Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Сегодня любительским видео уже никого не удивишь. Оно повсюду, и его много: любой первоклассник может снять свою жизнь на камеру телефона. В Минске 60-х – 70-х годов, чтобы снять любительское кино, нужно было большой кусок зарплаты отдать за кинопленку. А еще иметь кинокамеру, что было тоже недешевым удовольствием. Но увлеченные люди снимали сюжеты из минской жизни. О том, кто делает утерянные кинокадры нашим достоянием, читайте в нашем материале.

 
Минск, 1970 год. Граждане отмечают день рождения Ленина. Любительская киносъемка, пусть и затронутая временем, производит сильное впечатление и сейчас.

В конце октября мы опубликовали на портале видео, на котором - тоже Минск, тоже октябрь, но только 1965 год. Автор кинокадров, которые оцифровали совсем недавно, - белорусский турист Владимир Скакун, погибший в снежной лавине в Саянах 25 марта 1971 года вместе с другими белорусскими спортсменами - Михаилом Корнем, Фёдором Гимеином, Александром Носко, Александром Фабрисенко, Вадимом Казариным, Анной Нехаевой, Ариком Круппом и Игорем Корнеевым.

Возвращает к жизни любительское белорусское кино блогер и краевед Андрей Скуратович и его единомышленники. Мы подробно расспросили у Андрея, где же он все это достает.
 

Ленинградские студенты снимали в Минске подпольное кино… со скуки

Андрей Скуратович рассказывает, что началось все с киносъемок Арика Круппа, которые нашлись совершенно неожиданно, в плохом качестве, шесть лет назад. Находка потянула за собой ниточку, которая привела к совершенно неожиданному открытию: на киностудии "Беларусьфильм" с начала 60-х по 1974 год снимали подпольное кино!
 
- В Минске одновременно была достроена киностудия, новое здание на проспекте, и достраивался завод Вавилова. И все специалисты готовились в Ленинградском институте киноинженеров, это были чистые технари. Получилось, что несколько лет целыми выпусками и курсами спаянные студенческие группы посылались из Ленинграда в Минск. Года четыре-пять это продолжалось. После опыта питерской столичной студенческой жизни в Минске начала 60-х годов они испытывали некий дискомфорт... И стали развлекаться самостоятельно как могли. А если учесть, что вся техническая часть киностудии была у них на обслуживании, они, используя это богатство, стали снимать кино, - посвящает нас в события почти полувековой давности собеседник.
 
Базы у "подпольщиков" были две: на киностудии и на заводе Вавилова. На встречах выпускников ЛИКИ, работающих в Минске, самодеятельное кино и показывалось.
 
- Продолжалось это года до 68-го, когда после Праги гэбэшникам захотелось отличиться. А поскольку своей крамолы нет, то надо ее найти. Прошли обыски на киностудии, на заводе Вавилова, в студенческих общежитиях. Дали всем по шапке, длительно побеседовали с каждым. Пару лет ничего не делалось, а в 72-м снова принялись за свое, примерно до 74-го года. Потом снова получили по шапке, была еще одна волна обысков. И – тишина. Но у киностудии большие коридоры, большие подвалы и масса закоулков…

 Андрей Скуратович объясняет, что несколько месяцев упорных телефонных звонков бывшим работникам киностудии смогли вытащить на свет божий не изъятые компетентными органами оригиналы.
 
Самое удивительное, что идеологической крамолы на тех кинокадрах в самом деле нет никакой. Хотя крамолой тогда являлось в принципе само их существование.
 
- Проблема была в том, что это делалось без согласования и без редактуры. А куда это годится, - смеется Андрей Скуратович.
 
Именно благодаря съемкам капустников и посиделок в стиле КВН тех ленинградских студентов, заброшенных судьбой в скучный на события Минск, стали находиться и другие фильмы... 
 

Философы и культуристы

- В Минске была целая банда преподавателей политеха – философов. Вячеслав Степин, Валерий Лебедев. Степин сейчас главный российский философ, академик. Лебедев уже лет 20 живет в Бостоне, - рассказывает Андрей. - У них обнаружилась масса всего – они снимали свои фильмы от ужастиков до комедий. Монтировали, озвучивали. И по большей части это все осталось. На тех кадрах они просто изображают из себя мальчишек и отрываются.

Андрей Скуратович показывает кадры этой, философской, тусовки. Один из фильмов снят на советском курорте. В нем – смешливая и дурашливая молодежь с непривычной для нашего взгляда стороны. Молодежь, что важно, показанная без идеологически выверенных рамок.
 
 
Минские культуристы. Любительская киносъемка показывает молодых людей в далекие советские годы с непривычной, совершенно живой стороны.

Нашли и оцифровали два любительских фильма (1962 и 1965 годов), которые объединили под общим названием – "Минские сараи". На кинокадрах – мускулистые и веселые молодые минчане, молодые культуристы. Любительские клубы по интересам [^] в 60-х плодились и множились. Часть из них уходила под официальные крыши домов профсоюзов и домов культуры, а часть – оседала там, где получалось. Как в случае с задорными культуристами – в закоулках многочисленных тогда минских сараев.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (42.74 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (17.34 МБ)

Благодаря увлечению философа Лебедева нашлось многое. Например, киносъемка поэта Александра Галича в Минске.
 
Андрей может очень долго перечислять неожиданные приятные находки: домашние съемки Василя Быкова, играющий в волейбол Юрий Гагарин (снято минчанином), мастер вытинанки Вячеслав Дубинка в походах, а в массивной стопке кинопленок, лежащих прямо сейчас на столе Скуратовича, – 7 часов съемок в Оперном театре "всяких околобалетных дел" (70-е годы).
 

