Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Известие о том, что логотипом Минска станет бело-голубой паттерн, напоминающий системную плату, вызвал шквал недоумения и негодования на форумах и в соцсетях. По мнению пользователей, символ совершенно неинформативный, бездушный и не отражает сущности города, а слоган "Think Minsk" - совершенно неоригинальный и непонятный.

А как этот символ оценивает экспертное сообщество? Кто должен заниматься разработкой логотипа и нужны ли общественные обсуждения таких проблем? Можно ли считать этот паттерн плагиатом и есть ли за что похвалить разработчиков?



Об этом мы говорим вместе с нашими гостями - Жанной Гринюк, директором Центра системных бизнес-технологий SATIO; Петром Попелушко, директором рекламного холдинга SMG Belarus; Александром Василевичем, директором рекламного агентства Publicis Hepta Belarus; Алесем Плоткой, PR-менеджером общественной культурной кампании "Будзьма беларусамi!"; дизайнером Егором Сурским, Аленой Плис, директором ГУ "Информационно-туристский центр "Минск", Светланой Демешко, заместителем начальника управления физкультуры, спорта и туризма Мингорисполкома, и Александром Грандом, стратегом программы "Бренд Минск".

Александр Гранд: На данной стадии брендинговой программы утверждена концепция города и основы графического стиля. Мы задаем не жесткие конструкции, а стиль, который можно использовать по-разному. Мы собрали общественный совет, обсуждали, презентовали эту концепцию и получили положительный отзыв. В таком виде не планировалось выносить это на широкую публику, картинка утекла и разошлась. Ничего не удалось объяснить, и потом пришлось принимать срочные меры, расписывать концепцию. В ходе исследования было выявлено, что минская идентичность не сложилась, что нет единого символа, единого понимания истории города. Если этого не сложилось, то дизайнеры не вправе сами это создавать.

Александр Василевич: То есть Испания не имела права создавать свой логотип, чтобы привлекать туристов? Брендинг нужен для того, чтобы стране как-то продавать себя вовне и внутри.

Жанна Гринюк
Жанна Гринюк: Мы понимали, что все делалось для победы единственной компании

Общественный совет, собранный для обсуждения паттерна для логотипа Минска, одобрили предложенный компанией INSTID вариант. Однако, по мнению Жанны Гринюк, совет стал просто наблюдателем легитимизации этой концепции. Кроме того, компания INSTID стала единственным претендентом на разработку бренда Минска, даже предоставив неубедительные социологические исследования.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (62.66 МБ)

Жанна Гринюк: Основной проблемой является нарушение всех мыслимых и немыслимых законов территориального бренда. Самую главную ошибку, которую допустили разработчики (на мой взгляд, это просто позор): не была обеспечена вовлеченность людей. Имитация инклюзивности была скорее создана для легитимизации всего того, что будут делать наши коллеги. На последнем совете я поддержала эту концепцию, мне понравилась стройность идеи, интеллигентность подачи, что это описывает мыслящий город. Но на совете не было сказано самого главного: какие исследования реально прошли. Покажите результаты этих исследований. Особенно сейчас, когда разгорелся такой откровенный скандал. 

Почему на совете не было озвучено, раз разработчики знали, что Think London – это уже отработанный материал? Фактически мы стали наблюдателями, которые одобрили эту концепцию. Кому пришло в голову недоделанный, сырой продукт показывать обществу? Мы были настолько уверены, что создали такой шедевр, которым можно гордиться? Бренд города создается самими жителями города. Исключать их из этого процесса никому не позволено. Даже если заказчик выработал не совсем адекватную стратегию и сказал, что нам нужен бренд для внешней презентации, для иностранных туристов, то никогда мы не создадим живой бренд. Сейчас профессионалы белорусского маркетинга и брендинга просто исключаются из обсуждения, граждане осуждаются за их позицию. На Facebook авторами уже фактически сказано: "Мы сами знаем, что делать". Я в этом не уверена. Если на совете я поддержала вашу идею, то сейчас я занимаю противоположную позицию, и я буду ее озвучивать публично.

Почему этот проект был отдан разработчикам именно этой компании?
Елена Плис:
Был объявлен открытый конкурс, в котором могли принять участие все заинтересованные, если они соответствовали технико-экономическому заданию. Было подано 10 заявок, но когда компании узнавали, что участие в конкурсе стоит 1 млн руб., лишь две компании захотели продолжить участвовать в конкурсе.

