/

Сайт Белорусской железной дороги ожидают крупные перемены: он наконец-то научится составлять маршруты с пересадками и комбинировать в едином расписании разные виды поездов: пассажирские и пригородные. TUT.BY первым протестировал новую систему.

Внимание!
Информационно-справочная система "Расписание движения поездов" находится в режиме функционального тестирования с открытым доступом для пользователей.
Доступ предоставлен в целях ознакомления с функциональными возможностями, а также сбора замечаний и предложений по развитию системы.
В процессе функционального тестирования возможны сбои в работе системы.
Во избежание ошибок при получении справочной информации просим дополнительно использовать действующие информационно-справочные системы, предоставляющие информацию о расписании движения поездов на сайте Белорусской железной дороги www.rw.by
TUT.BY неоднократно рассказывал о том, какие недочеты есть в системе расписания и на сайте "железки" вообще. В июле 2012-го мы укоряли БЖД, что у них на сайте никогда не пишут об отмененных электричках или измененном расписании, - спустя три месяца этот "косяк" был исправлен. Как только в сентябре 2012-го был запущен новый дизайн корпоративного сайта, мы очень удивились тому, что с сайта напрочь пропала карта железной дороги. В комментариях к той статье представители БЖД обещали, что возможность выбора станций на карте будет реализована через три-четыре месяца. Спустя это время мы решили проверить обещанное и увидели, что карты нет (ее "прикрутили" лишь через полтора года), что сайт не умеет составлять маршруты с пересадками (хотя "Яндекс.Расписания", созданные в сотрудничестве со специалистами БЖД, это уже умели делать) и что даже расписание "Штадлеров" реализовано через пень-колоду: вместо понятной таблицы – расписания по каждому отдельному поезду, и нужно пять раз перезагрузить страницу, чтобы увидеть все поезда на день. Также мы изучали, как смотрится сайт БЖД на экране обычного мобильника.

И вот заместитель начальника Центра научно-технической информации БЖД Александр Казачок сообщил нам, что АС "Актуальное расписание поездов городских, региональных, межрегиональных и международных линий корпоративного интернет-сайта Белорусской железной дороги" близко к завершению, и в связи с этим предложил нам протестировать работу системы. Мы тут же принялись "тыкать кнопочки" и выявлять ее плюсы и минусы.
 
Интерфейс обновленной страницы

Приятное нововведение: теперь система сама подсказывает, как называется станция в том или ином городе. Скажем, обычный пассажир из Минска вряд ли знает, что в городе Горки станция называется Погодино, в Иваново – Янов-Полесский, а в Костюковичах – Коммунары; а житель с окраины страны не в курсе, что в городе Заславле станция называется Беларусь. Теперь можно смело вводить название города и благополучно выбрать из списка нужную станцию. И сразу можно увидеть список всех станций в пределах одного города – например, Минска или Гомеля, где их множество. Это весомый плюс, который, тем не менее, должен был бы присутствовать в системе уже давно.



Еще из очень приятных нововведений – система распознавания неправильно включенной раскладки. Так, если у вас включен английский язык ввода и вы, не глядя, напечатали "yjdfz ;bpym", то сайт вам подскажет: это о.п. Новая Жизнь в городе Крупки.



Как вы помните, раньше расписание электричек было на одной странице, а пассажирских поездов – на другой. Теперь оба этих расписания сведены в одно, и так стало намного удобнее. Например, если в ближайшее время из пункта А в пункт Б нет пригородного поезда, тут же можно посмотреть – а вдруг есть проходящий дальний поезд. Тут же можно видеть цену билетов, а если это пассажирский поезд – еще и число оставшихся мест (правда, не всегда: иной раз нам показывалось число свободных мест, но не было цены). Но пока что нет возможности выбрать из списка поезд и тут же купить на него билет – для этого придется открывать новую страничку и вводить данные заново.

Если кликать по подчеркнутым подзаголовкам в шапке таблицы, то можно сгруппировать все поезда по, например, времени в пути или стоимости билета в порядке увеличения либо уменьшения. Можно выстроить поезда по наиболее раннему времени отправления или по времени прибытия. Но, как нам кажется, подсветку выделенных колонок следовало бы сделать более темной. Причем, что интересно, если поезд прибывает за полночь, то в списке, выстроенном по времени прибытия, поезда с прибытием, скажем, в 0.06 будут стоять не в начале списка, а в конце, после поездов прибытием в 23 с лишним часа.
 