Обычные люди, влюбленные в кино

Уникальность - в случае с кино 60-х и 70-х – слово, которое используется не просто для красного словца.
 
- Кинопленка шириной 8 миллиметров, которую в основном мы находим, это чисто бытовой любительский формат, в котором тогда не было предусмотрено снятия копий. Один экземпляр, и всё. То есть, пять раз ты пленку в семье или с друзьями посмотрел, через 10 лет она оказывается в дальнем углу антресолей, а через 20 уже никто не помнит, что это было.

Андрей рассказывает и о такой неожиданной находке:
 
- Человек, по профессии энергетик, не имеющий никакого отношения к искусству, снимал в Минске свою семью. И параллельно еще что-то попадало в кадр. Например, на пленке конца 60-х - лунапарк, видимо чешский, возле Дворца спорта. И район теперешней станции метро Пушкинской. И тут, разбирая то, что уже оцифровалось, я нахожу у этого человека десятиминутный фильм. Минск накануне праздника 100-летия со дня рождения Ленина - 22 апреля. Накануне, во время и после праздника. Впечатление убийственное. Абсолютно лояльно снималось к власти, но сам ракурс совершенно не официозный.

 
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (30.99 МБ)

Зовут энергетика, снявшего праздничный Минск, Владимир Филиппенок.
 

Студенты-этнографы и сокровище в побелке

- Мне сообщают: в институте этнографии на шкафу валяется пленка, без коробки, вся заляпанная известкой, и что там – непонятно. Причем 16-миллиметровая. А у них в институте никогда не числился ни один проектор 16-миллиметровый. Кто-то откуда-то приволок, может выкинуть? Даже старожил института, пришедшая туда на работу осенью 1962-го, не знала, что там, – рассказывает Андрей.
 
Собеседник, конечно, пленку попросил принести и выкидывать не рискнул. Отмыли, отчистили. Пленка оказалась отснятой действительно раньше прихода старожилов – в апреле 1962-го. Теперь этнографы не нарадуются, что с этих кинокадров смахнули известку. На первой части – настоящая белорусская батлейка в одной из деревень Слуцкого района, причем в кадрах то и дело появляются колоритные местные жители, наблюдающие за представлением. На второй части – старинный народный театр, снятый в соседней деревне. Кадры уже оцифровали, однако над ними пока идет работа. В конце года этнографы надеются устроить большую презентацию удивительной находки. Снято кино преподавателями кафедры театра театрально-художественного института. 
 

Свой город минчане снимали редко

- Самого Минска на любительских кадрах очень мало, - рассказывает Андрей Скуратович. - Городские съемки любых других городов – это сколько угодно попадается. Штук по 4-5 разных фильмов только 60-х годов. Базары в Самарканде, в Бухаре, в Баку, в Ташкенте. Но никто не снял Комаровку! Ну вот не сняли... Или я просто пока не нашел.
 
Правда, недавно в фильме из архивов одной минской семьи нашлись кадры с панорамой площади, на которой сейчас стоит театр музкомедии. Находка приятная, потому что и фотографий-то старых оттуда особо не попадалось.
 

Успеть оцифровать раньше, чем время разрушит

Аппетит приходит во время еды, желание найти побольше кадров самого разного рода пришло вот точно так же, в процессе. Если поначалу Андрея интересовали кадры, которые связаны с бардовской песней, с туризмом, то сейчас он хватается за все то, что может быть потенциально интересно для истории.
 

Вернуть на родину белорусские фильмы

Это – еще одно дело, которым увлечен Андрей Скуратович и его друзья. Из подмосковного Госфильмофонда белорусы выкупают для Музея истории белорусского кино, скидываясь и собирая финансы буквально с миру по нитке, кино, снятое на "Беларусьфильме".

После распада СССР белорусский архив кино оказался под Москвой, теперь это кино, выведенное из культурного оборота, по крупицам возвращается к зрителю. За три года работы энтузиасты смогли вернуть более десяти картин. В планах – возвращение еще многих кинофильмов. В начале декабря будет объявлен сбор денег на очередной согласованный список лент. 


Тем, у кого дома завалялись кинопленки с тех, давних времен, Андрей Скуратович дает советы по поводу того, как вернуть их к жизни бережно:
 
- Когда собираетесь оцифровывать, советую искать студию, которая обещает магическое если не "сканирование", то хотя бы "покадровую пересъемку". Это технология, которая позволяет оцифровывать более-менее качественно. Что касается цены, то по Минску она довольно высокая. Мне и моим единомышленникам за несколько лет поисков удалось найти возможность оцифровки втрое дешевле в России. Раз в месяц, когда собирается часов по 10-20 кинофильмов, это все отправляется на оцифровку вместе и получается намного дешевле. Правда, все равно иногда приходится пускать шапку по кругу, потому что порой объемы найденного очень большие.

Всем неравнодушным Андрей готов дать дельные советы о том, как вернуть к жизни уникальные кадры. Если вам есть что показать, сообщайте - возможно, вместе сделать это будет легче! Контакты собеседника легко можно найти в его блоге в Живом журнале.

- В конце 80-х уже стали появляться видеокамеры, и все стало попроще. А вот 60-е - это такая фантомная ностальгия, и оттуда что-нибудь такое хочется еще поискать, - заключает Андрей. – А еще хочется успеть показать это тем, кто есть в кадре.