Программы и проекты TUT.BY

Связаться
с редакцией!

Расскажите нам о происшествии или важном факте, который может представлять общественный интерес!

Общество

8 января 2013 в 10:33
Ежедневник

За последние два года доверие населения ко всем институтам власти существенно упало. По состоянию на декабрь 2012 года ни один государственный орган власти не набрал и 50% доверия населения. В среднем каждая из ветвей власти потеряла за два года 15%.

Таковы данные национального опроса общественного мнения, проведенного зарегистрированным в Литве Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в декабре 2012 г. Опрос проведен методом face-to-face interview, в ходе которого опрошено 1500 респондентов 18 лет и старше. Предельная ошибка репрезентативности не превышает 0,03.
 
С тем, что чиновники реально помогают людям в решении их проблем, согласно только 14% белорусов (таблица № 1). Как уже неоднократно отмечалось, типичный представитель белорусского, впрочем, как и русского, "большинства" является одновременно и антигосударственником, и приверженцем власти.
 
"Власть, – отмечает культуролог И. Яковенко, – переживается и трактуется им вне соотнесения с государством. Государство – социально-политический институт, недолжный, греховный тип исторической реальности. Власть же – духовная субстанция. …В критической ситуации простой человек уповает не на государство, а на власть. Ей жалуется, на нее надеется, к ней апеллирует в конфликте с чиновником".
 
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: "Президент A. Лукашенко объявил о проведении реформы управленческого аппарата. С какими из суждений о белорусских чиновниках вы согласны?" (возможно более одного ответа)
Вариант ответа
%
Чиновники глухи к нуждам людей, потому что нет за ними контроля сверху
47,6
Чиновники глухи к нуждам людей, потому что нет демократического контроля снизу
37,0
Чиновники реально помогают людям в решении их проблем
14,0
Затрудняюсь ответить
10,8

Почему чиновники глухи к нуждам людей? Потому что за ними нет контроля сверху, т.е. со стороны власти. Так думают 47,6% респондентов. Среди сторонников власти таких, естественно, больше - 67,7%. Но и среди тех, кто считает себя оппозиционером, с этим согласен каждый пятый!

Как отмечают в НИСЭПИ, когда доверие к персонификатору власти опускается ниже критического уровня, наступает распад государства, поскольку собственной легитимности с точки зрения антигосударственного населения институты государства не имеют. Поэтому в критический момент и не находится у государства защитников. Так было в 1917 г. и в 1991 г.
 
Отсутствие самостоятельной легитимности у государственных институтов подтверждается данными таблицы № 2. Она ранжирована по третьей колонке. Падающий рейтинг доверия А. Лукашенко потянул вниз рейтинги доверия всех без исключения государственных институтов.
 
Таблица 2. Динамика положительных ответов на вопрос: "Доверяете ли вы следующим государственным и общественным институтам?", %
Институция
12'10
12'12
+/–
Правительство
51,6
35,0
–16,6
Президент
55,0
39,1
–15,9
Государственные СМИ
52,9
38,1
–14,8
Центральная избирательная комиссия
47,5
32,9
–14,6
Местные исполнительные комитеты
43,5
30,5
–13,0
Политические партии, поддерживающие власть
33,8
23,7
–10,1
Местные Советы депутатов
41,2
31,5
–9,7
Прокуратура
47,3
37,8
–9,5
Суды
49,0
40,8
–8,2
Милиция
45,6
37,4
–8,2
Международные организации (ООН, Евросоюз, ОБСЕ,
Европарламент, Совет Европы и др.)
45,8
38,7
–7,1
КГБ
43,2
37,2
–6,0
Правозащитные организации (Белорусский Хельсинкский
комитет и др.)
38,0
33,5
–4,5
Национальное собрание
35,7
33,1
–2,6
Протестантская церковь
18,4
16,3
–2,1
Адвокатура
49,9
48,3
–1,6
Профсоюзы, входящие в Федерацию профсоюзов
35,4
34,1
–1,3
Армия
53,6
52,8
–0,8
Независимые исследовательские центры
44,0
45,1
1,1
Негосударственные СМИ*
46,3
48,1
1,8
Православная церковь
68,3
70,6
2,3
Оппозиционные политические партии
16,3
20,0
3,7
Свободные и независимые профсоюзы
33,3
38,7
5,4
Католическая церковь
35,4
44,1
8,7
Объединения предпринимателей
36,2
45,1
8,9
* В декабре 2010 г. – "Независимые СМИ"

Что касается негосударственных институтов, то доверие к ним, напротив, возросло. Незначительная прибавка негосударственных СМИ, вероятно, объясняется разницей формулировок, поскольку общественное мнение склонно больше доверять независимым институтам (кандидатам), чем негосударственным. Разница при этом может достигать 4-6 пунктов.

Анализируя падение доверия к международным и правозащитным организациям, не следует забывать, что до событий 19 декабря 2010 г. в Беларуси проводилась политика либерализации и сближения с Западом. После "Площади" не только реальная политика с Западом, но и ее медийное сопровождение были радикальным образом пересмотрены. Такая смена внешнеполитических приоритетов не могла не отразиться на отношении белорусов к международным и правозащитным организациям (ассоциируемым с политикой Запада), отмечают аналитики НИСЭПИ.
 
Таблица 3. Динамика публикаций в газете "Советская Белоруссия", содержащих слово "либерализация"
Год
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Количество
29
14
8
2
3
5
3
40
72
62
34
27
 
Таблица 4. Динамика публикаций в газете "Советская Белоруссия", содержащих слово "модернизация"
Год
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Количество
35
82
44
32
46
87
93
91
83
160
155
151
 
Лидером роста доверия оказались объединения предпринимателей, что легко объяснимо модернизационной риторикой, пришедшей на смену риторике либерализационной (таблицы № 3-4).

НИСЭПИ обращает внимание на рост рейтинга доверия независимым профсоюзам. Если учесть, что по абсолютному значению рейтинг независимых профсоюзов в декабре 2012 г. почти в два раза превышал рейтинг политических партий (38,7% vs. 20,0%), и склонность белорусов отдавать предпочтение экономическим проблемам перед проблемами политическими, то у белорусских независимых профсоюзов появляется шанс в будущем повторить успех польской "Солидарности". Но воспользуются ли они этим шансом – это будет зависеть от стечения целого ряда объективных и субъективных факторов.