Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Чрезвычайно высокий процент не перешагнувших минимальный порог баллов на централизованном тестировании по математике и физике вызывает широкое общественное обсуждение. Ругают школьную подготовку, обвиняют в несусветной глупости абитуриентов и, наоборот, предполагают, что дело все в плохо составленных заданиях экзаменационных тестов. Что касается преподавателей вузов по физике и математике, они даже рады, что те, кто по их предметам далеко не семи пядей во лбу, к ним в этом году не попадут.

Иллюстрация: TUT.BY
Иллюстрация: TUT.BY


Тестирование просто сделало тайных двоечников явными?

По математике не набрали минимум для поступления в вуз 32,7% абитуриентов, пришедших на тестирование по предмету, а по физике и того больше - 37%. Всего ЦТ по математике сдавали 76 тысяч 21 человек, а по физике - 35 тысяч 756 человек.
 
В 2013 году первокурсников примут 54 вуза (45 - государственной формы собственности и 9 - частной). Общий прием составит 79,3 тыс. человек, что на 10% меньше, чем в 2012 году. План приема на бюджетную форму обучения - 30,5 тысячи человек, что составляет больше половины всех выпускников школ. При этом число бюджетных мест в вузах также сократилось - на 1700 мест. 

Мы позвонили вузовским преподавателям, чтобы узнать их реакцию на столь высокий процент тех, кто не смог решить элементарные задачки. 
  
Заведующий кафедрой ядерной и радиационной безопасности Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова Андрей Тимощенко рад, что в этом году порог составляет не 7 баллов как раньше, а 15.
  
- С моей точки зрения, принять такой порог было правильным решением, потому что студенты, которые имели баллы ниже - мы уже имеем опыт - они просто необучаемые.

- Поступали ли в ваш вуз люди, которые получали по 7 баллов, как разрешалось в прошлом году?
  
- Поступали. Я не помню, как много их было. Но я знаю, что эти люди отчислены. Они не смогли учиться.
  
Однако могут возникнуть и некоторые проблемы:
  
- Тем не менее, показатели набора мы рискуем не выполнить. Все зависит от того, придут ли студенты именно к нам, заинтересуются ли абитуриенты с высокими баллами нашими специальностями. Если выполним мы - не выполнит кто-то другой. В первую очередь периферийные вузы.
  
Доцент Белгосуниверситета и автор многочисленных пособий для школьников и абитуриентов по математике Сергей Барвенов полагает, что не сдавших тестирование на столь низкий балл так много по такой причине:
  
- Мое мнение, что на ЦТ попадает много людей, которые по непонятным причинам вообще туда идут. Они не готовились, они вообще не в курсе дела. Тестирование на 15 баллов мог написать любой здравомыслящий человек, который школу закончил много лет назад. Но, учитывая нынешнюю ситуацию, когда все хотят получить высшее образование, на тестирование лезут и те, кто могут, и те, кто не могут.
  
Сергей Барвенов, как и его коллега, говорит:
  
- Слава богу, что в этом году ввели такой минимальный проходной бал. Теперь не будут мучаться вузы с этими абитуриентами, которые были изначально не способны в высшем учебном заведении учиться. Хорошо, что уже на нулевом этапе, до подачи документов в вуз, их отсеяли. Можно только порадоваться, что у нас есть такой механизм, который неспособных не пускает в высшие учебные заведения.
  
Что касается того, что раньше "было лучше", Сергей Барвенов не согласен. Он утверждает, что в любое время в любом классе можно было найти людей, которые плохо знали математику и именно потому не шли сдавать ее в вуз. Просто сейчас тестирование показывает этих людей явно.
  
- Предполагают, что будет недобор на физико-математических факультетах из-за того, что треть не прошла…

- В высшие учебные заведения и так должен был быть недобор. Потому что у нас количество выпускников меньше, чем количество мест в вузах. Просто нужно сокращать количество мест в вузах. С другой стороны, должна быть конкуренция. Я уверен, что у БГУ, РТИ и БГЭУ проблем не будет, потому что они победят в такой конкуренции.
  
