/

Кроме проспектов, улиц и переулков, жилых домов и административных зданий, парков, памятников и прочих достопримечательностей, в формировании облика любого города большую роль играют мосты. В Минске нет большого числа водных преград, нет и резких перепадов рельефа, не так сильно, по сравнению с некоторыми мегаполисами, у нас развита и транспортная сеть, потому мостов и путепроводов у нас не так много. 

 


Тем не менее мостовых сооружений в Минске ни много ни мало - порядка 180. Это мосты через Свислочь, эстакады через городские автомагистрали, железнодорожные мосты и пешеходные мостики. Сегодня TUT.BY проведет вас по минским мостам - старым и новым, давно разрушенным и недавно построенным, самым длинным и самым маленьким.

 

Транспортная развязка в провинции Ганьсу (Китай)
 
Транспортная развязка в Гравелли Хилл, Бирмингем, Великобритания. Эта развязка прозвана жителями Бирмингема "спагетти". По свидетельствам очевидцев, за много лет жизни в этом городе многие до сих пор путаются в этой адской смеси дорог. Для гостей же Бирмингема эта развязка - сущий кошмар.
 

Первый мост

Известно, что минский замок стоял на берегу реки Свислочь, на возвышенности, которую огибали рукава реки Немиги. С юго-восточной стороны замка находились ворота. Сообщение с рынком, торгово-ремесленным посадом и остальным внешним миром осуществлялось по перекинутому через правый рукав Немиги мосту (или, как вариант, через оборонительный ров – точных сведений нет). Видимо, это и был первый минский мост.
 
Схема развития Минска в XIV-XVII вв. Цифрами обозначены: 1 - посадское поселение XII-XIII вв., 2 - увеличение территории посада в XIV-XV вв., 3 – валы замка в XII-XVII вв. и увеличение границы города в XVI-XVII вв., 4 – заболоченная местность – Татарские огороды, 5 - направления улиц и размещение Петропавловской церкви. Составители В.Е. Соболь, Г.В. Штыхов [1]

Возможно, так выглядел Минск XII века.
 
Древний Минск. Рисунок архитектора С. Мусинского

Или так...
 
Реконструкция минского замка. Рисунок художника В. Стащенюка
 
Немига со временем обмелела и необходимость в мосте через нее отпала. 
 

Хлусов мост

Следующим по времени сооружения был мост через Свислочь, соединяющий рыночную площадь перед замком (Нижний рынок) с территорией предместья на Троицкой горе (на правом берегу Свислочи, напротив замка, люди селились с конца XII века). Это был самый известный мост средневекового Минска, получивший свое название - Хлусов - еще в XVI веке. (Позже он стал называться Александровским, так как соединял ул. Александровскую с Нижним рынком, теперь - ул. М. Богдановича и ул. Немигу.) С ним связано несколько городских легенд, в основе которых обыгрывается слово "хлусіць" (врать, лгать; хлус – лжец, обманщик).
 
Александровский (Хлусов) мост. Конец XIX – начало XX вв.
 
Согласно одной из них, мост построил торговец Лукаш Хлус на деньги, полученные от самого черта. А чтобы деньги свои вернуть, нечистая сила взяла мост в откуп, поэтому на нем нередко грабили и убивали прохожих.

По другой версии, свое название мост получил "благодаря" нечистым на руку горожанам, промышлявшим на нем выманиванием денег путем "хлусни" – обмана.

Несмотря на свою недобрую славу, мост исправно служил горожанам. А когда он разрушался от старости, паводков, пожаров или войн, то на том же месте вырастал новый мост. По нему через Минск проходил основной торговый путь с северо-востока в западные районы княжества и далее в страны Европы – это была важнейшая транспортная артерия города. 

В 1898 году по Александровскому мосту проложили рельсы конной железной дороги. 

