдают и общую тенденцию в детской одежде: необходимость одевать маленьких белорусов и россиян с нестандартными фигурами. Дети полнеют, и это ненормально, отмечают на предприятии. Для легпрома это серьезная проблема: мало того что каждый ребенок нестандартен по-своему, так и со временем фигуры все больше меняются не в лучшую сторону.

"Очень сложно подобрать одежду для нестандартной фигуры, - объясняет начальник экспериментального цеха Людмила Соболева. - Иногда к нам обращаются за индивидуальным пошивом. Недавно приводили девочку, которая пойдет во 2 класс, - у нее обхват груди на 46 размер. Есть ребята младшего школьного возраста, которым нужна одежда 50-52 размера"

На "Славянке" эту проблему пытаются решать. Разработана линейка полнотных размеров, на брюках для мальчиков есть специальные регуляторы, на сарафанах девочек - резинки и регулирующиеся по высоте шлейки.

Директор предприятия Теймураз Бочоришвили рассказывает, что в фонотеке "Славянки" есть фильмы о фабрике и Бобруйске с 1956 года. В них можно заметить, что образ жизни людей был другой, а значит, и фигуры были более стройные, подтянутые. 

"Вечером все - красивые, нарядные - гуляли, катались на лодках. Сейчас все сидят за компьютерами, малоподвижны - отсюда и проблемы с весом. Если раньше нам, детям, выписывали рыбий жир, чтобы мы поправлялись, то сейчас предприятию приходится выпускать модели, в которых талия шире плеч. Это проблема, с которой нужно бороться нам всем - и семье, и школе, и производителям одежды, в том числе спортивной", - говорит он.
 
Фото: Анжелика Василевская
Директор ОАО "Славянка" Теймураз Бочоришвили.

Как "Славянка" сделала комфорт умным

Фото: Анжелика Василевская

О школьных костюмах с термометрами от "Славянки" не слышал только ленивый. Руководство предприятия в один голос говорит: это "гвоздь" сезона. Выпустили 5 тыс. костюмов с термометрами, и торговля требует еще, причем просят вшить термометры и в костюмы для школьников старшего возраста.

Тонкая пластиковая полоска, на которой есть шкала температур, пришлась по вкусу и детям, и взрослым. Для первых это модная фишка, для вторых - возможность определить, насколько комфортно чувствует себя ребенок. В зависимости от температуры тела окрашивается та или иная шкала. Родители даже могут по ней определить, шел ли ребенок домой в пиджаке нараспашку. Термометры экологичны и безопасны, одежда с ними не требует особенного ухода. Аналогов такой продукции в мире пока нет.

Фото: Анжелика Василевская
 
"Мы первыми год назад применили в костюмах для мальчиков тканевую подкладку для карманов, блокирующую излучение мобильников, - сказал Теймураз Бочоришвили. - Сейчас такую же подкладку используем в сумочках для девочек. Современный человек не мыслит своей жизни без различных гаджетов, а мы стремимся к тому, чтобы сделать комфорт умным".

На "Славянке" уже приступили к выпуску коллекции сезона весна-лето - 2015. А в ближайший месяц в продажу поступят стеганые куртки и пальто.