Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Сегодня редкая свадьба обходится без привлечения большого числа подрядчиков. Помочь сделать праздник "не как у всех" или хотя бы "не хуже, чем у других" готовы сотни визажистов, флористов, фотографов, операторов, ведущих и свадебных распорядителей (список можно продолжать). Считают ли они свою работу "золотым дном" и что думают о последних свадебных тенденциях, читайте в материале TUT.BY.



В то время как "свадьбы в кредит" становятся все более распространенным явлением, цены на рынке свадебных услуг не перестают удивлять. В стране, где средняя зарплата остановилась на отметке 600 долларов, молодожены готовы платить 120 долларов за прическу, 500 – за интересного ведущего, 800 – за помощь в организационных вопросах. "Свадьба бывает раз в жизни, и она должна обязательно запомниться", - рассуждают молодожены и их родители. А предприимчивые люди с успехом этим пользуются. 

Анастасия Вебер, парикмахер-визажист: "Таких денег я больше нигде не заработаю"

Анастасия Вебер не захотела трудиться рядовым парикмахером в салоне за невысокую зарплату и выбрала другой путь. Сразу после ухода в декрет оформила ИП. Поначалу работала со старыми клиентами по окраске и стрижке волос, потом решила попробовать себя в свадебной прическе. Как только поняла, что занятие ей по душе, прошла курсы парикмахерского искусства и визажа. Рекламу давала в свадебных каталогах, но самым эффективным способом поиска клиентуры стало "сарафанное радио".



- Мне всегда нравилось заниматься прическами, нравились все эти торжества. Я люблю быстро получать результат. Каждый год стараюсь повышать квалификацию, придумывать что-то новое, поэтому мне не надоедает. Как говорят, найди свою любимую работу – и тебе не придется работать. Это в точности про меня. Я могу работать с 8 утра и до 11 вечера - я живу этим.

Силы, вложенные в работу, окупаются с лихвой. Цены на свадебную прическу и макияж, по словам Анастасии, варьируются от 50 до 150 долларов. Наша героиня старается держаться ближе к верхней планке - речь идет о гонораре в 120 долларов. Подготовка одной невесты занимает, как правило, не более 2-3 часов, поэтому визажист за день успевает поработать с несколькими клиентками. В сезон у парикмахера расписаны все пятницы и субботы. Будние дни – не такие хлебные, в это время девушка занимается обычными стрижками, маникюром и педикюром.

- Свою 1000 долларов, а может, и 1500 в сезон ты заработаешь на невестах в любом случае. Честно признаюсь: таких денег я больше нигде не заработаю. Поэтому я более чем довольна.


Парикмахерский бизнес, впрочем, требует определенных вложений – это профессиональная косметика, расчески, лаки, шпильки, накладные пряди. Если верить Анастасии, одна палетка теней (5 штук) ей обходится в сумму от 50 до 80 долларов. Качественная косметика - гарантия того, что к концу вечера макияж у невесты "не поплывет". А первое вложение в бизнес у Анастасии составило 1500 долларов. Эту сумму она потратила на курсы и косметику.

Удивительно, но большинство бывших коллег девушки продолжают работать по найму. В свадебный бизнес окунулись единицы.

- Это золотое дно, зато нервы какие! Ты должен быть психологом, потому что невесты могут быть капризными и придирчивыми. А почему вы эту косметику используете, а как часто вы кисточки моете, а вы плойку обрабатываете, а расческу - чем? Никто не любит, когда тебе лезут в душу, а свадьба – это очень напряженный день. И если "психует" невеста, ты не имеешь права ответить ей тем же, ты должен улыбаться и ее успокаивать. Не каждый сможет работать с таким напором.


По словам Анастасии, все чаще сегодня невесты выбирают в прическах и макияже естественность. Таких заказчиц немногим меньше половины. Остальные девушки до сих пор предпочитают выглядеть "ярко". Чтобы исключить взаимные претензии, сегодня принято встречаться до свадьбы и делать пробные макияж и прическу.


Артур Фастовец, владелец компании по прокату автомобилей на свадьбу: "Раньше лимузин окупался за 3 года"

Решение заняться прокатом автомобилей Артур Фастовец принял после собственной свадьбы. 8 лет назад прокат лимузинов только набирал популярность. Спрос увеличивался, а предложений не хватало. Молодожены с трудом нашли элитное авто для своего торжества и смекнули: этот бизнес имеет все шансы на успех.



Первый лимузин супруги заказали через аукцион из Америки. По словам Артура Фастовца, большинство лимузинов, которые есть на рынке, сделаны именно там.

- В те годы, как и сейчас (в долларовом эквиваленте цены не изменились), 3-4-летний Lincoln Town Car стоил около 30 тысяч долларов. Конечно, это было очень серьезное вложение. И мы не были до конца уверены, будет на него спрос или нет. Родители не одобряли наше решение, потому что пришлось бы помогать с инвестициями, а этого не любит никто. 

