Марина Шкиленок,

Сложный 2011-й год был не самым худшим для минского метрополитена. Несмотря на экономические трудности, развитие метро продолжалось, и в этом году планируется введение в эксплуатацию трех новых станций и совершенствование системы безопасности. Кроме того, в перспективных планах руководства метрополитена - введение системы дифференцированной оплаты проезда и создания проездного на основе электронных кошельков.

Когда построят новые станции и куда дотянется ветка метро? Кто работает над оформлением новых станций и появятся ли информационные указатели на английском языке? Как обеспечивается безопасность и куда пропали народные дружины? Можно ли фотографировать в подземке и как изменится стоимость проезда? На эти и другие вопросы пользователей в эфире TUT.BY-ТВ ответил Ростислав Юреня, начальник КУП "Минский метрополитен".  



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (32.50 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Скачать видео

Как сложный в экономическом плане год сказался на развитии метрополитена, строительстве станций?

Мы не ухудшили свои показатели, по многим позициям приумножили. Но у нас на 2% упал пассажиропоток. В связи с трагическими событиями этот год был для нас самый тяжелый. Мы пересмотрели свою деятельность в отношении безопасности. Весь 2012 год мы будем заниматься проблемами безопасности. Есть вопросы по проектированию новых станций. Сейчас полным ходом идет работа по реализации намеченных планов.

Планируется ли продолжение существующих веток метрополитена и введение третьей ветки? Как корректируются планы по развитию метро в связи с ростом и расширением города?

В этом году планируется принять в эксплуатацию 3 станции метрополитена: "Грушевка", "Михалово" и "Петровщина". Таким образом, ветка увеличится на 5,3 км и увеличится количество поездов. Мы сохраним существующие интервалы в размере 2 мин. в час пик и 4,5-5 мин. в межпик. В вечернее время мы действуем сообразно пассажиропотоку.

Почему вы не будете пересматривать интервал? Мы проводили опрос, и большинство пользователей на вопрос "Что бы вы улучшили в минском метрополитене?" ответило, что уменьшили бы интервал между поездами не в час пик.

Мы постоянно анализируем пассажиропоток, нам это несложно делать: у нас около 600 камер. Мы провели корректировку движения в межпиковое время, не трогая час пик, потому что это время, когда люди должны доехать на работу. Я не думаю, что будет большая проблема, если вместо 5 будет 6 минут. Вечером поезда вообще ходят пустые. Имея 2 тыс. кВт мощности каждого поезда, уменьшать интервалы экономически нецелесообразно.

Возможна ли ситуация, при которой будет введен один или два состава, курсирующих ночью?

Я не считаю, что ночью необходим состав. Это ограничено нашими техническими возможностями. Мы работаем до часу. Последний поезд, который развозит пассажиров, в 01.31 прибывает на станцию "Могилевская". После этого начинается работа по обслуживанию станционных сооружений, рельс, подстанций, насосов, вентиляторов. У нас налажена строгая система учета прохода. Ночью мы можем снять напряжение, проверить все, что нужно. Нередки случаи, когда ночью мы меняем по 200 м рельсов. Работа начинается только с 02.00 ночи, потому что все должны записаться в тоннель. По нашим правилам до 05.00 часов мы должны всех выписать. Если кто-то не выписался, для нас это ЧП.

А были ситуации, когда люди не возвращались?

Были редкие случаи, что кто-то задерживался.

Просчитывался ли ожидаемый прирост пассажиров после открытия новых станций? Выдержит ли этот увеличенный пассажиропоток и без того перегруженные "Купаловская" и "Октябрьская"? Не обернется ли открытие новых станций большими неудобствами и снижением безопасности? Может, стоило сначала построить дополнительные пересадочные линии, а потом прирастать в периферии?

Мы ожидаем увеличения пассажиропотока до 7%. Под это мы приобретаем 35 вагонов. Действительно пересадочный узел довольно сложный, но все это можно отрегулировать расписанием. Эскалаторы модернизированы, их хватает. Расписанием можно отрегулировать, чтобы поезда не прибывали одновременно на обе платформы. Проблема пересадочных узлов будет решена при строительстве третьей линии. Пересадочный узел будет в районе Дружной, второй пересадочный узел – на "Фрунзенской", он будет называться "Юбилейная".

