Алексей Вайткун,

Не так давно по версии британского агентства QS Белорусский государственный университет попал в топ-700 лучших университетов мира. Безусловно, такому имиджевому событию предшествовала колоссальная работа на протяжении всех 90 лет существования университета, ведь быть флагманом образования дорогого стоит. Между тем ректора университета Сергея Абламейко внесли в список невъездных в Евросоюз, что также вызвало немало разговоров в околоуниверситетских кругах.

О деятельности университета, о целях - близких и далеких, о студентах – своих и иностранных, о влиянии экономической ситуации на БГУ, а также о высшем образовании в целом Сергей Владимирович рассказал в эфире TUT.BY.





Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (26.16 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Наверное, у вас сейчас предпраздничная суета.

Эти две недели очень напряженные. Понятно, что времени очень мало, но TUT.BY я очень уважаю, поэтому я выкроил время, чтобы побеседовать с вами.

Как в университете будут отмечать день рождения?

Первую неделю были мероприятия факультетского уровня: проходили учебные советы факультетов, мы награждали лучших людей университета, институтов и предприятий. На второй неделе проходят общеуниверситетские мероприятия, многочисленные встречи. В понедельник была встреча с молодыми учеными, мы подводили итоги и награждали лучших. Во вторник состоялась встреча с ветеранами, которые много отдали университету. В среду пройдет большой ученый совет, где прозвучит доклад ректора об истории развития университета. Кроме этого, в среду мы открываем мемориальные доски нашим выдающимся ученым: первому ректору университета – Владимиру Ивановичу Пичете и ректору-академику Антону Никифоровичу Севченко. В четверг у нас открывается большая университетская конференция "Инновационное развитие общества", где будет много гостей с докладами. Самое главное мероприятие состоится в пятницу во Дворце Республики, где в торжественном собрании, посвященном 90-летию университета, примут участие высшие должностные лица страны, состоится праздничный концерт. Приезжает много гостей, поэтому, естественно, хлопот очень много. Но это приятные хлопоты, которые всегда происходят в юбилей.


 
Какими последними достижениями вуза гордитесь вы лично?

На этой неделе я буду выступать с докладом по всей истории университета. Белорусскому государственному университету есть чем гордиться: 90 лет назад это был первый университет в нашей стране, и он оказывал огромное влияние на развитие общества. Я приведу несколько примеров. Государственная библиотека БССР была создана в 1926 году из библиотеки университета. Первый ректор профессор Пичета и профессор Игнатовский, который был деканом факультета БГУ, создали Институт белорусской культуры, который потом был преобразован в Академию наук Республики Беларусь. Из нашего медицинского факультета был образован медицинский институт. Многие наши факультеты были отданы: влились в педагогический, политехнический институты, институт народного хозяйства. БГУ отдавал себя, вместе с государством рождая все новые и новые высшие учебные заведения. В довоенные годы это был огромный вклад при создании крупных учебных заведений.
 
В войну 12 сотрудников БГУ были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие были награждены другими орденами и медалями. На 1950-70-е годы пришелся расцвет науки: в БГУ были созданы сильные школы по естественнонаучным, гуманитарным дисциплинам. Если подходить к нынешнему времени, то за 20-летнюю независимость Республики Беларусь БГУ динамично развивался. Численность студентов более чем в два раза превышает численность, которая была в 1991-1992 годы. За эти 20 лет БГУ стал мощным учебно-научно-производственным комплексом. У нас сильная культурная, воспитательная составляющая. Все эти годы БГУ вносил вклад в развитие образования, науки, производства, культуры, спорта. Я могу приводить уйму примеров. Сейчас в БГУ 20 факультетов, много научно-исследовательских институтов и центров, предприятий. Это не просто учреждение образования – это мощный комплекс, внутри которого 33 юридических лица. Образовательная и научно-производственная часть находится на своих местах. Кроме этого, у нас много объединений художественного творчества. 
 
