/

Проблемы детских садов замечают многие. Родители недовольны постоянными поборами: то на ремонт, то на игрушки, то на перекус. Нужно вспомнить и про ежегодную "добровольную" помощь дошкольному учреждению (во многих минских садах сегодня это, в среднем, 250 тыс. рублей – деньги для многих семей немалые). Очень часто недовольство пап и мам выплескивается на воспитателей. Но что работники дошкольных учреждений думают о своей работе? Какие проблемы считают важным обсудить? И, самое главное, - каким образом можно сделать эту работу более эффективной?

Но что считать эффективностью? Выполнение планов и предписаний, подвижки в развитии детей или просто хорошее настроение малышей? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пообщались с воспитателями.
 
Глас народа

Недавно мы спросили читателей TUT.BY, какие проблемы детских садов замечают они. И комментариев было на удивление много.
 
"Группы катастрофически переполнены- 30 деток на одну небольшую комнату. Это же ад! Целый день как в улье. Раз такое большое количество детей, соответственно, и болеют они в два раза чаще, и воспитателю сложно уделить всем деткам достаточное количество внимания", — пишет irabest.
 
"Меня не устраивает постоянное выуживание денег на облагораживание и ремонты (причём стройматериалы им не нужны, им только наличные подавай), — пишет Sashа, и, похоже, высказывает позицию большинства, — А еще на подарки садику, на игрушки, которых я так ни разу и не видел..."

"Игрушки только выставляются на время приемки детсада в августе. Родителям ничего не рассказывают о поведении детей в группе и о взаимоотношениях детей”, — добавляет galina-gal1957.

Большинство же считает основной проблемой детских дошкольных учреждений — нехватку финансирования. "В обустройство детских садиков вкладываются мизерные средства, которые не перекрывают всех насущных потребностей", — пишет lora-nov. Одни винят в этом государство, другие считают, что руководство сада могло бы организовать попечительские советы, которые компенсировали бы нехватку денежных средств.
 
Повернуться к детям мешает администрация

А вот первое, о чем говорили сами воспитатели, — работать хорошо, интересно, творчески мешает управление образования.
 
Воспитатель из Могилева Марина Алексеевна рассказала, что на бумаге у нас — личностный подход к каждому ребенку, на самом же деле до сих пор действует старая советская административная система. "Вот она-то и мешает", — вздыхает женщина.

Воспитатель не может учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так как строго загнан во временные рамки: "Кто-то ест медленнее, кто-то быстрее, а у меня регламент — в 9 часов начинаются занятия. Но и они строго ограничены — на одно дается 15-20 минут, а для маленьких детей — вообще 5-10. Как в это время можем с детками нарисовать собачку, человечка, домик?"

Женщина работала в трех садиках в Могилеве и везде — одно и то же. "В любой момент приходит администрация и проверяет воспитателя".

В документах, говорит она, уже лет десять, как все поменялось в лучшую сторону, а на практике действует старая административная система. "Вот смотрите, в 10 часов у нас — прогулка, а мы не дорисовали. Это же творчество, хочется, чтобы дети получили от него наслаждение. А получается: кто как успел, как "наляпал" — быстренько собрались и побежали. Зато все успели".

Сама работа — творческие занятие, предматематическое развитие — очень интересная, отмечает воспитатель. И без контроля, понятно, нельзя, потому что не все работают на совесть. Но хорошо бы, если бы администрация, следила не только за тем, как воспитатель "вписывается" в отведенное время, но и на результат работы: "Позже вышли на прогулку, зато как хорошо нарисовали, детки очень довольны".

Несколько лет назад Марина Алексеевна проходила практику в Германии: "Там детки, если какой-то день не идут в садик — это как наказание, а у нас наоборот".
 
Воспитательница Людмила Вячеславовна из райцентра в Гродненской области тоже говорит, что у них в садике — проверка за проверкой. "Хотя в журнале по дошкольному образованию "Пралеска", в методических рекомендациях пишется, что должны не проверять, а наблюдать за работой с целью оказания нам помощи. На практике все по-другому".
 
"Сейчас мы готовимся к объезду, — рассказывает Людмила Вячеславовна, — Перед каждым учебным годом все учреждения образования, в том числе садики посещает начальство из управления образования: все директора школ, заведующие дошкольными учреждениями, смотрят, как подготовились к учебному году. В городах, говорят, этого объезда нет".
 