Расчет Артура Фастовца оказался верным – лимузин полностью окупил себя всего за 3 года. На этом бизнесмен не остановился. Сегодня автопарк компании насчитывает 4 лимузина (модные Hummer, Cadillac, Chrysler), а также легковые автомобили представительского класса (Mercedes С класса, BMW 7).



За последние годы ситуация на рынке, считает Артур Фастовец, существенно изменилась. Спрос на лимузины падает, успех - за дорогими машинами типа Bentley и Rolls-Royce, а также ретро-автомобилями. Менеджеры компании предлагают клиентам эти авто от подрядчиков. Что касается расценок на прокат дорогих автомобилей, в долларах они существенно не изменились, уверяет бизнесмен. И раньше, и сейчас часовая поездка на лимузине обходится в сумму около 60 долларов. За элитный Rolls-Royce придется заплатить от 150 долларов в час.



Несмотря на то, что дела у фирмы идут неплохо, в беседе с журналистом у Артура Фастовца проскальзывали грустные нотки. Он вынужден констатировать: конкуренция на свадебном авторынке в последние годы стала очень жесткой.

- Если 5-6 лет назад в сезон (лето и первый месяц осени) все 4 лимузина были расписаны на выходные еще в мае, то сейчас такого нет. Вот у нас сегодня (пятница – TUT.BY) из 4 лимузинов работает только 1, благо, что завтра все расписаны. Раньше мы часто выезжали в четверг и на венчания в воскресенье. А с февраля по апрель вообще свадеб нет. Можно хоть в Индию собираться и ехать.

Компании Артура удается выигрывать за счет больших объемов и агрессивной рекламы. Обслуживает автопарк штатный механик – так выгоднее.



- В этом бизнесе мы уже достигли потолка, когда бессмысленно что-то делать новое, докупать новые автомобили – спроса нет. Со свадьбами все очень однообразно, понятно все изначально, через 2-4 года интерес полностью пропадает. Я вообще сторонник того, что человек должен менять профиль деятельности раз в 5 лет, поэтому сейчас работаю над новыми направлениями.

На 20 обычных свадеб сегодня, в среднем, приходится одна неординарная, утверждает Артур. По его наблюдениям, белорусы остаются очень сдержанными и напряженными даже на свадьбах, "как будто ждут какого-то подвоха".


Анастасия Аксенова, флорист: "Если у вас есть мужской тыл, это самая замечательная работа"

5 лет назад, будучи студенткой по специальности "дизайн интерьеров", Анастасия Аксенова попала в первую волну популярности групп "Вконтакте". Из подручных материалов девушка сделала свое первое украшение ("совершенно обычное, не свадебное") и выложила фото в интернет. Потом еще и еще – ободки, заколки, резинки "хенд мейд" зацепили пользователей социальных сетей, и Анастасия начала раскручивать свой бренд. Потом выпустила первую свадебную коллекцию, а с прошлого сезона вплотную занялась флористикой - изготовление букетов для невест и декор помещений для свадебных торжеств.



- Я с самого детства занималась в художественных школах, пару раз по просьбе подруг, которые выходили замуж, попробовала сделать букеты. Нигде этому не обучалась. И только в конце прошлого сезона, когда стала свободнее, съездила в Москву и закончила флористическую школу. Таким образом, после окончания института я никуда не пошла работать и занялась любимым делом. И до сих пор работаю на себя.


Флорист не тратится на аренду помещения и изготавливает букеты дома. Цветы заранее заказывает у оптовых поставщиков. Средняя стоимость свадебного букета с бутоньеркой в Минске – от 40 до 170 долларов. Анастасия Аксенова опровергает мнение о том, что цену таких букетов формирует тот факт, что они свадебные. По ее словам, для торжественных случаев используются более дорогие цветы. А еще в свадебных букетах цветов значительно больше, чем зелени.



Оформление стола на праздник может стоить от 50 долларов до бесконечности – все зависит от количества живых цветов, которые будут использованы.

Несмотря на сравнительно небольшой опыт во флористике, в этом сезоне Анастасия Аксенова обеспечена работой на 100 процентов и даже отказывается от некоторых заказов. По ее словам, она уже никогда не возьмется за букеты в портбукетницах или монобукеты из роз, как в советском прошлом. Сегодня в моде – садовые свежесобранные цветы, и Анастасия отстаивает свое право работать в этой стилистике.

- Рекламироваться продолжаю Вконтакте, удобно пользоваться также инстаграмом. Пробовала давать платные объявления, но лучший отклик получала от клиенток, которые уже вышли замуж и советовали меня своим друзьям. Вообще, чтобы быть на плаву, нужно постоянно мелькать, показывать новые работы и идеи.