Вы руководите ведущим вузом уже три года. Что стало приоритетом вашей работы в БГУ?

Трудно сказать, что приоритетом стало что-то одно. Все составляющие, о которых я говорил, важны. Понятно, что образование должно быть самого высокого качества. Научные исследования должны быть самого высокого уровня. Если это теоретические исследования, то они публикуются в самых ведущих международных журналах. Если это практические исследования, то это внедрения в реальном секторе экономики на предприятиях. Мы переходим к производственной деятельности университета, которая переплетается с научной: наши факультеты работают в тесном контакте с предприятиями, производят продукцию и продают ее. Каждый год объемы продаж растут.
 
Мы должны не только учить молодежь, но и воспитывать ее, учить быть патриотами нашей страны. Культурная и творческая составляющие также очень важны, поэтому мне трудно сказать, что я выделяю что-то одно. Университет должен быть лидером по всем направлениям.
 
Вы приняли комплекс и дальше его развиваете.

Каждое направление очень важно. Университет должен быть лидером по всем направлениями не только у нас в стране, но и на мировом уровне. Мы ставим перед собой такие цели.
 
Тяжело ли ученому быть руководителем?

В целом это тяжело. Но в моей жизни я последовательно рос как администратор, сочетал функции ученого и администратора. Я работал в Академии наук и прошел все ступеньки. Постепенно, как у каждого ученого, который поднимается по административной лестнице, количество времени на научные исследования уменьшается, а административная часть забирает больше и больше.
 
Что вам ближе: наука или административная часть?

Понимаете, я остаюсь ученым. Даже при нынешней загрузке ректора я стараюсь уделять внимание научным исследованиям. Пишу статьи, книги, выступаю на конференциях, у меня есть ученики. Но с очередной административной ступенькой количество времени на науку сокращается. С одной стороны, такова жизнь. С другой – каждый ученый решает сам, кем ему быть и что делать. Кто-то не хочет идти по административной лестнице и остается профессором, и это хорошо. В моей жизни получилось иначе.
 
Это ваш осознанный выбор? Вы этого хотели?

Я не скажу, что ставил такие задачи в молодости. У меня была кандидатская, потом докторская, я стал заведующим лабораторией, потом мне предложили замдиректора. Я долго думал, это было трудное решение, но я согласился. Потом скоропостижно умер директор института, и выбора не было: надо было становиться директором. Решение стать ректором тоже принималось сложно.
 
Какие "за" и "против" вы взвешивали?

Три года назад было очень сложно принимать это решение, потому что, с одной стороны, это альма-матер, испытываешь гордость, что тебе сделали такое предложение. Но с другой стороны, возглавить такой большой коллектив - это огромная ответственность. У нас 8,5 тыс. сотрудников, 30 тыс. студентов и еще 5 тыс. обучается. Это более чем 40-тысячный коллектив с проблемами, стройками. Все это и лежало на чашах весов.
 
Как ваша работа изменилась за три года? Она добавила вам каких-то качеств?

Наверное, да. Должность ректора на виду, это не директор академического института. Нужна определенная степенность, сила: ты представляешь огромный коллектив, лучший университет нашей страны, с большим международным именем. Есть еще студенты, молодежь, с которой ты ежедневно общаешься. В академическом институте было немного молодежи, аспиранты, которых ты знаешь. А здесь ты общаешься со студентами формально и неформально. С молодежью всегда надо быть честным и искренним, надо понимать, что это умные и толковые ребята, они всегда вносят серьезные предложения. Нужно все время держать ухо востро. Но это очень приятное общение. Самое приятное в моей работе – это общение с молодежью. Ты подзаряжаешься от них энергией, пониманием того, что делаешь важные вещи.
 
Буквально месяц назад появилась информация, что по версии британского агентства QS БГУ попал в топ-700 лучших университетов мира, где находится в группе с 501 по 550 позицию. Что, кроме авторитета, это дает вузу?

