/

"Попытка - не пытка", - думает белорус и заказывает покупку из-за рубежа. Однако, проходя таможенные и почтовые процедуры, он уже не настолько уверен, что народная мудрость верна. Иногда самые обычные посылки из-за рубежа "зависают" неизвестно где, а за товарами по экспресс-доставке приходится ехать в удаленный от города аэропорт. TUT.BY постарался разобраться, в чем состоит задачка - получить покупку из-за рубежа, и как таможенные и почтовые службы предлагают ее решать. 

Сапоги для ребенка замшевые зимние на зарубежном сайте, работающем с экспресс-доставкой, обошлись нашему читателю в 12$. С растаможкой 30% - в 16 долларов. "Качество очень высокое. Теплые и красивые", - сообщает читатель. И доставили их из Англии всего за 5 дней. Однако в такие рекордные сроки получить отправление из-за границы удается далеко не всегда


Два месяца неизвестности - и у вас рюкзак за 15 долларов вместо 80

Житель Слуцка Алексей Януш первые покупки из-за рубежа cделал примерно пять лет назад. С тех пор, рассказывает он, многое стало хуже. Например, раньше посылка из Великобритании доходила в его город за 10 дней, теперь приходится ждать в разы дольше.

- Недавно мне посылка шла аж 60 дней, из Китая. Я купил рюкзак ребенку за 15 долларов, потому что у нас точно такие же продаются по 80 долларов. Посылки все не было, уже собирался возвращать деньги, но спустя 54 дня моя посылка наконец "трекнулась" в Беларуси.

При этом Алексей делится наблюдениями: "зависают" посылки именно в Беларуси.
 
- Претензии мои, наверное, не к почте, а к таможне. Посылка приходит довольно быстро. Те же немцы, когда покупаешь товар, в интернет-кабинете проставляют дату отправки. Через 4 дня они уже статус ставят, что посылка пришла на территорию Беларуси и находится на складе. А у нас, в поиске "Белпочты" пометка появляется, что товар прибыл, далеко не сразу - может, в течение недели после этого. 
 
Алексей рассказывает, что сидит на форумах, где обсуждаются подобные проблемы. Там же отслеживает последние "тенденции" - сейчас на повестке дня массовый возврат посылок из Польши.
  
- Из-за всех этих проблем я не знаю, сколько посылок можно заказать в конкретном месяце. Потому что посылок нет-нет, а потом приходят все вместе и приходится платить растаможку. В таком случае бывает, что от чего-то копеечного просто отказываюсь, - рассказывает Алексей. - Допустим, что-то купил на 2-3 доллара, а растаможка - 5 евро.
 
Что можно заказывать из-за границы за 2-3 доллара? На этот вопрос Алексей отвечает - бытовые мелочи вроде елочных гирлянд и игрушек перед Новым годом.
 
- В наших киосках это стоит порой в 25 раз дороже. Вот и заказываем. Опять же, ребенка за 100 долларов можно и обуть, и одеть.
 
Напоследок Алексей пожаловался на обращение работников таможенной службы (в почтовом здании на улице Вокзальной) с клиентами - тяжело дозвониться и узнать информацию по состоянию твоей посылки
 
- А если дозваниваешься - тебе в довольно грубой форме отвечают: ждите, когда придет письмо, какое ваше дело...

Неспешная экспресс-доставка

Александр Зеньков живет в Минске. Он прислал в редакцию TUT.BY подробное описание мытарств, через которые проходят люди, заказывающие товары экспресс-доставкой.   
 
"Есть сайты, на которых цены на распродажные товары очень уж привлекательные. Однако есть такой минус, что они работают только с надежными фирмами экспресс-доставки (DHL, Fedex и т.п.). Но, в случае Беларуси, экспресс-доставка резко перестает быть "экспресс". Все товары приходят в аэропорт "Минск" и попадают на таможенный склад… Сразу предупреждаю: лучше планируйте провести там весь оставшийся день, ибо кто-то организовал все так, что получение своих вещей превращается в чрезвычайно долгий и муторный квест. По приезду в аэропорт нужно ехать за него километра полтора (очень все-таки рекомендуется ехать на автомобиле, потому как от остановок общественного транспорта весьма далековато потом все тащить). На проходной аэропорта нужно выписать пропуск. С утра там большая очередь на выписку пропусков. После прохождения досмотра и контроля вас пропустят на территорию аэропорта. Там нужно будет пройти еще метров 500 до здания с надписью "Белпочта". Собственно, в этом здании и начинаются основные удивления".

Далее Александр рассказывает об очередях и о том, что огромное число бумаг сотрудники таможни заполняют от руки, под копирку, что серьезно замедляет процесс оформления документов. В комнате для посетителей, с большими очередями, нет кондиционера. Сотрудники "Белпочты", оформляя отправления, медленно по нескольку раз вводят данные из паспорта в "какой-то древнющей программе".

