Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Александр Корсаков, фото автора,

Более ста фотографов из Беларуси, России и Украины совершенно легально 7 мая фотографировали авиатехнику в Национальном аэропорту "Минск". Во вторник здесь состоялась первая споттинг-сессия, организованная администрацией аэропорта в честь грядущего 30-летия. Оно будет отмечаться 1 июля.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Всех, кто попал на сессию разделили на три группы и в сопровождении службы безопасности отвезли на небольшие возвышенности возле взлётно-посадочной полосы. Среди участников были молодые фотографы и опытные профессионалы.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY

Владислав, 16 лет, школьник:

- Споттингом я занимаюсь уже 6 лет. Для меня это безумно интересное хобби, начавшееся с того момента, когда я увидел ИЛ-76. Сразу стал искать информацию о воздушных судах, фотографировать и обмениваться снимками с ребятами по интернету. Сделать это можно на форуме byavia.net - это самый крупный авиационный форум нашей страны. Позже стал ездить на авиа-шоу и выставки, а для себя можно снимать несколько раз в неделю, приезжая к аэропорту. Правда, иногда мешают фотографировать охранники, даже за ограждением.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Для споттера большой удачей считается снять правительственный самолёт или самолёт для подготовки космонавтов. Фотография огромного аэробуса либо редкого самолёта с необычной раскраской тоже будет успехом.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Иосиф Балаш приехал сюда самым первым - прямо из Вилейки. В свои 56 лет он немало знает про авиацию, самолёты и управление полётами.

- Для меня самолёты - это мечта всей жизни. Я хотел стать пилотом и даже поступал в Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище. Однако не сложилось, и я был вынужден вернуться домой и пойти работать на обычный завод. А сейчас я, можно сказать, работаю в Международной виртуальной авиационной организации пилотом. Если дома есть интернет, можно зарегистрироваться в IVAO. Это электронный симулятор и точная копия всех аэропортов мира. Можно руководить полётами или управлять самолётом. Схемы управления точно такие же, как и в обычных диспетчерских центрах. К сожалению, у нас в стране мало кто из пользователей собирается на встречи, а зарубежные электронные пилоты часто видятся. Иногда собираются на споттинг-сессии или приезжают на открытые занятия по авиа-тренажерам. Одному из них после полёта на симуляторе даже предложили устроиться на работу, настолько отлично он выполнил все действия.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Несколько гостей из Одессы рассказали, что о споттинге они узнали через интернет.

Давид Черкасов
, 27 лет:

- Фотографирую самолёты я уже 2 года. Споттинг – это скорее любительство, которым может заниматься даже профессиональный фотограф. На моих снимках есть редкие борта, но больше всего мне нравится ТУ-154. Я очень уважаю самолёт этого типа, ведь он разрабатывался в 60-х годах и по сути является прорывом в авиастроении. А сейчас его заменили современные типы, например, Boeing 737 поздних модификаций и Airbus A320.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Илья Исаченков, 28 лет, Москва:

- Больше всего съёмок самолётов проводится в Домодедово, а в Минске я снимаю впервые. Очень приятна организованная подготовка аэропорта к мероприятию. Жаль только, что трафик полётов в Беларуси не такой интенсивный. На съёмках всегда хочется снять побольше.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Татьяна Жолнеркевич, 27 лет, полюбила самолёты с самого первого взгляда за их мощности и размеры: "Теперь дома у меня огромное число статуэток и фотографий самолётов. Самые любимые из них - это Боинги и Аэробусы. Когда я вижу их, у меня даже сердце замирает, настолько они прекрасны!"

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Споттинг - удовольствие не из лёгких. Фотографу необходимо иметь дорогую и громоздкую фототехнику.

По периметру всего ограждения в аэропортах выставляются видеокамеры, разрешающая способность которых позволяет чётко получать картинку через всю взлётно-посадочную полосу, что составляет примерно 4 километра. Для наблюдений за полосой на диспетчерской вышке есть мощный бинокль, и если охрана замечает за территорией подозрительное лицо, она обязана выехать на этот участок.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Все самолёты взлетают против ветра. Для этого существуют несколько направлений полосы со своими номерами. "13" означает, что по азимуту полоса ориентирована на 130 градусов, "31" - на 310 градусов. Если ветер меняется, диспетчер сразу же может изменить направление взлёта. Скорость взлёта любого самолёта составляет 240-260 километров в час, независимо от массы.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Самым трудным в пилотировании считается посадка. Профессионалы говорят, что взлететь может любой, а вот для посадки судна нужно приложить силы. Нюансов много: боковой ветер, остаток топлива, масса самолёта, длина полосы, и другое. Даже мусор на полосе может серьёзно помешать. Чтобы этого избежать, полосу регулярно чистят мощными установками, напоминающими гигантский пылесос. Если у самолёта остаток топлива превышает нужное значение, самолёт будет летать кругами над аэропортом, пока не достигнет посадочной массы. Самолёт идущий на посадку имеет приоритет и в этом случае взлёт других рейсов могут задержать или отложить.

Точка касания стойками самолёта полосы начинается в 200-300 метров от её начала. Как только земли касается передняя стойка, включается реверс двигателей. При помощи заслонок, воздушный поток перераспределяется в обратном направлении, и реактивная тяга двигателей замедляет самолёт. Затем происходит торможение колёсами. Двумя педалями тормоза пилот регулирует движение самолёта по полосе, выруливая к терминалу. Посадкой управляют два диспетчера.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Ширины посадочной полосы Национального аэропорта Минск хватает, чтобы удержать самолёт на ней даже при сильном боковом ветре.

Кроме здания аэровокзала на территории аэропорта есть множество служб. Спасатели, метеорологические установки, радары, радиодатчики, навигация. Всё это нужно для организации чёткого и безопасного трафика полётов.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Система торможения на основе реверса реактивной струи воздуха. Воздушный поток меняет своё направление.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Каждый самолёт при движении возле здания аэропорта направляет специальный автомобиль.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Спасатели обязаны выезжать на каждую заправку самолёта топливом. Ведь при ЧП судно полностью сгорает за 7 минут.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
На стоянке можно видеть грузовые ИЛ-76.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Два небольших самолёта слева, это двухмоторные почтовые Л410 производства Чехии.
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
На фоне CRJ-200 аэробус А-319 кажется великаном.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Перед взлётно-посадочной полосой обязательно находятся радиомаяки. Если в сложных условиях полёта, пилот не получает от них сигнал, он уходит в сторону от полосы. Такой маяк может указывать на оставшееся расстояние перед полосой, например в тумане.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Так сколько же крыльев у самолёта? Ответ "два" будет традиционным заблуждением. Современные самолеты в подавляющем большинстве имеют всего одно крыло, которое делится на правую и левую консоль фюзеляжем. Такие самолёты называют монопланами. Бипланы, как АН-2, и трипланы сегодня большая редкость. Хвостовые конструкции называются горизонтальным оперением и необходимы для управления самолётом.