Жанна Гринюк: Вторая компания, которая участвовала в тендере, - это SATIO. Мы очень долго думали, участвовать ли нам в тендере, потому что тендерные документы и требования были составлены таким образом, что под них мог подходить только НИИ. Требовались научные разработки в этой теме, огромное количество семинаров, учебные программы, научные публикации в этом направлении, наличие в портфолио брендов конкретных городов. Когда Мингорисполком выслал нам претензию, что в нашем портфолио нет брендов городов, а есть бренды территорий, мы самопроизвольно сошли с дистанции. Мы не стали ничего доказывать. Мы понимали, что все изначально подводилось под победу конкретной компании.

Петр Попелушко: Есть большая группа профессионалов, которые считают, что стратегия сделана на качественном уровне и весь процесс построен грамотно. По визуализации возникли вопросы, но очень просто, основываясь на собственном понимании того, как это должно визуализироваться, выносить приговоры. Важнее понять, как к этому относится аудитория, для которой это создано.



Какие исследования проводились?
Александр Гранд:
Было проведено сравнительное исследование городской среды европейских городов. Мы проводили блиц-опросы, визуальные аудиты, смотрели, где есть сильная городская среда, проехали по 10 странам Европы. Были и кабинетные исследования, которые включали историю развития, изучение онлайн-СМИ, блогосферы, комментариев. Было проведено несколько видов интервью: глубинные по 90 минут и небольшие, когда люди даже не знали, что это интервью. Мы изучали разные группы влияния в городе, какой у них ход мыслей, в какой культуре они находятся. Соцсети тоже очень помогали. Мы организовали дебаты на ОНТ на тему, есть ли у Минска свое лицо. Также в студии дети от 9 до 16 лет рисовали Минск мечты, их расспрашивали, почему они рисуют именно так, почему используют такие цвета. Нам помог и сitydog.by тем, что проводил опросы, чего вам не хватает в Минске, за что вы любите Минск.

Жанна Гринюк: К сожалению, это не аргументы, а интуитивные ощущения, которые возникли на основе бесед с жителями. Аудит-стратегия должна быть подкреплена четкими аргументами. Вы в ближайшее время срочно должны создать отчет по результатам ваших исследований, чтобы все грамотные, профессиональные люди убедились, что вы не просто вышли на улицу и опросили, кого встретили по пути.

Александр Гранд: У нас было качественное исследование, мы не мерили среднюю температуру по больнице. Мы исследовали наличие городской традиции, сформирована ли в Минске городская среда и гармонична ли она и какие главные качества города и жителей. Также исследовали составляющие идентичности людей, которые здесь живут.

Жанна Гринюк: Где контенты, которые вы обнаружили в процессе этих глубинных интервью? Какова была выборка? Сколько вы опросили людей, какие типы людей?

Александр Гранд: Результаты исследования были сданы заказчику. Они не носят самоценностный характер. Исследование делается для целей программы.
Александр Гранд: Единственное, что Минск может продать, - это интеллект

"У Минска есть история, архитектура – все это есть, однако необходимо самим понимать, что развивать и в какую сторону продаваться", - считает Александр Гранд, специалист компании INSTID. - "Интеллектуальность белорусов, их ум – это как раз те качества, которые мы хотели отразить в форме и цвете паттерна. Именно на этих качествах должен развиваться город, и тогда он действительно разовьется".
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (35.46 МБ)

Алесь Плотка: У паттэрне, які быў прад’яўлены, я не бачу нічога ад Менску, акрамя супрацоўнікаў EPAM, якім гэта блізка. Мы не Сіліконавая даліна. Менск – гэта горад, гісторыя, савецкі ампір… У лагатыпе Think Londan ёсць не толькі колер, а яшчэ шмат характэрных для Лондана будынкаў. Менск – самы вялікі беларускі горад. Ён вельмі розны. Калі мне кажуць, што я частка платы, я не зусім з гэтым згодны. 

Александр Гранд: Мотив материнской платы – это пример применения стиля. Лондонские здания узнают все, потому что это Лондон. Если сделать такое для Минска, это что-то скажет минчанам, а иностранцам это не скажет ничего. Мы говорим не про плату, а про простое и лаконичное решение, цвет, форму и надпись "Минск". Нам надо преподнести не весь Минск, а понять, на чем городу развиваться. Иностранцам надо очень просто донести качество, которое есть в Минске. Обнаружили, что это ум. Минск – умный город, а не город с руками, сердцем, душой. Это нужно развивать и продавать. Это качество было выражено в цвете, формах, шрифте. На него и надо привлекать. Минск не стал самоценным городом, куда специально поедут люди. Поедут на то, что в нем. Он должен стать площадкой для интеллектуальной активности, привлекать тем, что в нем происходит. Создавайте ивенты, фестивали, выставки, развивайте искусство, образование, среду для инвесторов.



