Обеспеченность студентов БГУ местами в общежитиях в течение будущего учебного года достигнет 75-80% за счет открытия двух новых общежитий и завершения капитального ремонта общежития №3 на улице Курчатова, выпускники аспирантуры, начиная с 2012 года, получают дипломы исследователей, во время ремонта части корпуса физического факультета учебный процесс будет продолжаться в неремонтируемой части здания и факультета международных отношений. Кроме того, вуз нацеливается на увеличение количества работающих студентов, а перед сотрудниками стоит задача максимально реализовать потребности учащихся. Об этом и многом другом ректор и деканы факультетов БГУ рассказали в своих ответах на вопросы пользователей TUT.BY.



- Кто принял на себя решение отменить в следующем 2014 году студентам зимние и летние каникулы, нарушить в одностороннем порядке договоры со сроками обучения, распустить студентов гулять произвольно в апреле-мае, сорвать летние образовательные программы и программы по обмену опытом за рубежом? Кто будет нести за это ответственность? 
 
- Насколько мы знаем, еще никаких решений по этому не принято. Вопрос находится на рассмотрении. И это не компетенция БГУ.
 
- Поясните ситуацию с вашими подразделениями "Унидрагмет БГУ" и "Унитехпром БГУ". Будет ли слияние этих подразделений?
 
- Да, это планируется.
 
- Добрый день, уважаемый ректор БГУ. У меня возник следующий вопрос: как вы в целом оцениваете уровень подготовки высококвалифицированных кадров и, разумеется, уровень высшего образования в стране? Насколько актуальны те знания, предметы, дисциплины, которые преподаются в вашем (и не только) вузе. Нацелены ли они на перспективу и развитие таких важнейших направлений: экономики, электроники, медицины и пр.? И главное - как реализовать полученные знания на практике (возьмем к примеру экономику), не считаете ли необходимым более тесное взаимодействие учреждений высшего образования и коммерческих структур с целью получения бесценного опыта студентами еще во время учебного процесса, а не после него? 
 
Ответ от декана экономического факультета Ковалева М.М.:
 
- Экономический факультет поддерживает тесные связи со всеми предпринимательскими и банковскими союзами и ассоциациями, банками, международными аудиторско-консалтинговыми компаниями, что дает возможность студентам ЭФ проходить там практику и работать по совместительству на старших курсах. Более 50% белорусских студентов ЭФ уже с начала 4-го курса параллельно с учебой работают и, как правило, там же получают первое место трудоустройства. На факультете поставлена задача довести до 80% число студентов выпускных курсов, работающих по совместительству.
 
- Добрый день! Расскажите подробно о курсе "Юрист в спорте": что именно входит в его программу, на каком курсе его читают, какое количество часов? С уважением, Ольга.
 
- В настоящее время на юридическом факультете БГУ студентами 4-го курса изучается комплексная учебная дисциплина "Спортивное право" в объеме 44 аудиторных часов. При переходе на четырехлетнее обучение эта дисциплина сохраняется в учебных планах юридического факультета в качестве дисциплины вузовского компонента (по выбору) в объеме 34 аудиторных часа.
 
В действующий план магистерской подготовки по специальности "Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности" для подготовки специалистов соответствующего направления включаются три дисциплины по выбору: "Международное спортивное право", "Национальное спортивное право", "Спортивный арбитраж".
 
Для магистрантов, избравших направление "Спортивное право", формой итоговой аттестации будет защита магистерской работы по спортивному праву. 
 
При переходе на двухгодичную подготовку магистров (с 2017 года) количество дисциплин по спортивному праву будет увеличено до пяти. 
 
Предполагается прохождение практики магистрантами в спортивных организациях и органах государственного управления спортивной отрасли, судах, рассматривающих споры в области спорта. 
 
- У меня вопрос такой: в 2010 году я закончил юридический факультет. На 5-м курсе моим родителям по почте пришла "Падзяка" за успехи в учебе и принятии участия в общественной жизни факультета. Но в этой самой "Падзяке" имеется ошибка в фамилии - вместо буквы "а" буква "ы". Могу ли я вернуть эту "Падзяку" и просить исправить фамилию?
 
- Да, в документах иногда бывают опечатки. Для решения данного вопроса обратитесь в деканат по номеру телефона 209 52 30. Эту опечатку можно было устранить еще в 2010 году, для этого надо было обратиться в деканат.
 
- Здравствуйте, у меня такой наболевший вопрос: я учусь заочно на 5-м курсе юридического факультета, работаю 6 лет юрисконсультом по этой же специальности. Однако на 4-м курсе дополнительно ввели ознакомительную практику, и сейчас снова практика. Зачем заочнику, работающему по специальности, эти формальные практики если до этого было 6 лет реальной работы? Правила проведения практики допускают в моем случае освобождение от нее, однако на вопрос о возможности такого освобождения на факультете нам отвечают отрицательно. Спасибо.
 
