/

Год назад впервые стало известно, что столичный автовокзал "Московский" попытаются выжить со своего места и, возможно, построить на его месте небоскреб компании "Газпром". На удивление, автовокзал пока еще устоял. Однако в последнее время заявления чиновников, оправдывающих его снос или хотя бы "передислокацию", участились. 
 

Выселить!

"Да что тут предлагать? А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет! Взять все, да и поделить!"
(Полиграф Полиграфыч Шариков)
 
В декабре 2011-го глава концерна "Газпром" Алексей Миллер приезжал в Минск на "Белтрансгаз". Один из чиновников говорит, что Миллер поднимался на обзорную площадку Национальной библиотеки и в буквальном смысле положил глаз на автовокзал "Московский" – мол, неплохо бы на его месте построить белгазпромовский офис-небоскреб. Стало известно, что белорусские власти решили пойти навстречу щедрому инвестору, но выдвинули несколько совсем незначительных условий: "Белтрансгаз" (целиком принадлежащий Газпрому) должен за свой счет перенести автовокзал на новое место и принять посильное участие в строительстве транспортной развязки на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова.
 
В начале прошлого апреля в большом интервью газете "Советская Белоруссия" председатель Мингорисполкома Николай Ладутько высказал свое весьма авторитетное и весомое мнение по поводу автовокзала.
 
"– Ходят слухи, что Газпром выкупил территорию, где расположен автовокзал "Московский", и через некоторое время он будет снесен.
– Такие предложения есть. Сейчас мы находимся на стадии переговоров. Отвергать их полностью не нужно. Автовокзал "Московский" сегодня загружен менее чем на 60 процентов. Это – не ключевое транспортное ядро. Междугородные маршруты в состоянии принять автовокзалы "Восточный" и "Центральный". Что касается пригородного направления, то, чтобы не ущемить интересы пассажиров, нужно лишь дооборудовать автобусные станции на улицах Карбышева и Руссиянова. Это не так дорого. С точки зрения памятника архитектуры – вокзал таким не является. Поэтому говорить о том, что снос "Московского" станет для города большой потерей, нельзя. Пусть лучше там появятся фешенебельные административные здания современного вида, арендное жилье, спортивные объекты, торговые комплексы, транспортная развязка. Это создаст новый стимул для открытия представительств крупных иностранных компаний, банков, привлечет дополнительные финансовые потоки. Мы должны предлагать новые возможности, чтобы Минск стал крупным финансовым, транспортным, культурным, досуговым, образовательным центром".
 
Напомним: в том же интервью Николай Ладутько признался: "Я – человек, который служит "вертикали". Меня назначил на эту должность Глава государства, и моя задача – всецело обеспечивать проведение его политики. Хотя, конечно, коридор для принятия решений у меня есть".
 
Давайте разберем заявление уважаемого градоначальника с точки зрения фактов. Автовокзал в 1999 году завоевал Гран-при на Республиканском смотре-конкурсе архитектуры за лучшую постройку года и диплом на Всемирном фестивале архитектуры в Болгарии; в 2001 году в Москве – серебряную медаль на Международном фестивале зодчества; в 2002-м – диплом Минстройархитектуры за лучшую работу в области градостроительства и архитектуры; в 2003-м – Госпремию Республики Беларусь за оригинальную архитектуру гражданских и промышленных сооружений в городе и на селе. "Московский" давно стал одной из визитных карточек города и украшением прилегающей к проспекту Независимости территории.
 
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
 
А теперь по поводу того, что это не ключевое транспортное ядро. На сайте "Минсктранса" читаем: "Ежесуточно от пассажирских терминалов г. Минска совершают поездки порядка 9 тысяч пассажиров". В то же время про "Московский" сказано вот что: "Услугами автовокзала пользуются 3200 пассажиров в день". Получается, что треть всех пассажиров пригородных, междугородных и международных маршрутов отправляется именно от "Московского". Как тут не вспомнить про злосчастный автовокзал "Центральный", который с такой помпой строили несколько лет, обещая, что он станет похожим на прибывающий поезд, а на деле его мрачная посадочная платформа напоминает темные и сырые трущобы. На "Центральном" даже нет возможности для отстоя автобусов! И ради этого нужно было сносить красивое старое здание автовокзала с удобными светлыми платформами? Вот что про него пишет "Минсктранс": "Услугами автовокзала ежедневно пользуется около 2000 пассажиров". То есть, получается, надо снести "Московский" за то, что он обслуживает в полтора раза больше пассажиров, чем "Центральный"?!
 