На вопрос о заработке флорист отвечает весьма расплывчато. По ее словам, она не считает, сколько зарабатывает в месяц, но предполагает, что это зарплата выше средней по Минску.

- Для меня важно, что я могу откладывать какую-то часть денег и путешествовать тогда, когда я сама этого захочу. Летом ни один флорист не занимается подсчетами. А зимой мы живем накоплениями. На самом деле, если вы девушка, вы замужем, и у вас есть надежный мужской тыл, это самая замечательная работа. Кто хочет заработать, тот на этом заработает. Кто хочет получать от этого удовольствие, не поступаться принципами, тот заработает меньше.


Андрей Ярош, фотограф: "Скоро свадеб столько не будет, сколько фотографов"

Андрей Ярош – студент заочного отделения БГУИР. Свадебная фотография для него – основной источник дохода на сегодняшний день. После окончания вуза молодой человек планирует продолжать заниматься любимым делом, но доходами пока доволен не в полной мере.



- Фотография меня заинтересовала сама по себе, я нигде не учился, никакие курсы не заканчивал. 5 лет назад у меня появился зеркальный фотоаппарат, начал снимать, расти, развиваться. Через пару лет знакомые, которым я снял лав-стори, спросили: а почему бы тебе не снять нам свадьбу? Я согласился. Потом ко мне обратились знакомые знакомых, так все и началось.

Услуги Андрея Яроша сегодня стоят 350 долларов – это далеко не самая большая сумма, которую готовы отдавать молодожены за красочные снимки. В Минске есть фотографы, рассказывает Андрей, которые за одну съемку берут по 1000 долларов, и у них минимум по 4 свадьбы в сезон каждый месяц. Те, кто только вчера купил зеркальный фотоаппарат и решил, что с помощью свадебных фотографий можно заработать, готовы работать за 150-200 долларов. Такова стартовая цена. 



- Я пока не вышел на тот уровень, когда все выходные в сезон заняты. Даже не представляю, как это у людей получается. У меня выходит несколько свадеб в месяц. Находят меня в социальных сетях или через знакомых. Зимой, может, одна свадьба всего получается. Сейчас просто фотографов стало очень много. Скоро свадеб столько не будет, сколько фотографов.

Чтобы хорошо зарабатывать, считает фотограф, нужно выделиться из общей массы, предложить другой стиль, ракурсы или обработку. Лидеры в свадебной фотографии либо начинали работать над портфолио очень давно, либо предложили какие-то "ноу-хау", привнесли идеи с запада. В качестве примера Андрей Ярош приводит возвращение полароидов и "мгновенных фотокарточек".

- Просто купить "зеркалку" сегодня недостаточно. Это огромный труд, тут и маркетинговые ходы применять надо.



По мнению фотографа, свадьбы сегодня выходят на европейский уровень. На смену традиционным праздникам в столовых приходят выездные регистрации, торжества в усадьбах, фуршеты. Приятнее всего фотографу работать с молодоженами, которые знают, чего хотят от свадебной съемки, правильно планируют время и сами получают удовольствие от фотосессии.

Марина Фролова, свадебный распорядитель: "Никогда не думала, что мои организаторские способности позволят зарабатывать деньги"

Марина Фролова – представитель новой профессии под названием "свадебный распорядитель". Масштаб свадеб растет, и нашлись люди, готовые взять на себя все организационные хлопоты. Марина всегда была массовиком-затейником в школе, техникуме, институте. Но никогда не думала, что организаторские способности позволят ей зарабатывать деньги. Талант пришелся ко двору в свадебном бизнесе.



- Началось все с моей собственной свадьбы, в процессе подготовки которой меня не раз путали с организатором. Вероятно, я задавала правильные вопросы подрядчикам, что характерно для свадебного распорядителя. Мне это было лестно, и позже я решилась попробовать себя в этом деле. Постепенно пришло понимание специфики рынка, появились свои схемы и графики. И вот так почти незаметно все перешло в занятие, которое я очень люблю.


Вспоминая свою свадьбу, Марина поняла, что часть праздника она упустила, потому что сама отвечала за всю организацию. Например, именно к ней подходили с вопросами официанты и другие подрядчики, а это не самые романтичные моменты торжества.

- Я начала с того, что создала собственный сайт и стала писать для него статьи. В них я рассказывала о том, какими вижу современные свадьбы: все их плюсы и минусы, особые моменты и важные мелочи. Затем, я совершенно случайно узнала, что одна из знакомых девушек скоро выходит замуж. Я предложила ей свою помощь. В тот раз мне пришлось убеждать девушку в необходимости такого человека на площадке, который бы контролировал весь процесс. Конечно, в первый раз мне заплатили не очень большие деньги, но зато у меня появился необходимый опыт.