- Освободить Вас от прохождения практики не представляется возможным! В соответствии с Кодексом об образовании и Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 №860, практика является обязательным компонентом высшего образования и ее обязаны проходить все студенты.
 
Студенты заочной формы обучения, работающие по специальности, соответствующей профилю юридического факультета и не предполагающие менять место работы, направляются для прохождения практики на основании поданного заявления и документов, подтверждающих работу по указанной специальности, в организацию, в которой они работают. При этом они должны предоставить отчет о прохождении практики и характеристику от нанимателя по месту своей работы для получения аттестации по итогам практики в соответствии с учебным планом.
 
- Будьте так любезны, уважаемый ректор! Наведите порядок в деканатах заочного отделения. То, что там творится - это полный беспредел и издевательство со стороны сотрудников вуза над студентами (большинство из которых, напоминаю, платит НЕМАЛЫЕ деньги за обучение и, следовательно, имеет полное право получать качественные услуги, а не грубость и попустительство методработников)! Речь идет, в частности, о деканатах химического и юридического факультетов.

- Да, по-видимому, в университете есть сотрудники, которые не полностью понимают, что главным в университете является студент, а перед сотрудниками стоит задача максимально реализовать потребности студентов. На юридическом факультете предпринимаются серьезные меры, направленные на недопущение подобных случаев в будущем. А на химическом факультете заочного отделения нет.
 
- В этом году планируется закрыть на ремонт часть корпуса физического факультета. Как будет решаться вопрос с переездом сотрудников в другое место? Возможный вариант с переездом в Щемыслицу абсолютно не устраивает сотрудников, занятых в учебном процессе на физическом факультете.
 
- В настоящее время прорабатывается вопрос о размещении научных подразделений, выезжающих из реконструируемой части корпуса в другие подразделения БГУ. Что касается учебного процесса, то он будет в основном организован на территории физического факультета и факультета международных отношений.
 
- Чаму ніхто не нясе адказнасць за працаўладкаванне аспірантаў, якія навучаліся ў аспірантуры за бюджэтныя сродкі і пасля заканчэння вучобы вымушаны самастойна шукаць сабе працу не па спецыяльнасці? І скарачэнне гадзін, як паказвае практыка, толькі адгаворка. Стаўку выкладчыка атрымоўвае аспірант завочнай формы навучання (які па факту не прадставіў дысертацыю), а не аспірант-вочнік. Абодва да гэтага выкладалі на адной кафедры. 2. Ці можна будзе атрымаць дыплом даследчыка (які нам абяцалі), каб мець хоць якую магчымасць працягнуць навуковую дзейнасць?
 
- Згодна з Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб адукацыі асобы, якія паспяхова скончылі вучобу ў аспірантуры дзённай формы навучання за кошт сродкаў рэспубліканскага бюджету, атрымліваюць накіраванне на работу ў адпаведнасці з заключанымі дагаворамі аб падрыхтоўцы навуковага работніка вышэйшай кваліфікацыі. Бакі, якія падпісалі дагавор, і нясуць адказнасць за працаўладкаванне выпускніка аспірантуры. Падрабязна азнаёміцца з нарматыўнымі дакументамі ў гэтай галіне можна на сайце www.bsu.by на старонцы "Аспірантура".
 
Дыплом даследчыка атрымліваюць асобы, якія паспяхова скончылі навучанне ў аспірантуры ў адпаведнасці з рашэннем дзяржаўнай атэстацыйнай камісіі. Гэта тычыцца выпускнікоў аспірантуры, пачынаючы з 2012 года. Выпускнікі папярэдніх гадоў не атрымліваюць дыплом даследчыка, ім выдаецца даведка аб тэрмінах навучання ў аспірантуры. 
 
- Уважаемый Сергей Владимирович! Моя дочь учится на 1-м курсе ФМО (международный туризм). К сожалению, по понятным причинам, не могу указать номер группы, однако прошу обратить внимание кураторов на активизацию своей работы. Куратор группы моей дочери не только не проводит никакой работы, но еще и в вызывающей манере заявляет студентам, что она им не нянька, пусть, мол, обращаются к старосте. А ведь староста - такой же студент. В итоге все вопросы они должны решать только через деканат. Хотя вопросы порой по мелочам. Возможно, деканат и устраивает такой подход, только для чего тогда нужен куратор в группе? Кстати, в другой группе девчата не нахвалятся на своего куратора - и вопросы учебы, и общественные, и личные дела с ней можно обсудить.
 
- ФМО БГУ предоставил краткий отчет о мероприятиях, проведенных кураторами 1-го курса специальности "менеджмент в сфере международного туризма" ст. преподавателем Мозговой О.С., ст. преподавателем Полещук Н.И. и доцентом Сергеевой Ю.И. в сентябре 2012 - март 2013 г. 
 
На мой взгляд, приведенный перечень дает представление о работе кураторов. Сюда входят: еженедельное проведение в группах кураторских часов (согласно расписанию); ежемесячно (по вторникам) встреча заведующего кафедрой Гайдукевича Л.М. со старостами курса (последняя встреча была 12 марта 2013 г.); ежемесячное проведение единых информационных дней. Кроме того, по мере необходимости проводятся индивидуальные беседы со студентами. Список плановых и внеплановых мероприятий, в которых задействованы студенты 1-го курса отделения МТ, довольно внушителен.