К числу рейсов, отправляющихся с автовокзала, мы обратимся чуть позже, а пока вспомним слова заместителя председателя Мингорисполкома Жанны Бирич, которая два месяца назад заявила, что "Московский" сносить не будут: "Вопрос рассматривается так, чтобы это здание, если будет реализовываться проект Газпрома, задействовать. Под какую функцию - будет рассматриваться на Республиканском градостроительном совете, чтобы принять выверенное решение". Она же сказала, что с учетом генерального плана развития города рассматривается вопрос выноса автовокзала "Московский" в район Уручье.
 
Тогда же министр строительства и архитектуры Беларуси Анатолий Ничкасов подтвердил, что площадка для стройки со зданием автовокзала "Московский" входит в зону внимания проектной разработки российской компании. "Но не факт, что сценарий предусматривает снос этого объекта", – отметил он и добавил, что месту в районе автовокзала "Московский" не хватает доминанты и наполнения пространства и что "оно пока свободно для будущих подвигов".
 
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Для будущих подвигов надо снести автовокзал – тогда ничто не помешает газовым магнатам любоваться библиотекой. Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
 
В пресс-службе "Белтрансгаза" тоже рассказали, что автовокзала на этом месте точно не будет, а "решение по поводу того, будут ли сносить здания, которые сейчас здесь расположены, или они могут вписаться в новый комплекс, примут уже архитекторы".
 
Нам стало известно, что "Минскпроект" разработал несколько вариантов развязки проспекта Независимости и улицы Филимонова. По одному из них уровень улицы понизят на 6 метров, а через нее перекинут мост по проспекту; при этом у моста будут две отдельные эстакады для заезда и выезда с "газоскреба" без пересечения с другими потоками.
 

Куда переселяемся?

То есть как будто бы здание сносить передумали, но сами пригородные автобусы решили задвинуть поглубже – на диспетчерскую станцию "Уручье-2". Достанем калькулятор, рулетку и начнем считать.
 
Нередко горожане сами жалуются на "Московский": мол, далеко от метро расположен. Возможно, для них большим открытием станет тот факт, что от выхода из метро до "Московского" лишь на пару сотен шагов дальше, чем до "Центрального":
- от метро до АВ "Центральный": 450 м
- от метро до АВ "Московский": 580 м.
 
Что уж говорить про ДС "Уручье-2" – 1700 м до метро, 5 остановок! В три раза дальше, чем до "Московского". Для справки: от ближайшей станции метро до "ДС Карбышева", про которую обмолвился Николай Ладутько, и вовсе 3850 метров и 9 остановок. Вы готовы скакать с чемоданами с метро на троллейбус, чтобы добраться до пригородного автобуса на задворках окраинного микрорайона?
 
Улица Руссиянова, по которой придется ездить пригородным автобусам, – довольно узка, по две полосы в каждую сторону. Но, как и в любом спальном микрорайоне, вдоль дороги всегда припаркованы машины. По улице ходят автобусы маршрутов №№ 27, 63, 89э, 139, 155, пригородные №№ 306, 343, 399, троллейбусы №№ 2, 41, 61, 62. Мы детально изучили расписание общественного транспорта на улице Руссиянова и выяснили вот что. В будний день с 5.30 и до часу ночи на участке от Никифорова до проспекта Независимости проходит 721 единица общественного транспорта (не считая маршруток). Получается, что в среднем автобус или троллейбус следует каждые 100 секунд. В среднем – это значит, что если рано утром или поздно вечером бывают "окна" по 10 минут, то в часы пик за минуту проходит сразу по несколько машин общественного транспорта. А на участке длиной в 750 метров установлено аж 5 светофоров. На фотографиях можно увидеть типичный будний день на Руссиянова.
 