А к 1913 году "были произведены изыскания и собраны необходимые данные для проектируемого железобетонного или железного моста по Александровской улице". [2] Однако вскоре начавшиеся одна за другой войны и революция не позволили этим планам сбыться.
 
Весенний паводок. Хлусов мост. 1920-30-е годы
 
Хлусов мост. 1950-е годы
 
Вид старого моста по ул. М. Горького (Богдановича) через Свислочь. Фото 1966 г. Предоставлено ГП "Горавтомост".
 
Строительство нового бетонного моста рядом с тем местом, где был Хлусов мост. Фото В.Н. Лупейко. 1966 г. [3]
 
Современный вид моста. Построен в 1967 г., длина 60,1 м, ширина 26,4 м
 

Лавский мост

Еще один мост древнего Минска – позже названный Лавским - связывал район Троицкого предместья с Верхним городом — новой частью Минска, возникшей на возвышенном правобережье в конце ХII — начале ХIII веков. Он соединял улицу Плебанскую (позже – Широкую – Куйбышева, отсюда и его второе название – Широкий) с улицей Зыбицкой. Так, в очерке "Минское средневековье" А. Грицкевича и В. Посье указывается, что "к ХVI веку… Троицкое предместье было связано с центром мостом и мельничной плотиной, а позже — двумя мостами". [4]
 
Лавы - торговое предместье между ул. Зыбицкой (Торговой) и Свислочью, где концентрировалась торговля молочными продуктами. Фрагмент проектного плана Минска 1858 г.

Этот мост просуществовал, вероятно, до конца ХVII — начала ХVIII веков. Некоторое время моста не было – он мог быть снесен паводком или разрушен в ходе военных действий. На быстрое восстановление рассчитывать не приходилось – опустошительные войны, эпидемии, пожары лишили город людских ресурсов и средств.
 
Поэтому к началу ХVIII века на этом месте был лишь "малый мосток, сделанный для проезда и прохода от двух дорог (улиц) — Троецкой и Плебанской в Зыбицкую".
 
Только в 1825 г. "в месте бывших лав" был построен новый деревянный мост, получивший названия: Лавский, "мост на Лавах". [4]
 
Слева – Лавский мост. Вид Минска с Троицкой горы. Конец XVIII – начало XIX века. Рисунок неизвестного художника. 
 
Название "Лавы", по мнению историков, могло произойти от "… многозначности старобелорусского слова "лава". Например, так называли узкий временный или плавучий мост, настил на столбах, предназначенных для пешеходов". [5]
Лавский мост, кроме своего непосредственного назначения, являлся еще и своеобразной "биржей труда" - на нем собиралась городская беднота в поисках работы.

Во второй половине XIX в. и в начале ХХ в. мост неоднократно ремонтировался. 
 
Лавский мост. Начало ХХ в.

К 1921 году Лавский мост находился в аварийном состоянии. Сохранились сведения, что на нем в ночь с 29 на 30 сентября провалился пожарный автомобиль и удержался только потому, что "завис на прогоне". [4]
 
В 1923 году мост фактически построили заново. Он пережил Великую Отечественную войну и просуществовал до 1967 года, когда был разобран в ходе реконструкции набережной и строительства выставочного центра ВДНХ (ныне - Национальный выставочный центр "БелЭкспо" на ул. Я. Купалы, который, кстати, тоже скоро пойдет под снос).
 
Лавский (Широкий) мост, фото конца 1950-х - начала 1960-х гг. Из личного архива автора
 
В настоящее время существуют планы по строительству на месте этого древнего моста нового, чтобы туристы могли кратчайшим путем попасть из Верхнего города в Троицкое предместье. Он будет соединять район улицы Торговой с выставочным комплексом "БелЭкспо".
 