Поезда выстроены по времени прибытия

Отдельные чекбоксы (окошки, куда надо ставить "галочки") в правой части страницы позволяют составить расписание с большим числом критериев: по типу вагона (общий, сидячий, плацкартный, купе, люкс), типу поезда (региональные линии эконом- и бизнес-класса, межрегиональные линии, международные линии), времени отправления либо прибытия (утром, днем, вечером или ночью) и с возможностью отображения в расписании только поездов со свободными местами.



Вкладка "История маршрутов" позволяет быстро вернуться к одному из десяти последних просмотренных маршрутов. Интересное нововведение – кнопочка "Продолжить маршрут". Это не поиск поездов с пересадками, а просто возможность ввести все нужные данные и получить расписания на разные участки пути в один клик. Также эта функция поможет там, где невозможно выстроить маршрут с пересадкой (скажем, если между ближайшими поездами очень большой интервал).

Например, мы едем из Гомеля до Жлобина поездом, потом на автобусе добираемся из Жлобина до Бобруйска, а от Бобруйска до Осиповичей снова по железной дороге. В таком случае мы вводим запросы Гомель – Жлобин и Бобруйск – Осиповичи, и система нам выдает сразу две порции расписаний. Если кликнуть на звездочку в конце строки напротив нужного поезда в каждой секции расписания, то потом можно вывести на одну страницу наши поезда по разным участкам поездки и, например, распечатать. Кстати, интересная деталь: в версии для печати внизу страницы появляется QR-код и ссылка на мобильную версию сайта.



А вот теперь проверим поиск маршрутов с пересадками. Сайт "Яндекс.Расписаний" больше года назад умел выстраивать цепочку из четырех поездов. Вводим те же самые значения: из Рабкора в Алещу. Система работает, но отлажена не до конца, и пока что приходится делать лишние движения и лишний раз перезагружать страницу.

Не сомневаемся, что недостаток исправят, пока что пользователь поочередно наблюдает такую картину:
1) Вводим поиск поездов из Рабкора в Алещу, временной интервал – "на все дни", жмем "найти".
2) Сайт пишет: "Нет прямого сообщения между станциями", и тут же - ссылка "Просмотреть маршруты с пересадками".
3) Кликаем на ссылку и получаем "Для подбора маршрута с пересадкой необходимо указать дату".
4) Хорошо, выбираем какое-нибудь число месяца, жмем "Найти".
5) Система снова выдает "Нет прямого сообщения между станциями", и тут же - опять ссылка "Просмотреть маршруты с пересадками".
6) Жмем на ссылку и на этот раз, наконец, процесс пошел. Правда, грузится страница страшно долго, все это время пользователь видит надпись "Пожалуйста, подождите. Выполняется поиск маршрутов... (2%)".
7) Ура!

Мы специально проверили с секундомером – сайт БЖД предложил нам варианты с пересадками через 68 секунд после окончательного уточнения данных. Для сравнения мы проверили такой же маршрут на сайте "Яндекс.Расписаний" – тот справился ровно за 2 секунды. Зато сайт БЖД не только указывает время в пути, но тут же пишет, сколько времени мы проведем праздно во время пересадок.

Александр Казачок прокомментировал TUT.BY эту особенность: "При формировании ответа с пересадками мы обращаемся к системам реального времени (Экспресс-2), что позволяет нам получить информацию о свободных местах и стоимости, в то время как "Яндекс" работает с архивной базой расписания и не предоставляет данную информацию. Это цена скорости запроса".  

И еще сайт БЖД обскакал конкурента в том, что предложил аж 19 вариантов только поездами, в то время как "Яндекс" – лишь пять вариантов, в том числе автобусные. А RW.by показал даже маршрут продолжительностью почти в двое суток, из которых на пересадочное праздношатание приходится 26 часов! На любой вкус: хотите побыстрее добраться – выберите самый скорый вариант, а хотите еще попутно осмотреть города – к вашим услугам вариант с многими часами между поездами. С помощью "чекбоксов" в правой части страницы можно отсеять маршруты с двумя, тремя или четырьмя пересадками.