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
 
На сайте "Минсктранса" сказано: "Ежедневно от автовокзала "Московский" отправляется 345 автобусов в пригородном сообщении, 144 в междугородном сообщении". На пресс-конференции в Мингорисполкоме директор филиала "Минский автовокзал" Виктор Половченя назвал другие цифры: 297 пригородных, 73 междугородных и 2 международных рейса. Однако любой пассажир, изучив расписание, увидит, что международных рейсов с "Московского" значительно больше: Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Бреда, Вена, Гамбург, Дрезден, Копенгаген, Лондон, Мурсия, Неаполь, Осло, Париж, Рига, Стокгольм, Страсбург, Торжим… 
 
Работает автовокзал с 5 утра до 23 часов. Получается, один пригородный в среднем раз в 3,5 минуты. Если эти рейсы все перебросить на "Уручье-2", то выйдет, что по Руссиянова автобусы и троллейбусы должны будут проезжать каждые 70 секунд. В среднем. А днем до пяти и больше штук в минуту. Уважаемому градоначальнику это кажется возможным? Не можем заподозрить его в том, что он хотя бы раз был на Руссиянова.
 
Кстати, а есть ли смысл делать автостанцию в Уручье, если саму диспетчерскую станцию собираются перенести в глубь Академгородка? Пока еще ДС будет стоять на месте, но через несколько лет, когда заселят тамошние арендные и прочие дома, а на железной дороге для трудяг-программистов откроют остановочный пункт – диспетчерская с автобусами и троллейбусами неизбежно переедет в район опытного поля, где пересекаются улицы Франциска Скорины и Программистов. А это значит, что пригородные автобусы снова придется куда-то двигать и в спешке придумывать им очередную диспетчерскую – "Карбышева", "Зеленый Луг" или еще что-нибудь, подальше от метро и здравого смысла.
 
Николай Ладутько заявил, что "нужно лишь дооборудовать автобусную станцию на улице Руссиянова. Это не так дорого". Ой ли?
  
На той же последней пресс-конференции в Мингорисполкоме начальник управления пассажирских перевозок "Минсктранса" Сергей Ясинский сказал, что часть пригородных рейсов можно перекинуть на ДС "Калиновского", часть – на ДС "Карастояновой". Что ж, "Калиновского" – это уже лучше, чем "Карбышева": все-таки до ближайшего метро уже не 4 километра, а "всего" 1,7 км – столько же, сколько и от ДС "Уручье-2". Про "Карастояновой" и говорить нечего: до ближайшего метро 3,8 км или 7 остановок на автобусе. Казалось бы: можно было сделать автобусы ближе к народу и отправлять их с ДС "Кульман", но ее, к сожалению, закрыли еще в сентябре 2007-го. Это называется – оптимизация.
 
Междугородные и международные рейсы и вовсе перенаправят на автовокзал "Восточный", но с заходом на "Центральный": видите ли, на "Центральном" не предусмотрен отстой автобусов. А кто виноват в том, что в угоду инвесторам из полноценного автовокзала сделали какую-то заштатную автостанцию с крохотным залом ожидания? Давайте-ка еще разок прикинем: междугородный автобус, который поедет в Борисов или Витебск (а "Московский" специализируется как раз на северном и северо-восточном направлениях), должен будет накрутить по городу, до кольцевой, 13-15 километров. Тоже в целях оптимизации транспортных потоков.
 
По данным "Минсктранса", "Московский" обслуживает треть всех пассажиров, отправляющихся с автовокзалов и автостанций филиала "Минский автовокзал". По сведениям директора этого учреждения – "всего лишь 24%", и это якобы более чем достаточное основание, чтобы "Московский" снести. А сколько же он должен обслуживать, если учесть, что междугородние и пригородные пассажиры отправляются с "Центрального", "Московского" и "Восточного" автовокзалов, автостанций "Юго-Западная" и "Автозаводская" и нескольких совмещенных диспетчерских станций в разных концах города? Четверть трафика для одного из пяти вокзальных сооружений – это неплохой показатель.
 
