Олег Галкин,

С 16 по 21 августа в подмосковном Жуковском проходил Международный авиакосмический салон МАКС-2011. Экспозиция белорусских производителей вызвала живой интерес у посетителей выставки. Специалисты отметили, что она оказалась гораздо привлекательней, чем в прошлые годы. Особенно выигрышно смотрелись беспилотные разработки.

Не секрет, что Беларусь не является авиапромышленной державой. У нас не строят огромных вместительных воздушных лайнеров, не производят истребители и бомбардировщики для военных нужд. Тем не менее, трудно найти на постсоветском пространстве самолеты, в которых не использовались бы приборы или системы управления, изготовленные на белорусских предприятиях. В Беларуси также имеется несколько авиаремонтных заводов. А вот в области проектирования и производства беспилотных летательных аппаратов белорусы пусть и не впереди планеты всей, но зато точно где-то в первых рядах.

В составе белорусской делегации на МАКС-2011 поехали три компании - ЗАО "Белтехэкспорт", ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" и ООО "КБ Индела".

"Белтехэкспорт" привез с собой продукцию предприятий "Агат-системы управления", "КБ "Дисплей" и Оршанского авиаремонтного завода. На его стенде гости авиасалона могли ознакомиться с командными пунктами для управления огнем зенитно-ракетных систем большой, средней и малой дальности типа С-300, С-200 и "Бук". На нем также были представлены около 40 выставочных образцов видеомониторов на плоских панелях, планшетные компьютеры, макеты командно-штабной машины, машины боевого управления и интеллектуальной автоматизированной системы наблюдения и охраны.

Барановичский 558-й авиационный ремонтный завод развернул свою экспозицию вместе с компанией "КБ Индела". Ремонтный завод демонстрировал тактический беспилотный летательный аппарат с дальностью полета до 100 км "Гриф-1" и бортовую аппаратуру индивидуальной радиотехнической защиты самолета "Сателлит". Ими заинтересовались представители Казанского национального исследовательского технического университета им.А.Н.Туполева, в результате чего между заводом и университетом был подписан договор на разработку и изготовление совместного летательного аппарата.

Отдельного упоминания заслуживают беспилотники "КБ Индела". На его стенде были выставлены три модели: "INDELA-6M", "INDELA I.N.SKY" и "Беркут".

Похожий на стрекозу, "INDELA-6M" представляет собой комплекс воздушной разведки самолетного типа с размахом крыла 6 м, парашютной системой спасения, гиростабилизированной оптико-электронной системой и временем полета до пяти часов. Он может использоваться для мониторинга территорий и объектов, линий электропередачи, контроля пожарной обстановки, ведения поисковых работ и аэросъемки местности.

Роботизированная воздушная мишень "Беркут" по виду напоминает небольшой самолетик (размах крыла - 2,8 м, масса - 34 кг), однако имитирует воздушные цели так умело, что на экране радаров отображается как полноценный боевой самолет или крылатая ракета. Кроме того, он может развивать скорость до 400 км/ч!

Но самым интересным элементом белорусской экспозиции был, пожалуй, роботизированный беспилотный вертолет "INDELA I.N.SKY". Этот беспилотник массой 120 кг может нести на себе полезную нагрузку до 30 кг, способен совершать полеты продолжительностью до 5 часов на расстояние до 100 км. На нем установлена навигационная система, в которой используются нейросетевые алгоритмы. Аппаратура наблюдения крепится к двухосевой гиростабилизированной платформе, которую можно считать белорусским ноу-хау. На авиасалоне "INDELA I.N.SKY" был единственным полноценным беспилотным вертолетом от производителя из СНГ, второго такого со всего пространства бывшего Советского Союза показать никто не привез. Кстати, всего в мире насчитывается не более 5-7 стран, в которых умеют делать подобные машины.

По словам главного конструктора "КБ Индела", Владимира Чудакова, павильон, где располагалась белорусская экспозиция, буквально трещал от наплыва посетителей. Переговорные комнаты были заняты постоянно, и даже временами не вмещали всех желающих туда попасть. "Одна только наша компания провела более 50 переговоров, в результате которых было подписано 12 предварительных договоров с весьма крупными российскими компаниями. Очень большой интерес к нашим разработкам еще проявляли Ближний Восток, Латинская Америка и Польша", - сказал Владимир Чудаков.

Фото: "КБ Индела"





















0063042