1. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  2. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  3. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  4. Новый глава НОК, возможные санкции Украины, суды и приговоры. Что происходило 26 февраля
  5. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  6. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  7. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  8. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  9. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  10. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  11. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  12. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  13. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  14. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  15. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  16. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  17. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  18. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  19. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  20. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  21. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  22. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  23. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  24. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  25. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  26. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  27. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  28. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  29. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  30. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети


/ Фото: Дмитрий Брушко,

1 февраля - первый день работы автоматизированной системы оплаты проезда в трамваях города Минска. Журналисты TUT.BY проехались на трамваях с новым электронным проездным и посмотрели, как это работает. Впрочем, работает не всегда.

Проезной, Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Терминал для проверки оплаты проезда по электронным проездным.

Примерно в 10.30 утра журналист и фотограф TUT.BY сели на "единичку" на остановке "Мясникова". Войдя в трамвай, прикладываю свой проездной к валидатору. На нем появляется бегущая строчка "Аплочана". Прикладываю во второй раз - бежит строка "мінае праз 27 дзён". Другие пассажиры, у которых нет проездных, с любопытством наблюдают за процессом. Фотограф покупает талончик у водителя и "пробивает" его при помощи электронного компостера. Заодно проверяем обещание транспортников по поводу того, что валидатор будет реагировать на проездной и с расстояния в несколько сантиметров. На наш проездной он реагирует сантиметров с трех, однако только когда прикладываешь лицевой стороной, на оборотную с небольшого расстояния в нашем случае не реагировал.

В час пик входишь в трамвай в потоке людей, а потом возвращаешься к валидатору

Через несколько остановок в трамвай входит девушка, которая тоже достает электронный проездной и прилежно прикладывает к валидатору. Кристина  всегда покупает проездные, переход на электронные причиной отказаться от традиции не послужил.

- Мне удобно, выходит дешевле. Правда, бумажные кое-чем удобнее, чем электронные. Если заполнен трамвай, то нужно вернуться и провести карточкой, чтобы было оплачено. А возвращаться зачем? Ну потому что в дверях, когда толпа народа, в дверях сразу задерживаться не будешь, сначала в салон пройдешь, а потом будешь возвращаться, чтобы приложить проездной к валидатору.

А толкотня в салонах трамваев, по словам их постоянной пассажирки, бывает часто, всегда - в час пик.

- Я езжу чаще всего с Якуба Коласа, там чаще всего много людей и бывает. Либо в час пик - 5-6 часов, либо в 8-9, когда трамваи ходят редко. У меня как-то не было проездного, и когда электронные компостеры повесили, было такое, что не работал он возле задней двери. И мне надо было либо пройти вперед, что почти невозможно сделать, когда много людей, либо передавать.

- Что вы посоветуете Минсктрансу сделать для того, чтобы система была удобнее?

- Нужно сделать в первую очередь, чтобы это все работало. Ну а там... За рубежом все уже похожим пользуются, в принципе, это удобно.


Неудобство новых компостеров: они "слепые"

Пока Владимир Павлович, которого мы встретили в другом трамвае, ездит по талончикам. Но в ближайшие дни решил купить проездной на трамвай, потому что подумал и понял, что все-таки чаще всего пользуется трамваями.

- Вы знаете, чем они неудобны? Они "слепые". Звуковой сигнал есть, ты слышишь, что он пробил - сунул в карман и пошел. Назавтра руку в карман, с утра начинаешь разбираться, где у тебя пробитый, а где нет, - и не видишь. Потому что дырочки, которые он пробивает, очень маленькие. Если можно их перенастроить на больший пробой, если это возможно, то надо бы это сделать.

Проезной, Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Что касается цифр, которые оставляет электронный компостер на талончике, то они мелкие, и глаза у пожилых людей напрягаются, чтобы их рассмотреть. Раньше использованный талон можно было просто "прощупать", теперь люди с ослабленным зрением могут  пробить талон дважды, потому что недосмотрели.

В следующем трамвае мы наблюдали, как пожилая женщина внимательно вставляла талончик в электронный компостер, наблюдая, чтобы он туда поместился именно нужной стороной. Спросили, зачем. Женщина объяснила: чтобы цифры, которые оставляет компостер, не попадали на буквы - а то контролеру будет неудобно их прочесть.

Новые компостеры как способ узнать, который час


Александр Анатольевич новый проездной успел вложить в защитную упаковку. Он делится своими впечатлениями от новой системы:

- Когда я приложил проездной при входе, первый раз оно считало, но не дало мне никаких видимых сигналов. Когда я приложил второй раз, то показало, что мой проездной действителен еще 27 дней. Меня еще в киоске Минсктранса проинформировали, что, к сожалению, пока что будет оплачиваться не каждая поездка. Я ж купил 23 января билетик и пытался уже им воспользоваться. Хотелось бы, чтобы скорей перешли к той системе, когда я смогу пополнять баланс на своем проездном. Чтобы я мог пользоваться с середины одного месяца, например, до середины следующего. Или, если я положил туда 200 тысяч и уехал на полмесяца, возвращаясь, я понимал, что срок действия моего проездного не закончился и у меня там лежат деньги. Тогда это действительно будет удобно.

Напоследок Александр Анатольевич попросил передать похвалу Минсктрансу за качественный и чистый транспорт и хорошую работу. И отметил любопытную деталь, которая лично ему нравится в электронных компостерах:

- Удобно, что время на электронных компостерах можно посмотреть. Правда, не на всех аппаратах оно высвечивается. Надо, чтобы было на всех.

Пассажир исправно прикладывает к валидатору проездной, а вот валидатор - неисправен


На остановке "Красная" журналисты TUT.BY встретили контролеров. Нужно сказать, что мы заранее узнали, на каких маршрутах их в этот день вероятнее всего встретить. Так вышло, что именно с момента встречи с контролерами нам с электронным проездным перестало везти. Уже в первом трамвае мы приложили свой проездной до того, как контролер заблокировал систему. Валидатор на проездной не отреагировал. Контролер прикладывает проездной к терминалу, предназначенному для проверки, - и он на нас не реагирует. "Не работает, - говорит контролер коллеге. - Ну вы же понимаете, первый день", - так говорят уже нам, пассажирам.

Проезной, Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В целом встрече с журналистами контролеры были не рады. Оказывается, журналистам для того, чтобы понаблюдать в этот день за работой контролера в салоне трамвая, даже имея при себе проездной и будучи, по сути, пассажиром, стоило писать запрос в Минсктранс. Мы делаем это исправно, когда хотим сделать интервью с контролерами или поработать с ними на линии, но вот зачем писать такой запрос, если мы просто хотим понаблюдать за тем, насколько хорошо реагируют на наши проездные терминалы контролеров и валидаторы (своеобразный общественный контроль новой системы), - непонятно.

Проезной, Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
После того как контролер заблокировал систему такой карточкой, вы уже не можете ни провалидировать свой проездной, ни прокомпостировать талончик.

Не отреагировал на наш проездной валидатор и в другом трамвае, в который мы зашли вместе с сотрудниками Минсктранса. Впрочем, у контролера, вошедшего в первую дверь, проверить оплату проезда проездным у человека, который уже ехал в трамвае до нас, получилось.

При встрече с другой группой контролеров нам довелось услышать от одной из женщин расстроенное "да половина валидаторов сегодня не работает!" 

Встреченные нами сегодня контролеры просили отметить, что в первый день работы системы они лояльны к пассажирам и пытаются объяснять, что к чему.

Расставшись с сотрудниками Минсктранса, мы прокатились еще на нескольких трамвайчиках. На этот раз ни один валидатор в четырех трамваях не отреагировал на наш проездной.


"Ничего себе! Не работают что ли? Вот совсем недавно работали!"


Кондуктор в трамвае шестого маршрута проверяла каждый проездной, который оказывался у входивших в салон, на всех валидаторах в салоне и удивленно протягивала: 

- Ничего себе! Не работают что ли? Вот совсем недавно работали!

Проезной, Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
"Аплачвайце праезд". Тот неловкий момент, когда валидатор никак не реагирует на твой проездной.

- Так что мы тут все теперь - зайцы? - хохотали двое мужчин в годах, которым не удалось "провалидировать" проездные.

- Ну, получается - зайцы, - пожимала плечами кондуктор. - Хорошо работали с утра, не знаю, что случилось. Хотя у меня сегодня была ситуация: зашел мужчина с проездным, я сама видела, как он его прикладывал к валидатору. А потом зашли контролеры и говорят, что у него проезд не оплачен - терминал так показал. Ну я рассказала, что сама видела, как он свой проездной прикладывал! Конечно, не оштрафовали. Так что еще и с терминалами бывают проблемы.

В той же "шестерке" с неработающими валидаторами довелось увидеть пожилого мужчину, который, входя в трамвай, аккуратно приложил проездной к валидатору. По экранчику побежала строка, и мужчина, уверенный в том, что он оплатил проезд, спрятал проездной в нагрудный карман. На то, что надпись гласила "Аплачвайце праезд", а вовсе не "Аплочана", пассажир на ходу не обратил никакого внимания. И только бдительность кондуктора помогла ему установить, что он, оказывается, едет зайцем. Хорошо, что кондуктора, а не контролера.

Как нам показалось, в целом пассажиры трамваев к новой системе были настроены благодушно. Довелось увидеть многих людей, которые сразу же старались приложить проездной к валидатору. Однако сами валидаторы и терминалы контролеров к проездным пассажиров в половине случаев (навскидку) не были столь же благосклонны. Журналисты понимают, что это лишь первый день работы системы, и надеются на то, что она будет отлажена, но все же сокрушаются, что это не было сделано до запуска электронных проездных в широкий оборот на всех городских трамваях.
-15%
-15%
-20%
-20%
-50%
-50%
-20%
-20%
-50%
-45%
0072410