Есть разные рейтинговые агентства, которые анализируют, ранжируют университеты. Мы начали уделять этому больше внимания и начали подниматься. Мы давно знали о существовании рейтинга этого агентства, но БГУ не попадал туда. 40% основных параметров занимает академическая оценка качества коллегами коллег. Webometrics оценивает присутствие университета в интернете, и там довольно формальные показатели - оценку делает компьютер с учетом цитирования. Но там достаточно объективные, четкие и понятные параметры оценки. Мы попали в топ в первый раз, что очень приятно.
 
Оппозиционные сайты пишут, что БГУ находится на задворках мира. В мире около 30 тысяч университетов, Webometrics оценивает около 20 тысяч университетов. Мы входим в первую тысячу – это верхние 5%.

Британское агентство делает опрос работодателей, а они достаточно субъективны. Больше всего во внимание берется англоязычная среда. Университеты стран СНГ не так широко представлены в этом списке. МГУ входит не в первую сотню. Мы находимся в десятке университетов СНГ, даже десятке университетов Восточной Европы. В принципе, это неплохо, но это начало нашего движения. Мы ставим цель войти в топ-500, потом в топ-200, топ-100 – двигаться вперед. Это сложно. В Украине и России несколько сотен университетов, я уже не говорю об американских университетах. То, что мы вошли в тысячу, – это действительно заслуга. Конечно, лучше быть в сотне, десятке или тройке, но это нереально.
 
Что нужно для того, чтобы продвигаться дальше?

Качество науки и образования – это самое главное. Важен уровень научных публикаций, нашего образования. Лучше, чтобы оно было на английском языке: все-таки русскоязычная среда небольшая. Англоязычная среда – это огромный мир.
 
В общем, самое главное – качество. Перед высшей школой поставлена задача увеличить экспорт образовательных услуг. Сколько иностранных студентов обучается в БГУ?

Когда абитуриент выбирает, где он будет учиться, он смотрит на рейтинги университетов. Когда мы проводим опросы, чтобы знать, почему к нам приезжают, нам отвечают, что мы высоко котируемся в мире. Все взаимосвязано, поэтому надо быть выше, тогда к нам больше поедут. Количество иностранных студентов БГУ за последние пять лет стремительно растет. Сейчас у нас обучается 2100 иностранных студентов. За последние пять-шесть лет их численность выросла в два-три раза. Это довольно много.
 
Из каких стран?

Из двух основных регионов – СНГ и Юго-Восточной Азии. СНГ – это Россия, Туркменистан, Таджикистан. Большая часть азиатских студентов – китайцы. Но есть и вьетнамские, иранские. Учатся также и африканские студенты. Есть и несколько студентов из Европы. Наше образование дается на русском языке, поэтому сюда едут люди, которые хотят учиться на русском языке. Таких желающих в мире достаточно много, и каждый год количество иностранных студентов растет.
 
Конечно, мы думаем, чтобы ввести образование на английском языке. В аспирантуре у нас есть люди, которые не знают русского и пишут диссертации на английском. В аспирантуре надо сдать только кандидатский экзамен. Мы думаем ввести обучение на английском в магистратуре. Подумываем и над первой ступенью, но это непростая вещь. Тем более что в законе прописано, что обучение ведется только на государственных языках.
 
Это близкая или далекая перспектива?

Первая ступень – неблизкая перспектива. С одной стороны, преподавателям сложно. А с другой – тому, кто хочет учиться на английском языке, лучше ехать в англоязычные страны.
 
Какие специальности популярны среди иностранцев?

У нас три самых популярных факультета для иностранцев: экономический, филологический факультеты и факультет международных отношений. Также популярны юридический факультет, факультет прикладной математики, механико-математический факультет. Но иностранцы, как и белорусы, предпочитают учиться экономике, международным отношениям. Филология полезна знанием разных языков.
 
Наверняка вы общаетесь с иностранцами. Чем им нравится учеба в Беларуси?

