Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Инна Гришук,

Необычная розничная сеть, в которой будут продаваться исключительно товары для курильщиков, начала создаваться в Беларуси. Ее владелец, крупнейший в стране производитель сигарет ГТФ "Неман", таким образом хочет защитить рынок сбыта белорусских табачных изделий и подготовиться к работе в условиях надвигающейся более жесткой конкуренции с импортными производителями. При этом инициаторы развития табачного ретейла считают сигаретные ларьки частью антитабачной кампании. Противники новой задумки уверены: киоски слишком навязчивы, а их массовое появление делает сигареты еще более доступными. 

Фото: Ольга Шукайло
"Табак" в деревне Вертелишки Гродненского района Фото: Ольга Шукайло

Табачный гигант делает сети

Розничная сеть по продаже сигарет начала создаваться в начале года. В качестве экспериментальной площадки по ее реализации выступила Гродненская область. Сегодня стандартный пункт по продаже сигарет, принадлежащий розничной сети, – это киоск, окрашенный в желтый и синий цвета, сверху – крупными буквами написано "Табак". Как правило, устанавливаются ларьки в проходных оживленных местах – на остановках общественного транспорта, возле рынков, крупных магазинов.
 
Появилась информация, что такой эксперимент утвердили в белорусском правительстве. Правда, никаких официальных решений по данному вопросу найти так и не удалось. На Гродненской табачной фабрике "Неман" объяснили, что идея действительно была одобрена Михаилом Мясниковичем, но только на словах.

Юридически хозяином табачных киосков является унитарное предприятие "Табак", главным учредителем которого стала гродненская "табачка", которая контролирует около 70% белорусского рынка сигарет. 

Помощник генерального директора ГТФ "Неман" Дмитрий Чугай сообщил, что в Гродно уже установлено около 80 табачных киосков, еще столько же – в Гродненской области. Примерно 40 из них уже работает. Торговая сеть активно развивается, цифры меняются ежедневно.

В конце апреля табачные киоски гродненского владельца должны открыться в Могилеве, а затем – в Бресте, Логойске, Воложине. Прорабатываются вопросы в других регионах. 

ГТФ: "Делать сигареты будем не мы, а курить все равно никто не перестанет"

Фото: Инна Гришук
Фото: Инна Гришук

"Мы не изобретали велосипед. А сделали так же, как делается во всем мире, где это происходит в рамках программ по борьбе с курением,
– объясняет Дмитрий Чугай. – Прежде всего, табачные киоски позволят лучше контролировать реализацию подакцизной продукции, а также ограничить доступ к этой продукции несовершеннолетних".

Кроме того, по словам Чугая, киоски – это место, где фабрика сможет гарантированно продавать свою продукцию, так как гродненским изделиям сложно попасть на прилавки магазинов и супермаркетов (имеется в виду навесное оборудование над кассами). Собеседник уверен, что пачко-места, которые располагаются в торговом оборудовании над кассами в крупных торговых объектах, неофициально выкуплены представителями транснациональных компаний. Но свою собственную розничную сеть ГТФ специально не делала фирменной - в ней продаются сигареты и других производителей и владельцев торговых марок.

Известно, что с 1 января 2015 года в Беларуси планируют отменить институт специмпортера табачных изделий. Это откроет прямой доступ на внутренний рынок для крупных мировых иностранных производителей. Таким образом, создание собственной товаропроводящей сети рассматривается Гродненской табачной фабрикой как один из инструментов защиты отечественного производителя в условиях отмены всех ограничений импорта.

Сегодня фабрика работает в достаточно тепличных условиях. Зарубежные сигареты ввозятся только специмпортером, который самостоятельно решает, какие виды и какое количество табачных изделий должны поступать на рынок. Импорт занимает всего 2% от всех табачных изделий, которые продаются в Беларуси. В основном ввозятся только изделия премиум-класса, которые невыгодно производить в Беларуси из-за их незначительного потребления. Остальная продукция мировых табачных компаний, реализуемая в Беларуси, производится на мощностях отечественных фабрик в Гродно и Минске в рамках программы импортозамещения, которая работает с 2005 года.
 
"Эффективность этой программы доказана на практике: по оценкам специалистов, затраты валюты на местное производство в 2,5-3 раза меньше, чем на импорт готовых изделий,
– отмечают на табачной фабрике. – Кроме того, задействованы рабочие места и мощности белорусских производителей, а также сопутствующих отраслей, все налоги, прибыль и высокая добавленная стоимость остаются в Беларуси".

Импорт без ограничений для белорусских табачников может стать ударом ниже пояса. "В этом случае вся программа импортозамещения по табачным изделиям, которая реализовывалась на протяжении девяти лет в Беларуси, может быть полностью закрыта", - говорит Чугай.
 
Представители гродненской "табачки" проанализировали ситуацию на мировом рынке и пришли к печальному выводу: если в Беларусь неограниченно начнут поставлять свою продукцию крупнейшие производители сигарет, фабрика просто не сможет с ними конкурировать. Так произошло в России, Болгарии, Украине, в других странах, где с приходом крупнейших игроков табачного рынка местные фабрики постепенно начали приходить в упадок и были либо ликвидированы, либо выкуплены за бесценок транснациональными компаниями по производству сигарет.

Собеседник уверен, что ТНК (четыре производителя, которые контролируют 90% мирового рынка. – TUT.BY) вряд ли захотят производить свою продукцию в Беларуси, так как у них есть свободные мощности в соседних странах.
 
