Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Некоторые захоронения на белорусских кладбищах, по мнению этнографов, представляют еще и историко-культурный интерес. Так, до наших дней на деревенских кладбищах Беларуси встречаются, хоть и очень редко, необычные погребальные сооружения в виде домиков – отголосок языческих обрядов. В Кличевском районе на Могилевщине их принято называть "теремками".

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (12.07 МБ)

Людмила Русецкая, научный сотрудник Кличевского краеведческого музея:

"Так когда-то хоронили наши предки-славяне. Над могилой возводится домик в виде теремка с окошечком, в которое, считали наши предки, выглядывают души умерших".

Надмогильный "теремок" на кладбище деревни Борки Кличевского района, по данным этнографов, – один из немногих, сохранившихся в Беларуси. "Домики мертвых", "избы смерти", "домовины" – это все названия подобных типов захоронений, в особенности распространенных на бывших территориях дреговичей. Такие языческие погребения во многих белорусских местечках долгие века уживались не только с христианскими обрядами. Даже в эпоху воинствующего атеизма некоторые крестьяне продолжали хоронить в теремках. Этот родственники некоего Кузьмы Цмыги соорудили над его могилой в 1939 году.

Игорь Марзалюк, доктор исторических наук, профессор:

"На том свете, согласно с языческими традициями, человеку надо поесть и где-то жить… Человеческая душа - как дымок, как сам человек, только уменьшенная копия. И если нам нужно есть каждый день, то душе хотя бы 2 раза в год: на весенние и осенние "Дзяды".

Через окошко в теремке в поминальный день просовывали угощение. Схожая традиция дожила до наших дней. Это развалины старинной каплицы и руины еще одного погребального теремка. Кличевские краеведы ратуют за сохранение, как вариант – реконструкцию "теремков". Ведь скоро и рассказать о древнем обряде будет некому.

В деревне Борки – всего несколько жителей. Старожилом считается 60-летняя Тамара Кондратенко. Как выяснилось, праправнучка похороненного под теремком Кузьмы Цмыги. Но и она не знает, в чем сакральный смысл сруба на могиле.

Этнографы утверждают: как это ни удивительно, все мы с раннего детства знакомы с объектом, прототипом которого была изба смерти. Вот она – избушка на курьих ножках. На самом деле, "курьих" - видимо, ошибка при переводе. Ножки, а точнее пни под погребальной избушкой, "обкуривали" дымом. Возможно, от насекомых и грызунов.  

Сегодня во многих европейских странах набирает популярность так называемый кладбищенский туризм. Ведь некоторые некрополи расскажут о стране, ее истории, укладе жизни больше любого путеводителя. По мнению историков и краеведов, и на белорусских кладбищах тоже сохранились уникальные захоронения и древние погребальные обряды.