/ фото автора,

Недавно в Житковичском районе произошла трагедия — на озере Белое утонули сразу пять человек. Среди них — дети. Злополучная лодка не была зарегистрирована, правила ее эксплуатации грубо нарушались. Большая проблема в том, что у Государственной инспекции по маломерным судам не хватает рук на то, чтобы отслеживать всех нарушителей на воде: число зарегистрированных лодок в сотни раз больше, чем число инспекторов. Однако до 9 августа патрули инспекторов будут «укреплены» представителями Белорусской транспортной прокуратуры. О том, как мы проверяли документы у судоводителей, читайте в материале TUT.BY.

После трагедии на Белом озере инспекцию по маломерным судам переподчинили МЧС

Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) базируется на территории ОСВОДа, что на Заславском водохранилище. Атмосфера в прибрежном дворике почти домашняя — видно, что спасатели и инспекторы здесь порой и днюют и ночуют. Даже кемпинг небольшой организован. Правда, ОСВОДу ГИМС уже пару дней как не подчиняется — инспекцию перевели в ведомство МЧС.

Ежегодные техосмотры маломерных судов вернутся, а прокуроры требуют серьезно штрафовать за управление лодками в пьяном виде >>>

Начальник ГИМС Михаил Чешун, давая инструкции подчиненным насчет рейда, успевает рассказать о ситуации на воде.

— В прошлом году на маломерных судах не было ни одной детской жертвы. 42 человека погибли, но все взрослые. Ну, а в этом году у нас уже 5 детей…

Правда, с учетом быстрого роста числа лодок, людей гибнуть все же стало нынче гораздо меньше, чем гибло, например, в 2000 году.

Начальник ГИМС Михаил Чешун

— Совместно с ОСВОДом нам довелось добиться хороших результатов по снижению гибели людей на водах. Гибель в 2000 году составила 129 человек. При этом в Беларуси было зарегистрировано 3900 маломерных судов. В 2009 году нам удалось снизить гибель людей на водах. На 152 тысячи судов пришлось 36 погибших. Но после отмены ежегодного техосмотра в 2010 году цифры снова стали расти: в 2011 году погибли 39 человек, в 2012-м — 42. За какие-то 2 месяца нынешнего — уже 18 человек. А еще месяцев 5 может быть судоходство…

Официально

За нарушение Правил госрегистрации судов предусмотрен штраф от 2 до 5 базовых величин (ст. 18.39 КоАП).

За нарушение Правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов — предупреждение или штраф до 3 базовых величин (ст. 18.8 КоАП). Но если человек признает вину, более чем по статье 6.5 КОАП (более чем на 0,5 базовой величины) госинспекция по маломерным судам его привлечь к ответственности не имеет права.

Что дороже: жилет или жизнь?

Мы отправляемся в рейд с двумя инспекторами ГИМС, среди которых начальник Минской области Антон Запрудский и госинспектор Николай Слабко. Впрочем, пальма первенства в рейде сегодня отдана заместителю Белорусского транспортного прокурора Александру Безуглому. Именно он будет выписывать предупреждения нарушителям или давать прокурорские поручения об административных нарушениях. Считается, что он будет следить и за работой самих инспекторов — четко ли выполняют то, что им положено.

Судно инспекторов подает сигнал, подплывая к первой лодке.

— Будьте осторожны — подходим к борту! — Антон Запрудский представляется.

Лодку, на которой сидит рыбак Виталий, регистрировать в инспекции не надо. Однако у него нарушение — нет спасательного жилета. Инспекторы и прокурор убеждены — жилеты нужно брать с собой даже тем, кто уверен, что хорошо плавает.

— Неужели нельзя с зарплаты отжалеть себе на жилет? Это ж ваша безопасность.

— Да хоть завтра…

— Хоть завтра? Ну тогда давайте на сегодня обойдемся официальным предупреждением от прокуратуры, а на сегодня ваша рыбалка закончена. Сейчас я вам правила покажу, где четко указано, что вы обязаны иметь в лодке. Что вам дороже: жилет или жизнь?