Когда планируется введение третьей линии? На плане она идет по кольцу?

Эта линия запланирована на 2017 год. Там будет 4 станции: "Юбилейная", "Цеткин", "Вокзальная" и "Жуковского".

Что изменилось в подходе к обеспечению безопасности после теракта? Сейчас мы часто видим милиционеров возле турникетов. Это вся безопасность? Могут ли милиционеры обеспечить необходимую безопасность?

Перевозка пассажиров должна быть безопасной. Мы не можем провести досмотр всех пассажиров, как делается в аэропорту: мы перевозим 753 тыс. пассажиров в день. Работа должна быть направлена на определение потенциально опасных людей. На сегодняшний момент ведется досмотр людей с большими сумками. Далеко не все соглашаются на эту процедуру.

Как осуществляется контроль за безопасностью в самом метро?

Стоят видеокамеры, но главное – не пропустить туда человека. Наши станционные работники и милиция постоянно дежурят. В связи с этим работа улучшилась, между работниками улучшилось взаимопонимание.

На некоторых станциях дежурила народная дружина. Сейчас их не видно. Вы отказались от этой идеи?

Наоборот, мы ввели эту практику. Мы ставили дружинников, когда пропускали студентов в связи с введением льготы. Было много спорных документов: люди пытались пройти по справкам. Сейчас все конкретизировалось: пропуском является зачетная книжка или студенческий билет, и на служебном проходе отпала необходимость проверять документы буквально всех. У нас в помощи 15 человек дружины, они дежурят согласно графику.

Кто входит в состав дружины?

Работники метрополитена. Мы проводим эту работу на территории Московского района.

Это эффективная мера? В случае необходимости они связываются с диспетчером?

Когда утром я прихожу на работу, я интересуюсь работой станций, на которых больше всего пассажиропоток. В данном случае будет полезна каждая лишняя пара глаз.



В последнее время участились попытки суицидов в метро. Сегодня был случай, когда человеку стало плохо, и он упал на рельсы. Какое вы видите решение этой проблемы? В некоторых городах ставятся щиты, которые открываются после прибытия и остановки поезда. Возможна ли такая мера у нас? Или есть более действенные меры?

За рубежом станции уже не строятся без таких щитов. Нашему метрополитену 28 лет, и раньше такие требования к строителям не предъявлялись. Проблема не в установке щитов, а в том, что надо остановить поезд в промежутке 15 см ровно напротив дверей. Без участия автоматики человек не сможет выполнить эту операцию, поэтому надо переделать все поезда и оборудовать их системой ведения.

Но есть другая проблема: в таком случае машинист не видит, как люди входят и выходят. Мы анализировали опыт Санкт-Петербурга. Они установили щиты, чтобы удешевить строительство: там очень глубокие станции, и получается выигрыш в 5 м по выборке грунта. Если реализовывать этот проект, это надо делать везде, чтобы у человека не было альтернативы.

Как бороться с суицидами? В японском метрополитене с проектора на стену пускают мультики, чтобы люди отвлекались.

Это сложная проблема. Две недели назад девушка бросилась под поезд, но машинист успел остановить поезд. Пассажиры уговорили ее лечь на междупутье.

"Уже давно ведется разговор о необходимости закупки механизированного щита для проходки. При его покупке увеличится как скорость, так и качество земельных работ, уменьшится осадка поверхности. Но, то и дело говорят, что на щит нет денег. Может, стоит один раз вложиться, чтобы экономить потом?"

Это вопрос не ко мне, а к метростроителям. Я наслышан, что щит необходим.

Еще был вопрос по поводу охраны строящихся станций после случая, когда в метрополитен свободно прошли молодые люди. Какие выводы после этого были сделаны? Как изменились подходы к охране станций?

Я бы хотел вернуться к вопросу закрытых станций. На третьей линии планируются поезда с автоведением и станции закрытого типа. Это платформенные двери высотой 2 м. Но если человек задумал это, он пойдет в другое место. В 2011 году статистика суицидов не самая страшная. Больше всего случаев – 19 - было в 2004 году. За прошлый год – 9.

Вы анализировали, сколько людей попали под поезд преднамеренно, а сколько случайно?

