/

С 25 мая снова дорожает проезд в общественном транспорте Минска. Это будет первое подорожание за почти 8 месяцев. По сравнению с 2011-м, когда тарифы поднимали аж 4 раза, так и заждались даже. Сколько таких подорожаний пережила столица за годы существования независимой Беларуси? А сколько составляет пресловутая себестоимость проезда? TUT.BY покопался в старых подшивках и новостных сообщениях и поработал с калькулятором.
Фото с сайта zaxad.com
Фото с сайта zaxad.com
 

Советские годы: незначительные колебания

До конца 1957 года в Минске действовала зонная система оплаты проезда: чем больше проехал, тем больше платишь. Так, пассажир самых первых автобусов (которые начали ходить в Минске с 1924 года) мог проехать маршрут от вокзала до Комаровки за 24 копейки. С января 1958 года в советских городах ввели единую систему оплаты, вне зависимости от расстояния. Проезд в белорусской столице стал стоить 40 копеек. К тому времени в Минске курсировали не только автобусы и трамваи, но и троллейбусы. В 1961 году в СССР провели денежную реформу, в ходе которой не только деноминировали рубль и ввели новые купюры и монеты, но и повысили цену проезда на автобус: 5 новых деноминированных копеек, билет на троллейбус стоил все те же 4 копейки. В 1972 году в автобусах и троллейбусах появились компостеры, а в газетных киосках – новые талоны и проездные билеты. Талон на проезд в автобусе и троллейбусе стоил 4 копейки, в трамвае – 3 копейки. Месячный проездной на автобус (троллейбус) и трамвай стоил, соответственно, 2 рубля 40 копеек и 1 рубль 80 копеек, то есть цена проездного была рассчитана из стоимости 60 поездок. Проезд в метро, которое открылось в столице БССР в 1984 году, стоил 5 звонких копеек.
 
Фото с сайта forum.privet.com
Фото с сайта forum.privet.com
 

Девяностые: за 10 лет – в 4 миллиона раз

Такое спокойствие продолжалось до начала лихих девяностых. Со 2 апреля 1991-го стоимость проезда в минском метро внезапно выросла в три раза: с 5 до 15 копеек (в турникет можно было бросать сразу одну "пятнашку" или три "пятачка"); по некоторым данным, автобус подорожал до 15 копеек еще раньше, 15 марта. Городская газета "Добры вечар" писала, что из-за этого подорожания число пассажиров подземки сократилось с 420 тысяч до 270 тысяч в месяц – на треть!
 
В 1992 году появились не только "зайчики", но и жетоны на метро (о них мы расскажем подробно отдельной статьей) и проездные на подземку. В том же 92-м тариф на проезд успел подорожать еще раз – на этот раз до 40 копеек; оплачивать проезд в метро нужно было двумя монетами по 20 коп. Параллельно с новыми белорусскими деньгами имели хождение советские монеты и купюры в 1, 3 и 5 рублей. С декабря 1992-го, как пишет Minsk-old-new, проезд в Минске стал стоить 3 рубля. Как видно, за несколько месяцев рубль "просел" почти в 10 раз. В июле 93-го советские дензнаки прекратили хождение, а талончик подорожал до 10 рублей. В декабре – уже до 50 рублей. Спустя еще полгода, в июле 94-го, проезд уже стоил 200 рублей. То есть в связи с обесцениванием "зайца" за 2 года проезд подорожал в 500 раз.
 
Двадцатого августа 1994 года в Беларуси прошла странная деноминация: с купюр убрали несуществующие нули. Одновременно еще вдвое подняли тариф на проезд - теперь талончик стоил 40 деноминированных рублей. Но деноминация не остановила инфляцию, и уже в октябре талончик стоил 100, а в ноябре – 200 рублей. За следующие три года, к июлю 97-го, проезд подорожал до 2000 рублей. Доллар в том месяце стоил 27 тысяч рублей, то есть на один "бакс" можно было прокатиться 13,5 раз. За последующие почти 4 года проезд подорожал еще в 10 раз, а 1 января 2000-го в стране снова прошла деноминация: "убрали" по три нуля. Таким образом, в начале двухтысячного проезд в Минске стал стоить 20 рублей. А менее чем за 10 лет, с 1991-го, проезд подорожал в 4 миллиона раз.
 