"Трамвайный" мост

С развитием инфраструктуры города в XVII-XVIII вв. возникла необходимость в постройке еще одного моста, связывающего Троицкое предместье напрямую с улицей Бернардинской (Маломонастырский переулок, современная ул. Кирилла и Мефодия). [4]
 
Цифрами на плане показаны: 5 - монастырь бернардинцев, 6 - монастырь бернардинок. Улица между этими монастырями носила название Бернардинской. Улицу Бернардинскую с Троицким предместьем по наиболее короткому пути соединял небольшой деревянный мост. План 1793 г. (РГВИА)
 
Просуществовал он, видимо, до 1812 г. На более поздних планах города этот мост отсутствует. В советское время в связи с организацией в городе трамвайного сообщения было решено построить на этом участке новый мост, специально предназначенный для движения трамвая. По этой причине горожане называли его Трамвайным.
 
Минский трамвай на новом мосту по ул. Бакунина (бывшая Бернардинская, современная Кирилла и Мефодия), специально построенном для трамвайного движения. Первые рельсы на мосту были уложены 30 августа 1928 г. Фото 1929 г. [6]
 
Фрагмент аэрофотосъемки с немецкого самолета, произведенной 24 июня 1941 г. Видны мосты: по ул. М. Горького - 1, "Трамвайный" - 2, Лавский - 3, по Я. Купалы - 4


Минск – портовый город?

Все мосты древнего Минска были деревянными и существовали... периодически. Причиной тому были: весенние паводки, пожары и войны. Например, в 1655 г. во время военных действий с вторгшимися российскими войсками минчане вынуждены были "отступать к Минску. Однако в городе закрепиться было негде, поэтому… те люди Минск покинули, побежав из города, разметав мосты, на другую сторону, на поле".
 
Один из древних минских мостов через Свислочь. Предположительно – Лавский. Определить, какой именно район изображен на рисунке, не удалось. Есть два варианта: первый - это Троицкая гора, второй – Верхний город. Возможно, кто-то из читателей внесет ясность
 
Есть еще один примечательный факт. Как известно, в Средние века (да и позже - вплоть до середины XIX века) Свислочь была полноводной, судоходной рекой, а Минск был портовым городом. Как отмечал историк Р. Боровой, район улицы Торговой предположительно "…являлся основным звеном в речной торговле древнего Минска - т.е. она являлась "портовой улицей". Известен документ 1633 г., в котором упоминается "порт на реке Свислочи, з давних пор им (мещанам минским. - Р.Б.) служачы...". То, что этот "порт", вероятнее всего, находился именно здесь (в Лавском предместье. - В.В.), косвенно подтверждается тем обстоятельством, что еще во второй половине XIX ст. причалы для лодок, приходивших в Минск с низовий Свислочи, размещались в излучине реки, между мостом на современной ул. Я. Купалы и (Лавским. – В.В.) мостом на современной ул. Герцена (не существует), т.е. параллельно ул. Торговой…".
 
Как отмечает историк С.В. Тарасов, мосты в центре города были связаны с пристанями. В ходе раскопок, проведенных в 1984-1986 гг., остатки такой пристани были найдены на Немиге.
 
Возникает вопрос: как тогда одновременно существовали мосты через реку, по которой двигались торговые суда? Или это были плавучие мосты? Ответ на это потребует времени и дополнительных научных исследований.
 

Полицейский мост

Ниже по течению Свислочи, по нынешней улице Янки Купалы, находится мост, называемый до революции Полицейским (название – от улицы, на которой он расположен). Соединял ул. Полицейскую с ул. Троицкой.
 
Полицейский мост. Фрагмент проектного плана Минска 1858 г.
 
Вид Минска со стороны дома Э. Ваньковича. Рисунок Ч. Монюшко, 1849 г. По центру рисунка мост, впоследствии названный Полицейским [7]
 
Полицейский мост. Одна из самых старых фотографий Минска, относящаяся к 1860-70 гг. Справа на горизонте виден район Золотой Горки с костелом Святого Роха [8]
 
Мост на ул. Янки Купалы. Фото 1943 г.
 