Первое – это образование. Здесь важно соотношение качества и цены – чтобы качество было высокое, а цена небольшая. Мы все время мониторим уровень цен: у нас самая высокая цена по сравнению со всеми вузами Республики Беларусь – разница составляет больше 10%. Следующим от нас идет цена ниже на 20%. А в региональных вузах она ниже в два раза. Но наши конкуренты – российские и украинские вузы. У нас средняя цена для иностранцев – 3300 долларов в год.
 
А у наших соседей?

Стоимость обучения в московских вузах в два раза выше. В Санкт-Петербургском университете она тоже больше, в Новосибирском вузе примерно наш уровень цен. А так иностранцам нравится наша страна, спокойная, безопасная атмосфера, добрые, дружелюбные люди, хорошие условия. Сочетание всего этого способствует увеличению количества иностранных студентов.
 
Каким еще образом сегодня зарабатывает БГУ?

В университете растет экспорт образовательных услуг. За последние пять лет мы выросли в 2,5 раза. В университете большой экспорт научно-технической продукции. В этом году ожидается около 9 млн долларов. Из них 5,5 млн – это экспорт от образовательных услуг, а другое – это научно-техническая продукция. Один ракурс бюджета университета – бюджетная и внебюджетная составляющая: 55% - бюджетные деньги и 45% - внебюджетные.
 
Это нормальное соотношение?

Нормальное. Мы зарабатываем почти половину бюджета. Второй ракурс – три вида нашей деятельности: образование, наука и производство. Науку и производство можно соединить. 57% мы зарабатываем образовательной деятельностью, 43% - это научно-производственная деятельность. В России создаются исследовательские университеты, и перед ними стоит задача, чтобы не менее 30% университет зарабатывал научно-производственной деятельностью. И это не у всех получается. У нас более 40% БГУ зарабатывает необразовательной деятельностью. Это хорошие показатели. В прошлом году бюджет университета был 400 млрд белорусских рублей, это составляло 100 млн евро. По европейским меркам, это немалый бюджет.
 
Каким международными проектами сегодня гордится БГУ?

Сложно сказать. У нас идут образовательные и научные международные проекты. Образовательные проекты ведутся по программе Tempus, Erasmus Mundus, идет разработка новых образовательных программ и стандартов. Эти проекты есть на многих факультетах, и они позволяют студентам обмениваться и ездить друг к другу. БГУ большое внимание уделяет расширению международной деятельности. Каждый год мы делаем все, чтобы как можно больше студентов и сотрудников ездило и смотрело мир. Каждый год около 600-700 студентов выезжают за границу на конференции, олимпиады, семинары. И немногим более тысячи сотрудников каждый год выезжает на конференции, где они делают доклады. Понятно, что студенты меньше участвуют в конференциях.
 
Образовательные проекты позволяют студентам ездить друг к другу. Каждая поездка требует денег: их находим мы, или они приходят от европейского проекта, или от принимающей стороны. Научные проекты финансирует Международный научно-технический центр. Наши ученые участвуют в рамках 6-й Рамочной программы ЕС, поддерживаются контракты с разными организациями европейских и азиатских стран. Экспорт научно-технической деятельности в университете достаточно большой, и с каждым годом он растет. Университет выполняет много проектов, поэтому трудно выделить что-то одно. Но мы уделяем этому большое внимание.


 
Мы сообщили нашим пользователям в твиттере, что вы придете, и вот какие вопросы они нам прислали: "На ваш взгляд, является ли участие в Болонском процессе необходимым условием развития высшего образования в Беларуси? Почему?".

Я бы не сказал, что это является необходимым условием, но желательным - да. Высшее образование в Беларуси развивалось до и во время Болонского процесса. Понятно, что участие Беларуси в Болонском процессе полезно и даст определенные плюсы. Вы знаете, было решение президента о том, чтобы Беларусь присоединилась к Болонскому процессу. Сейчас Министерство образования прорабатывает все необходимые документы для присоединения к этому процессу. Внутри университета мы тоже ведем необходимую подготовку. Это рассматривалось на Республиканском совете ректоров высших учебных заведений, Республиканскому институту высшей школы учебно-методическим объединением поручено рассмотреть, что нужно сделать, чтобы провести унификацию.
 
