/

Инициатива Министерства образования ввести шестидневку в 10-11-х классах вызвала бурю обсуждения: кто-то высказывался резко против, потому как школьники и без того загружены, а кто-то вспоминал советское прошлое, когда шестидневка была обычным явлением и никому не вредила.

Но можно и не заглядывать в далекое советское время: учебная суббота была в белорусских школах еще совсем недавно – в 2008 году. Тогда Минобразования, оправдывая освобождение детей от учебы в этот день, говорило так: детки будут учиться 12 лет, зато иметь два выходных в неделю!

Сегодня уже министерство думает иначе. По мнению министра образования Сергея Маскевича, в 10-11-й классы должны идти мотивированные школьники. В учебных заведениях, считает он, должна быть возможность реализации программ на повышенном уровне. "Изучение предметов на факультативном уровне показывает, что все равно это не вариант профильного обучения. Два факультатива и два урока - хуже, чем четыре полноценных урока", - высказался недавно министр.

Так надо ли снова возвращаться к прошлому? Что реально это сможет дать детям и как может сказаться на учителях?

Как отметил в беседе с корреспондентом TUT.BY экс-депутат Владимир Зданович, который еще недавно возглавлял парламентскую комиссию по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, он тоже поддерживает идею шестидневки для старших классов и солидарен с аргументами министра.
 
"Я, еще когда был депутатом, говорил, что надо четко определиться с этим свободным от занятий днем. В субботу ученики все равно должны находиться под присмотром учителей, но хорошо организованные занятия несут гораздо больше пользы, нежели все это будет пущено на самотек. А то сегодня и учителя не знают, чем занять учеников, и ученики не знают, чем заняться, - говорит он. - Если мы введем в старших классах рабочую субботу, то, на мой взгляд, это будет очень здорово. Ребята 10-11-х классов, как правило, собираются поступать в вузы, и им, конечно, надо больше уроков и часов по каким-то отдельным предметам. Самостоятельно организовать обучение сложно".

По мнению Здановича, в субботу надо вводить именно уроки, а не факультативы. "Это поможет повысить мотивацию к получению знаний на повышенном уровне. Продлевать учебный год, как раньше предлагали, - это бесперспективно, и особого энтузиазма не вызовет ни у учеников, ни у учителей. А так сделали бы учебную субботу, и качество обучения повысили бы, и по некоторым предметам дали бы больше часов. В советское время так и было, и никто не чувствовал переутомления, и воскресенья вполне хватало для того, чтобы отдохнуть. Тем более что в субботу уроки обычно заканчивались немного раньше, чем в другие дни.

Но многие учителя, как показывает опрос TUT.BY, скептически относятся к подобной идее Минобразования.
 
Елена Полейко, учитель истории лицея № 2 г. Минска, отмечает, что качество обучения такие шаги вряд ли смогут повысить. "Сегодня лицеи и гимназии фактически работают по шестидневке. По субботам у нас проводятся факультативы, но поскольку в лицее учатся дети по профилям, факультативы получаются как уроки. В лицее мотивацию можно объяснить самой спецификой учреждения. Но в обычных школах суббота мотивации не добавит, там ведь довольно большой процент учеников, которые никуда не стремятся, а просто проводят оставшиеся два года в школьных стенах", - говорит учитель, добавляя, что введение учебной субботы без изменения существующей системы образования не принесет должного эффекта.
 
По словам специалиста, детей в обычных школах по субботам и без того немало загружают. "Если вводить шестидневку, нужно тогда пересматривать учебные программы, которыми детям предписано изучать огромный пласт ненужной им информации. Она, кстати, и перегружает учеников, и стимулирует к бездумному списыванию на уроках. Нужно убирать и то огромное количество ненужных мероприятий и проектов, в которых сегодня участвуют дети".


Формула субботы от Минобразования: выдумка или реальность?

Многие учителя отмечали и то, что после официальной отмены в 2008 году занятий по субботам появилось распоряжение Минобразования, согласно которому субботу все равно надо "чем-то занимать". Упор сделали на то, чтобы 6-й день недели посвящать спорту или культуре.
 