Любопытно, что некоторые преподаватели утверждают, что набрать 15 баллов можно было даже ничего не решая - просто выбрав один из вариантов и проставив галочки на этом варианте во всех заданиях.
 
А Сергей Барвенов даже периодически показывает журналистам книжечку "Математика. Секреты ЦТ. 10 проверенных способов угадать правильный ответ". 

- Обычно практически в любом тесте (это - специфика тестового контроля знаний) есть несколько примеров, правильные ответы в которых можно наверняка узнать, если знать несколько специфических подходов. Это не угадывание в общепринятом смысле этого слова. Скорее - отсев неподходящих ответов в задаче. Конечно, элементарные знания математики все равно необходимы, но... Про такие подходы написано довольно много англоязычной литературы. У нас - только тоненькая книжечка, которую я как-то даже на ОНТ в ток-шоу показывал. В этом ЦТ тоже было несколько задач, которые вполне "решались" такими методами.

Преподаватель говорит, что даже по такому подходу "отсева" необходимые 15 баллов можно, захотев, набрать.
 
А вот в социальных сетях пока что делятся историями об абитуриентах, которые сдавали заполненные бланки с ответами раньше, чем им выдавали бланки с заданиями. Несмотря на явный блеф, от абитуриентов такие бланки принимали - формально правила ЦТ не нарушены.

  

В этом году по физике и математике в разы больше "стобалльников"

Общественность обратила внимание только на то, что треть сдававших математику и физику так плохо их знают, что не смогут поступать в вузы. Как мы видим, преподаватели факту выявления двоечников даже рады. В то же время, в результатах тестирования есть даже более любопытный факт. Нынешний год - рекордный по числу получивших по этим предметам по 100 баллов.
  
Так, сейчас 100 баллов по математике набрали 146 абитуриентов из 76 тысяч 21. В 2012-м тестирование по математике сдавали 95 тыс. 163 человека. Максимальный балл тогда набрали только 46 человек. То же самое с физикой. По физике в этом году, напомним, сдавали централизованное тестирование 35 тысяч 763 человека. Максимальный балл получили 46 абитуриентов. В 2012 году из 41 тысячи 572 человек на 100 сдали только двое.
  
Андрей Тимощенко это комментирует так:
 
 - Я не могу оценивать, потому что не знаю точно, каковы задачи. Соответственно, я не могу сказать и сравнить с тем, что было в прошлом году. Я бы хотел увидеть в таком числе стобалльников совершенствование работы учителей в школах. Репетиторы, наверное, поработали над своими ошибками.
  
Сергей Барвенов же отмечает, что тесты более легкими "особо" не становятся, по его мнению, они остаются примерно такими же, как раньше.
  
- Обкатанные методики, известные задачи, ничего сверхъестественного. Следовательно, те, кто хоть немного готовится, знают, чего от них ожидать.
 
Стоит отметить, что в централизованном тестировании по математике все больше становится практико-ориентированных задач. Это когда абитуриенту предлагают высчитать, сколько он должен будет при определенных условиях заплатить за мобильную связь, сколько потратит топлива его автомобиль. Например, Сергей Барвенов воспроизводит по памяти задачу, которая попала в ЦТ этого года: "Автомобиль проехал некоторое расстояние, затратив 20 литров горючего со средним расходом топлива 9 литров на 100 км. Потом он значительно увеличил скорость и поэтому его расход топлива увеличился до 12 литров на 100 км. Сколько топлива теперь он потратит, чтобы проехать то же расстояние?".

Любопытно, что после российского ЕГЭ этого года у соседей бурно обсуждается практико-ориентированная задача, в которой будущим мамам и папам предлагалось рассчитать, какую дозу лекарства можно дать ребенку при определенной норме на килограмм веса: "Одна таблетка лекарства весит 70 мг и содержит 4% активного вещества. Ребенку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,05 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребенку в возрасте пяти месяцев и весом 8 кг в течение суток?" Эту и подобные задачи не решил каждый пятый российский абитуриент.

Зато такие задачи не просто показывают уровень знаний поступающих в вузы, но и здорово иллюстрируют цену ошибки в математике.