Старый мост по ул. Я. Купалы. Фото конца 1950-х. Из личного архива автора
 
Мост на ул. Янки Купалы. Построен в 1962 г., длина 43,92 м, ширина 23,6 м. Фото 1977 г.
 

Захарьевский мост

Мост через Свислочь по Захарьевской улице, соединяющий центр города с Золотой Горкой и Комаровкой (мост на проспекте Независимости рядом с пл. Победы), существовал, как минимум, с конца XVIII века, что видно из плана 1793 года.
 
Мост через Свислочь. Позже на его месте был построен Захарьевский мост. Фрагмент "фиксированного плана первой половины XIX века"

Свое название получил от соответствующей улицы, на которой находился. В течение всего XIX века мост неоднократно ремонтировали и перестраивали (1837, 1853, 1878). Последний раз в 1898 г., когда его перестроили в связи с прохождением по нему линии конки. [10]
 
Захарьевский мост. Вид из городского сада (ныне парка им. М. Горького)

 

Деревянные мосты часто приходили в негодность. В декабре 1913 года Городская дума постановила заменить часть деревянных мостов железобетонными. Выбор пал на мосты по улицам Александровской и Захарьевской. За консультациями город обращался к профессору Киевского политехнического института Е.О. Патону. [9]
 

 

Строить железобетонный Захарьевский мост взялось минское товарищество “Бетон”. Однако намеченным планам не суждено было осуществиться. С началом Первой мировой войны его строительство было приостановлено. [10]
 
И только в 1928 г. осуществилась постройка в Минске первого в его истории железобетонного моста через Свислочь. Мост был сооружен по улице Советской (бывшая Захарьевская, ныне проспект Независимости).
 
Первый минский железобетонный мост через Свислочь [6]

На проезжей части нового моста был проложен рельсовый путь трамвайной линии от железнодорожного вокзала до завода "Деревообделочник" (Минский приборостроительный завод).

Мост пережил немецкую оккупацию, но перед освобождением Минска был взорван отступающими немцами. Вместо разрушенного железобетонного на сохранившихся береговых опорах соорудили новый деревянный балочный мост на трех свайных опорах. Движение было торжественно открыто 29 октября 1944 года. В 1948 году трамвайное движение по нему было закрыто в связи с переносом линии на улицу Первомайскую. В 1951 году рядом с ним выше по течению Свислочи начали возводить новый мост. Авторами проекта были архитекторы М.П. Парусников и Г.П. Баданов. [10]
 
Строительство бетонного моста по ул. Советской (ныне – пр. Независимости). Фото 1951 г.
 
Вид на строящийся мост через Свислочь. Фото 1951-1952 гг. Предоставлено ГП "Горавтомост"

В 1952 году новый мост был торжественно введен в строй.
 
Открытие нового моста по ул. Советской (пр. Сталина, ныне – пр. Независимости). Фото 1952 г. Предоставлено ГП "Горавтомост"
 
Мост по Ленинскому пр. Фото конца 1950-х гг.
 
Длина моста 62,78 м, ширина 32,72 м. Фото 1970-х гг.
 
Цифрами обозначены: 1 – Татарский мост, 2 - Александровский (по ул. М. Горького - Богдановича), 3 – Лавский (Широкий, по ул. Куйбышева), 4 – Полицейский (по ул. Я. Купалы), 5 – Захарьевский (по пр. Ленина – Независимости). Фото с разведывательного американского спутника, 6 октября 1964 года [21]
 

Мосты у парка

Следующим по течению Свислочи за Захарьевским мостом был мост в районе Городского сада (парк им. М. Горького). 
 
Мост через Свислочь в Городском саду. Фрагмент проектного плана Минска 1858 г.