Алесь Плотка: Вы кажаце, што гэты паттэрн для замежнікаў. Я не паленаваўся і апытаў знаёмых палякаў, англічан, амерыканцаў. Усе сказалі адно: там няма нічога пра Менск, няма тоеснасці. У кожнага брэнду ёсць нешта пазнавальнае.

Александр Гранд: Минск должен получить характер, которого у него нет. У Беларуси есть агротуризм, а Минск на этом не разовьется. Самые прогрессивные отрасли для его развития – это программирование, оффшор, приборостроение, конструкции - то, за что платят. Какой смысл искусственно что-то воссоздавать, если это не напитано историей? Лондон – это больше, чем Британия, а Минск – это пока лишь часть Беларуси.
Егор Сурскі: Мы будуем дом, пачынаючы з даха

Напачатку трэба пабудаваць інфраструктуру, якая была б прываблівай для замежнікаў, а ўжо потым распрацоўваць брэнд Мінска. Замежнікі не паедуць сюды дзеля брэнду, адзіны лагатып не вырашыць праблем з турыстычным іміджам. Пабудуйце галерэі, атракцыю – і турысты паедуць сюды самі.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (10.95 МБ)

Егор Сурский: Такое уражанне, што мы пачынаем будаваць дом з даха. Спраўды, у Мінску няма нічога, што ёсць у Лондане. Можна пачынаць развіццё гораду і падтрымку нейкіх лакальных брэндаў, кшталту галерэі “Ў”, праводзіць шэраг ініцыятыў па стварэнню грамадскай інфраструктуры, галерэй. У выніку гэта дасць свой турыстычны брэнд. Дзеля брэнду турысты не будуць сюды прыязджаць. Яны будуць прыязджаць, калі будзе створаны турыстычны кантэнт, калі будзе створана атракцыя і інфраструктура. А мы пачынаем усё з брэнду, думаючы, што гэта вырашыць праблемы з іміджам, турызмам. Вы кажаце, што ў Мінску нічога няма. На чым тады вы базіруеце сваю ідэалогію?

Александр Гранд: На главном качестве минчан и города. Для этих людей сделают приличный центр современного искусства, площадки коворкинга, дадут самовыражаться, разрекламируют, что это хорошая площадка для воплощения проектов, идей. Это привлечет сюда талантливых людей, которые будут обогащать городскую среду. Тогда минскость проявится, и город получит свой характер. Бренд не надо рассматривать как крышу: дело не в графике, а в основании – куда мы идем и почему.

Елена Плис: Мы ставили перед собой задачу продвигать Минск на зарубежные рынки, туристов. Мы хотели создать бренд, городской стиль, который будет основан на аудиторию извне. Сдача работ через месяц, руководство Мингорисполкома однозначно будет участвовать в обсуждении. Это промежуточный этап, работу никто не принимал. Мы обсуждаем идею. Я считаю, что общественное мнение изучено сейчас замечательно. Будет учитываться мнение специалистов. Если это никем не будет принято, этот паттерн не пройдет, потому что нам с этим жить.

Светлана Демешко: Сейчас идет промежуточный этап работы. Работа может обсуждаться, имеют право озвучиваться разные мнения, возможно, даже полярные. Бренд Минска как идея задумывался, чтобы сделать город узнаваемым, уютным и комфортным для жителей города и для привлечения иностранных туристов. Туризм – одна из более доходных сфер. Должна развиваться инфраструктура города, становиться комфортной для туристов. Должны развиваться событийные, крупные спортивные мероприятия, фестивали. В это обсуждение нужно включать максимальное количество людей, в том числе горожан и жителей Беларуси. На сайте Мингорисполкома мы размещаем опросник, где каждый может высказать свое мнение и отношение к процессу выработки решения.