Сроки пока не называются?

Планируется, что Беларусь будет присоединяться к Болонскому процессу в 2012 году, но кардинально ничего не изменится. Двухступенчатая система у нас и так есть, прорабатываются вопросы единого приложения к диплому европейского образца. Кредиты и зачеты должны быть унифицированы с европейскими. Это надо, чтобы работодатель, который будет принимать на работу выпускника университета, сразу понимал, чему научился выпускник. Это нормальный и нужный процесс. Все вузы европейских стран движутся по этому пути, и Беларусь присоединится к ним.
 
Руководство страны ставило задачу перевести высшее образование на прикладные рельсы: готовить специалистов в соответствии с запросами экономики. Надо увеличить набор на технические и естественнонаучные специальности. Как в БГУ справляются с этой задачей?

Хорошо. Мы всегда знали о необходимости хорошей подготовки и увеличения числа абитуриентов на естественнонаучные специальности. Все факультеты БГУ можно условно разделить на два блока: естественнонаучный и гуманитарный. Идет определенный демографический спад, и число выпускников школ с каждым последующем годом меньше, чем в предыдущем году. Демографический спад рождения начала 1990-х докатился до университетов, и сейчас университеты борются за абитуриентов. Зная это, мы интенсивно работали. В этом году на естественнонаучные факультеты мы взяли даже больше, чем в прошлом, - это одно из приятных достижений этого года. Конечно, в течение года мы вели активную профориентационную работу, открывали новые специальности, устраивали фестиваль факультетов. Мне было приятно смотреть, когда довольно быстро заполнились бюджетное и платное отделения.
 
Какие еще были приятные открытия? Те же специальности остаются популярными?

Да. Все равно популярны экономический и юридический факультеты, факультет международных отношений. Это тенденция не только Беларуси, но и всего мира. Учиться математике, физике и химии тяжелее: в мире считается, что экономист быстрее заработает себе на хлеб, чем инженер. Второе приятное событие – 90-летие университета. Оно не свалилось на нас, мы к нему готовились. Нам приятно, что университет поздравляют со всего мира, что он поднялся в рейтингах. У нас хорошее финансовое положение. Это говорит о том, что БГУ динамично развивается, и это очень приятно.
 
Вопрос от пользователя: "Из года в год снижается средний балл за тестирование по математике и физике. Чем это обусловлено? Как с этим бороться?".

Мы не раз это обсуждали. Директор Республиканского института контроля знаний считает, что неправильно сравнивать год с годом, потому что даются задачи разной сложности. Дети меньше хотят учиться математике, физике и химии. Над этим надо работать всем вместе. Я имею в виду университеты, производственные предприятия, тот же ПВТ, который должен больше показывать, что это хорошие специальности. После инженерных и программистских специальностей складывается хорошая карьера, хорошие заработки. На это должна работать вся система, и это даст результат.
 
БГУ выходил с таким предложением к коллегам?

Выходили. Мы работаем с ПВТ, министерствами. Здесь недостаточно усилий только вуза: что бы мы ни делали, если в обществе не будет понимания важности таких специальностей, ничего не изменится.
 
На ваш взгляд, снижение среднего балла – это проблема или нет?

Я бы сказал, что некоторая проблема есть. Хотя, с другой стороны, если сравнить студентов этих лет со студентами 10-летней давности, то современные студенты очень умные, несмотря на критику. Я еще помню ситуации, когда после окончания вуза на производстве тебе говорили забыть все, чему тебя учили. Так было в 1970-е, так есть и сейчас. Выходят хорошие специалисты. У нас масса примеров выпускников 1990-х годов, которые создали сильные компании, возглавляют мощные организации. У нас есть компания ITransition, которую возглавляет выпускник ФПМ Сергей Гвардейцев: он закончил вуз в 1990-е годы.
 