В Городском саду находилось "множество каналов затейливых очертаний, искусственных горок и островков", соответственно, через них было устроено несколько мостов и мостиков. О них упоминает этнограф и путешественник Павел Шпилевский. "За мостиком несколько маленьких палисадников, за которыми уже перекинут чрез Свислочь довольно красивый понтонный мост со скамейками. За мостом глазам вашим представляется ряд нескольких дорожек и аллей, ведущих по разным направлениям чрез мостики то в ореховую, то в липовую, то в тополевую, то в еловую или каштановую аллею. Самый лучший вид аллей и рощ открывается с моста, и особенно по правую сторону его". [11]
 
Остатки деревянного моста, ведущего к городской электростанции (на картах 1933 г., 1942 г. этот мост обозначен). Фото конца 1950-х. Из личного архива автора

В 1960-е годы рядом с этим местом возвели плотину.
 
Фото 1970-х. Из личного архива автора

Позже (от места пересечения ул. Полицейской и Подгорной) в Городской сад был построен еще один мост. Он запечатлен на многих фотографиях дореволюционного Минска.
 
Вход в Городской сад со стороны ул. Подгорной
 
Фрагмент плана Минска 1898 г.
 
Деревянный мост, ведущий в парк М. Горького от ул. Я. Купалы и К. Маркса. Где-то в 1960-е годы на его месте построен пешеходный железобетонный мост. Фото конца 1950-х. Из личного архива автора
 
"Проваливание" автомобилей на мостах – явление, характерное не только для прошедших эпох. Случаются такие происшествия и в наши дни. 1 мая 2012 г. на пешеходном мосту в парк Горького провалился мусоровоз "МАЗ". 
 
Увязший в мосту "МАЗ". 2012 г.


Веселый мост

Так назывался мост на пересечении современных улиц Первомайской - Пулихова. Потому что сама улица Первомайская называлась до революции Веселой. На ней было много пивных, офицерских казарм, увеселительных заведений, здесь постоянно крутились женщины легкого поведения. Мост в основном служил транспортной артерией для военных: по нему перевозились военные грузы от железнодорожного вокзала к воинским казармам, расположенным в Кошарах.
 
Этот мост тоже проваливался, о чем есть упоминание в газете "Звезда" от 21 апреля 1921 года: "19 апреля паровоз узкоколейки, идущий из леса Ваньковича к электростанции, пробегая через мост Веселой улицы, ввиду ветхости последнего опустился в воду. Вчера утром коммунисты в порядке субботника принялись за работу по извлечению паровоза из реки. Вероятно, уже в ближайшие дни мост и паровоз будут исправлены и возобновится подвоз дров к водоэлектростанции". [12]
 
Мост через Свислочь по ул. Первомайской. Фото 1952-53 гг. Предоставлено ГП "Горавтомост"


Год 1922-й - 9 мостов через Свислочь

Еще ниже по течению Свислочи (в первой четверти ХХ в.) находились: мост, соединяющий ул. Окольную с ул. Архиерейской; мост в продолжении ул. Скобелевской (ул. Красноармейской); Нижне-Ляховский мост (ныне ул. Октябрьская), расположенные на одноименных улицах.

В 1909 г. в городском управлении поднимался вопрос о строительстве Татарского и Оранского мостов через Свислочь. Эти мосты должны были соединить Татарское предместье и Ляховку с центром города и стать новыми транспортными артериями. По ним предполагалось пустить гужевой транспорт, разгрузив центральные улицы и не разрушая мостовые в центре города. Однако воплотить в жизнь эти планы удалось только в 1917 г. при содействии военного ведомства. [14] 

Уже в советское время, после окончания Гражданской войны и польской оккупации, вновь созданный Дорожный отдел Белорусской Республики собирал и анализировал информацию о состоянии мостов. В составленных актах указывалось "точное расположение моста, длина, ширина, высота и система его, также когда и при каких обстоятельствах мост был разрушен/ или восстановлен на месте разрушенного". [19]

В "Военно-Географическом и Военно-Статистическом очерке Западного военного округа" за 1922 г. указывается, что в Минске имелось девять мостов через Свислочь, но не указывалось, какие именно. Вероятно, это: Татарский, Александровский, Лавский, Полицейский, Захарьевский, Веселый, Скобелевский, Нижне-Ляховский, Оранский (Аранский).

