/

Фото: photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net
Анатолий Рубинов считает, что пора отказаться от льгот при поступлении в вузы, и предлагает заменить ЦТ по русскому и белорусскому языкам зачетом там, где эти предметы не являются профильными. Кроме того, председатель Совета Республики скептически относится к победителям олимпиад по обществоведению.


Какие изменения нужно внести в правила приема в вузы, как повлияло на набор абитуриентов изменение пороговых баллов при поступлении, а также почему сегодня не так сложно поступить в вуз, заполняя бланки на ЦТ методом тыка, рассказали 30 августа специалисты во время пресс-конференции.

По словам Рубинова, проект новой редакции правил приема уже подготовлен и согласован, но его не успели принять к этому году. "Все шло по старым правилам, и проблемы с прошлого года проявились и в этом". Рубинов рассказал, какие именно.
 

Вероятность угадать ответы на ЦТ по русскому и белорусскому языкам - 80%

По словам Рубинова, нужно совершенствовать методы проведения ЦТ, потому как их анализ дает не всегда приятные результаты. Так, проблемой является "вероятность угадывания". "Получается, что на самом деле, если мы посмотрим баллы пороговые для физики и математики, то человек, который ничего не знает и будет угадывать, 30% вероятность, что он пройдет". По химии, биологии при игре в "угадайку" такая вероятность - 40%, а по русскому и белорусскому языкам - вообще 80%!

Что можно изменить в ЦТ? "Вы же знаете, что при проведении теста есть группа А (задания) и группа Б. В группе А дается 5 вариантов ответа и надо выбрать 1 правильный, а в группе Б надо конкретно самому дать ответ. Надо уменьшать группу А в пользу группы Б. Это несложно сделать". Сегодня в группе А значительно больше заданий. 
 

Общий конкурс для городских и сельских и отмена льгот

По словам Рубинова, уже несколько лет подряд обсуждается вопрос о том, что нет смысла проводить раздельный конкурс для абитуриентов из сельской местности и из городов. "В 2006 году проходной балл сельчан в 28 случаях оказался равным или лучше, чем горожан. И сегодня есть случаи, очевидно противоречащие здравому смыслу: например, если на какую-то специальность подает всего 1 человек из села, он заведомо проходит, независимо от количества набранных баллов и знаний, потому что для него конкурса нет".

Еще одна проблема, говорит Рубинов, - это льготы для детей-сирот и некоторых других категорий. "Это тоже потеряло смысл. Что значит льгота на знание? Разве может быть, что врачу не обязательно иметь знания, как у всех, только потому, что у него какие-то обстоятельства? Льготы надо убрать, но перенести их в материальную сферу: помогать пособием, общежитием и т.д. Пока они существуют, это приводит к парадоксальным результатам. Например, в БГУ на биологическом факультете проходной балл в этом году был 262, а для льготников - 142. Или на "современные иностранные языки" с 313 баллами абитуриент не прошел, а со 155-ю прошел".

Особенно остро в этом году стал вопрос и с победителями республиканских олимпиад по обществоведению. "Есть порядок, когда победители республиканских олимпиад зачисляются без экзаменов. В принципе, это правильно. Но есть, например, победители олимпиад по обществоведению". Конкретной специальности "обществовед", подчеркивает Рубинов, нет, поэтому такие победители поступают на разные специальности.

"Естественно, выбирают более престижные. Например, в этом году (на факультете международных отношений. - TUT.BY) на специальности "международное право" из 15 бюджетных мест 14 заняли победители олимпиад, и абитуриент с исключительно блестящими баллами - 386 баллов из 400 возможных - не поступает". Правда, как решать этот вопрос, Рубинов не сказал.
 

Сократить количество экзаменов на близкие специальности и продвигать систему электронного зачисления

Еще одна проблема - разные экзамены для близких специальностей, когда на похожие специальности в разных вузах нужно проходить на ЦТ совсем другие предметы. "На одну специальность человек не прошел, но есть вторая, близкая, куда он прошел бы по конкурсу, но там иной набор экзаменов надо сдавать. При зачислении на близкие специальности надо все-таки иметь одинаковый набор предметов, чтобы человек мог поступить. Надо сократить количество предметов, по которым проводится тестирование, особенно в гуманитарной сфере, и унифицировать их". Кроме того, часто люди не поступают, потому что просто не успевают подать документы на ту специальность, куда могли бы поступить. Именно поэтому нужно активно продвигать идею электронного зачисления, говорит Анатолий Рубинов.
 
"У нас достаточно хорошо налажена регистрация абитуриентов (на ЦТ. - TUT.BY). Когда он регистрируется, то по всей республике вносится в базу данных вся информация. Так когда он регистрируется, пусть он сразу запишет вузы/специальности, куда бы он хотел поступить! Может и десяток таких приоритетов назвать, а машина потом сама посчитает, куда он проходит. Хорошая система могла бы быть, и она абсолютно реальна, надо ее продвинуть. Хотелось бы, чтобы в следующем году хотя бы какой-то вариант сделали и попробовали, хотя бы во время репетиционного тестирования". 

Сделать русский и белорусский языки зачетами, а не экзаменами

Острой назвал Анатолий Рубинов и проблему того, что зачастую тестирование по русскому/белорусскому языкам является определяющим при поступлении. "В ряде случаев уровень знаний по профильным предметам ниже, чем баллы, набранные по русскому или белорусскому языкам. Вот поступает человек на физику/математику, но они (баллы по этим предметам. - TUT.BY) играют второстепенную роль: язык и средний балл аттестата превалируют. Надо, чтобы профильные предметы играли определяющую роль при поступлении. Мы полагаем и предлагаем Минобразования подумать, может, стоит пойти на то, чтобы сделать языки в виде зачета. Все-таки человек в любом случае должен быть грамотным, если хочет поступать в вуз. А уже выше-ниже - не играет роли для специальности. Нужно иметь уровень грамотности не ниже определенного. В первую очередь, надо знать профильные предметы, которые он будет изучать (в вузе. - TUT.BY).

В пример Рубинов привел некоторые вузы культуры и искусства. По его словам, сегодня в Академии музыки и Академии искусств при поступлении сдают именно творческие экзамены, и, например, на "живопись" поступает тот, кто умеет рисовать, а не тот, кто лучше всех знает русский язык. Хотя, например, в Белорусском государственном университете культуры из-за другого порядка поступления именно русский язык или предметы общего плана тоже могут превалировать. "Надо общий порядок установить". 
 

"Не такие мы бедные": ввести обязательную аудио- и видеофиксацию на творческих экзаменах

Предлагает Анатолий Рубинов также ввести обязательную аудио- и видеофиксацию при проведении творческих экзаменов. По его мнению, это особенно важно для университетов Министерства культуры. "Есть случаи, когда поступает девочка, у которой было 9 баллов по вокалу в училище, а на экзамене ей ставят 2. Как-то это странно, по меньшей мере. А проверить нельзя. Можно подать аппеляцию, но не проверишь же. Вторичный экзамен проводить не предусмотрено правилами. Надо ввести это. Не такие мы бедные", - сказал Рубинов.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-30%
-20%
-30%
-20%
-30%