Вы отслеживаете судьбы наиболее успешных выпускников?

Да. Профессора жалуются, что первокурсники приходят плохо подготовленные. Те, кто поступил на платное отделение, более слабые. В первом семестре мы стараемся дать факультативы, дополнительные курсы. Проблема есть, но потом получаются хорошие студенты и хорошие специалисты.
 
Как сложная экономическая ситуация повлияла на работу вашего вуза? Сказалась ли она на зарплате преподавателей, стоимости обучения, важных статьях расходов? Наверняка вы в чём-то ужались…

Безусловно, ужались. Закупку компьютеров и обновление нашей материально-технической базы пришлось замедлить, потому что цены взлетели. Деньги, которые мы планировали на год на закупку вычислительной техники или литературы, остались, но цены выросли, и мы купили меньше. Мы подписались на меньшее количество научной периодики. Хоть мы и зарабатываем часть бюджета сами, государство выделяет нам запланированный бюджет. Поэтому пришлось ужаться, меньше покупать, ремонтировать и строить. Тем не менее мы хорошо идем. Понятно, что здесь огромная помощь государства: именно с его помощью мы отремонтировали 7-е общежитие, ввели его в строй к 1 сентября. С помощью государства мы заканчиваем строительство здания для факультета международных отношений.
 
Когда вы введете его в эксплуатацию?

В конце года мы закончим строительство, планируем, что со второго семестра студенты начнут там учиться. Мы думали открыться чуть раньше, но кризис немного помешал. Взлетели цены на стройматериалы, мы не успеваем открыть факультет к юбилею университета, как планировали год назад.
 
Безусловно, преподаватели жалуются на зарплаты. В общем-то, они получают неплохую зарплату, но жалуются, как все, потому что подорожали определенные товары. Хотя мы стараемся помогать преподавателям из внебюджетных источников. К юбилею университета мы выплатили всем дополнительно по половине оклада, каждый месяц выделяем им материальную помощь, даем премии из фонда материального поощрения. Мы раздаем людям все, что имеем. Понятно, что всегда хочется большего.
 
Следующий вопрос от пользователя: "Когда и насколько будет повышаться плата за обучение? Связано ли это с экономической ситуацией в стране?".

На повышение стоимости влияет несколько факторов: повышение стоимости услуг ЖКХ, но главное – повышение ставки первого разряда, которое произошло с 1 октября. Это значит автоматическое увеличение зарплаты для всех наших сотрудников, которые работают на бюджете и вне бюджета. Понятно, что при таком повышении ни один университет не выдержит долго на старых ценах. Пока в БГУ нет решения, когда увеличить стоимость обучения и на сколько, сейчас это обсуждается. Так как ставка повышена в октябре, уже с 1 октября сотрудники получат новую зарплату, выросшую на 28%. Пока мы не увеличили стоимость обучения. Может, это произойдет в ноябре, может, в декабре. Пока эти вопросы прорабатываются.
 
Процент тоже не назовете?

Министр рекомендовал повысить стоимость до 25%. Где-то в этих пределах мы и будем находиться.
 
Как вы относитесь к заочному образованию? В Беларуси у него немало критиков. В то же время в мире популярно дистанционное образование. Какие планы в этом отношении у БГУ?

В БГУ хорошая пропорция. Я знаю вузы с большим процентом заочников. У нас две трети – студенты дневного обучения и треть – студенты заочного обучения. Так сложилось достаточно давно. В общем-то, этот баланс нас устраивает. Заочное образование должно быть, это даже не обсуждается. Есть люди, которые хотят работать и получать образование. Надо дать им эту возможность. Если человек сразу пошел работать, а потом решил получить образование, уже создал семью, естественно, он будет учиться на заочном. Поэтому заочное образование было, есть и будет. В определенной степени пропорция БГУ является примером, нас за это никогда не критикует министерство. Такую пропорцию мы и планируем сохранять. Главное – качество образования. Сейчас преподаватели все больше и больше общаются с заочниками через интернет. Пока заочная форма предполагает установочные лекции, экзамены. Дистанционная форма предполагает проводить некоторые экзамены дистанционно. Будем смотреть. Заочное образование БГУ уважается и котируется в стране. Люди хотят учиться, и работодатели довольны.
 