Стыковки по Беларуси сайт выдаст, если между поездами не менее 20 минут и не более 12 часов, а в зарубежном сообщении – если не менее 3 часов и не более 24 часов.



Или вот еще интересный момент. Есть такой интересный поезд – Гомель – Гомель, который обходит город по одному из колец по самому краю и доставляет дачников к своим "фазендам". Издавна сайт БЖД "спотыкался" об этот поезд. Много лет назад его можно было отыскать только по запросу Гомель – Светоч (разъезд в пределах города).



Текущая версия сайта запросто находит его по запросу именно "Гомель - Гомель", показывая эти поезда в списке под именем "Гомель-Пасс. (кольцо)". Но при этом пишет, что нужные поезда не найдены, если вводить в поле запроса маршрут "Гомель-Пассажирский – Гомель-Пассажирский", хотя именно на главном вокзале поезд начинает и заканчивает свой путь. А вот если написать "Гомель – Гомель-Пассажирский" или наоборот, то нужные поезда все же находит. Вот такая казуистика. Новая же версия сайта, которую мы протестировали, выдает ошибку что по запросу "Гомель-Пассажирский – Гомель-Пассажирский", что по запросу "Гомель - Гомель", что по запросу "Гомель – Гомель-Пассажирский". Так что если хотите узнать расписание "вокруггомельского" поезда, надо ввести в строку поиска, например, "Гомель-Пассажирский – Гомель-Нечётный".



"Мы используем информационные базы "Яндекса" в пригородных перевозках, а они не могут обработать такой запрос. Вопрос по созданию на БЧ собственной базы данных пригородного сообщения затрагивает ряд хозяйств – пассажирское, перевозок, связи, и, к сожалению, повлиять на это - не в наших силах", - прокомментировал Казачок.

А вот такую интересную ошибку отображения маршрута на карте мы получили, пытаясь просмотреть путь поезда как части нашего многосоставного маршрута. Увеличив карту, мы увидели, что поезд по маршруту Бобруйск – Осиповичи должен совмещать в себе качества паровоза и самолета: от станции Бобруйск до о.п. Бибковщина он едет по рельсам, потом по абсолютной прямой перелетает на о.п. Сарьянка у города Верхнедвинска, потом столь же стремительным авиалайнером летит обратно к Бобруйску, на о.п. Токари, а дальше уже снова по рельсам едет в Осиповичи.

Однако на момент запуска системы маршруты прокладывались корректно. 





Кстати, по поводу карт. Как следовало из пояснений, данных Александром Казачком, в системе есть возможность просмотра актуальной транспортной сети Белорусской железной дороги и выбора наименования станции отправления или назначения с карты. На самом деле, это не совсем так. В нижней части страницы мы видим карту, на которой подписано большинство (но не все) узловых станций. Но даже если "накликать" максимальную, девятую степень увеличения, то с самой карты выбрать станцию не получится. В строке ввода названия станции в верхней части страницы надо кликнуть на "капельку" – откроется новая карта. И вот в строке ввода уже этой странички нужно ввести первые буквы искомой станции, сайт подскажет похожие названия, а после вашего окончательного выбора покажет ее место на карте. Если система найдет два пункта с одинаковыми названиями (например, Речица, Березина, Бобры, Савичи, Птичь, Барсуки), то покажет на карте оба.

Но пока что удобство работы с картой невысокое. Гораздо удобнее стало бы, если бы можно было "гулять" по карте и уже с нее выбирать названия без необходимости прописывать их вручную. Если уж нельзя выбирать станции с самой карты, то было бы крайне полезно сделать отдельную небольшую схему с подписанными узловыми станциями, а по клику на линию между двумя станциями получить полный список остановок на ней, - именно так было несколько лет назад. Сейчас же приходится немало скролить, чтобы найти нужный остановочный пункт. А если у вас не очень быстрый интернет или если вы параллельно что-либо скачиваете, то нередко можно видеть вот такую карту:
 
Карта "залипает", и вы лишаетесь возможности выбора нужной остановки.

"Параллельная работа двух API-карт будет реализована чуть позже, и будет также возможность, выбрав станцию с карты на главной странице, получить расписание по станции на текущую дату", - прокомментировал Александр Казачок.

