Александр СОЛЕНКОВ,

Долгожданное открытие моста через Неман, соединившего два берега реки у деревень Мотевичи и Корытница Лидского района, кроме решения сугубо транспортных и гуманитарных задач, позволило местному СПК "Песковцы" сгруппировать свои левобережные земли, сделать их доступными для сельскохозяйственной обработки.

Предлагаем вниманию наших читателей интервью с человеком, по инициативе и благодаря организационными усилиями которого была решена эта давняя проблема. Наш разговор с Виктором Дедулем, председателем СПК "Песковцы", начался с расстановки точек над "ё" по поводу предыдущей публикации материала "Кто возьмется за гуж?", автор которой подымал проблему утилизации старого понтонного моста. А затем Виктор Станиславович ответил на вопросы журналиста.

– Я не ошибся, назвав открытие моста долгожданным?

– Года два назад, когда я пришел работать в СПК "Песковцы", железные контейнеры бывшего понтонного моста были прибиты течением к правому берегу Немана. Их давненько снесло половодьем, но стягивающие замки креплений еще не поломало водой – сами понтоны не разъединились. Это позволяло надеяться на восстановление бывшего моста. После нескольких неудачных попыток вернуть понтоны на место пришло понимание того, что без новой переправы нам не обойтись. Но одно дело понимать, а другое – знать, как сделать, а главное, изыскать для таких масштабных работ средства.

– А почему именно мост решили строить? Не дешевле ли было бы пустить между берегами паром или все же восстановить старую понтонную переправу?

– Скупой платит дважды. Помните такую поговорку? Есть некоторые нюансы у паромных переправ, которые эксплуатацию парома не удешевляют, а как раз наоборот. Что касается старой понтонной переправы, то, как я уже сказал, попытки восстановить ее мы делали. Рвали тросы и моторы тракторов, но ожидаемого результата не получили. Поверьте, иного выхода в нашей ситуации не было: нужен был новый мост.

– Аргументация понятна. Но для того чтобы наши желания сбывались, нужно, чтобы они совпадали с нашими возможностями...

– Мы начали с поиска организации, которая возьмется за реализацию проекта, стоимость которого окажется для нас приемлемой. Кроме того, уже на стадии переговоров была найдена возможность удешевить строительство: часть работ, в частности, всю распиловку и деревообработку, мы взяли на себя. Большую поддержку я тогда получил от председателя Лидского райисполкома Александра Николаевича Островского и Анатолия Константиновича Кулака, курирующего в облисполкоме наш Лидский район. Помочь с финансированием проекта пообещал председатель Гродненского облисполкома Семен Борисович Шапиро.

– Если не секрет, во сколько обошелся хозяйству этот мост?

– Не секрет. Подрядчик – Пинский мостостроительный отряд Министерства по чрезвычайным ситуациям – выполнил все работы в соответствии с договором на сумму 350 миллионов рублей. Плюс стоимость стройматериалов. Всего цена моста – около 650 миллионов рублей. На сегодняшний день мы оплатили некоторую сумму. Курировал всю стройку мой заместитель Зоя Владимировна Максимчик, а основные работы по распиловке и подготовке лесоматериала были выполнены под руководством прораба Владимира Ивановича Биялта.

– Каковы технические характеристики моста?

– Длина его – 76 метров, ширина – 4,20 метра, грузоподъемность – до 40 тонн.

– Неспециалиста впечатляет и удивляет расчетная грузоподъемность деревянного моста. Сваи, на которых он стоит, показались мне несколько тоньше самих перекрытий. Сколько лет он способен выдерживать такой груз и оставаться в рабочем состоянии?

– Несущие сваи вбивались в дно реки на глубину трех с половиной метров. Гарантия на мост – 5 лет. Перед сваями установлены ледорезы. Будем надеяться, что мост прослужит намного дольше, чем предыдущая переправа.

– Думаю, сегодня вы неоднократно слышите слова благодарности от жителей прибрежных деревень за строительство этого моста.

– Без него многим приходилось непросто. Ближайшие мосты через Неман – близ Орли и Белицы. В одну и в другую сторону дорога неблизкая. На левом берегу Немана у нас почти 300 гектаров сенокоса. Делать крюк в сто километров, чтобы вывезти сено с полей, до которых рукой подать, теперь нет необходимости. Что касается людской благодарности, то я понимаю всю ее мимолетность...

– Хозяйство вложило деньги в это строительство. А пользоваться мостом будут все, у кого в том возникнет нужда. Чтобы хоть частично окупить затраты, вы не планировали сделать проезд по мосту для всех, кроме работников СПК "Песковцы", платным?

– Мы думаем над этим. 
-21%
-10%
-10%
-20%
0068162