- Сергей Владимирович, скажите, до каких пор распределение мест в общежитиях, особенно для студентов факультетов МО и журналистики, будет проходить по принципу "блатной/не блатной"? Неужели необходимо запрашивать для этой работы представителей КГК? Благо самих студентов немного, несмотря на огромный конкурс, и каждого можно через сотрудников данной структуры "пропустить". Или в БГУ все думают, что никто ничего не знает? Ведь на второй день учебы уже все знают кто, что и как. Нехорошо, очень нехорошо. А для выявления таких фактов - может, пригласите все-таки данную организацию? Ведь сотрудники университета, боюсь, не справятся с данной задачей. Спасибо за комментарий.
 
- Чтобы не быть голословным, позвольте дать подробную информацию о распределении комиссией ФМО БГУ мест в общежитии. Так, в 2013-2014 уч. году факультету международных отношений БГУ было выделено для проживания белорусских студентов 268 мест. Они были распределены строго в соответствии с Перечнем критериев предоставления жилого помещения обучающимся в студенческих общежитиях БГУ на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом ректора БГУ от 8 февраля 2012 г., №158 ПС. Все подтверждающие документы имеются. Так, места в общежитии получили 11 обучающихся - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (независимо от достижения указанным лицами 23-летнего возраста); лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (независимо от достижения указанным лицами 23-летнего возраста), а также обучающиеся, потерявшие последнего (единственного) родителя во время обучения в БГУ; 4 обучающихся - инвалиды I, II группы, дети-инвалиды (не страдающие заболеваниями, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно); 36 обучающихся, включенных в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи; 111 обучающихся, имеющих льготы в соответствии со ст. 18 (не страдающие заболеваниями, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно), ст. 19-23 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. №9-з "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий"; 2 обучающихся - инвалиды III группы (не страдающие заболеваниями, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно); 25 обучающихся из многодетных семей (воспитывающих 3 и более несовершеннолетних детей или детей, обучающихся в вузах, ссузах, ПТУ на дневной форме обучения); 20 обучающихся, родители которых (один или оба) являются инвалидом I, II группы; 56 обучающихся из неполных семей: женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке; вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак; родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим, объявлен умершим; родителя, не заключившего новый брак, если второй из них лишен родительских прав; одиноких граждан, усыновивших детей; и 3 обучающихся с более высоким средним баллом успеваемости за весь период обучения (9,9 и 10). Итого - 268 человек. Таким образом, поставленный вопрос о "блатном" принципе распределения мест в общежитии, по меньшей мере, является некорректным. Деканат ФМО БГУ готов принять по этому поводу проверку любого уровня.


 
- Опишите, пожалуйста, ситуацию с общежитиями БГУ на 2013/2014 учебный год, закрыты ли какие-то из них на ремонт или будут закрываться? Также интересует, сохранится ли обеспечение общежитием для абитуриентов, включенных в Банк одаренной молодежи Республики Беларусь? По какому принципу распределяют студентов в общежития БГУ, например, в каком общежитии обычно живут студенты ФПМИ? Заранее благодарна за ответы!
 
- В третьем квартале 2013 года будет введено в эксплуатацию новое общежитие БГУ в студенческой деревне (1038 мест, с учетом уплотнения - 1250 мест), число мест в общежитиях БГУ увеличится более чем на 20% и составит 6850. В течение 2013-14 уч.г. будет открыто после капитального ремонта общежитие №3 (ул. Курчатова, 6) на 1150 мест, тогда для заселения студентов БГУ будет 8000 мест. При этом никакие общежития на капремонт больше закрываться не будут и в результате ситуация с обеспеченностью студентов общежитием cущественно улучшится (обеспеченность местами достигнет 75-80%).
 
Внеочередное предоставление общежития обучающимся, включенным в Банк данных одаренной (талантливой) молодежи закреплено соответствующим Указом Президента Республики Беларусь и, естественно, сохранится в 2013-м и последующих годах. При этом победители олимпиад школьников включаются в этот Банк данных только на 2 года после окончания школы и, если не "подтверждают" свои успехи будучи студентами, то после второго курса из Банка исключаются.
 
Принцип распределения факультетов по общежитиям: один факультет живет в одном общежитии (и тут сильны традиции), ФПМИ все годы с момента основания факультета живет в общежитии №6 (ул. Октябрьская, 10).
 
- Студенты изучают английский язык в группах по 25 человек? 
 
- Учебная дисциплина "Английский язык" в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ изучается на 1-м курсе в подгруппах количеством 6-12 человек, в зависимости от уровня подготовки студентов. Начиная со второго курса, на английском языке преподаются специальные учебные дисциплины, что не предполагает работу в подгруппах (например, учебная дисциплина на английском языке "Системы коммуникаций").
 