Татарский мост соединял Татарское предместье с районом Сторожевки (от Мало-Татарской ул. к ул. Старовиленской и Семинарскому пер.).
 
Татарский мост. Функционировал до 1970-х годов. Фото середины1960-х. Из личного архива автора

Он располагался рядом с нынешним "горбатым" мостом, который соединяет Троицкое предместье с Островом Мужества и Скорби, и являлся прямым продолжением современной улицы Заборского, вел в Татарское предместье, связывая последнее с Комаровкой и Сторожевкой.
 

А теперь – Горбатый!

Горбатый мост получил свое название из-за ярко выраженной формы. Был построен в 1964 г. В то время соединял район Троицкого предместья с районом, где располагался стадион общества "Трудовые резервы".
 
Горбатый мост, ведущий из Троицкого предместья на Остров слез. Длина 51,4 м, ширина – 6 м. Фото 2009 г.

Многие видели на перилах моста, ведущего на Остров слез, замки с нанесенными словами любви. Это известная традиция молодоженов. Они навешивают замок на перила моста, а ключ от него выбрасывают в реку. Это должно символизировать неразрывность любви, крепость чувств и отношений. Зародилась эта традиция в начале 1990-х в Италии, и в Беларуси прижилась быстро. Столичные влюбленные оставляют символы неразрывной любви на перилах мостика, ведущего из Троицкого предместья на Остров слез, на мостике через Свислочь в парке Горького, у Национальной библиотеки и в парке Победы. Однако в большом количестве эти символы "неразлучной любви" могут привести к обрушению перил. Поэтому замочки периодически срезаются коммунальными службами города. 
 
Символы "неразлучной любви" на перилах Горбатого моста. Фото 2009 г.
 
Мостов с "горбинкой" в городе предостаточно. Можно вспомнить мост в парке Горького, у Национальной библиотеки и др.
 

Первый железнодорожный

С пуском через Минск Либаво-Роменской железной дороги появилась необходимость в возведении путепровода через ул. Московскую. Так в городе появился первый железнодорожный бетонный мост – виадук, называемый в народе Западным - по месту своего нахождения на западной окраине тогдашнего города.
Западный мост - железнодорожный однопролетный мост Либаво-Роменской железной дороги. Построен над ул. Московской (разделял ул. Московскую и Ново-Московскую – современную Мясникова). Под мостом видны рельсы конки. Фото 1897 г.

Позже, с ростом автомобильного движения, встал вопрос о расширении проезда под этим виадуком. Газета “Вестник Минского губернского комиссариата” за 1917 год писала: "На днях предполагается приступить к работам по расширению проезда под железнодорожным мостом Захарьевской улицы. Этот злополучный проезд за последние годы создает много неудобств городскому населению из-за образующихся под мостом заторов телег и экипажей. Часто здесь приходилось простаивать по часу и запаздывать на вокзал или в город". [15]
 
Западный мост. Трамвай маршрута № 6 поворачивает с ул. Бобруйской на ул. Московскую. Фото 1953 г. [16]
 
В середине 1950-х мост был реконструирован в связи с расширением проезжей части ул. Московской. Фото 1955 г. [16]
 
Современный вид Западного моста. Фото 2008 г.
 

А сегодня...

Старых мостов в Минске не сохранилось — практически все они были разрушены во время войны или кардинально перестроены в послевоенное время.

Эстакада, соединяющая пр. Независимости с ул. Московской. Построена в 1960 г, длина – 281,33 м, ширина – 21,4 м. Фото 1965 г.