Какие вопросы сегодня больше всего беспокоят ваших студентов? Обеспеченность общежитием?

Один из самых важных вопросов – обеспеченность общежитием. БГУ с каждым годом становится все более и более национальным университетом. У нас учится больше неминчан, и понятно, что вопрос общежития очень важен.
 
Какой процент вы сегодня обеспечиваете общежитиями?

К сожалению, из-за нескольких факторов он уменьшился. С одной стороны, государство дало нам хорошие общежития в Студенческой деревне, и мы ввели 7-е общежитие после капитального ремонта. Но мы лишились 4-го общежития на проспекте Победителей, закрыли на ремонт 3-е общежитие – планируем его сдать к чемпионату мира по хоккею. Мы лишились 9-го общежития на ул. К. Маркса, поэтому процент обеспечения общежитиями несколько снизился. Это грустно: у нас сейчас обеспеченность студентов общежитием менее 50%. Это сдерживает экспорт образовательных услуг. Мы не можем дать иностранцам общежития на весь срок их обучения. Старшекурсники уже начинают жить на квартире. Мы ищем баланс между белорусами и иностранцами. Если бы у нас было больше общежитий, у нас было бы больше иностранцев и было бы комфортнее учиться белорусам. Это главная проблема.
 
Как из нее выбираться?

Строить общежития – это вопросы государственного уровня. Сейчас государство строит Студенческую деревню. Мы надеемся, что нам дадут общежития, но пока ситуация не понятна. Университетам строить самим очень тяжело, это требует больших денег. Я думаю, постепенно ситуация будет улучшаться.
 
Сегодня появилась информация, что вы стали действительным членом Европейской академии. Мы поздравляем вас от всей души. В то же время не секрет, что вы входите в список чиновников, которым запрещен въезд в страны ЕС. Насколько это мешает вашей работе? Вы пытались оспаривать это решение?

Я никогда не комментировал это решение. Мне, кстати, так никто и не объяснил, почему меня внесли в список, хотя в решении было написано, что людям объяснят причину. По моему глубокому убеждению, данное решение является исключительно политическим и не имеет под собой никакой реальной основы. Судите сами: оно было принято 31 января 2011 по итогам событий 19 декабря 2010 года. В этот день органы правопорядка в числе других участников задержали 22 студентов БГУ. До 31 января ни один из них не был отчислен из вуза. Студенты, которые были задержаны, отсидели 10-15 суток и пришли к нам. Некоторые сразу попросили их отчислить, потому что хотели учиться в Польше, Литве или где-то еще в Европе. Им сказали сдавать сессию. Некоторые пошли, некоторые нет. По итогам сдачи зимней сессии из 22 задержанных было отчислено только четыре человека из-за академической неуспеваемости. Четыре человека потом написали заявления, потому что не хотели учиться.
 
Мешает ли мне то, что меня сделали невъездным? В какой-то степени да. В августе, например, я должен был ехать в Италию на заседание Всемирной федерации ученых, в состав которой вхожу. Из-за этого списка я не мог поехать. Это минус, потому что не было представителя Беларуси, хотя федерация не имеет никакого отношения к университету, я был ее членом не один год. Это мешает, но я это переживу. Это политика.
 
Какова позиция ректората БГУ касательно участия студентов БГУ в различных митингах?