Есть мнение, что слоган Think Minsk – чистой воды плагиат. Это так?
Александр Гранд:
Think London – это слоган одного из агентств, которое занимается привлечением инвесторов в Лондон. Другие варианты Visit London, Film London, Mayor of London. "Think что-то" – это устойчивая конструкция в английском языке. Think – это мощное слово, которое понятно не только англоязычной аудитории. Think difference, think big… Этих think’ов было столько, что говорить о плагиате нет смысла. У нас главная цель - создать не уникальный слоган, а функциональный, чтобы донести эту идею до людей. Народ взорвался по поводу уникальности форм, графики. Нужно, чтобы не слоган был уникальный, а Минск. Этот слоган говорит то, что мы хотим донести. Think Минску на вырост: сначала думай о Минске, потом думай Минск (думающий, умный город), когда Минск станет личностью.

Егор Сурский: Будзе развіта ў нас інфраструктура, культурнае, грамадскае, турыстычнае жыццё, і з’явіцца свой выдатны брэнд. У Рыма з’явіўся свой брэнд толькі нядаўна. А што, раней туды не прыязждалі турысты?

Александр Василевич: Я соглашусь с вами, может, здесь уникальность меньше всего важна. Вопрос в том, чтобы это работало. Если этот бренд рассчитан на туристов, вопрос: то, что есть сейчас, будет привлекать туристов? По-моему, нет.

Александр Гранд: Туристов в Минск особо не привлечешь, особенно тех, у кого есть деньги. Туристов привлечешь на то, что в Минске. Мы не можем создать символы для людей, потому что они сами их создают. Надо найти, что есть в людях и городе, обозначит основное направление и задать стиль – простые цвета и формы, которые символизируют основную идею. Минский стиль еще должен выработаться. Это не значит, что мы должны жить с этой картинкой, вешать ее везде, и туристы повалят. Если мы обозначаем, что Минск умный, мы понимаем, что развивать, чтобы туристы приехали. В Минск не поедут ради истории или гастрономии.

Александр Василевич: Основная проблема Минска – отсутствие инфраструктуры, об этом знает каждый городской житель. Но я не представляю, как ваш паттерн может чем-то кому-то сможет помочь.

Выполняет ли этот паттерн задачу, которую перед вами поставил заказчик?
Александр Гранд:
Дизайн в конструктивистском стиле, бело-голубые полосы, крупно написано “Минск” и какая-то информация - это зацепит людей, задержит внимание хотя бы на 3 секунды (которых достаточно). Это уже сейчас будет работать.

Полная версия дискуссии.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (36.26 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Бренд Минск: философия и символика

На прошлой неделе в прессе появились элементы визуального стиля Минска, подготовленные в рамках программы создания бренда города. В чем их символическое значение и что они говорят о городе? Разъясняют координаторы программы "Бренд Минск".

Наше исследование показало, что Минск мало известен в мире. Иностранцы не знают, что о нем думать и что Минск может им предложить. Если Минск станет рассказывать о себе как о гостеприимном городе с уникальной культурой и памятниками истории, он потеряется среди конкурентов, в том числе соседних столиц, которые утверждают то же самое зачастую намного убедительнее.

Сознание инвесторов, квалифицированных специалистов и туристов уже перенасыщено информацией, а их внимание фрагментарно и рассеяно. Минск может выделиться среди конкурентов только через максимально четкий и сфокусированный образ, только создав одну конкретную ассоциацию. Проще говоря, Минск должен назвать свою профессию, функцию. Такая профессия у Минска есть, и она крайне востребована в современном мире.

Ключевая идея

Ключевая идея бренда Минска – умный город. Живой аналитический ум – архетипическое качество города и его жителей. Это способность критически и нестандартно мыслить, умение продумывать, анализировать, создавать ментальные конструкции, оценить проблему со всех сторон и найти единственное правильное решение. Свойственный Минску род занятий – все, что связано с созданием ментальных конструкций, моделированием реальности: проектирование, управление процессами, логистика, инжиниринг, конструкторская деятельность, программирование, работа с базами данных и массивами данных, коммуникации, аналитика, дизайн, образовательная деятельность. Упор на одно главное качество позволит внешним аудиториям составить четкое и реалистичное представление о Минске, а минчанам напомнит об их главном преимуществе и обозначит направление для развития города.

Именно в названных сферах деятельности работают самые успешные предприятия и компании Минска, которые имеют клиентов и известность в развитых странах мира: программирование, инжиниринг, сложное приборостроение, точное машиностроение. Минск – родина всемирно популярной компьютерной игры World of Tanks. Минский Парк Высоких Технологий – крупнейший IT-кластер Центральной и Восточной Европы, а в числе заказчиков их резидентов – мировые IT-гиганты: Microsoft, Oracle, SAP. Директор Microsoft утверждает: “Здесь умные люди”. Таким образом, ”профессии” Минска есть уже немало подтверждений.

