1. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  2. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  3. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  4. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  5. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  6. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  7. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  8. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  9. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  10. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  11. Цепи солидарности, около 100 задержанных. Что происходило в Беларуси 23 января
  12. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Столичная милиция сообщила о 100 задержанных
  13. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  14. В Борисове горел дом: погибли четыре человека
  15. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  16. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  17. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  18. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  19. В Беларуси с начала пандемии — 235 859 человек с COVID-19. Сколько новых случаев обнаружили за сутки
  20. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  21. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  22. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  23. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  24. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  25. Умер Ларри Кинг
  26. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  27. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  28. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  29. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  30. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел


Снежана Инанец,

Корреспонденты TUT.BY проплыли по известному водному маршруту советского времени, взглянули с Припяти на президентскую дачу и поговорили с капитаном "крылатого" теплохода о прошлом и настоящем белорусского пассажирского флота.



Для того, чтобы полюбоваться красотами природы, ехать далеко вовсе не обязательно. По крайней мере, даже закоренелые скептики уже знают, что взглянуть в Беларуси есть на что. Была бы возможность. И такая возможность есть: в минувшем году знаменитый в советское время водный маршрут из Мозыря в Туров очнулся от летаргического сна длиной более чем в два десятка лет.

В недавние выходные мы оказались на борту "Полесье-05". По отзывам тех, кто "плавал, знает", 162 километра от Мозыря до Турова должны были пролететь незаметно. Причем никаких метафор – именно пролететь, потому как "Полесье" официально так и называется – судно на подводных крыльях. Если коротко: набирать высокую скорость (вплоть до 100 километров в час) теплоходу удается за счет особых крыльев, которые находятся под корпусом и приподнимают его над водой.

Стоит заметить, что "Полесье" - ценный скоростной теплоход, которым вполне может гордиться белорусское судостроение. Создавались СПК – судна на подводных крыльях – на Гомельском судостроительном заводе с 1983 по 1996 год. За тринадцать лет предприятие создало более ста теплоходов такого типа, причем большинство кораблей разошлись в разные уголки бывшего СССР и мира. В самой Беларуси в восьмидесятых было 15 "крылатых" теплоходов. Почти все они были распроданы в непростые девяностые. Ныне СПК "Полесье", которое выправляется в плавания республиканским унитарным предприятием "Нижне-Припятское" - единственное в Беларуси.





Пренебрегая сильным ветром (скорость "Полесья" порой достигает 75 километров в час, а ведь еще и осень на дворе!), значительную часть пути проводим на верхней палубе. Посмотреть есть на что – как-никак, маршрут проходит по территории Национального парка "Припятский". Кстати, в расписании обозначено почти два десятка остановок, однако между конечными пунктами ненадолго причаливаем лишь в Петрикове, потому что там выходят некоторые пассажиры. Капитан-механик Николай Юницкий объясняет: корабль придерживается расписания, но останавливаться нет смысла, если никого нет на причале.





Засидевшихся в теплой каюте подзадоривает моторист Владимир Логвинец – он выходит из капитанской рубки и с улыбкой объявляет:

- А сейчас будем проплывать дачу президента. Можете взглянуть.

Многие любопытно устремляются наверх. Скоро в прибрежной зоне показываются стильные особняки – резиденция в Лясковичах…. Что ж, виды из ее окон наверняка открываются неплохие. Похоже, именно они способствовали прошлогодним обещаниям Александра Лукашенко возродить пассажирское судоходство на крупной полесской реке.





Кстати, Николай Юницкий водил это "Полесье" и прошлым летом, и нынешим, и в советские годы. А значит – может сравнить, что было "тогда" и что есть "сегодня".

- Конечно, очень хорошо, что судно снова ходит по прежнему маршруту. Но все-таки масштабы не те. Смотрите сами: теперь мы ходим в Туров только раз в неделю. А раньше из Мозыря можно было уплыть и в Туров, и в Пинск, и в Гомель, и в Киев. Только в Киев было по 5 рейсов в день – 3 утром и 2 в обед, - вспоминает капитан "Полесья", - Пассажирам было удобно пересесть в Пинске с нашего теплохода на другую "ракету" и попасть в столицу Украины.