Проверок слишком много, отмечает воспитатель, иной раз приходится думать больше о них, чем о детях. "А еще у нас такая заведующая, что нужно везде участвовать. Вот к году книги готовились. Получили поощрительную премию в 500 тысяч. Готовились все, а куда ушли деньги — не знаем. В турслете принимали участие, делали творческий отчет – день и ночь составляли сценарий. Лучше бы лишний раз с детьми позанимались.. То спортландия районная, то конкурс между садиками. На День независимости малыши выступают на площади…"

Зарплата и престиж

Наполняемость групп большая, нагрузка на воспитателя выше, а на зарплате это никак не отражается, говорят о следующей важной проблеме работники дошкольных учреждений. "Если в ясельках официально должно быть не больше 15 человек, то у нас по 20. И во всех группах наполняемость выше на 5-7 человек", — отмечает Марина Алексеевна из Могилева.
 
С таким раскладом уделить внимание каждому ребенку, тем более в отведенное время, невозможно. По зарплате у воспитателя Юлии из Минска на ставку выходит 2,5 миллиона. "И то это со стажем и категорией, у молодого специалиста получается до 2 миллионов", — отмечает девушка.
 
Да и работников не хватает, поэтому, в райцентре воспитатели работают на полторы ставки — иной день в саду по десять часов и больше. А хочет ли столько работать воспитатель, никто не спрашивает.
 
"К сожалению, наш труд не считается за работу, — не забывают воспитатели и о "престиже" профессии, — А за деньги, которые мы получаем, семью не прокормишь".
 
Писанина

А что уж точно, не нужно детям – так это писанина, которой вынуждены заниматься воспитатели
 
"Бумаг больше, чем занятий с детьми. То напиши, это опишиотчеты на каждом шагу, да еще все должно быть в печатном виде", — рассказывает Людмила Вячеславовна. "Требуют очень много, а времени на это отводится мало. Если бы мы делали все то, что нужно, не хватило бы дня и ночи. Поэтому многое проводится на бумажке", — откровенничают воспитатели. И предлагают простой выход: не расписывать, что да как было сделано, а только помечать.
 
"Мы еще должны два раза в год делать рейды по семьям и выявлять социально опасные. Если не дай Бог, всплывет, что ребенка дома избили и эта семья не стоит в списке социально опасных, воспитателю достанется. Эти рейды проводятся два раза в год, но если что-то настораживает (по 18 декрету президента), то воспитатель должен наведаться к семье раз, а то и два в месяц. А вообще, нежелательно, чтобы у нас были социально опасные, наверное, для рейтинга сада, плюс – это дополнительный контроль", — говорит Юлия. И отмечает, что многие семьи воспринимают такой обход агрессивно: "Конечно, ведь мы должны даже заглянуть в холодильник – есть ли там недельный запас продуктов!". А вообще это работа социального педагога, но никак не воспитателя, говорят работники дошкольных учреждений. 
 
Всегда с протянутой рукой

Со стороны администрации воспитателю доводится, что в группу нужно купить определенные вещи, сделать ремонт, а средства на это не выделяются. Не все родители довольны постоянными поборами."Если вдруг случится ситуация, что кто-то пожалуется в управление образования, то достанется воспитателю, потому что мы не должны просить. Это, вроде бы, должно исходить от родителей. Нам так и говорят, нужно попросить так, чтобы жалоб не было", — сетует Юлия из Минска.

Воспитатели считают, что недостаточно средств выделяется и на хозяйственные нужды: туалетную бумагу, моющие средства, мыло.

Игрушки - отдельный разговор. "Требуют наполняемость игрушками. У нас есть перечень, там столько всего, а где это брать, никто не говорит. Все покупается за родительские деньги, — рассказывает Людмила Вячеславовна, — Насколько я знаю, какая-то сумма на игрушки выделяется, но этих денег никто не видит". Хорошо если собранной раз в году суммы на что-то хватит, ведь игрушки теперь дорогие. Доходит до абсурда: "Была проверка из области, так заведующая переносила игрушки из группы в группы".

"Но вообще в каждом саду по-разному, — говорит Юлия, — Мне рассказывали, что в Октябрьском районе Минска родители вообще ничего не покупают. Это такой вопрос, что даже сама администрация не хотела бы, чтобы это всплывало".

Родители

Есть у воспитателей и претензии к родителям. Из-за высокой занятости они мало занимаются детишками. По сути, многие дети предоставлены сами себе. Поэтому много малышей агрессивных, которые бьются, ругаются, кричат. При этом, скажешь маме или папе, они отрицают, что проблема есть. "Часто бывает, что мама еще сидит в декретном до трех лет, а ребенка водит в сад. Причем, приводит рано, забирает поздно – и малыш проводит у нас по 12 часов, — рассказывает Юлия, — многие не хотят себя утруждать ребенком, говорят, что сильно устают. А детям не хватает внимания".

А еще часто родители неуважительно, даже с некоторым пренебрежением относятся к воспитателю. Ну а сами работники детских садов говорят, что любят детей и свою сложную профессию. И уже это достойно уважения.
{banner_819}{banner_825}
-50%
-20%
-30%
-10%
-20%
-15%
-50%
-20%
-10%