Ни Вильнюс, ни Москва, ни Киев, ни Варшава, ни другие крупные города Европы не могут заявлять об интеллектуальной деятельности как своей главной специальности и претендовать на роль мирового лидера в этой сфере. Минск – может, и должен заявить об этом во всеуслышание.

Благодаря своему географическому положению Минск может объединять интерес инвесторов и предпринимателей из развитых стран и квалифицированный персонал из развивающихся, привлекать туристов для обмена научным и практическим опытом.

Соответственно, концепция бренда Минска в следующем: Минск – город живого и деятельного ума, который находит свое воплощение в экономике инноваций и инжиниринга, в четком и налаженном ритме городской жизни, в образованных и трудолюбивых жителях.

Визуальный стиль

Чтобы Минску заявить о себе в мире, нужны нетривиальные, простые и функциональные решения. Симпатичный и нейтральный логотип забудется мгновенно. В ноябре все страны и многие города мира были представлены на крупнейшей выставке World Travel Market в Лондоне. В пестром калейдоскопе многоцветной символики большинства стран, которая забывается уже на третьей секунде из-за своей сложности, выделялись и запомнились публике стенды Финляндии, Швейцарии и Нидерландов – минималистичные, лаконичные, простые.

Графика Минска должна быть такой же необычной, очень сфокусированной и абстрактной, не вписывающейся в привычный формат символики городов или какой-либо конкретный образ. Чтобы перегруженный информацией и рассеянный современный человек обратил на Минск внимание и создал устойчивую ассоциацию, нужно возбудить его любопытство, включить сознание, задержать внимание, спровоцировать мыслительный процесс.

Наша задача, чтобы у инвесторов, квалифицированных специалистов и туристов сложилась четкая ассоциация – Минск равно интеллект, Минск это разумный город. Для этого выбран один цвет, универсально обозначающий интеллект и коммуникацию – голубой, одна геометрическая форма – линия – как символ эффективности, гибкости, оптимального инженерного решения, чистой неискаженной коммуникации. Чередование голубых и белых полос, преломляющихся под строго определенными углами (15, 45, 90 и 135 градусов) – основа визуального стиля города. Из этих элементов можно моделировать объекты и конструкции любой сложности. Разошедшееся по сети изображение с мотивом материнской платы – только один из примеров, как можно использовать стиль города. В настоящее время готовится проект, в котором минские дизайнеры смогут изобразить здания и другие объекты Минска в этой технике. Таким образом появится 3D панорама города.

Символ

Нет одного любимого всеми горожанами символа Минска. Нет ни одного широко узнаваемого за рубежом атрибута города. Поэтому было решено не создавать декоративный логотип с использованием конкретных объектов, а использовать универсальные, надкультурные абстрактные символы, понятные людям на интуитивном уровне. В визуальный стиль мы закладывали следующие характеристики: урбанистичность, цивилизованность, интеллект, стабильность, современность и технологичность.

Визуальный стиль Минска призван напоминать скорее объект современного искусства, чем корпоративную символику. Он лаконичный, яркий и необычный и способен выделиться среди шумного многообразия следующей World Travel Market, среди пестрых рекламных плакатов в зарубежной прессе и наружной рекламы других городов. Видя голубые и белые полосы, формальный сдержанный шрифт, иностранец будет представлять Минск как город, где люди умеют думать, где он сам сможет найти время и условия для любых проявлений интеллектуальной деятельности. Яркий синтетический голубой цвет и контрастные полосы обратят на себя внимание современных иностранцев и на подсознательном уровне сообщат им нужную информацию: Минск – умный город, куда можно и нужно инвестировать, где можно делать бизнес, реализовывать проекты, с которым нужно работать, в который нужно ехать учиться, жить и развиваться. Цель использования простой символики – чтобы впоследствии при виде любого паттерна из голубых и белых полос создавалась ассоциация – Минск.

Планируется создание для Минска компьютерного алгоритма, который будет генерировать графические изображения в минском стиле, на основе заданных ключевых характеристик бренда. Так, что каждое создаваемое изображение – для рекламных буклетов, вебсайтов или символики минских компаний – будет уникальным и при этом в одном стиле. А сам алгоритм станет первым в мире неосязаемым городским символом, очередным свидетельством инженерному гению, интеллекту и современности Минска и его жителей.