Александр Корсаков, фото автора,

В далекие советские годы зародилась традиция – отправлять студентов на картошку. Учащиеся городских вузов в начале осени на две-три недели становились тружениками села. Насколько полезными - отдельный вопрос. Но для многих выражение "поехать на картошку", скорее, ассоциируется с романтикой, песнями под гитару и костром, чем с борьбой за урожай.

Эта традиция жива и сегодня. Корреспондент TUT.BY отправился на картошку вместе со студентами Минского профессионального технического колледжа железнодорожного транспорта. 
 
Полевое руководство ведут опытные мастера Лущин Валерий Сергеевич и Лешкевич Николай Владимирович

Распорядок дня в меру строгий: утренний подъем и сбор в 7 часов, завтрак и выезд автобусом на поле. Работа длится до шести часов вечера, а с часу до двух дня ребят собирают на обед. Размещение учащихся берет на себя местный колхоз, который расплачивается с хозяевами домов зерном.





 
Механизатор Сергей Михайлович


Рабочая смена составляет 15 дней. За такое время руками молодежи удается собрать немало картофеля. При норме сбора 500 кг в день на человека выходит по 700-800 кг. Через несколько дней на замену этой группе приедет новая смена с новыми силами.



- Работают ребята прекрасно! Дружно и быстро. Это уже не школота, которая приходит в колледж после 9 классов, это молодежь с целью в жизни. После 11 классов ты уже знаешь, куда и кем хочешь пойти работать, - рассказывает Николай Владимирович. - На девять полос мы ставим по 5-6 человек на ряд. Одни собирают крупный картофель - для продажи, другие идут следом и собирают мелкий - на корм скоту. Эта технология отточена десятилетиями.







Действительно, ребят нельзя упрекнуть в том, что они плохо работают. В день удается собрать около 40 тонн картофеля. Но, как замечают мастера, главное - не замучить молодежь. Монотонная работа совсем не такая романтичная. Нужно делать перерывы.
 
Каждое ведро имеет уникальную подпись - это не авторский знак, это подпись студента, которому по окончании смены придется сдать его колхозу.
 
Водитель-механизатор Феликс Алертович

Кроме молодежи на поле трудится еще и бригада механизаторов от колхоза. За плечами годы опыта и тысячи тонн овощей. Феликс Алертович, механизатор со стажем в 38 лет, лестно отзывается о работе городских помощников: "Картофель разный попадается, всё зависит от поля. Мелкий труднее всего собирать, но молодежь не оставляет за собой ничего".





Валерий Сергеевич, мастер колледжа, ездит на картошку с 2001 года: "Я сюда приезжаю уже как на родину. Знакомы уже все механики, все трактористы. Уже несколько раз менялось руководство колледжа, а традиции сохранились".

Работу на поле не останавливает даже дождь.







На соседнем поле сбором урожая занимаются безработные. Занятие достаточно выгодное - оплату можно взять деньгами или десятью процентами от собранного. За день выходит 2 мешка картошки. В отличие от дзержинского трудового десанта учащиеся предпочитают оплату деньгами: добавка в стипендию 170-180 тысяч рублей, а если с премией, то 200 тысяч. Кроме того, ребята получают бесплатное жилье на две недели, действительно сытное питание в местной столовой, прогулки на свежем воздухе и романтические песни под луной по желанию.
 
Эти парни, кроме сбора картофеля, в свое свободное время занимаются музыкой в стиле рэп. Сами пишут текст и музыку и даже снимают ролики.



Вместе с группой будущих механиков СЦБ и помощников машиниста тепловоза трудятся и девушки - кассиры-проводники дальнего следования. Вероятно, кому-то из вас будет предлагать постель одна из них. Разумеется, в поезде.













А вам приходилось ездить на картошку? Когда? Расскажите, как это было.
{banner_819}{banner_825}
-46%
-20%
-20%
-20%
-10%
-20%
-40%
-10%
-30%