Как рассказала TUT.BY классный руководитель 11-го класса одной из школ Бреста, сегодня учителя расписывают занятость детей по субботам на много недель вперед. “По субботам работают кружки, секции, планируются походы в театр, кино, на школьные дискотеки, КВНы, в музеи. В нашей школе с прошлого года, например, ввели обязательный плавательный всеобуч. То есть каждые полгода полшколы по субботам отправляются на плавание в другой конец города. Потом то же самое делает другая часть школы. Возят детей туда, кстати, именно классные руководители".

По словам педагога, организация суббот для детей проверяется и фиксируется. Например, в школу спокойно в субботу может нагрянуть проверка и проверить именно наполняемость спортивных залов. "Если сделать субботу рабочей, то все внешкольное, что есть сейчас, надо ликвидировать. Иначе у детей будет действительно перегруз. Сегодня они в старших классах вынуждены участвовать в подобных мероприятиях, чтобы не портить отношения с учителями - при поступлении ведь учитывается средний балл аттестата. А учителю ничего не остается, как настаивать на посещениях, ведь учителя за отсутствие детей премии могут лишить запросто".

Единственный плюс дополнительной организации внешкольной работы, по словам педагога  – это то, что может пригодиться в жизни на практике. "В старших классах средних школ перед началом года опрашиваются родители на предмет того, хотят ли они, чтобы их дети дополнительно обучались какой-нибудь профессии. Если хотят, то им для этого выделяют отдельный день в неделю. Кто-то учится на слесаря, продавца, сантехника. А кто-то может бесплатно учиться на права. Мой ученик, помню, рассказывал, что очень доволен, что сделал это именно в школе. Бесплатно же!"

Кстати, у Минобразования есть официальный документ по организации шестого дня. Точнее, это целых две методические рекомендации: одна - "Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня", другая – "Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности".

Эти документы подразумевают, что неучебные субботы для детей учителя должны организовывать по трем основным направлениям: "Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы"; "Организация экологического и трудового воспитания в шестой школьный день" и "Организация занятий техническим творчеством в шестой школьный день".
 
Если вкратце, то, согласно документам, суббота - это не просто шестой день недели, это - "комплексный процесс, затрагивающий всех участников образовательного процесса, т.к. его эффективность напрямую зависит от коллегиального подхода в построении модели деятельности, выработке индивидуальной, специфической для каждой школы и каждого ученика формулы субботы".

И вот еще: "Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия должны проводиться во внеурочное время и планироваться равномерно в течение учебного года, в том числе и во время осенних, зимних и весенних каникул"; "Администрация учреждения образования и учителя физкультуры должны особое внимание уделять организации и проведению внутришкольной круглогодичной спартакиады"; "К числу эффективных форм спортивно-массовой внеурочной деятельности относятся соревнования, физкультурные праздники, вечера и встречи, конкурсы, туристские походы, путешествия, слеты, игры на местности".
 
Резюме документов таково: "Грамотно используя различные средства, формы и методы физического воспитания, можно эффективно повышать физическую и интеллектуальную работоспособность школьников, воздействовать на сознание ребят о необходимости заниматься физической культурой и спортом".
 
В свете таких документов, отмечают учителя, введение по субботам еще и уроков явно не улучшит учебный процесс.


ТБШ: "Если качественно организовать пятидневку, то шестой день не надо будет делать учебным"

Председатель "Таварыства беларускай школы" (ТБШ) Тамара Мацкевич считает, что сегодня в большинстве европейских стран, в Америке "прекрасно справляются с учебной программой за 5 дней". "Если качественно и правильно организовать пятидневку, то шестой день не надо будет делать учебным. Но в то же время в этих странах нет и таких длинных, как у нас, каникул летом, поэтому в Европе в течение года дети проводят в школе больше часов, - говорит эксперт. - Правда, главная проблема не в том, сколько учить, надо думать, чему и как учить. Современное содержание и методы обучения в белорусских школах отстали настолько, что чем меньше времени дети будут проводить в школе, тем более здоровыми они будут". 
 