- На 3-4 курсе специальности "логистика" отсутствует курс английского языка, хотя специальность в первую очередь подразумевает общение на иностранном языке.
 
Типовой учебный план по специальности "Логистика" разработан в Белорусском государственном экономическом университете и утвержден Министерством образования Республики Беларусь. В нем отсутствуют часы, выделенные на изучение иностранного языка на 3-4 курсах. 
 
- Студентов не обучают современным компьютерным программам, используемым в практической деятельности, а преподают голую теорию?

- Согласно учебному плану любая учебная дисциплина, в том числе и такие дисциплины, как "Алгоритмизация и программирование", предполагает различные виды учебных занятий: лекционные занятия могут проводиться в аудиториях, практические занятия проводятся в компьютерных классах.
 
- Студенты не имеют права выбирать предметы, как это принято в мировой практике высшего образования, и будет ли вводится такая практика. Также мировой опыт показывает, что изучить досконально и добросовестно можно 5-6 предметов, а не 13 предметов за каждый семестр. Возможно, наступило время изучать мировой опыт подготовки специалистов-практиков действительно на мировом уровне? И еще, не по учебе, а по проживанию - в общежитии №10 температура в комнатах - 15 град. Цельсия (окна тщательно утеплены) и тараканы ходят толпами. Примите меры, пожалуйста. Наталья.

- Количество изучаемых учебных дисциплин определяется типовыми учебными планами, которые разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами высшей школы Республики Беларусь и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
 
- Здравствуйте, Сергей Владимирович! Я выпускница филологического факультета (2011 г.) специальность "Восточная (китайская) филология". Вопрос: по окончании университета на данном факультете студенты нашей группы получили диплом со специализацией "Филолог. Преподаватель восточных языков (английский и китайский) и литератур. переводчик". Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы уместной данную формулировку? Мы учились в одном из ведущих вузов страны, на одном из самых больших факультетов на одной из самых престижных специальностей. Ездили на стажировку за границу за свой счет, так как университет (ведущий в стране) не может на филологическом факультете предоставить такую возможность студентам, а лично я получала образование на платной основе (заметьте, что плата за обучение на нашей специальности стоит на порядок выше, чем на других специальностях не только нашего факультета, но и на многих других в БГУ). И что мы получаем в итоге? Диплом с такой абсурдной формулировкой нашей специальности. С какого времени английский язык считается восточным языком? Лично мне стыдно за факультет, стыдно за тех руководителей факультета, которые согласились с данной формулировкой. Оксана К.
 
- Данная формулировка специальности ошибочно была включена в Классификатор специальностей Республики Беларусь, которую мы не имели права изменять до внесения изменений в общеобразовательный стандарт и Классификатор. В настоящее время изменения в Классификатор внесены и утверждены. Выпускники 2013 года получат следующую квалификацию: Филолог. Преподаватель иностранных языков и литератур (с указанием языков и литературы). Переводчик.
 
- Добрый день. У меня такой вопрос: есть ли после вступления в силу Кодекса об образовании возможность у студентов дневного отделения старших курсов (4, 5) свободного посещения занятий в связи с работой по специальности? Если да, то какие документы для этого необходимо предоставить?"
 
- В Кодексе об образовании предусматривается возможность обучения по индивидуальному учебному плану, но только в том случае, если студент по уважительной причине не может постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию. Индивидуальный учебный план разрабатывается на факультете и утверждается курирующим проректором.
 
- Можно ли будет в этом году воспользоваться системой электронного зачисления абитуриентов при поступлении в БГУ? Имеется в виду возможность указания при подаче документов интересующих специальностей в порядке их убывания и автоматическое зачисление на специальность по баллам.
 
- На ряд факультетов (все естественнонаучные, ряд гуманитарных - подробнее посмотреть можно в Порядке приема, размещенном на сайте университета) предусмотрен объединенный прием либо на факультет (если по специальностям сдаются все одинаковые экзамены), либо на группу специальностей (где одинаковые вступительные испытания). При наличии общего конкурса на факультет (группу специальностей, группу направлений специальности) проводится собеседование с деканом. Его целью является распределение по специальностям (направлениям специальностей) абитуриентов, набравших необходимое количество баллов и рекомендованных к зачислению на факультет (группу специальностей, группу направлений специальности). Это позволяет абитуриенту, если он не проходит на указанную в заявлении специальность, но прошел на факультет, выбрать любую другую специальность (направление специальности) из возможных, уточнив ее особенности. Так, например, на факультете прикладной математики и информатики можно выбрать из 6 специальностей во время собеседования, на физическом, биологическом, химическом, экономическом - также из 6, факультете радиофизики и компьютерных технологий - из пяти. 
 
- Уточните, пожалуйста, численность профессорского, преподавательского состава, численность студентов бюджетного (бесплатного) обучения за последние Ваши годы в БГУ (в динамике по годам) и на какие специальности (на бюджет) был недобор? Сколько лет выпускник-бюджетник должен отработать по направлению?
 