Студенты - самостоятельные взрослые люди. Они сами принимают решение о том, что им делать. В БГУ, как в любом университете мира и любой организации, есть правила внутреннего распорядка. В них написано, что студент не должен совершать действия, которые подпадают под административную и правовую ответственность. 1 сентября под этим подписывается каждый студент. Подписавшись под правилами распорядка, студент принимает решение, идти ему или не идти на несанкционированный митинг или другое мероприятие. Каждый решает сам, как ему действовать. И каждый должен сам отвечать за свои поступки. Мы предупреждаем студентов, чтобы они были внимательными и ответственными. Когда их задерживают, к нам приходят письма, на которые мы должны реагировать.
 
Как вы реагируете?

По-разному. Вначале беседуем со студентом, с родителями. Потом, если не помогло, делаем замечания, затем выносим выговор. Это длительная процедура: сначала человеку дается несколько предупреждений, прежде чем дело доходит до исключения.
 
Вы были первым ректором, который создал свой видеоблог.

И TUT.BY меня за него критиковал. Написали, что я меняю костюмы.
 
Для чего вы создали блог? Для общения?

Это одна из форм общения со студентами. Таких форм много. На сайте есть рубрика "Задай ректору вопрос", где я отвечаю на вопросы. Я встречаюсь со студентами в университете, в лагере "Бригантина". Это способ рассказать студентам и сотрудникам от первого лица о том, что происходит в университете, и получить какую-то реакцию. Раз-два в месяц я рассказываю о наиболее важных событиях. Приходят отзывы на сайт, мне звонят. Это хорошая форма общения.
 
Оправдала себя эта форма?

Оправдала. Я доволен реакцией, которую я получаю.
 
Вопрос от пользователя: "Будут ли ремонтировать главный корпус?".

Будут.
 
Когда?

Планируем со следующего года начать проектные работы. Но главный корпус подразделен на четыре очереди. Первую очередь мы сделали, еще три впереди. Это не скорый процесс. Следующую очередь мы планируем начать в следующем году.
 
Куда и когда переселят экономический факультет?

Пока мы не планируем его никуда переселять. Освободится корпус факультета международных отношений, но мы не решили, кого туда поселим. Может быть, экономический, если они захотят. Но пока никакого решения нет.
 
Как вы проводите свободное время? Что читаете? Как отдыхаете?

Свободное время я провожу или в семье на даче, или дома, или с друзьями на рыбалке, в бане. Мы играем в теннис, бильярд. Это стандартное мужское сочетание.
 
Читать удается или нет времени?

Удается, но чаще в отпуске, чем в будние или выходные дни. Обычно просматриваю газеты. Художественную литературу я читаю в отпуске.
 
Мы от всей души поздравляем вас с днем рождения. Последнее слово у нас всегда за гостями.

Я знаю, что у TUT.BY много читателей среди наших студентов и выпускников. Я хочу сказать, что университет развивается, мы гордимся тем, в каком состоянии он сейчас находится. Если бы создатели университета в 1921 году посмотрели на нынешнее его состояние, они были бы горды. Это наша с вами заслуга и гордость страны. Я хотел бы поблагодарить всех, кто вовлечен в учебу и работу в университете, и поздравить наших выпускников, студентов, сотрудников с 90-летием Белорусского государственного университета и пожелать, чтобы мы так же динамично и мощно развивались. Через 10 лет будет столетие университета. Я желаю, чтобы университет пришел еще более сильным, более известным в мире. Я хочу пожелать вам здоровья, счастья и всего самого хорошего.
 
Будут ли какие-то подарки? Может, вы что-то добавите к стипендии…

Всем сотрудникам мы выплатили дополнительно по половине оклада. Студентов мы тоже поощряем. У нас есть именные стипендии, но всем такого не сделаешь. 

TUT.BY от души поздравляет БГУ с юбилеем. Желаем: преподавателям - толковых студентов и достойной зарплаты, студентам - толковых преподавателей и достойной стипендии. Университету - дальнейшего роста и достижения заявленных целей.
-30%
-40%
-11%
-10%
-50%
-30%
-25%
-95%
-25%
0068422