"В этом случае делать сигареты будем не мы, а другие производители, потому что курить все равно никто не перестанетНалоги, высокая прибыль, добавленная стоимость и рабочие места просто останутся за границей. Но и это не все негативные последствия монополизации табачных рынков, – отмечает Чугай. –  Как показывает мировая практика, отсутствие собственной контролируемой государством табачной отрасли приводит в среднесрочной перспективе к развитию контрабанды и росту подросткового курения. В итоге бюджеты различных стран не только не получают прогнозируемого роста доходов от продажи табачных изделий, но и декларируют снижение налоговых изъятий, связанных с сокращением официального производства на фоне роста "серого" рынка".

"Фабрика должна заранее подготовиться к работе в новых условиях, поэтому мы создаем собственную розничную сеть", - резюмирует он. 

Петиция против киосков есть, киоски  – тоже

 "Табак" в агрогородке "Гольшаны" Ошмянского района 
Фото: schuchin.info
Табак в городе Щучин Фото: schuchin.info

Эксперимент уже успел наделать много шума в Гродненской области. Жителей Гродно и райцентров возмущает и внешний вид, и место расположения табачных ларьков, и их количество, а многих – сам факт их присутствия в городе. Жители Гродно и Лиды создали электронные петиции и начали собирать подписи против работы табачных киосков.

"В школах, детских садиках, в роликах с социальной рекламой нам годами рассказывают, что курение вредно, но эта позиция проигрывает официальной пропаганде курения, – говорит автор электронной петиции против киосков "Табак" в Гродно Юлия Коледа.Доступ к сигаретам, как убеждает Минздрав, не должен быть настолько простым".

Коледа признает, что петиция не поможет избавиться от сигаретных ларьков, так как она содержит лишь обращение изменить формат их работы: убрать с остановок общественного транспорта, отнести подальше от учебных заведений, изменить название.

"Прошло почти два месяца с момента ее запуска, но у меня есть впечатление, что нас не услышали. Ни один ларек, который попадается на моем пути в городе, не сменил своего "адреса" или названия, – говорит Коледа. – Единственное изменение – появление штор, прикрывающих сигареты. Я бы еще на каждом киоске повесила большой плакат с изображением легких курильщика – это было бы честно"

"Табак" и антитабачная кампания в одной упряжке?

Фото: Инна Северин, TUT.BY
Фото: Инна Северин, TUT.BY

Как бы это парадоксально ни звучало, но собственник желто-синей розничной сети уверяет, что табачные киоски, наоборот, помогут бороться с курением. Как?

"В отличие от навесного оборудования над кассами в магазинах, у нас нет открытой выкладки сигарет, продукция закрыта специальными ролл-шторами, – объясняет Дмитрий Чугай. – Здесь будет продаваться только продукция для курения – сигареты, спички, зажигалки. То есть товар, который не должен заинтересовать лиц, не достигших 18-летнего возраста".

Кроме того, каждый киоск оборудуют системой видеонаблюдения, которая исключит возможность продажи продавцом сигарет несовершеннолетним. Система видеонаблюдения уже начала устанавливаться, ею оборудуют все киоски. Записи планируют хранить несколько месяцев.

"Когда государственное предприятие устанавливает такие объекты, то проще регулировать их работу, – отмечает Чугай. – Введено требование закрыть выкладку – значит, закрыть. Мы безукоризненно выполняем все требования действующего законодательства и можем отчитаться за каждое действие".

Что касается вывесок со словом "Табак" на каждом ларьке, то собеседник объясняет, что это всего лишь название предприятия, которому принадлежат торговые объекты. Соответственно, не может быть расценено как пропаганда курения. Ведь на фабрике не производятся сигареты с таким названием.
 

Кто приструнит табачную сеть?

Сейчас в Беларуси нет закона, который глобально ограничивает продажу сигарет. Как говорит заместитель начальника управления потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Наталья Мельникова, главный документ, который регулирует розничную торговлю табачных изделий в Беларуси, – это декрет президента РБ № 28 "О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий". Согласно нему запрещается продажа любых табачных изделий в школах, спортивных и культурных учреждениях, детских магазинах или кафе, учреждениях здравоохранения. Нельзя продавать сигареты поштучно, с использованием автоматов, без акцизных марок установленного образца.

В министерстве также отмечают, что табачные изделия входят в перечень товаров, которые нельзя продавать на рынках. Запрещена открытая выкладка табачных изделий, например, в киосках и открытых витринах.

Уже почти год на сайте Министерства здравоохранения Беларуси можно найти вынесенный на общественное обсуждение проект закона "О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма".

Если закон будет принят в нынешней версии, то он круто ограничит как курильщиков, так и продавцов табачной продукции. Например, под запретом окажется продажа сигарет с навесного оборудования над кассами. Папиросы можно будет продавать только в специализированных отделах. Когда документ вступит в силу, прогнозировать в министерстве пока не берутся. Но на ГТФ отмечают, что свою розничную сеть они создают с учетом требований как существующего, так и еще не принятого законодательства.

Сейчас, в условиях отсутствия жестких правил продажи сигарет, решать, быть киоскам или нет, приходится местным властям. В родной области для табачных киосков по-прежнему горит зеленый свет. Им сложно сказать: "Нет". На ГТФ работают не менее 1200 человек, фабрика является крупнейшим налогоплательщиком региона – налоговые выплаты предприятия формируют чуть более четверти бюджета Гродненской области. Это больше, чем платят такие градообразующие предприятия, как ОАО "Гродно Азот" или "Гродноэнерго".