Марина Фролова уверяет, что довольно быстро обросла заказами. За 2 года она успела "распорядиться" 60 свадьбами. Частью из них занималась "с нуля" (идея, выбор площадки, режиссура праздника, согласования с подрядчиками, оптимизация свадебного бюджета), и часть - сопровождала непосредственно в день мероприятия (контроль и координация). Подобная работа на рынке оценивается по-разному. За контроль в день мероприятия Марина Фролова зарабатывает от 290 долларов. Помощь в подготовке свадьбы "с нуля" оценивает в сумму от 590 до 850 долларов.

Свадебный распорядитель не считает, что это "деньги из воздуха". Она сравнивает свою "многомесячную работу" с гонораром за 6-часовую программу ведущего и уверяет, что зарабатывает меньше.

- Свадьба в идеале у человека один раз в жизни, и это огромная ответственность, которая дает мне адреналин. К примеру, на недавней свадьбе я подхожу к невесте в середине мероприятия и спрашиваю, все ли в порядке. Она смотрит на меня и начинает плакать. Я была в ужасе. А она говорит: "Я так счастлива! Это сказка!"



Порядка 35 процентов клиентов распорядителю сегодня приносит ее сайт, остальные 65 – сарафанное радио, причем половина рекомендаций – от знакомых подрядчиков. В августе у Марины расписаны все выходные.

Что касается свадебных тенденций, то в этом сезоне, по мнению Марины Фроловой, молодожены хотят "изюма", то есть привнести в праздник что-то свое. Стандартная программа "банкет-ведущий-шоу" уже мало кого интересует. Молодожены сами готовят развлечения для гостей, и это очень приятное веяние, считает распорядитель.


Иван Величко, ведущий: "Цены упадут, когда каждый сможет выполнять мою работу"

Ведущий TUT.BY-ТВ Иван Величко вот уже 5 лет подряд работает в свадебном бизнесе. Гонорары от молодоженов он считает основным источником заработка. Неудивительно: 6-часовая программа с участием шоумена в сезон стоит 800 долларов, в другое время – не меньше 500. По словам Ивана, это еще не самая верхняя планка для ведущих в Минске. Ряд медийных лиц предлагают свои услуги за 1000-1500 долларов.



- Здесь нет никакого конкретного прайса. Каждый человек сам оценивает свои возможности: как он выглядит, как работает, какая у него занятость. Цена формируется просто – спрос рождает предложение.

Первую свадьбу Иван Величко провел еще 10 лет назад – баловство на свадьбе друзей. Серьезно за дело взялся лишь спустя годы, когда пришел к выводу, что нужно развиваться в коммерческом плане.

- Пришло время зарабатывать, у меня было много энтузиазма, и я просто нашел объявление от праздничного агентства, которое набирало ведущих. Поначалу это были совсем небольшие деньги: агентство продавало меня за 350 долларов, а я получал 100. Через 2-3 года, после того как я уже сделал имя в этом бизнесе, ушел работать на себя.



Молодоженам ведущий предлагает программу с музыкальным сопровождением, где он выступает ди-джеем. Дополнительные выступления музыкантов стоят уже других денег. Программа меняется в зависимости от клиентов. Каждое мероприятие Иван Величко составляет по индивидуальному "брифу". Несмотря на то, что целенаправленной рекламы Иван Величко нигде не дает (по его словам, она не работает), все выходные в этом сезоне у ведущего давно расписаны.

Развлекать на свадьбах, уверяет собеседник, ему совсем не стыдно. Он всячески открещивается от надоевшего образа тамады.

- Тут все зависит от того, как ты себя позиционируешь. Если ты позиционируешь себя как тамаду, то ты и есть тамада. А если ты интеллигентный, умный ведущий, то ты, в первую очередь, ведущий. Сегодня людям зачастую нужен конферансье, который не насилует, а лишь слегка направляет людей – объявляет зоны, может подозвать кого-то к микрофону. Традиционных свадеб лично у меня становится все меньше. Если люди приходят ко мне, значит, они хотят современную свадьбу. 



Иван Величко утверждает, что ему совершенно не надоедает работать на свадьбах.

- Возможно, с опытом появилось больше хладнокровия, начинаешь понимать, что это не фан, а работа, и относишься к этому более серьезно. Я думаю, что еще лет 5 можно "побегать", - смеется ведущий. - Программа меняется каждый год, ты по-другому смотришь на вещи, растешь, развиваешься.

Ведущий не считает свадебный бизнес "золотой жилой" для всех, кто хочет заработать. Если бы вести свадьбы мог каждый, рассуждает Иван Величко, оплачивалась бы такая работа, как любая другая, не требующая специальных навыков и образования.

- Для того чтобы превратить это в серьезный заработок, нужно много работать. Это не может быть просто хобби, нельзя просто взять, потратить два дня – и заработать хорошие деньги. Для этого нужно очень хорошо поработать над собой.