/ Фото: Александр Пахучий,

Около года назад кондитерская фабрика "Спартак" административным решением стала большей частью государственной. Доля бизнесмена Марата Новикова, который имел 54% акций "Спартака", руководством Беларуси была снижена до 24%. Что изменилось на производстве за это время, узнавали корреспонденты TUT.BY. А еще - посетили конфетно-шоколадный цех фабрики и нашли ответ на "детский вопрос": как начинка попадает внутрь конфеты.



Сырье поступает сюда в герметичных мешках и варщики загружают его в бункеры, рассказывает о самом начале пути шоколада с начинкой ведущий инженер-технолог конфетно-шоколадного цеха Светлана Базыко. Этих какао-бобов, которые, кстати, закупают на бирже, мы не увидели. Оказывается, чтобы увидеть самое начало пути шоколадных конфет, нужно приходить на производство рано утром. На варочном участке конфетно-шоколадного цеха есть два отделения по приготовлению начинок: пралиновых и кремовых, жировых и помадных. Оборудование - голландское и немецкое.

Все компоненты уже находятся в варочном котле, где происходит уваривание массы. Потом начинка охлаждается и насыщается воздухом, т.е. аэрируется. На немецком оборудовании производят начинки на основе сахарной, молочной помады, фруктовые и фруктово-мармеладные. Рецепты вкусностей не в голове у Светланы Базыко, а в программе. На сенсорном экране специалист задает необходимые параметры - и готовящаяся начинка будет, к примеру, со спиртосодержащими компонентами.





Саму начинку мы даже не увидели - оборудование нельзя открывать, потому что оно находится под давлением. Процесс производства на предприятии максимально автоматизирован. На этом участке, к примеру, работают всего 3 человека.

А вот наполнение форм шоколадом уже можно сфотографировать. Хотя между нами и шоколадом - прозрачное ограждение.



Фотодатчики сканируют форму (вдруг где-то остался шоколад?) и происходит наполнение шоколадной массой. Тут же форма проходит виброобработку, чтобы в плитке не было пустот, затем на шоколаде формируется "корочка".



На этой же линии одновременно делают и шоколадные батончики с помадно-сливочной, помадно-шоколадной начинками, конфеты с цельным и дробленым фундуком, вишней. В каждую ячейку попадает строго определенное количество начинки, орехов. "Так что получить здесь густо, а там пусто нельзя. Возьми любую плитку - 20% орехов точно", - рассказывает начальник отдела рекламы и маркетинга СП ОАО "Спартак" Оксана Дей.

В самую последнюю очередь формируется "донышко" - это верх шоколада. И вот по охлажденной форме ударяют молотки - готово.







Спускаемся на этаж вниз, где конфеты и батончики заворачиваются и укладываются в короба.

Здесь уже к сладостям у людей есть доступ. Но кушать на рабочем месте строго запрещено, говорит ведущий технолог. Правда, перед нашим носом молодой человек забросил в рот конфетку. Фотограф пытался запечатлеть, но не успел. "Замок на рот не повесишь, - говорят специалисты, они не видели нарушителя. - Но мы создали здесь такую атмосферу, и люди просто этого не делают. Если хочется попробовать - рядом есть магазин нашей продукции".

А поесть работникам, говорит Оксана Дей, можно в столовой или в комнате для приема пищи. Но наверняка, захватить можно не всякую ссобойку, по крайней мере, на проходной мы заметили табличку: "Вход на территорию предприятия с продуктами питания... категорически запрещен".



Нас приглашают в дегустационную комнату с тарелочкой конфет, но без чая. Сами работники в этот раз лакомства не пробовали. "Я уже свою долю съела, - улыбается Оксана Дей. - А еще нужно съесть конкурента". Оказывается, после встречи с нами у руководства намечается дегустация (в том числе и продукции других производителей), на которую и собирается Оксана Васильевна.



Технолог Светлана Базыко говорит, что и так ест много сладкого: ей нужно дегустировать каждый замес - поэтому к тарелке с конфетами она тоже не притрагивается: "Хочется колбасы, - смеется. - А если серьезно, сладкого и так ем много, поэтому не забываю про другие продукты".