Эта палатка и спальники доставлялись из Китая долгих 6 месяцев. "Я уже точно и не помню, сколько заплатил. Не больше 70 долларов за все, кажется. Кстати, на удивление качественно пошитые для Китая. Только, к сожалению, пришли они очень поздно... В поход я уже сходил с палаткой, одолженной у товарища", - рассказывает пользователь TUT.BY Александр

"Осеннее, из очень качественного фетра пальто, 36 долларов с растаможкой", - описывает одну из заморских обновок жены читатель

Александр: "Зимняя куртка для жены, теплая и красивая, жена от нее в восторге. 23 доллара с растаможкой. Скидка на зимнюю одежду сейчас бывает до 80%, а размер у жены редкий, на распродажах же часто бывают красивые фирменные вещи"

Беготня с квитанциями, заполнение бумаг на складе - и экспресс-отправление наконец попадает в руки получателя. 

Говорят, за лето обстановка с получением отправлений в "Минск-2" чуть улучшилась, однако все равно до "быстро и удобно" далеко.

"Я потом более глубоко изучил этот вопрос и понял, что теоретически можно заставить перевозчика, в моем случае DHL, чтобы он сам все растаможил и провел всю процедуру. Однако мало кто знает, что такая возможность есть, и они ее никогда не предложат сами. И процедура связана с умением хорошо обращаться с компьютером, она запутана. Теперь я заказываю одежду у посредника, через Россию, доплачиваю им от 10 до 20% от стоимости заказа, зато вообще никаких проблем. Но ведь деньги, которые остаются у посредника, могли бы и у государства оставаться, ведь 30% за растаможку - это не намного больше, чем через посредников", - говорит Александр. 

Жители, которые живут не в Минске, жалуются на то, что за организацию экспресс-доставки до их места жительства приходится платить порой едва ли не столько, во сколько обходятся сами посылки с "приятными мелочами". Вот и выбирает большинство пугающую поездку в аэропорт.

Половина международных почтовых отправлений - с незаполненными данными

За последний год международных почтовых отправлений стало на 42% больше: за первое полугодие 2012 года в Беларусь пришли 2 миллиона 332 тысячи 35 посылок, мелких пакетов и письменных корреспонденций, за первое полугодие 2013 года - 3 миллиона 312 тысяч 841.
 
Замначальника Минской региональной таможни по организации таможенного оформления и контроля Виктор Никитюк обращает внимание: несмотря на то, что МПО (международных почтовых отправлений) стало много больше, площади, на которых приходится работать, не изменились, да и число работников таможни там не увеличилось.
 
- Мы себе можем помочь сейчас, только начав плотнее работать с информацией по отправлениям. Все пересмотреть очень сложно. Теперь мы обязательно рентгенсканируем только те МПО, которые могут содержать запрещенные вложения. Если сравнить с прошлым годом, то те же 14 сотрудников таможни раньше выпускали порядка 3,5-4 тысяч МПО в день, сегодня ежедневно выходит порядка 10 тысяч посылок и мелких пакетов (все это, не считая писем), - рассказывает Никитюк. - Во втором квартале этого года мы разработали документ, в котором описаны временные рамки, в течение которых наши работники должны успеть совершить определенные действия.
 
Раньше каждое отправление, в котором отсутствовали сведения о вложениях, отправляли на рабочее место инспектора - вскрывали и переписывали.

- А это время, трудовые затраты и жалобы получателей… мол, почему мою посылку вскрывали? Считают, что если вскрыли, то повредили своими руками. Это негативно отражалось на нашей работе. Теперь мы работаем по принципу ответственности почтового оператора и отправителя за свои действия. То есть, если посылка поступила на территорию РБ и по этой посылке отсутствует достаточная информация для таможни - стоимость, вес, наименование вложений - такие посылки находятся на временном хранении, но контролю они не подвергаются. До тех пор, пока почтовые службы не установят сведений о получателе, о вложении, его стоимости… И не введут необходимую информацию в базу
.
 
Находиться "неуточненные" посылки могут на складе до двух месяцев. Если сведения не уточняются, посылки возвращаются отправителю.
 
Читатели TUT.BY задают резонный вопрос: почему должен страдать получатель, если продавец-отправитель неправильно заполнил сопроводительные документы?

Дело все в том, в один голос утверждают и почта, и таможня, что до момента получения отправление - в собственности получателя.
   
- Практически 50% посылок идет без необходимых сведений - о наименовании вложений, о стоимости, о получателе товаров…. Посему наших граждан, которые занимаются активно покупкой товаров через интернет, просим рекомендовать своим продавцам относиться более серьезно к заполнению сведений в почтовых документах. Потому что вот это время, которое тратится на уточнение данных - это и есть те 2 недели, по которым люди со своими негативными высказываниями в адрес таможенников обращаются, что мы их долго контролируем.

Чаще всего плохо заполняют сопроводительные документы на посылках из Китая, Польши, Нидерландов и Сингапура. 

Виктор Никитюк утверждает, что самому предоставить дополнительные сведения можно на сайте "Белпочты" - в разделе слежения за почтовыми отправлениями.

На наш вопрос о том, не слишком ли жесткие у Беларуси требования по заполнению почтовых документов, если их с такими сложностями приходится доуточнять, собеседник ответил, что требования - самые обычные.