— Жизнь, — со скромной улыбкой протягивает Виталий.

Еще в одной рыбацкой лодке встречаем мальчугана, укутанного в подобие спасательного жилета. Отцу, который пообещал купить для сына жилет более надежный, также оформляют официальное предупреждение. Семье советуют вернуться на берег.

В гребной лодке должны быть весла, швартовочные, якорные и водоотливные средства, спасжилеты. По нынешним правилам допускается, чтобы спасжилеты просто находились в лодке. Скоро собираются уточнить этот пункт — жилет нужно будет обязательно надевать.

Мимо нас проплывал вот такой кораблик с достаточно большой вместимостью — там отмечали свадьбу. К сожалению, проверять такие судна на наличие спасательных средств на всех пассажиров инспекторы ГИМС не имеют права. Судно принадлежит Белорусскому речному пароходству

Следующая остановка — снова резиновая надувная лодка. Пока рыбка ловится, рыбак растянулся на лодке и отдыхает, покачиваясь на волнах. Мы нарушаем идиллию. Оказывается, «Ясь-2» у мужичка уже более 20 лет. Спасжилет лежит тут же, в лодке. Желаем мужчине удачного клева.

Госинспектор Николай Слабко и начальник ГИМС Минской области Антон Запрудский

— Вот видите, сознательный гражданин. Но с такими лодками есть опасность. Не дай бог какая-нибудь перекачка: утром рыбаки накачивают лодку свою, а днем стоят под солнцем. Воздух расширяется, баллон лопается и все — рыбак оказывается в воде. А если он еще при этом употребит, то вот вам и статистика утопленников.

Как нам уточнили позже в ГИМС, это замечание касается только лодок из неармированного ПВХ, в основном они китайского производства.

Заместитель Белорусского транспортного прокурора Александр Безуглый взял с собой вот такой тест. Он нам не пригодился. Однако пьяные в лодках — не редкость. Транспортная прокуратура инициирует поправки в административный кодес — пьяных на маломерных судах предлагают штрафовать (размер штрафа предлагаемый — до 50 базовых величин)

Если лодка моторная, то в наличии, помимо вышеперечисленного, должны быть огнетушитель, медицинская аптечка, ремонтный набор. В том же рейде два встреченных рыбака нам уверенно скажут: «Загорится мотор — отцеплю. Зачем огнетушитель?» Инспекторы на это ответят: «Не успеете. Мотор вспыхивает слишком быстро порой, чтобы успеть от него избавиться». О таком раскладе беспечные рыбаки даже не задумываются.

Удостоверения на маломерные суда тонут и теряются, а вот права на машину — всегда с собой

После традиционного «Будьте осторожны, подходим к борту!» оказываемся рядом с яхтой с надписями Robinson Club — прогулочное судно принадлежит дорогому клубу, который находится неподалеку. Судоводитель Артем быстро показывает, что все нужные средства спасения для пассажиров, которые находятся на борту яхты, на месте. Одна незадача: прав на вождение яхты у мужчины при себе нет. То есть, в принципе они есть, но — потеряны. Прокурор выясняет, как угораздило молодого человека выйти в Минское море, да еще с пассажирами, когда права потеряны.

Артем объясняет, что действительно, права утонули по его оплошности, но в том, что он до сих пор не смог их восстановить, виновата бюрократия.

— Я бы его давно сделал, если бы не эта вся кутерьма. Я пошел в ГИМС — мне сказали, что нужна справка из МВД. В милицию написал письмо примерно полмесяца назад. Мне позвонил мой участковый, который сказал, что письмо не действует и что ему нужно пригласить меня на допрос. Хорошо. Когда приехать? Он переносит и переносит даты. Еще какое-то время нужно милиции, чтобы сделать процедуру якобы поиска. А удостоверение ведь просто утоплено.

Прокурор удивляется такому положению дел и звонит участковому Артема. Выясняется, что в разговоре с прокурором новое удостоверение «делается 5 минут», тогда как реакция на заявление обычного гражданина затянулась на 2 недели и решению вопроса не видно ни конца, ни края.