Двухтысячные: лучше поменьше, но почаще

Все дальнейшие увеличения тарифов мы свели в наглядную таблицу: можно проследить, на сколько рублей и на сколько процентов подняли цену и сколько стоил талончик по отношению к доллару. Так, вскоре после деноминации проезд подорожал сразу вдвое - с 20 до 40 рублей.
 
Дата подорожания
Новая цена проезда в Минске, руб.
Увеличение цены по сравнению с предыдущим тарифом
Официальный курс доллара на день ввода нового тарифа, руб.
Талонов на 1 доллар
15 мая 2000
40
100%
515
12,88
20 января 2001
60
50%
1.198
19,97
10 ноября 2001
80
33,3%
1.519
18,99
1 февраля 2002
120
50%
1.641
13,68
1 августа 2002
150
25%
1.830
12,2
1 октября 2002
180
20%
1.865
10,36
20 января 2003
200
11,1%
1.950
9,75
1 июля 2003
220
10%
2.060
9,36
2 октября 2003
250
13,6%
2.110
8,44
10 июля 2004
300
20%
2.159
7,19
20 ноября 2004
360
20%
2.175
6,04
28 июня 2005
400
11,1%
2.149
5,37
20 декабря 2005
460
15%
2.151
4,68
28 июля 2006
500
8,7%
2.142
4,28
30 августа 2007
600
20%
2.147
3,58
1 марта 2010
700
16,7%
2.930
4,19
2 апреля 2011
850
21,4%
3.045
3,58
4 августа 2011
900
5,8%
4.972, рыночный курс до 10.000
5,52 – 11,11
10 сентября 2011
950
5,5%
5.271, рыночный курс до 8.000
5,55 – 8,42
1 ноября 2011
1.300
36,8%
8.450
6,5
5 апреля 2012
1.500
15,3%
8.140
5,43
3 октября 2012
1.700
13,3%
8.410
4,95
25 мая 2013
2.000
17,6%
8.680
4,34
 
Получается, что с лета 2003-го по лето 2007-го проезд подорожал ровно в три раза, притом что доллар вырос лишь на 4%; а с лета'2002 по лето'2007 проезд подорожал ровно в пять раз, хотя доллар вырос лишь на 17%. С момента начала последней девальвации (весна 2011-го) и до нынешнего времени проезд подорожал в 2,85 раза и ровно в столько же раз вырос курс доллара. Видно, что если в начале двухтысячных на один доллар можно было прокатиться 10-20 раз, то последние лет восемь этот показатель держится в районе 4-5 раз.
 
За последние 14 лет тариф на проезд повышался 23 раза. При этом легко заметить, что нет никакой закономерности в выборе месяца или даты повышения цен: талончик дорожал как в начале месяца, так и ближе к середине или в конце. Прирост цены колебался в среднем от 5% до 15%, изредка доходя до планки в 20 и более процентов. Но наполовину или на все 100%, как в начале "нулевых", уже десять лет как цены не задирают.
 

Себестоимость проезда

Чиновники разных уровней и ведомственной принадлежности регулярно повторяют, что белорусы оплачивают далеко не полную себестоимость проезда и что именно поэтому талончик будет дорожать и впредь. Зачастую эти чиновники противоречат друг другу. Мы проанализировали десятки высказываний чиновников за последние несколько лет: в разных интервью они заявляют, что горожане оплачивают от 30 до 50 и более процентов себестоимости услуг. Еще в 2009-м, когда проезд стоил 600 рублей, себестоимость называлась в районе 1630 – 1800 рублей (талончик возмещал 33-37%); в 2010-м проезд стоил 700 рублей при себестоимости в 1800 (возмещение 39%); в 2011-м проезд дорожал 4 раза, и себестоимость росла в течение года с 1800 до 3000 рублей (возмещение до 55% стоимости).
 