- Но статья в почтовой Конвенции содержит рекомендательный характер для почтовых служб всех стран. Например, в Беларуси к этому относятся принципиально - у нас любой гражданин, придя в почтовое отделение с желанием отправить товар за границу, должен полностью указать содержимое посылки. В других странах лояльно к этому относятся.
 
По словам Никитюка, на площадях аэропорта строится здание, в котором откроют дополнительный пункт международного почтового обмена - оно поможет разгрузить завалы на складах на Вокзальной. К тому же, сейчас проходит эксперимент с почтовой службой Канады. Заключается его идея в том, что как только в стране подачи формируется посылка, сведения тут же попадают в единую базу. С которой могут работать почтовые и таможенные службы страны получения и отбирать их для контроля еще на стадии пересылки. Результаты эксперимента покажут, есть ли смысл внедрять такую систему в практику.

Что касается штата сотрудников, которые работают с почтовыми отправлениями, то его увеличивают, как могут. На "Белпочте" к такой работе привлекают практикантов, студентов… (на недостатки работы которых порой жалуются сотрудники таможни). Сами таможенники же на пункты контроля МПО каждую неделю присылают "подмогу" - по 5 человек из административных отделов.
 
"Мы понимаем, что число посылок серьезно увеличилось. Так дайте больше работников!" - сетуют читатели. Однако в таможенной среде приходится слышать версию: если вдруг таможня сейчас увеличит штат, то ее просто не поймут - как-никак, повсеместно в государственных органах идет сокращение кадров.
 

За 8 месяцев 2013 года - больше экспресс-отправлений, чем за весь прошлый год

В таможне "Минск-2" отвечают, что сроки выпуска товаров зависят в первую очередь от оперативной подачи пассажирской таможенной декларации, правильности и достоверности ее заполнения. А пассажирских деклараций оформляться стало больше, чем прежде.
 
За 8 месяцев 2013 года таможенники оформили больше пассажирских деклараций на экспресс-отправления, чем за весь 2012 год: в 2011 году было оформлено 4210 пассажирских таможенных деклараций, в 2012 году - 5389, за неполные восемь месяцев 2013 года - 5647. 

С тем, что получателям приходится заполнять много бумаг, таможня "Минск-2" не согласна: "Кроме пассажирской таможенной декларации и расписки на товаросопроводительной докладной в получении отправления экспресс-доставки на складе временного хранения РУП "Белпочта", никаких форм получателем не заполняется".

Склад временного хранения экспресс-отправлений на территории Национального аэропорта "Минск". Фото: FINANCE.TUT.BY

Таможенники объясняют, что в 2012 году проводили анкетирование получателей экспресс-отправлений. В анонимном опросе участвовали более 160 человек. Большинство отвечало, что затратили на весь комплекс действий по получению посылки в среднем 2-3 часа.

По словам сотрудников таможни "Минск-2", все таможенные операции без участия получателя могут оформлять экспресс-перевозчики UPS, FedEx, ТNT.

"Таможня "Минск-2" рекомендует получателям экспресс-отправлений активнее использовать услуги профессиональных организаций по декларированию перевозимых товаров. Это позволяет сэкономить получателям отправлений экспресс-доставки и время, и силы по изучению требований законодательства. С начала года более 500 отправлений задекларированы профессиональными таможенными представителями по договорам, заключенным с гражданами"
.

Спросили мы у таможенников аэропорта и о том, почему у получателей требуют денег за хранение отправлений, тогда как сроки их выдачи затягиваются не по вине получателей. Однако сотрудники таможни считают, что сроки выдачи товаров, ввозимых экспресс-доставкой, таможней "Минск-2" не нарушаются. Дополнительные платежи приходится платить тем получателям, которые "не принимают своевременных действий" по декларированию экспресс-отправлений. 
 

Почтовым отделениям сложно справляться с объемами отправлений

Еще один пункт "зависания" международных отправлений, который нам удалось определить - местные почтовые отделения (кстати, в отличие от экспресс-отправлений, обычные посылки доставляются почтой в почтовое отделение по месту жительства без каких-либо особых доплат).



Как нам рассказала читательница Мария, которая увлекается и интернет-шопингом, и посткроссингом, в ее почтовом отделении (№112) отправления в последнее время стали серьезно застревать. При этом поиск на сайте "Белпочты" упорно сообщает, что отправления "пытались доставить".

"Мой братишка перед своим "евротрипом" назаказывал много разного велосипедного барахла (фонарики, сумки, не знаю что еще) из китайских магазинов. Уезжал он 10, кажется, июля - ничего так и не пришло, пришлось покупать в Вильнюсе уже по дороге. Когда вернулся, в ящике было извещение, а на почте (отделение №90) ему выдали целый ворох посылок, и по трекингу первые из них пришли 3, 4, 6 июля..."

Из разговора с работниками почтовой службы девушка поняла - "у них банально не хватает работников, и некому сортировать-разносить почту".
-10%
-10%
-45%
-30%
-20%
-20%
-25%
0068162