— Похоже, придется рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности того же участкового. Что он такие обращения рассматривает в такие долгие сроки.

И все-таки, несмотря на отсутствие удостоверения, молодой человек все равно катает на яхте пассажиров. А значит, штраф ему придется заплатить.

Забыл удостоверение в тот день и сотрудник милиции, рыбачивший на резиновой лодке…

… и известный минский ресторатор Павел Полонский. Последний предупредил инспекторов о своей забывчивости, еще когда лодка с проверкой подплывала к его судну:

— Здравствуйте. Только могу вам сразу сказать — удостоверение я забыл, — протянул мужчина. — В пакетике лежат техпаспорт и права на лодку. Права получал года 2 назад. Но с собой их нет…

Прокурор ресторатора, вошедшего некогда в топ-50 самых успешных и красивых людей Минска, похоже, узнал, осведомившись:

— Как там ваши пиццерии?

— Пиццерии? Нет уже…

— Ну, ясно. И прав нету. Будем считать, что индивидуально-профилактическая беседа проведена. Еще раз попадетесь на воде без прав — будет административный процесс.

Правда, катер, которым управлял известный ресторатор, поднадзорен не ГИМС, а Белорусской инспекции речного судоходства, — потому что обладает стационарным двигателем свыше 75 лошадиных сил. Однако по ходатайству прокурора и такие судна для проверки документов можно останавливать.

На переднем плане — Александр Безуглый

Любопытно, что почти у всех забывчивых граждан в этот день с собой оказывались права только на вождение автомобиля. Самое нужное в лодке…

Попался нам в тот день и мужчина, вовсе не имевший документов на свою надувную моторную лодку. Точнее, пока еще не свою — он взял ее у продавца обкатать на воде, посмотреть, все ли с ней в порядке. Спасжилет при этом мужчина забыл. Лодка оказалась хорошей, будет покупать. А вот встречи с инспекцией и штрафа избежать не удалось.

Девушка Анжела, рассекавшая воду на гидроцикле без прав, сказала, что удостоверение на право вождения на берегу.

— Оставила. А вдруг оно намокнет?

— А вы что, не знаете, что такое ламинирование? — возмутился прокурор.

— Знаю, но я же не на экзамене сейчас, — после этих слов девушка опрометчиво предложила прокатиться на берег и посмотреть, действительно ли у нее есть права.

Инспекция на берег сплавала — прав на берегу не оказалось. Но они (утверждают друзья и муж, которые тут же катались на гидроциклах) у Анжелики точно есть.

— Садитесь в лодку. Оформим официальное предупреждение о том, что при себе права нужно иметь, — объяснил Александр Безуглый.

В завершение рейда инспекторы решили сплавать к «Робинсон-клубу».

Вертолет над «Робинсон-клубом»

Неподалеку от «Робинсона» устанавливали на специальной площадке приспособления для очередного фейерверка пиротехники. Сотрудники компании «Арт-эффект» с грузом на борту также сидели без спасательных жилетов. Говорят, лодку брали в прокате «Робинсона», спасжилеты им предлагали, но брать не стали — работать в них неудобно. Однако, напомним, пока по закону их достаточно просто иметь на борту.

Пиротехников пожурили и составили предупреждение о том, что спасжилеты все-таки нужно иметь при себе.

Инструктору пункта проката «Робинсона» тоже за то, что выпустил людей без спасательных средств, пришлось беседовать с прокурором. Выяснилось, впрочем, что нет у местного пункта проката и книги выдачи плавательных средств. Как рассказал позже на берегу Михаил Чешун, с этим клубом проблем у ГИМСа хватает. К примеру, непонятно пока, насколько законен пирс развлекательного заведения. Прокурор пообещал рассмотреть эти вопросы и выписать управляющему клуба предписание привести в соответствие законодательству существующую базу стоянки маломерных судов.

Как мы видим, почти все маломерные судна, с которым мы имели дело в тот день, хозяева выводили в Минское море либо без документов, либо без спасательных жилетов…

-20%
-20%
-20%
-21%
-35%
-21%
-22%
-20%
-25%
-30%
0068422