Энциклопедический справочник по Минску за 1983 г. [17] называет девять "наиболее крупных мостов для автомобильного, железнодорожного и пешеходного движения. Это в основном пролетные строения балочного типа на пересечении главных транспортных магистралей с р. Свислочь:
 
место расположения год постройки длина ширина
1 на пр. Независимости 1952 88 34
2 на ул. Аранской 1956 51 20
3 на ул. Первомайской 1961 55 28
4 на ул. Я. Купалы 1962 43 24
5 на ул. Октябрьской 1963 54 27
6 на ул. Богдановича 1967 60 27
7 на ул. Денисовской 1968 55 27
8 на ул. Орловской, рамного типа 1972 75 31
9 на ул. Маяковского через р. Лошицу 1966 42 23

За прошедшие с тех пор тридцатилетие Минск значительно преобразился, существенно изменилась и его дорожная сеть: была реконструирована МКАД, построены новые мосты и путепроводы, транспортные развязки, разбиты новые парки и скверы, реконструированы старые, с внесением в их ландшафтный дизайн пешеходных мостиков и т.д.
  
Строительство первой в Минске трехуровневой развязки. Февраль 2011 г.
 
Строительство транспортной развязки на ул. Кальварийской – пр. Машерова. Сентябрь 2008 г.
 
Пешеходный мост в парке у Национальной библиотеки
 

Пешеходные мосты

 
Пешеходный мост над плотиной на Комсомольском озере. Фото середины 1950-х г., из личного архива автора
 
Современный вид плотины с автомобильным и пешеходным движением. Фото 2011 г.
 
Пешеходный мостик в районе Переспы и Комсомольского озера
 
Пешеходный мост через р. Цна недалеко от ул. Мирошниченко

Немало в Минске пешеходных мостов над железнодорожными путями.
 
Пешеходный мост над железной дорогой на Минском пассажирском вокзале. Фото начала 1960-х. Из личного архива автора

Этот мост был снесен в середине1960-х гг. после открытия подземного тоннеля к посадочным платформам. Аналогичные мосты существуют по ул. Тимирязева (недалеко от ул. Саперов); в районе улиц Вирской; Брест-Литовской и Автодоровского переулка и др.

Недавно был построен единственный в Минске вантовый мост через Свислочь.
 
Ва́нтовый мост — тип висячего моста, состоящий из одного или более пилонов, соединенных с дорожным полотном посредством прямолинейных стальных тросов — вантов. В отличие от висячих мостов, где дорожное полотно поддерживается вертикальными тросами, прикрепленными к протянутым по всей длине моста основным несущим тросам, у вантовых мостов тросы (ванты) соединяются непосредственно с пилоном.
 
Скриншот: maps.yandex.ru
Пешеходный мост через Свислочь по ул. Октябрьской, 2002 г., длина 48 м, ширина 4,4 м. Скриншот: maps.yandex.ru

В настоящее время в Минске, как отмечалось выше, более 180 мостовых сооружений. Среди них более 25 мостов через водные преграды – Свислочь, Слепянскую водную систему, Мышку, Лошицу, Цну; более 45 эстакад над автотранспортными магистралями и железнодорожными путями; около 20 железнодорожных мостов и порядка 90 различных пешеходных мостов над разными преградами.


Самые, самые…

 

Самым старым является путепровод по ул. Долгобродской через железную дорогу Москва - Минск, дата постройки – 1947 г. Затем - мост через Свислочь по пр. Независимости, год постройки - 1952. Тройку "стариков" замыкают два "старожила" - путепровод через Партизанский проспект по ул. Плеханова и путепровод с ул. Московской на площадь Независимости. Оба введены в строй в 1960 г.

Самым длинным (согласно данным, представленным ГП "Горавтомост") считается путепровод (правый и левый) (1991 г.) через железнодорожные пути ст. Минск-Товарный по пр. Жукова к ул. Аэродромной. Его длина – 460,6 м. На втором месте – построенный в 2012 г. путепровод по пр. Дзержинского над пр. Жукова (первая в городе трехуровневая развязка). Его длина – 460 м. Тройку замыкает путепровод с ул. Московской на пл. Независимости с длиной 281,33 м.
 