Ждите вокзала, ждите вокзала…
 
Позволим себе напомнить чиновникам, что автовокзал – это не просто пятачок, где нужно всего лишь купить билет и сесть в автобус. Автовокзал – это сооружение, предназначенное в том числе и для комфортного ожидания автобуса. Именно поэтому в состав автовокзалов входят комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка, кафетерии, интернет-кафе, почта-телефон и другие службы сервиса. Что из этого может предложить диспетчерская станция, куда собираются выгнать пассажиров? Ничего. И исходя из критериев комфорта ожидания автобуса, и "Восточный", и "Московский" - это удобные автовокзалы, чего, к сожалению, не скажешь про суперсовременный в своей мрачности "Центральный".
 
Удивляет, что директор филиала "Минский автовокзал" Виктор Половченя прямо-таки жалуется: "Загрузка автовокзала Московский – всего лишь 24% от общей загрузки по филиалу "Минский автовокзал". Так ведь именно от транспортников и зависит, с какого вокзала отправлять тот или иной автобус, – пассажиры тут абсолютно ни при чем. Можно "указивкой" перевести все автобусные рейсы на диспетчерскую станцию "Юго-Западная", а потом за ненадобностью позакрывать остальные автовокзалы. "Последние погодные условия – сильный снег – очень сильно влияют на его содержание", – Виктор Викторович как будто уверен, что на маленьких диспетчерских станциях с метелями бороться легче. "Удобство пользования Центральным автовокзалом очень серьезное – близко и метро, и городской транспорт", – а рядом с "Московским" ни метро, ни автобусов-троллейбусов нет? Про близость к станции подземки мы уже сказали, а теперь озвучим такой факт: рядом с автовокзалом "Московский" проходит 23 маршрута общественного транспорта. Другой бы директор, наоборот, боролся за свое детище, изыскивая способы поднять его популярность, а не ставил бы крест, утверждая, что "содержание автовокзала на сегодняшний момент является очень проблемным. Есть и проблемы с финансированием, с эксплуатацией".
 
К сожалению, рассчитывать, что в Минске построят новый хороший автовокзал, не приходится. Вспомните историю с троллейбусным парком № 1, который вынесли из центра города. Обещали, что инвесторы построят там свои многофункциональные комплексы и сделают жизнь минчанина легче и веселее. Получилось же, как в поговорке про собаку на сене: и сам не "гам", и другому не дам. Бывший парк до сих пор стоит без дела, если не считать автомойки и "развала-схождения". А новый троллейбусный парк в Уручье-6 строят с июля 2007 года – уже почти шесть лет, и конца-края не видать. Так что про автовокзал и заикаться нечего. Быстрее, наверное, обещанный монорельс в Логойск протянут.
 
Мы дозвонились на прямую линию к министру транспорта Анатолию Сиваку и задали ему вопрос: какое решение принято по автовокзалу и что будет с автобусами? Анатолий Александрович ответил: "Здесь компетенция Мингорисполкома, что касается вокзала. Конкретных решений, окончательных, в части переноса определенных маршрутов на определенные конечные пункты, станции или другие вокзалы на сегодняшний день пока нет. Еще раз хочу повторить, что это компетенция полностью Мингорисполкома".
 
Минчанин Виктор Толмачев собирает подписи против сноса автовокзала "Московский". На сайте онлайн-петиций против сноса подписались почти 3300 человек. Столько же, сколько ежедневно становятся пассажирами "Московского". Но, похоже, интересы владельцев "газовой трубы" для города важнее, а вместо полноценного автовокзала куда нужнее фешенебельные административные здания и арендное жилье.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-20%
-60%
-20%
-35%
-10%
-20%
-20%
-30%
-30%