Педагог Елена Полейко также отметила, что такие инициативы министерства, по ее мнению, лишь показывают несогласованность существующих реформ. "Постоянно переиздаются учебники, которые зачастую выходят с грубыми ошибками, даже возьмите Кодекс об образовании, принятый в прошлом году. Сколько к нему уже принято дополнений и изменений? Какой был смысл принимать такой важный системообразующий документ, части которого противоречат друг другу и другим нормативно-правовым актам?" На этот аспект указывали и многие другие учителя, которые подчеркивали, что многие такие инициативы носят косметический характер, не решая системных проблем.
 

"Учился так: максимум брал на уроке, коль государство меня посадило насильно в кабинет"

TUT.BY также поинтересовался мнением пользователей по поводу введения шестидневки. Ответы, как обычно, разделились на "за" и "против". Тех, кто против, оказалось значительно больше.
 
- Я являюсь школьником 11 класса обычной средней городской школы. Помимо обычных учебных часов, у меня полно других дел: репетиторы, курсы, тренировки, факультативы и т.д. На отдых вечером остается чуть более 2 часов. Если еще начать учиться в субботу, то выходных по сути совсем не будет! Придется переносить репетиторов и тренировки на воскресенье. Пусть они сами попробуют учиться по 8 часов в день 5 дней в неделю, а потом еще в субботу уделять часов 5 школе и урокам.

- Оставьте детей в покое, им нужно готовиться к поступлению. Насколько помню себя, в 10 и 11 классе всё время итак уходило на подготовку к поступлению. Утром школа и уроки, после обеда репетиторы и курсы для поступления. А для себя жить совсем не нужно в это время? Книги вне учебы не нужно читать? Фильмы совсем не смотреть? С друзьями совсем не встречаться?

- Те, кто хочет поступить, поступят. Репетиторы, интернет, да и сами чего почитают. Для занятых организованных детей это просто просиживание штанов.

- Я училась 6 дней + репетиторы, факультативы, и т. д. Да, я не развалилась, но было трудно! Я считаю, что шестидневка не нужна!!! Я в институт и с пятидневкой поступила бы!

Аргументы тех, кто высказался за, можно поделить на три категории: шестой учебный день – это 1) меньше праздношатания; 2) успех, потому что есть положительный советский опыт; 3) снимает нагрузку.
 
- Cчитаю, что шестидневка нужна! Меньше с пивом тягаться будут!

- Мы в девяностые учились шесть дней, в старших классах меньше 6 уроков не было никогда, плюс факультативы. И ничего, не сошли с ума от нагрузок, стали уважаемыми специалистами.

- Я тоже из поколения 6-дневки. Ничего, все живы. За спиной БГУИР на бюджете. И даже без репетиторов.

- По 8 часов в день уроков + репетиторы + курсы по поступлению + всякая такая ерунда - и тяжко? А слабо просто начать учиться? Самому? Захотеть? Не поверю, что так уж в нынешней школе тяжко. Меньше надо в танчики резаться и контактах сидеть. Каждый день я учебник по истории или английскому в зубы - и арбайтен. От усталости не падал и закономерно без блата поступил в БГУ на будущий год.

- Я тоже училась во времена шестидневки. И как-то не возникало вопросов, пойти в субботу в школу или нет. В 2 часа дня уже была дома, 3 раза в неделю секция. Все прекрасно успевала, и уроки сделать, и маме помочь, и отдохнуть. От пары лишних часов в школе поумнели бы чуточку, нежели шляться по подворотням.

- Когда мы поступали, платного вообще не было. На физмат тогда было 2,5 человека на место. А школу я умудрился с золотой медалью закончить. Учился, помнится, по следующему принципу: максимум взять на уроке, коль государство меня посадило насильно в кабинет. Потом домой, портфель - в угол, перекусил и в футбол или хоккей гонять!

- Меньше часов занятий будет приходиться на 1 день учебы и лучше будет усваиваться материал.

{banner_819}{banner_825}
-18%
-50%
-30%
-20%
-10%
-10%
-15%
-10%
-20%