- В комплексе БГУ работает свыше 3000 человек профессорско-преподавательского состава, из них почти 300 человек - доктора наук, свыше 1400 - кандидаты наук. В университете работают 6 академиков и 5 членов-корреспондентов НАН Беларуси. За последние четыре года план приема на бюджетную форму обучения все время возрастал. Особенно ощутимо это было в 2012 году, когда число бюджетных мест было увеличено на 62 места. В 2013 году мы примем на дневную бюджетную форму 2048 человек (без военного факультета), что чуть меньше, чем в 2012 году, но больше, чем в 2011-м.
 
Как правило, недобора на дневную бюджетную форму у нас нет, но в 2012 году в связи с увеличением плана приема на специальности физического факультета там был недобор.
 
В соответствии с действующими нормативными документами выпускник бюджетной формы обучения после окончания учреждения высшего образования должен отработать 2 года, за исключением лиц, поступавших на условиях целевого приема: для них срок работы по распределению установлен 5 лет.
 
- Почему административный аппарат БГУ в несколько раз больше, чем в крупных европейских вузах, а работники этого аппарата не помогают студентам и преподавателям, а взваливают на них свою работу и "вставляют палки в колеса" (взять хотя бы подписание любого документа: каждый считает нужным сказать: оставляйте - завтра подпишет... и так у 4-6 "руководителей")? Может, организовать что-то похожее на одно окно. И почему университет ничего не делает если не для уменьшения бумагооборота, то хотя бы для перевода его в электронную форму?
 
- Университет каждый год все больше процедур переводит в электронный вид. Достаточно посмотреть на сайт "Одно окно" и пройтись по нему. 
 
- Хотелось бы услышать от представителей БГУ ответы на следующие вопросы от мамы абитуриентки 2013 года: 1. Какой набор планируется на бюджетной основе на факультет ФПМИ, чем отличается специальность "прикладная информатика" на факультетах ФПМИ и РАФ?
 
- На ФПМИ в нынешнем году планируется следующий набор: на прикладную математику (научно-производственная деятельность) по бюджету - 15 человек, на платную форму - 95; информатику - 34 и 96 соответственно, актуарную математику 8 и 15 человек соответственно, экономическую кибернетику (математические методы) и компьютерное моделирование в экономике 5 - на бюджет и 25 человек - на платную форму; прикладная информатику (программное обеспечение компьютерных систем) 33 человека - на бюджет и 27 - на платную; компьютерная безопасность (математические методы и программные системы - 10 и 20 человек соответственно. Всего план приема - 105 человек на бюджет и 278 - на платную форму обучения.
 
На ФПМИ и факультете радиофизики и компьютерных технологий специальность "Прикладная информатика" отличается по направлениям подготовки специалистов". Так, на ФПМИ - это "Прикладная информатика" (программное обеспечение компьютерных систем)", квалификация: "Информатик. Специалист по разработке программного обеспечения". А на ФРФКТ - "Прикладная информатика (информационные технологии телекоммуникационных систем)", квалификация: "Информатик. Специалист по информационным технологиям телекоммуникационных систем".
 
- Добрый день, что кроме общих слов вы можете сказать о следующей ситуации. Я закончил ФПМИ 7 лет назад, год назад вышел на работу в крупную компанию разработки ПО (Microsoft). В результате чего мне для решения миграционных вопросов понадобилось письмо на бланке БГУ от родного факультета. Мандрик (декан ФПМИ) в этот момент был отпуске, так что на мои просьбы отвечал кто-то из замдеканов. В результате получился 15-минутный разговор, в результате которого я узнал, что БГУ мне выдал диплом, а на требования иностранных ведомств о предоставлении 2 (двух) различных документов им все равно. Дословно "факультет все, что должен был вам дать, уже выдал". Т.е. факультет/БГУ не заинтересован в карьерном росте своих выпускников и поддержке репутации? Так это понимать?
 
- К сожалению, из вопроса не совсем понятно, о каких документах от БГУ, необходимых для приема на работу в зарубежную компанию, идет речь. БГУ, безусловно, заинтересован в качестве подготовки специалистов для работы, в том числе и на международном уровне. То, что Вы были приняты на работу в международную компанию Microsoft - лишь еще один пример имеющихся потенциальных возможностей наших выпускников. 


 
- Планируется ли в ближайшее время сотрудничество с иностранными университетами, в первую очередь с европейскими? Например, по средствам принятия программы Erasmus, которая уже давно является общепринятой практикой в Европе и позволяет свободный обмен студентами.
 