Анализировали. У нас в отделе безопасности работают грамотные специалисты, которые проверяют работников всех наших служб на выполнение нормативов и регламентов. У нас существуют противоаварийные тренировки. Если машинист не ответил должным образом на любой случай, мы обучаем его и принимаем меры наказания, если он не смог.

Работать под землей очень сложно. Проходят ли психологические консультации ваши машинисты?

Для нас любой случай попадания людей на рельсы – это чрезвычайное происшествие. У нас всегда ведется разбор, определяются конкретные виновники, оговаривается, как должен был поступить машинист. После этого проходят экзамены, и человек может работать. Работа в тоннелях сложная, потому что проводится ночью, когда нормальный человек должен спать. Поэтому очень сложно найти людей на эту работу.

Планируется снова поднять оплату за проезд. Какой процент расходов на поездку покрывает стоимость проезда, который фактически платят пассажиры? Сколько на самом деле должна стоить поездка в метро, если бы пассажирам пришлось бы платить 100%?

3 558 руб. Но мы отказываемся от многих вещей, которые можно себе позволить не приобретать, поэтому цифра усеченная. Последние данные об окупаемости за год 64%. Стоит задача поднять окупаемость до 70%. Решение об увеличении платы за проезд принимаем не мы, а собственник по согласованию с Минэкономики.

Планируется ли ввести дифференцированный проезд в метро, как это сейчас решается с наземным транспортом? Если да, то по какому принципу будет проходить дифференциация? Как это будет осуществляться технически?

Надо это реализовывать, в планах есть автоматическая система оплаты за проезд. Нужно иметь точку отсчета, где человек зашел и вышел. Надо провести модернизацию на наших турникетах. Система оплаты должна быть единой. Идеальный вариант – электронный кошелек, который есть в России. На карточке лежат определенные деньги, и можно ездить, пока они не закончатся. Сейчас Москва ведет переговоры со Сбербанком, чтобы вести расчет по банковской карте. Мы должны стремиться к электронному кошельку.

Почему метрополитен не хочет продавать проездные на метро с радиокартой плюс какой-то другой транспорт?

На сегодняшний день у нас нет возможности это реализовать: необходимо достроить систему. В этом году мы планируем этим заниматься, вывести магнитную карту и избавиться от бумажных проездных. Когда мы достроим систему оплаты в метрополитене, надо будет иметь программное обеспечение для всего транспорта, как подземного, так и наземного. Тогда, имея считыватели в салоне автобуса, можно будет оплатить проезд по радиокарте.

Когда это может быть осуществлено?

Все упирается в финансы. Я думаю, в ближайшее время решится, каким образом мы будем это реализовывать. В Беларуси не существует специалистов по реализации этой системы, хотя есть достаточно много грамотных специалистов, которые работали с банками.

На основании какого пункта закона руководство метрополитена и кассиры ограничивают право покупки жетонов от 2 до 4 штук в руки?

С 20 декабря мы реализуем по 4 жетона. Я вынужден был ограничить количество продаваемых жетонов. Когда люди узнали, что произойдет повышение стоимости проезда, возник ажиотажный спрос. Жетон – это техническое средство. В метрополитене есть трехкратный запас жетонов. Им открывается проход через турникет. В обороте на всех кассах имеется около 500 тыс. жетонов и еще миллион в запасе. И все были раскуплены.

В день мы провозим 753 тыс. пассажиров. Если каждому пассажиру дать по 4 жетона, то завтра через турникет будет не по чем проходить. Жетон – не товар народного потребления, а средство, которое должно быть в обороте между турникетом и кассой. Если бы у нас была в обороте монета, таких вопросов бы не было. Когда у нас будет электронный кошелек, мы откажемся от жетонов. Существует и естественное вымывание жетонов: они ломаются. Каждый месяц мы выводим из эксплуатации 2 тыс. жетонов. 30 октября был момент, когда во всем метрополитене осталось 9 тыс. жетонов.

Как долго будут продавать только по 4 жетона?

Если мы стабилизируем цену, жетоны не будут покупать. При очередном подорожании люди опять постараются сделать себе запас. Мы заказали 500 тыс. жетонов – теперь их будет 2 млн. Но мы не можем позволить себе продать по 10 жетонов. Мы заказали и 5 млн талонов. Если мы будем резко поднимать цену, то будем выпускать по 2 жетона и неограниченному количеству талонов.