Свою кондитерку представители предприятия очень хвалят. А как только вспоминаем про украинские конфеты, возмущаются: "Как можно сравнивать?! У нас все натуральное. Ароматизаторов - по-минимуму. Вот, например, недавно стали производить молочный шоколад с клубникой, в нем - настоящая сушеная клубника. А в шоколаде с зеленым чаем - экстракт и порошок чая". Ароматизатор в продукцию тоже добавляют, но в незначительных количествах. Так что внимательно читайте этикетку: конфета "с фундуком" не то же, что "с ароматом фундука".



Продвигать же свою продукцию на "Спартаке" собираются не ударными дозами ароматизаторов. "Мы были на семинаре в Москве, - рассказывает Оксана Дей. - Так вот, вкусовые качества шоколада можно значительно улучшить с помощью нанотехнологий - изменяя молекулярный состав продукта. На занятиях мы пробовали образцы такого шоколада - разница существенная".

Прямо сейчас на предприятии собираются начать производство квадратного шоколада а-ля Ritter Sport. Это будет молочный шоколад с использованием натуральных фруктовых и йогуртовых порошков. Уже установлено новое оборудование и известно название новой продукции - "Люмьер".

Только вот любую новинку, говорит Оксана Дей, продвинуть у нас сложно - на это уходит около года.

А вот хорошо известную продукцию покупают охотно. Многие "спартаковские" конфеты производятся еще с советских времен, их рецептуры внесены в сборники лучших рецептур СССР, рассказывает главный технолог предприятия Татьяна Чернецова. Это "Птичье молоко", фирменные конфеты "Спартак", шоколад - "Аленка", "Детский", "Люкс".

Шоколад с экстрактом гуараны, которая улучшает потенцию, производства СП ОАО "Спартак"
Шоколад с экстрактом гуараны, которая улучшает потенцию, производства СП ОАО "Спартак"



О переменах на предприятии после смены руководства и основного собственника, фактически, национализации предприятия, рассказал заместитель директора по коммерческим вопросам кондитерской фабрики "Спартак" Николай Буйневич.

Зарплаты, уверяет руководитель, на предприятии не поменялись. "Доведенный показатель в 500 долларов у нас достигнут". Правда, 500 - это средняя зарплата по фабрике. Еще, отмечает Николай Буйневич, прошедший год прошел у них без травматизма.

После заявления Марата Новикова о желании вывести из производства на "Спартаке" созданные им бренды Melanie и Konfetoff, эта продукция на предприятии уже не производится. В магазине остатки еще есть, но, говорит Николай Александрович, здесь собираются готовить новые марки в замену этим.



Предполагалось, что может быть парализован экспорт продукции фабрики в Россию (единственным учредителем компании "Белкондитер", в компетенции которой экспортные потоки в Россию, является Марат Новиков). Но, отмечает заместитель директора, пока этого не произошло. На предприятии прорабатывают другие каналы поставок своей продукции в соседнюю страну.

Сегодня весь ассортимент фабрики также поставляется в Америку, Германию. Лучше на экспорт идут коробки конфет: в Азербайджан, например, самые большие. "Там такая традиция - если нести конфеты, так много", - отмечает руководитель.

С поставщиками же сырья "Спартак" работает напрямую. Потому здесь никаких сложностей и не предвидится. В России закупаются ароматизаторы и упаковка, из Украины на фабрику поступает патока, жиры. Последние можно было бы покупать и у белорусских производителей, но соотношение "цена - качество" у местных изготовителей не соответствует запросам "Спартака". А вот упаковку и коробки у нас, говорит Николай Буйневич, не производят.

За последний год на "Спартаке" стали делать и шоколадные сувениры, которые хорошо раскупаются. Их отливают местные кондитеры, у которых есть художественные способности. К чемпионату мира по хоккею на фабрике, возможно, станут делать и символические шайбы ручной работы.





-10%
-10%
-40%
-20%
-12%
-25%
-5%
0072330