Когда теплоход только-только вернулся на маршрут прошлым летом, РУП "Нижне-Припятское" делилось с журналистами планами постепенно возобновить рейсы до Пинска, до Столина.

- По моим прикидкам до Столина теплоход вряд ли пустят. Да и Горынь не вполне судоходная река. А вот до Пинска когда-нибудь – вполне может быть. Это 362 километра, по которым в былые времена мы ходили. Спрашиваете, что с рейсами на Киев? Дело в том, что тот маршрут проходил через деревни, которые забросили после Чернобыля. Так что людей там вообще нет.

Не жаловались раньше и на число пассажиров. Причем, говорит капитан, "Полесье" активно использовалось как транспорт, потому что в этих краях тогда еще не было "нормальных дорог". Хотя в некоторые деревни на нашем пути, например в Мордвин, Снядин и сейчас попасть быстрее по реке, чем по дороге.

- Иногда мозыряне-дети плавают к родителям, оставшимся в глухих здешних деревнях, но больше на теплоходе все-таки туристов. А это в основном молодые люди из России и Беларуси, которые узнали о нас от друзей в интернете.

- А с заполняемостью судна постоянно так? – спрашиваем, оглядывая нескольких пассажиров, плывущих на теплоходе, который готов принять на борт полсотни человек.

- Несколько раз удалось заполнить борт, да так, что не поместились все желающие, но чаще всего на рейсы остается много свободных мест. Иногда вот так, плывем ради десятка человек, - вглядываясь в речную даль, рассуждает Николай Юницкий, - Оно и понятно. Все-таки не каждый может себе позволить билет за 57 с копейками тысяч. А если учитывать, что большая часть пассажиров возвращается с нашим же кораблем в Мозырь, то и все 115 тысяч. Раньше маршрут "Мозырь-Туров" стоил что-то около шести с половиной рублей.







Билеты и впрямь не дешевые, но и судно ведь расходует немало топлива – на путь в Туров и обратно уходит 1020 литров солярки. Плюс расходы на обслуживания теплохода надо покрывать. Да и подоспело время менять или хотя бы делать капитальный ремонт двигателя – "сердце" "Полесья" можно починить только в Лиде, а купить новое и вовсе лишь в Санкт-Петербурге. Стоит он, кстати, 65-68 тысяч долларов. Вот и получается, что в прошлом доходные рейсы, сегодня мало себя оправдывают с экономической точки зрения. Многие боялись, что этим летом судно снова не выйдет на маршрут. Но все же вышло, хоть и только в середине августа.

Пожалуй, неплохую финансовую подмогу обеспечивают прогулки на "Полесье" в районе Мозыря, которые заказывают на свадьбы, юбилеи, выпускные вечера. Так что, при умелом подходе можно потихоньку приучить пассажиров и к туристическому маршруту до Мозыря. Правда, по словам капитана, люди часто удивляются, что по пути плохо развита инфраструктура. Гостям хотелось бы иметь возможность выйти на какой-нибудь остановке и перекусить, купить сувениры. Может, тогда бы ездили чаще.

Когда судно причаливалось в Турове, думалось: пожалуй, этот полесский маршрут – один из проектов, которые нельзя терять даже несмотря на изначальную нерентабельность. Наоборот, стоит пытаться сделать его более прибыльным и посещаемым. Как – это уже другой вопрос, ожидающий чьи-нибудь светлую голову и здравый ум.



P.S. Ожидается, что в этом году "Полесье-05" будет курсировать по маршруту Мозырь-Туров еще 2 субботы – до 17 сентября. Можно успеть прокатиться.

Фото: Александр Петухович
-30%
-10%
-20%
-20%
-20%
-10%
-30%
-10%
-20%
-50%
0071674