Олег Галкин, / Олег ГАЛКИН

Результаты исследований текстов Талмуда показали, что рассуждения иудейских религиозных авторитетов могут быть полезны при работах над созданием искусственного интеллекта. Такой вывод сделала международная группа ученых, занимавшаяся анализом священных текстов иудаизма. Существенную роль в координации деятельности этой группы сыграл белорусский ученый Андрей Шуман.
 
Одним из наиболее востребованных направлений в развитии современной вычислительной техники сейчас является массивно-параллельное программирование. