Одним из немногих гродненских кафе, о которых писали стихи, была "Батлейка" - небольшая закусочная в здании Театра кукол. Там бывали многие известные деятели белорусской культуры - как из Беларуси, так и иностранцы. TUT.BY продолжает серию материалов о местах общественного питания Гродно, которые остались лишь в истории города.


Николай Таранда, преподаватель Гродненского государственного аграрного университета, был сооснователем и директором "Батлейки". С ним мы и решили поговорить о давнем богемном месте.

"Думаю, все началось с тех контактов, которые были у нас в конце 80-х – начале 90-х с белорусами Польши. Мы приглашали их сюда на рок-фестивали, в организации которых я участвовал. Потом это движение переметнулось на ту сторону границы, где в Городке под Белостоком белорусские фестивали продолжаются до сих пор", - рассказывает Николай Таранда.

В одну из поездок в Гродно польские белорусы и предложили Николаю заняться "ресторанным бизнесом", обещав немного помочь финансами.

"Напрямую деньги не поступали, чаще привозили всякие шмотки, которые можно было продать на рынке и получить за это наличные. Например, чтобы заказать у юристов уставные документы малого предприятия", - вспоминает Таранда.

Предприятие зарегистрировали осенью 1991, а действовать кафе начало весной 1992. И Николай, и другой сооснователь – художник Алесь Суров – были хорошо знакомы с актером и бардом Виктором Шалкевичем, который и предложил использовать помещение театра. Отсюда и название – "Батлейка".

Второе окно слева - бывшая дверь в "Батлейку". Фото: Инна Северин, TUT.BY

Николай вспоминает, что в то же время существовало еще одно кафе их малое предприятие - "Кляштар", которое находилось в помещении музея истории религии. Существовало недолго, так как музей вынужден был переехать в другое здание.

На стенах "Батлейки" висели куклы, которые раньше использовались в спектаклях. "Были, например, куклы Адама и Евы из спектакля, который не пропустили на сцену цензура", - рассказывает Николай.

Фото из личного архива Николая Таранды
Фото из личного архива Николая Таранды

Не считая кукол, интерьер был очень простым, с деревянной мебелью. Большие деревянные столы заказал театр, а кафе их позже выкупило. Музыка играла из магнитофона, подаренного бандитами. Они праздновали в "Батлейке" и что-то сломали, а в качестве компенсации подарили хороший магнитофон.

Меню было очень простым: горячие бутерброды с использованием колбасы, сосисок, сыра, заправленных кетчупом с чесноком, вино, пиво, коктейли, “отвертки", напитки. Особой популярностью пользовался фирменный кофе по-ирландски со сгущенкой и водкой.
 
"У нас было недорого, может именно поэтому к нам все перебрались: бандиты, бедняки и интеллигенция", - рассуждает Николай Таранда.



Батлейка просуществовала ровно шесть лет, до 1998 года, закрывшись как раз тогда, когда дела наконец пошли нормально. "Скорее тут играли роль политические мотивы: после митингов все с транспарантами заваливались в "Батлейку" и пели песни, которые кому-то не нравились, - считает бывший владелец кафе. – Мы еще не успели выехать, а уже въезжала новая фирма. Думаю, у них был какой-то блат в верхах".

Николай до сих пор удивляется, как люди не боялись ходить в "Батлейку", ведь там почти каждый день сидели бандиты. "Были дни, когда обслуживал только бандитов, и потом приходилось убирать после драк". У Николая не было ни одного выходного, иначе, как он считает, посетители могли перебить друг друга. Он вспоминает, как хипарей, которые перебрались в "Батлейку" из "Южного вечера", выводили на улицу и ножами пытались обрезать волосы – и ему как директору приходилось спасать парней.
 
Но бывало, что посетители были совсем безобидные: по утрам "Батлейка" обслуживала детские спектакли в театре.

Иногда приходилось работать до утра: то гости приедут, то какие-нибудь рок-группы или рыцарские клубы, которым негде было ночевать в Гродно. Иногда и бандитам не хотелось уходить.

"Нас очень часто проверяли всевозможные инспекции. Тогда была такая политика – выбить как можно больше штрафов. Нас сильно душили и развиваться было невозможно. Законы такие, что ничего нельзя было делать, часто невозможно было купить продукты ни за наличные, ни по безналу. А когда удалось наладить нормальные поставки, нас закрыли", - заканчивает свой рассказ Николай.

После закрытия "Батлейки" в Театре кукол, ее владельцы попытались открыться в Доме культуры. Но пока делали ремонт, поняли, что в этом помещении им не получить разрешения от пожарных. Да и вход был лишь через ДК, а отдельную дверь в стене пробивать не хотелось. Кстати, там, где в театре был когда-то вход в кафе, сейчас уже нет двери – там окно.

В "Батлейке" побывали почти все белорусские барды и писатели, известные белорусы из Европы и США, политики, музыканты. У Николая Таранды есть несколько толстых альбомов, где хранится множество фотографий тех лет. На них, в гостеприимных стенах "Батлейки", - и молодой Лявон Вольский, и Зенон Пазняк в свои лучшие годы, и "золотой белорусский голос Америки" Данчик, и многие-многие другие.

На закрытие "Батлейки" гродненский поэт Юрий Гуменюк написал стихотворение, в котором есть таких два фрагмента:

"Па сходах крокаў пяць — i ты на месцы,
ва ўтульнай яме, што кавярняй называюць.
Азадкам уваб'еш ў падлогу крэсла,
ледзь пазяхнеш — табе гарэлку налiваюць"


и

"Да пабачэньня, любая "Бардэлька"! —
прытулак родны хiжых абармотаў!
Пах кетчупа на змучаных сардэльках
Ня выцiсьне належнае згрызоты".


Фото: Инна Северин, TUT.BY

Наверняка многие гродненцы все еще помнят кафе "Батлейка" или слышали о нем от старшего поколения. Своими воспоминаниями вы можете поделиться в комментариях. 

Фото из личного архива Николая Таранды.

-20%
-10%
-15%
-27%
-25%
-30%
-70%
-15%
-20%