Было много вопросов по поводу удобства станций и по поводу интерьера. Многие пользователи считают, что интерьер метрополитена слишком советский, несовременный, и приводят в пример метро в Стокгольме. Буквально месяц назад открылось метро в Казахстане.

Я был на открытии.

Говорят, что его используют скорее как аттракцион: там всего 5 станций.

Там 7 станций, и я бы не сказал, что его используют как аттракцион. Алма-атинский метрополитен строится со времен строительства минского метро. Был период, когда стройка была заморожена, потом его взял под контроль президент. Станции выполнены в национальном стиле, с изображением национальных героев. Поезда там корейские, более современная система управления. У них один сквозной общий проход, встроенное видеонаблюдение в вагонах. Есть система видеонаблюдения на станциях, система ведения поездов. Но пока у них нет станций закрытого типа.

Кто разрабатывает интерьер станций? Возможно ли привлечение иностранных специалистов к разработке интерьера новых станций?

Это вопрос не ко мне, а к проектировщикам. При проектировании мы принимаем участие в техническом оснащении. Каждая станция минского метрополитена несет свой смысл. "Площадь Ленина" отражает эпоху, которую мы пережили.

Почему так упорно отказывают переименовывать станцию метро "Площадь Ленина" в "Площадь Независимости"? Ведь существующее название может ввести в заблуждение гостей Минска.

Станция может иметь свое название, а площадь – свое. Есть люди, которые за переименование, но большинство против. Наверное, неправильно ломать историю под определенное время. Для кого-то это время было сложным, а для кого-то хорошим.

Очень много негодования вызывает название станции "Петровщина". Кто называл эту станцию? Почему не спросили людей, как они хотели бы ее назвать?

В райисполкоме есть специальная комиссия по наименованиям улиц, которая принимает решения такого рода. Я в Минске с 1973 года. Там была деревня Петровщина.

То есть станцию назвали по названию деревни.

Конечно.

В метро сложно ориентироваться, особенно иногородним. Какие решения в этом вопросе вы рассматриваете? Возможна ли нумерация выходов, установка информационных табличек на английском языке? Тем более, что к 2014 году мы ожидаем большой приток иностранных туристов.

При пуске новых трех станций мы собираемся использовать и английский язык. Много нареканий на надпись "Банкомат", но это слово было введено как раз по просьбе пассажиров. Мы заменим информационные указатели в подвижном составе, добавим английский язык.



В метро в Южной Корее выходы пронумерованы.

Мы не рассматривали этот вопрос. Не знаю, есть ли смысл в нумерации, если информация будет на двух языках.

После слов "осторожно, двери закрываются" необходима пауза в 2-3 секунды. Сейчас закрытие начинается на слове "закрываются".

Мы доработаем этот вопрос. Закрытием и открытием дверей управляет машинист. Такие случаи единичные. Как правило, люди бегут, опаздывают. На Западе категорически запрещено заходить после объявления.

Кто отвечает за поздравления на Новый год? Они звучат, как только вагон начинает разгоняться. Так как звукоизоляция у вагонов плохая, речевку вообще не слышно. Кроме того, пользователей не устраивает качество звучания речевых записей и заметок. Некоторые даже предлагают провести конкурс на лучшую озвучку.

Одному из пассажиров не понравился металлический мужской голос. Мы сразу же записали женский голос. Людям не нравится переизбыток информации, и мы сократили ее до минимума. Мы стараемся дать всю информацию, когда поезд стоит. Мы ограничены во времени подачи информации. Сейчас появились жалобы, что женщина объявляет станции равнодушным голосом.

Кто записывает озвучку?

Белорусские дикторы, мы заказываем на радио. Ко мне подходил работник МЧС с предложением записать информацию о предотвращении пожаров. Но у нас настолько ограничено время, что некуда вставить это сообщение. Мы планируем замену информаторов на всех поездах. Это позволит иметь более широкую информацию под каждый случай.

Пользователи предлагают установить оборудование, которое показывало бы не сколько времени назад уехал состав, а через сколько приедет новый. Это реально сделать?

Реально, было бы желание. Но в ближайшее время это не осуществится. На "Купаловской" и "Октябрьской" мы должны установить табло, чтобы пассажиры ориентировались во времени. Надо будет продублировать, что происходит на счетчике времени другой станции.