В прошлом году, когда курс валют колебался очень незначительно, чиновники и вовсе стали называть невероятные цифры: мол, себестоимость составляет от 3480 до 6100 рублей. При этом себестоимость поездки в наземном транспорте составляет 6100 рублей, а в метро, по последним сведениям, - всего 3780 рублей. Себестоимость изготовления самого жетончика при этом составляет 1650 рублей, так что, похоже, проезд в метро тоже должен стоить около 5,5–6 тысяч рублей.
 
Словом, картина ясна: горожане злостно недоплачивают, а город компенсирует до 65% себестоимости проезда (при этом умалчивается, что "город компенсирует" – это значит, что компенсируют сами горожане своими же налогами).

Между тем в Барановичах, например, горожане компенсируют аж 70% себестоимости проезда, притом что и цена талончика там поменьше, чем в столице. Напомним чиновникам, что в Барановичах до сих пор на маршрутах работают прожорливые "Икарусы", а в Минске – новенькие МАЗы с двигателями "Евро-5". 
 
Чиновники любят приводить в пример европейские города, в которых проезд стоит очень дорого, - вот, мол, к чему надо стремиться. Мы в ответ приведем им другую статистику. В городах Молдовы (Бельцы и Кишинев) проезд на троллейбусе стоит 2 лея (1400 руб.), на маршрутке – 3 лея (2100 руб.); в Тирасполе билет на троллейбус стоит 2 приднестровских рубля (1560 бел.руб). В Черновцах талон на троллейбус стоит 1,25 гривны (1330 руб.), маршрутка – 2,5 гривны (2650 руб.); трамвай в Одессе – 1,5 гривны (1600 руб.), маршрутка – 2,5 гривны (2650 руб.); в Киеве наземный транспорт стоит 1,5 гривны (1600 руб.), городская электричка – 1,7 гривны (1800 руб.), метро – 2 гривны (2130 руб.), маршрутки – от 2 до 3 гривен (2130 – 3190 руб.) И если про общественный транспорт еще можно возразить, что он дотируется государством, то частники-маршрутчики себе в убыток работать не станут. Цены в Киеве и особенно в Кишиневе при этом вполне сравнимы с минскими, а бензин что в Молдове, что в Украине стоит значительно дороже, чем в Беларуси. 
 

Эта песня хороша – начинай сначала

Два года назад в письме белорусских властей на имя председателя совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС (именно оттуда ожидали кредита на 3 миллиарда долларов) Алексея Кудрина говорилось: "Тарифы на услуги пассажирского транспорта будут последовательно повышаться до уровня, обеспечивающего к концу 2011 года 70% затрат на их оказание, в 2012 – не менее 85%, в 2013 – не менее 90%". Это значит, что уже к концу этого года проезд в Минске может подорожать сразу до 5500 рублей. Правда, ни в прошлом, ни в позапрошлом году эти предкредитные обещания не были выполнены. Можно надеяться, что если в нынешнем году цены на талончики еще поднимутся, то не до 5,5 тысяч, а где-нибудь этак до 2200 – 2300 рублей. 
 
И еще один положительный момент нынешнего повышения тарифов. Сорок лет назад, в 1972-м, цена первых месячных проездных билетов была рассчитана исходя из стоимости 60 поездок для проездного на 1 вид транспорта, 90 поездок – для двух видов и примерно 110 поездок – для трех видов транспорта. Сейчас, по новым тарифам, проездной на 1 вид стоит 90 000 рублей (45 поездок), на 2 вида – 120 100 руб. (60 поездок), на 3 вида – 143 200 рублей (почти 72 поездки), на 4 вида – 162 000 руб. (81 поездка). А это значит, что правительство идет навстречу своему народу, снижая стоимость проездных. Только и делов-то, что дорожает проезд по нескольку раз в год. 
{banner_819}{banner_825}
-49%
-14%
-20%
-20%
-80%
-10%
-15%
-35%
-27%
-50%
-15%
0062969