В справочнике станций заложено 22 000 наименований станций и остановочных пунктов. Справочник содержит названия как на русском языке, так и на белорусском, и на нормативной белорусской латинке. В русскоязычном интерфейсе поддерживается поиск станций по первым буквам названия русскими или латинскими буквами, а в англоязычном – только латинскими. Но при этом иностранец, незнакомый с нашей системой транслитерации названий, может вводить названия так, как ему понятнее, - и система все равно отыщет соответствие.

Так, если начать писать "Gome…", то сайт подскажет "Homieĺ" (Гомель), а если ввести "Oshm…", то всплывет строчка "Ašmiany" (Ошмяны). Мы проверили немало таких сложных названий: написали "temnyj" – получили "Ciomny Lies" (станция Тёмный Лес недалеко от Дрибина), ввели "chashniki" – получили "Čašniki" (Чашники), напечатали "dovgerdishki" – получили "Daŭhierdziški" (о.п. на линии Молодечно - Лида) и т.д.

Правда, чтобы ввести букву "ц", надо писать "с" – сочетание "ts" система не распознает; аналогично йотированные гласные в начале слова надо писать с "j", а не с "y": так, чтобы набрать "Яцуки", надо вводить "Jac…", а не "Yac…". Нужно учитывать и то, что для ввода буквы "ж" вам придется напечатать "z" или "zh", но не "j". Так, на запрос "Jlobin" сайт предложил лишь о.п. Жлобинский на Украине, начисто проигнорировав отечественный Жлобин; зато на запросы "Zlobin" и "Zhlobin" уже предложил и белорусский город.

Но и без того с удовольствием приходится признать, что система распознавания названий реализована очень хорошо. Но чтобы иностранец понял, что подсказываемое системой "Ašmiany" – это те самые Ошмяны, которые он ищет, было бы полезно сделать список транслитерации хотя бы крупных станций, и чтобы ссылка на этот список всегда была на странице, "под рукой". Еще отметим вот такую неполадку: в англоязычном или белорусскоязычном интерфейсе в списке выдачи поездов иногда проскакивают названия на русском языке, хотя если открыть подробный маршрут движения поезда, то там все будет написано единообразно, без включений из другого языка.





У расписания появилась и мобильная версия с очень простым интерфейсом: есть важные поля "Откуда", "Куда", "Когда", "Найти поезд", "Найти станцию" и ссылки на пункты продажи билетов и страницу покупки билетов онлайн. В сопроводительной записке сказано, что "мобильная версия может некорректно работать со старыми моделями смартфонов … и мобильными браузерами OperaMobile и OperaMini". Очень странное заявление, если учесть, что, по сведениям крупнейшего статистического агентства в сфере мобильных технологий – StatCounter – в этом году в Беларуси браузер Opera на мобильных устройствах является самым популярным: им пользовались 42,81% пользователей.

Также отмечается, что "мобильная версия Системы корректно отображается и работает на мобильных устройствах с разрешением от 240 до 600 пикселей". А как же быть с большими экранами? Когда мы тестировали старую версию сайта на мобильных устройствах, то при попытке открыть страничку в штатном браузере система нам выдала сообщение "Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров: Mozilla Firefox, Google Chrome, Apple Safari, Opera, Internet Explorer". Хорошо хоть, Opera Mini смогла справиться с отображением страницы. Тогда же мы отмечали, что сайт достаточно "тяжел" для мобильников: страница "весит" более полумегабайта, после каждого ввода названия станции браузер догружает страницу - еще 70 Кб. Opera Mini сжимает всю страничку до 67 Кб - деньги со счета убегут не скоро. Посмотрим, как дела обстоят сейчас.

Несмотря на утверждение в пояснительной записке "При заходе с мобильного устройства Система автоматически переадресовывает посетителей с полной версии на мобильную", в нашем штатном браузере на Linux-смартфоне Motorola открылась именно полная версия – на мобильную пришлось переключаться вручную. При этом то и дело выскакивало сообщение "Browser not supported" ("браузер не поддерживается"). Мы попробовали ввести названия станций и кириллицей, и латиницей. Система распознавания названий, как и в настольной версии, подсказала нам нужные варианты в ответ на наш запрос на латинице, но при попытке выбрать из списка нужный больше ничего не происходило. А при попытке ввести названия кириллицей браузер почему-то то и дело "вылетал", и лишь спустя много попыток нам удалось добиться от сайта расписания.