 

Путепровод через железнодорожные пути по пр. Жукова к ул. Аэродромной

Пожалуй, самой красивой транспортной развязкой можно считать развязку на проспектах Дзержинского и Жукова. Она по праву подтверждает высказывание, что "мосты – это поэзия инженерного дела".
 
Трехуровневая транспортная развязка по пр. Дзержинского и Жукова. [18]

 

Минские мосты

 

Инфографика: Влад Шевардин
1 Первый, 11-13 вв.
2 Хлусов (Александровский), конец 12 в. - 1967 г.
3 Лавский (Широкий), 16 в. – середина 1960-х
 
4
Трамвайный, 17-18 вв. – 1812 г. и с 1928 г. по 1950-е
5 Татарский, 1909 – 1970-е
6 В Городском саду – парке им. Горького
7 В Городском саду – парке им. Горького
8 В Городском саду – парке им. Горького
9 Веселый
10 Горбатый
11 Горбатый
12 Западный - Первый железнодорожный
13 Эстакада через железнодорожные пути
14 Трехуровневая развязка
15 Полицейский
16 Захарьевский (первый железобетонный через Свислочь)
17Пеш плотина
18Пеш
мостик в районе Переспы
19пеш через р. Цна
20Пеш над железнодорожными путями
21Пеш вантовый
22 путепровод по ул. Долгобродской
23 путепровод через Партизанский проспект по ул. Плеханова
Инфографика: Влад Шевардин

 

 

Автор благодарит руководство ГП "Горавтомост" за предоставленные материалы и историка С.В. Тарасова за оказанную консультацию.
 
Источники:
[1] - Памяць. Мiнск. У 4 кнiгах. Кнiга 1. Мн. Белта, 2001 г.
[2] - Краткий очерк деятельности Минского городского общественного управления с 1909 по 1913 г. Минск. Электротипография В. и И. Тасьман, 1913.
[3] - mygigabyt.ucoz.ru/photo/g_minsk/minsk_poslevoennyj/18-2-0-0-2
[4] - vminsk.by/news/26/56017
[5] - Д.И. Сацукевич. Портовый город. "Минский курьер", 23 марта 2007 г.
[6] - Курков Илья "Мiнск незнаёмы.1920-1940 гг." Минск. "Урожай", 2002 г.
[7] - Карповіч Т.А. “Культурнае жыццё Мінска І паловы ХІХ стагоддзя”, Мінск, “Рыфтур”, 2007.
[8] - visualhistory.livejournal.com/34038.html?thread=433398
[9] - Шибеко З.В., Шибеко С.Ф. "Минск. Страницы жизни дореволюционного города". Минск, 1990.
[10] - naviny.by/rubrics/society/2006/12/24/ic_articles_116_149103
[11] – Шпилевский П.М. "Путешествие по Полесью и белорусскому краю", Мн., "Беларусь", 2004.
[12] – mk.by/2009/07/30/616
[13] - Оппенгейм К.А. "Мосты под обыкновенную дорогу" - СПб.: Г.В. Гольстен, 1909, с. 1.
[14] - Газета “Вестник Минского губернского комиссариата”, 1917 г.
[15] - belarus.net/minsk_ev/98/russia/05/retro13.htm
[16] - В. Кириченко "Минск. Исторический портрет города 1953-1959".
[17] - "Минск. Энциклопедический справочник". Изд-е второе. Минск. Изд-во "Белорусская советская энциклопедия им. П. Бровки", 1983 г.
[18] - news.21.by/economics/2012/12/26/685206.html
[19] – НАРБ, Ф. 691, оп. 2, ед. хр. 14, л. 30
[20] – auto.tut.by/news/oftop/287164.html
[21] - incopolis.livejournal.com/183471.html 

 

 

{banner_819}{banner_825}
-15%
-25%
-10%
-50%
-50%
-58%
-20%
-80%