Почему в метро нельзя фотографироваться на любительскую камеру, даже на мобильный телефон? Существует ли такой запрет? Почему в метро нельзя делать фотосессию ню?

Эта фотосессия – вопиющее хулиганство. Метрополитен служит для перевозки пассажиров. Я считаю, что это публичное оскорбление работников метрополитена. Мы стараемся работать. Может, не всегда получается так, как хочется. Но размещать рядом с этой девушкой эмблему метрополитена нетактично. Я считаю, что наказание неадекватное, штрафа недостаточно. Во-первых, штраф может быть разный, и почему-то выбрали минимальный. Не надо плодить подобного рода героев. Поэтому этого нарушителя надо как следует наказать. Я остаюсь при мнении, что это заказное мероприятие.

Вообще в метро можно фотографироваться?

А что, негде фотографироваться? Мы не разрешаем фотографировать в целях безопасности. Телевизионщики, в том числе и вы, можете прийти и получить разрешение на фотосъемку. Для этого нет никаких препятствий. В сентябре прошлого года было так называемое проникновение. А когда мы стали рассматривать фотографии, оказалось, что это фотографии трехлетней давности. Вещей, которые мы обнаружили на фотографии, давно нет. На силуэте человека не может быть кирпичной стены. Еще вспышкой можно ослепить машиниста. Почему-то все стараются сфотографировать приходящий поезд.

Просят передать привет от сайта minsk-metro.net и спрашивают, почему у метро нет официального сайта?

Это неправда: наша страница имеется на сайте "Минсктранса". У нас есть электронный адрес, почта.

Пользователи предлагают сделать вам свой сайт.

Если это будет бесплатно, я соглашусь с большим удовольствием.

Фотограф предлагает идею для потрясающей выставки в метрополитене. Можно ли ему лично встретиться и обсудить это?

Что такое потрясающая? Надеюсь, не то, что было на naviny.by. Это вряд ли уже кого-то потрясет.

Какая выставка потрясет вас в минском метрополитене?

У нас самые красивые станции. В тоннелях скучно, поверьте мне.

Но в вестибюлях возможно сделать что-то, не привязанное к метро…

Обращайтесь. Но все надо делать с разрешения, чтобы у нас была об этом информация и чтобы потом это не было использовано в нехороших целях.

Один индивидуальный предприниматель хотел бы разместить в вагонах метро свою рекламу. Я так понимаю, к вам можно попасть через рекламный отдел…

У нас есть рекламный отдел для размещения рекламы на станциях, в вестибюлях, переходах. Существует схема реализации рекламы в вагонах. Единственный вопрос – изготовления листков и разработки дизайна. Мы не практикуем разработку дизайна – мы только размещаем рекламу. Но посредник в идее рекламного агентства не обязателен. Принесете свою продукцию, и мы заключим договор напрямую.

Метрополитен – достаточно большая организация. Почему у нее, как в других ведомствах и особо важных организациях, нет своего пресс-секретаря?

Пока мы не можем позволить себе такую должность. Мы справляемся с потоком информации, хотя он постоянно растет.

Как правильно нужно к вам обращаться? Сейчас вступает в силу новый порядок обращения к юридическим лицам. Как пользователям в индивидуальном порядке или организациям правильно обращаться к вам, чтобы получить адекватный ответ?

Набирайте в поисковике "минский метрополитен", и вы увидите нашу страницу на сайте "Минсктранса". Там есть все мои телефоны и телефоны моих заместителей. Есть адрес электронной почты и информация о метрополитене.

Вы отвечаете на все вопросы?

Отвечаем. Вопросов бывает достаточно много, но я никому не говорю, что я занят. Но не забывайте о том, что вступил в действие новый закон об обращении граждан. Теперь всякого рода подписи должны сопровождаться обратным адресом. В противном случае руководитель имеет право не отвечать на обращение. Хотя большинство людей при обращении по электронному адресу скрывают свою фамилию и подписываются псевдонимами. Лучше всего писать адрес, Ф.И.О. Мы отвечаем на все. Каждое обращение будет рассмотрено и будут приняты меры. Обратная связь должна существовать. Критику надо уважать, потому что она помогает совершенствоваться. Без этого невозможно движение вперед.
-30%
-21%
-50%
-50%
-50%
-20%
-10%