Пользователь icpo помог с иллюстрацией информационной интернет-поддержки БГУ в несколько ином ракурсе. В его посте сказано: "Для ўніверсітэтаў іншых дзяржаў прадугледжана праграма "Эразмус Мундус", у якой БДУ актыўна ўдзельнічае. Штогод колькі дзясяткаў студэнтаў, магістрантаў, аспірантаў і выкладчыкаў ездзяць у еўрапейскія ўніверсітэты (працягам да 12 месяцаў). Падрабязнасці: http://www.bsu.by/ru/main.aspx?guid=103961. Наступным годам Эразмус аб'яднае некалькі адукацыйных праграм ЕС. Тады, хутчэй за ўсё, і БДУ будзе ўдзельнічаць у ім". Но если зайти по ссылке на сайт БГУ, то видно, что информация: 1). давно не обновлялась 2). неполная 3). вводит в заблуждение, что и демонстрирует комментарий icpo. В качестве пояснения: в сопровождающей информации 1. Говорится о розыгрыше стипендий осенью 2012 года. Уже весна 2013-го… 2. Не указано, что программа рассчитана в основном на студентов мужского пола. Не указано также, что программа рассчитана на состоятельных студентов. Согласитесь, что на 100 евро стипендии можно только в Беларуси учиться, живя с родителями. 3. Утверждается, что занятия по программе идут в зачет в БГУ. Однако это не так. Студенты берут академический отпуск либо досдают потом все пропущенное у нас, поскольку учеба по обмену в рамках этой программы считается их личным делом. Сергей Владимирович, неужели ведущий вуз страны не в состоянии поддерживать свой сайт на надлежащем уровне?
 
- Спасибо за Ваш вопрос. Белорусский государственный университет проводит активную и масштабную информационную деятельность по программам международной академической мобильности. Информация на веб-сайте БГУ своевременно обновляется, актуализируется, а также доводится до сведения подписчиков рассылки о международных программах в социальной сети Facebook в составе 426 участников.
 
На сайте БГУ в разделе Международная деятельность - Программы обучения за рубежом размещена база данных международных программ академической мобильности. Информация о 52 программах представлена в разрезе стран.
 
Что касается программы "Эразмус Мундус", то информация о проектах регулярно обновляется в соответствии с этапами проведения конкурсов стипендий. По каждому проекту (верхнее меню на странице) имеется подробная информация о вузах - участниках проекта (например, европейские вузы, еще один список вузов - участников программы, студенты БГУ могут пройти обучение и в этих странах, а здесь названия курсов, по которым можно пройти стажировку), количестве грантов, условиях участия в проекте, необходимых документах и процедуре их подачи, статистике и конкурсах и т.д. (информация находится в верхнем меню на странице каждого проекта программы "Эразмус Мундус" с участием БГУ (EMA2 BMU-MID, Проект программы ERASMUS MUNDUS MID - Mobilities for Innovation and Developmet, Проект "Whole Europe beyond Borders" (WEBB), ELECTRA). Кроме того, в разделе имеются рубрики "Актуально" и "Вопрос-ответ", в которых периодически размещается основная информация о реализации проектов программы "Эразмус Мундус" с участием БГУ, выкладываются презентации с информационных дней по программе "Эразмус Мундус" (в течение конкурсных кампаний этого учебного года было проведено 5 таких инфодней, в которых приняло участие более 300 студентов и преподавателей БГУ и других вузов Беларуси).
 
У программы Европейского Союза "Эразмус Мундус" нет преференций к отбору участников по критерию половой принадлежности. Напротив, программа декларирует одним из своих принципов исключение дискриминации по половому признаку и поддержание гендерного баланса участников обменов.
 
Программа не рассчитана на участников с высоким уровнем доходов. Гранты, предоставляемые стипендиатам, рассчитаны на полное покрытие расходов на пребывание за рубежом. Кроме того, из средств программы оплачиваются транспортные и страховые расходы для участников обменов. Например, размер гранта для студентов составляет 1000 евро в месяц. 
 
Вопрос о зачете пройденных за рубежом дисциплин в БГУ рассматривается в индивидуальном порядке на соответствующем факультете. При учете совместимости содержания и часовой нагрузки пройденного курса с этими же показателями сходного курса в БГУ принимается решение о полном/частичном зачете курса либо его пересдаче.

- Сергей Владимирович, хочу обратить ваше внимание на программу подготовки специалистов по курсу "Веб-программирование и компьютерная графика" (гуманитарный факультет). Студентам читают программу 5-7-летней давности. О новых фреймворках, таких как ASP.Net MVC, они даже не слышали. А ведь сейчас, если мы хотим быть на острие технологий, такие знания просто необходимы! Или все это им придется изучать самостоятельно, когда они устроятся на работу? Мы ведь готовим специалистов завтрашнего дня, а не вчерашнего, так почему же их не ознакомить с тем, что сегодня уже входит в повседневную практику? Упомянутый фреймворк имеет уже 4-ю версию. Пока им пользуются менее 1% веб-судий, а ведь он очень перспективен. То же самое с RubbyonRail и Yii. Второе: со времени моей учебы уровень требований и уровень преподавания упал "ниже плинтуса". Преподаватели не вычитывают положенные часы, консультаций перед экзаменами и сдачей курсовых не проводят... Наведите порядок, пожалуйста!
 
