/

Посмотреть на большие и не очень советские гражданские самолеты все желающие могут совершенно бесплатно. Площадка, на которой они выставлены, расположена рядом с Национальным аэропортом Минск.

Несколько недель назад пассажиры, уезжающие из Национального аэропорта Минск, были удивлены необычным зрелищем. Справа от автодороги на выезд расположились несколько самолетов, у которых вскоре появились пояснительные таблички с названиями их моделей. Правда, полюбоваться достижениями еще советского авиапрома можно лишь с обочины: никакого забора вокруг нового музея под открытым небом пока нет, но пешеходные дорожки между лайнерами еще только строятся, а идти к огромным экспонатам по непролазной грязи не рискнет даже самый пламенный поклонник авиации. Шасси самих лайнеров при этом уже стоят на надежных бетонных плитах.

Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY
Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

То, что необычный музей пока находится лишь в стадии формирования, корреспонденту TUT.BY подтвердили и в администрации Национального аэропорта Минск. Здесь пообещали, что в самое ближайшее время появится возможность подойти к экспонатам поближе - будут проложены пешеходные дорожки. Как и чем будет пополняться экспозиция, равно как и насколько скоро состоится официальное открытие, в аэропорту ответить пока затруднились.

В свою очередь в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси нам сообщили, что формально экспозиция в Минске-2 будет считаться филиалом уже давно работающего Музея гражданской авиации, находящегося рядом с аэропортом Минск-1. Понятно, что большие лайнеры в центре города попросту негде разместить, для этого нужна просторная площадка, которая есть только рядом с Национальным аэропортом.

Однако даже сейчас, на стадии формирования, экспозиция достаточно интересна не только любителям советской авиации (а таких, поверьте, немало!), но и пассажирам со стажем. Ближе всех к зданию аэропорта расположился легендарный советский среднемагистральный лайнер "Ту-154М" - уникальная машина, являющаяся абсолютным чемпионом по числу перевезенных во времена СССР пассажиров. Сами летчики, правда, считают знаменитый "полтинник" довольно сложным в управлении, но те, кому удалось его освоить (обычно на это уходило несколько лет полетов в сопровождении опытного командира-инструктора), называют "тушку" любовью на всю жизнь. А пассажиры, в свою очередь, с удовольствием вспоминают мягкие, практически незаметные по ощущениям посадки на этом лайнере (к слову, дающиеся тяжелой и долгой шлифовкой мастерства пилотов) - на современных "Боингах" так не бывает...

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

Чуть далее в экспозиции музея установлен транспортный "Ил-76ТД". В свое время этот тяжелый грузовой самолет с четырьмя двигателями был основной "рабочей лошадкой" советской военно-транспортной авиации (на нем перевозили бронетехнику, с него десантировали парашютистов, транспортировали погибших и раненых из Афганистана). Использовался лайнер многими авиакомпаниями и для коммерческих полетов в качестве вместительного и надежного "грузовика", а в ряде стран мира он и по сей день состоит на вооружении местных армий как основная военно-транспортная машина. В свое время "Ил-76" в различных модификациях активно поставлялся советскими авиастроителями на экспорт.

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

За "грузовиком" "Ил-76" пристроился замечательный пассажирский лайнер - "Ту-134А". Кто из жителей БССР не летал на нем в отпуск к морю или по служебным делам в другие города? А сами авиаторы любовно называли его "свистком" из-за необычного звука двигателей. В советское время "Ту-134А" был самым эксплуатируемым самолетом в Белорусском управлении гражданской авиации, на нем выполнялись рейсы из аэропорта Минск-1, который из-за параметров полосы не мог принимать более крупные и тяжелые "Ту-154". К слову, именно на минском 407-м заводе гражданской авиации еще в советские времена освоили капитальный ремонт этой машины, который на предприятии проводят и поныне - правда, уже в основном для иностранных заказчиков. Интересно, что даже после почти полного снятия "Ту-134" с регулярных линий он остается популярным в VIP-исполнении. Для переоборудования в "салоны" обычно используют военную модификацию "Ту-134УБЛ" (учебно-боевая лаборатория), поскольку налет этих машин не так велик, как у эксплуатировавшихся на "гражданке".

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

На следующей площадке в экспозиции нового музея разместился небольшой "Як-40" - трехдвигательный реактивный самолет, активно использовавшийся в советские времена на линиях небольшой (до 2,5 тысячи километров) протяженности. Он мог перевезти от 27 до 40 пассажиров (в зависимости от компоновки салона), а кроме пассажирских перевозок советские руководители активно использовали "Як-40" для административных целей. Один такой самолет и по сей день имеется в белорусском правительственном авиапарке.

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

Последним пока экспонатом в новом музее авиатехники стал легендарный "кукурузник" "Ан-2". Настоящий самолет-долгожитель, выпускавшийся с 1947 года, можно и поныне увидеть в небе - в Беларуси он активно используется для сельскохозяйственных работ, тренировок молодых пилотов, наблюдения за лесами в пожароопасный период и десантирования парашютистов. А в советские времена "Ан-2" немало поработал в качестве "воздушной маршрутки" в сибирском регионе - благодаря ему, даже в самых отдаленных таежных селах работала надежная воздушная связь с городами, ведь садиться эта машина могла даже на неподготовленные луга и прибрежные полосы рек.

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"

Как будет далее развиваться новый музей под открытым небом - пока неизвестно. Однако, судя по всему, крылатая история некогда великой страны находится в надежных руках специалистов - самолеты в экспозиции практически в идеальном состоянии и блестят свежей краской - словно их только что выкатили из заводского цеха. Понятно и нежелание официальных лиц подробно рассказывать о создающемся музее - ведь формально он еще не открыт. Однако в любом случае авторам идеи, решившим сохранить эти замечательные машины для потомков, хочется сказать спасибо.

Музей советской авиатехники в аэропорту "Минск-2"
{banner_819}{banner_825}
-40%
-50%
-20%
-20%
-20%
-45%
-45%