Монументальный памятник Якубу Коласу, созданный этим автором, находится на площади в Минске, а бюст Рабиндраната Тагора, исполненный им же - в Калькутте и Национальном художественном музее в Беларуси. Сегодня, 15 января, Заиру Исааковичу исполнилось бы 105 лет.

"Я задумал композицию, но композицию из героев, которые не были бы иллюстрацией, а были бы живыми памятниками белорусскому народу. Ганна - это очаровательная женщина Беларуси, Сымон Музыка - это талант народа, творчество. Дед Талаш - это непримиримость врагам народа… Сын Панас - это поколение, которое потом мстило во время Великой Отечественной войны", - так говорил Заир Азгур в одном из киножурналов "Савецкая Беларусь", который предоставили TUT.BY специалисты Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.
 
Ганна и Сымон Музыка. Фото Александра Лычавко, TUT.BY
 
Дед Талаш и Панас. Фото Александра Лычавко, TUT.BY

Родился Заир Азгур 2 (15 января) 1908 года, умер 18 февраля 1995 года. Творческой его жизни хватило бы на нескольких человек - так много он сделал памятников самым различным деятелям политики и культуры Беларуси, Советского союза, да и всего мира. Забытые кадры помогают нам взглянуть на творчество скульптора глазами его современников. Вспомнить дни, когда на юбилей художника собирался целый зал, а поздравлять приходили первые люди страны.
 
Якуб Колас позирует Азгуру

Ровно пять лет назад, в день столетнего юбилея деда, в интервью газете "Голас Радзімы" вспоминала о том, каким был Заир Исаакович, его внучка, Маргарита Азгур: "Он был очень добрым, любил семью, с особым уважением относился к своей жене Галине Гавриловне. И она его во всем поддерживала, а творческому человеку это крайне необходимо. Но иногда казалось, что дороже семьи для него - творчество. Но мы не обижались, понимали: так и должно быть. Его душой была мастерская. Там создавались шедевры. Я часто наблюдала, как он работает. Над каждым эскизом - долго, кропотливо. И всегда у него были сомнения: правильно ли делает? Не раз видела: дедушка слепит что-то - отойдет, посмотрит, потом переделает. Он всегда стремился к идеалу. Часто спрашивал, что я вижу в глазах скульптуры, живы ли они?"

Пожалуй, лучший способ почтить его память сейчас - посетить музей автора и взглянуть в глаза его скульптурам - живы ли они? Напомним, музей находится в доме №8 по улице Азгура,  в самой что ни на есть настоящей мастерской скульптора, построенной в 1984 году.

Фото tio.by

Здесь можно увидеть более четырехсот гипсовых копий памятников, которые разбросаны по всей Беларуси и самым разным уголкам мира, а также другие любопытные экспонаты, связанные с именем Заира Азгура. А в уникальных кадрах кинохроники - мастерские художника более раннего времени, так и не ставшие музеями.
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (48.87 МБ)

Материалы подготовила главный архивист отдела информации, публикации и научного использования документов БГАКФФД Елена Полищук.

1. № 149 Киножурнал "Савецкая Беларусь", №1, 1942 г., оператор С. Семёнов; Белорусская студия кинохроники.
2. № 548 Киножурнал "Савецкая Беларусь", №10, 1958., реж. Л. Матусевич, операторы М. Беров, Г. Лейбман, Ю. Иванцов, В. Цеслюк; киностудия "Беларусьфильм".
3. № 1671 Киножурнал "Савецкая Беларусь", № 11, 1971 г., реж. В. Савва, операторы А. Алай, И. Вейнерович, В. Ковалёв, В. Куприянов, Ф. Осипов, В. Цеслюк; киностудия "Беларусьфильм".

{banner_819}{banner_825}
-52%
-28%
-10%
-21%
-25%
-45%
-20%
-47%