- Спецкурс "Технологии.Net" читается на 4-5 курсе (8, 9-й семестр) в соответствии с учебной программой специальности 1-31 03 07-03 "Прикладная информатика" и включает 48 час. лекций и 52 час. практических занятий. В рамках этого курса предусматривается изучение возможностей и специфических особенностей среды платформы .Net в MSVisualStudio, а также формирование практических навыков их использования  при создании прикладных программ, баз данных и web-приложений. Сюда относятся: структура платформы .Net: сборки, библиотеки. ADO.net: формирование запросов, связывание, просмотр и фильтрация данных, XMLв ADO.Net. ASP.Net-создание приложений, работа с web-объектами. Построение WRP-приложений, взаимодействие с Windows и привязка к данным. 
 
Теперь по существу высказанных претензий. Во-первых, программа курса утверждается минимум один раз в два года и пересматривается ежегодно в обязательном порядке, а быть "на острие" тем более таких динамически развивающихся технологий - это не задача университета. Здесь студенты должны получить фундаментальные знания и умения, рассчитанные на их осознанное дальнейшее самостоятельное обновление и расширение. Этим должны заниматься и занимаются специализированные авторизованные курсы, каких у нас в республике, а тем более в г. Минске, предостаточно, в том числе и бесплатных. Во-вторых, следует понимать, что изучение тех или иных последних версий модулей ничего не поменяло бы в этой ситуации, так как даже если бы мы давали сейчас самые последние версии технологий программирования, к выпуску, когда придется устраиваться на работу, все придется изучать уже для новых версий. В-третьих, автор вопроса сам упоминает, что последними версиями указанных технологий и языков пользуются только 1% процент от практиков, что не дает возможность прогнозировать их как наиболее перспективные в будущем.
 
В то же время, современные методы интернет-программирования представляют собой "лоскутное одеяло", когда отсутствует какая-либо универсальная методология программирования, позволяющая реализовывать web-приложение на его серверной и клиентской части. Требуется применение различных платформ, языков и библиотек. Приведенные ссылки не позволяют вступать в дискуссию по этим вопросам.
 
Замечания общего характера требуют подтверждения (информация о пропуске занятий по вине преподавателя должна быть сообщена в деканат или в Совет по качеству образования - студенческий орган контроля качества образования), в противном случае они могут быть рассмотрены как клевета.
 
Специальность в феврале 2013 г. успешно прошла аккредитацию, включая результаты ККР, содержащие 2 вопроса по специальности. На кафедре работают молодые сотрудники, которые активно участвуют во внедрении новых современных разделов программирования. 
 
На вопросы пользователя Sarkozin отвечает декан факультета международных отношений Шадурский В.Г.:
 
- С чем связана такая нестабильность учебного процесса? Лекции отменяются, переносятся, сдвигаются в хаотичном порядке, причем не редкость, когда студенты узнают об этом перед их началом. В то же время в европейских вузах с расписанием лекций можно ознакомиться на год вперед. Что мешает сделать стабильное расписание?
 
- Расписание учебных занятий учитывает интересы студентов, но вряд ли может на 100% удовлетворить каждого из них. Расписание занятий на ФМО составляется в соответствии с учебными планами 6 специальностей с учетом изучения 2 иностранных языков (всего преподается 15 иностранных языков), потребностей оптимального использования имеющегося аудиторного фонда, штатного профессорско-преподавательского состава и специалистов иных организаций и учреждений, привлекаемых в качестве совместителей. Основные принципы составления расписания - равномерное распределение учебной работы студентов в течение недели и непрерывность учебного процесса в течение дня.
 
Расписание занятий составляется сотрудниками деканата и в установленные сроки утверждается проректором по учебной работе. Утвержденное расписание представлено на информационном стенде факультета, а выписка из расписания - на интернет-сайте факультета.
 
К сожалению, как и в любом учебном подразделении, на ФМО иногда возникают вопросы переноса или отмены занятий в связи с болезнью преподавателя (всего на факультете работает свыше 250 профессоров, доцентов, преподавателей). В иных ситуациях (командировки преподавателей, участие в научных конференциях и т.п.), как правило, организуются замены преподавателей, о чем своевременно предоставляется информация на стенде и интернет-сайте факультета. Следует учитывать, что для проведения занятий на факультете привлекаются не только преподаватели вузов, но и практики - руководители и ведущие сотрудники предприятий и организаций, которые могут поделиться со студентами богатым профессиональным опытом. В единичных случаях деканат вынужден корректировать расписание занятий в ситуациях, когда, к примеру, руководитель компании принимает участие в важных рабочих мероприятиях.
 
Вопросы совершенствования расписания занятий регулярно обсуждаются на заседаниях деканата факультета с участием представителей студенческого самоуправления, а также на собраниях старостата. Конкретные обоснованные предложения студентов реализуются, если для этого существует объективная возможность. 
 