Затем мы открыли браузер Opera Mini и ввели адрес странички, на что сайт нам выдал: "Opera Mini не поддерживается. Если Вы используете Opera Mobile или Opera Classic в режиме сжатия контента, необходимо его отключить и перезагрузить страницу. Мы позаботились о том, чтобы наш сайт работал максимально быстро, и в использовании функции сжатия в Вашем браузере нет нужды". Как можно заметить, в этом сообщении есть ошибки. Собственно, на этом все наше общение с сайтом через браузер Opera Mini и закончилось. Помимо Java-версии Opera Mini, мы попробовали и полноценное приложение Opera Mini для смартфонов; результат – такой же. Почему разработчики решили не поддерживать самый (!) популярный мобильный браузер в Беларуси – непонятно.



Что ж, попробуем узнать расписание через второй по популярности Java-браузер в стране – UCBrowser. Ставим свежую версию, запускаем. Снова по умолчанию открылась настольная версия браузера, опять пришлось вручную переключаться на мобильную. Понравилось то, что в мобильной версии на экране нарисовались большие кнопки и поля для ввода – больше, чем в штатном браузере, тут уже не промахнешься. Но вот незадача: кнопка "Найти" напрочь отказалась нажиматься – расписания мы так и не увидели… А полная версия сайта не выдавала ничего, кроме стоимости билета.



Версия UCBrowser для смартфонов тоже не смогла "нажать" кнопку "найти" в мобильной версии.



Браузер Opera Mobile для смартфонов страничку открыл, но почему-то тоже полноценную, "настольную" версию, - слова разработчиков об автоматическом переключении пока так и остаются словами. Выпадающий список "сегодня – завтра – на все дни" не работал – пришлось указывать значение вручную. Точно так же, вручную понадобилось прописывать точное название станции, если есть несколько похожих вариантов или если вы сделали ошибку, - при выделении нужной вам станции из предложенного списка система ее не "подхватывает".



Приходится констатировать, что мобильная версия номинально имеется, но самыми популярными мобильными Java-браузерами не поддерживается, - в целом реализацию не назовешь успешной. Усугубляет ситуацию то, что мобильная версия не умеет отображать некоторые текстовые блоки и страницы. Ладно там – карту не показывает, но ведь мобильная версия еще и не сообщит вам об изменении в расписании и отмененных поездах! Выходит, что планировать маршрут "на ходу", вдали от полноценного компьютера, с таким сервисом практически невозможно.

Александр Казачок отметил, что мобильная версия корректно работает на устройствах под управлением Android и iPhone. Она не номинальная. Мы проверили и убедились, что браузер Opera Mini на Android по-прежнему не открывает сайт. С браузерами Google Chrome на Android и Safari на iOS все в порядке.

Другие замечания специалист прокомментировал так: "Информация об отменах предоставляется не в структурированном виде, т.е. просто текст, не привязанный ни к станции, ни к региону. Ежесуточно на дороге обращается 2000 поездов, отмен может быть десятки. При таких условиях мы не можем предложить оптимальный доступ к информации с мобильных устройств. Запуск в эксплуатацию блока "Изменения в расписании" тоже под вопросом. Но расписание дается актуальное по пригороду на 10 суток, внеплановые отмены могут быть только за 3 суток. Следовательно, расписание само содержит информацию об отменах. Необходимость этого блока сильно преувеличена".

В целом система поиска расписания поездов сделала значительный шаг вперед по сравнению со своей предшественницей. Остается исправить некоторые мелкие ошибки поиска и отображения поездов, добавить "легкую" и понятную карту-схему БЖД, довести до ума англоязычную и белорусскоязычную версию интерфейса и, конечно же, сделать нормальный, работоспособный мобильный вариант сайта, чтобы им можно было пользоваться на большинстве мобильных устройств. 
{banner_819}{banner_825}
-20%
-21%
-15%
-30%
-21%
-35%
-10%
-50%
-27%
-20%
-14%