- Почему так плохо согласованы между собой учебные программы? Нередки случаи, когда в один день могут проводиться семинары и контрольные по всем предметам. Более того, зачастую преподаватели даже по одному предмету (теория и практика) понятия не имеют, чем занимается каждый из них. Например, не редкость ситуация, когда задания на практических занятиях даются раньше, чем будет прочитан соответствующий теоретический материал на лекциях.

- Для содержательного ответа на Ваше критическое замечание необходима информация о конкретных фактах. Рекомендуем обратиться в деканат факультета, Ваше обращение будет рассмотрено и, если в конкретной академической группе в определенный день имела место указанная проблема, будут приняты меры по недопущению подобной частной ситуации. 
 
Вместе с тем, обращаем Ваше внимание на следующее: контрольные работы, как правило, проводятся в соответствии с графиком контрольных мероприятий по дисциплинам учебного плана, который утверждается деканом до начала очередного семестра и доводится до сведения студентов преподавателями на первых занятиях. Таким образом, перечень и график основных контрольных мероприятий известны студентам заранее. Если преподаватели разных кафедр запланировали проведение контрольных мероприятий на одну дату, студенты могут обратить на это внимание конкретных преподавателей и проблемная ситуация будет разрешена.  
 
- С чем связана такая частая смена преподавателей? Причем уходят лучшие и опытные, приходят молодые, не имеющие как достаточного опыта преподавательской работы, так и необходимого общего культурного уровня.

- Спешим Вас успокоить. На факультете международных отношений сформирован высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив. Проблема "ухода лучших и опытных" не является актуальной для ФМО, если только речь не идет о привлечении наиболее авторитетных сотрудников для работы в структурах ректората. Важно подчеркнуть, что факультет активно привлекает к преподавательской работе талантливую молодежь, в том числе наиболее успешных выпускников ФМО. Ваше суждение о культурном уровне Ваших преподавателей позвольте оставить без комментариев.
 
- Почему настолько явным стал приоритет финансовых вопросов перед качеством обучения? В настоящее время в принципе можно вообще не учиться, главное не иметь проблем с оплатой обучения. Все шире распространяется практика решения сессионных проблем с помощью денег. Любопытна ситуация с иностранными студентами. Как можно окончить гуманитарный факультет БГУ, не зная языка преподавания?
 
- Финансовый вопрос никогда не был и, надеемся, не будет приоритетом в образовательных отношениях университета и студентов. Студентов, которые имеют по итогам сессии несколько академических задолженностей вследствие недостаточно ответственного отношения к учебе, пропусков занятий без уважительной причины, деканат представляет к отчислению. К сожалению, случаи отчислений с факультета не единичны, что вызывает большое сожаление, так как на ФМО поступают абитуриенты, набравшие высокие проходные баллы и речь в таких случаях идет о потере мотивации, утрате четких приоритетов, направленных на получение качественного образования, построение успешной карьеры. Таким образом, при решении вопроса об отчислении финансовые интересы университета не являются определяющими.
Фраза в вопросе о "решении сессионных проблем с помощью денег" в отношении уважаемого профессорско-преподавательского коллектива без конкретных фактов имеет признаки клеветы и не может быть предметом нашего обсуждения. Ректорат и деканат ФМО убеждены в отсутствии коррупционных схем сдачи сессии на факультете.
 
Иностранные абитуриенты, не имеющие достаточного уровня владения русским языком, направляются на ФМО после завершения обучения на факультете довузовского образования БГУ. Многие из них выбирают изучение русского языка в качестве одного из иностранных языков. Конечно, иностранные студенты иногда допускают ошибки в письменных работах и устной речи, но представляется излишне категоричным утверждение о "незнании языка преподавания".
 
- Почему настолько убогая информационная интернет-поддержка учебного процесса? На сайтах западных вузов можно ознакомиться с расписанием занятий на полугодие вперед, вывешиваются тексты лекций, списки учебных пособий и т.д. Можно ознакомиться с материалами лекций, семинарских занятий, контрольных за прошлые годы. У нас это секретная информация?

- Представляется, что Ваше эмоциональное критическое замечание не в полной мере соответствует действительности. В настоящее время все студенты факультета международных отношений имеют возможность ознакомиться на сайте с расписанием, учебными планами, учебными программами и иными учебно-методическими материалами (электронные конспекты и презентации лекций, электронные варианты учебных пособий, контрольно-тестовые задания, дополнительные материалы). 
 
В электронной библиотеке БГУ представлено 4655 научно-методических материалов факультета международных отношений, в том числе 3657 научных публикаций, 986 методических материалов (учебные программы, учебно-методические комплексы, методические пособия и разработки) и др.
 
Эти материалы доступны всем студентам факультета, как правило, у большинства студентов не возникает проблем с поиском соответствующих ресурсов. 
 
- Возможна ли организация дополнительных курсов по современному английскому языку?

- В настоящее время рассматривается возможность организации в БГУ курсов по изучению иностранных языков, в том числе с привлечением преподавателей факультета международных отношений. Соответствующая информация будет своевременно доведена до сведения студентов. 
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-50%
-50%
-47%
-20%
-10%
-60%
-20%
-10%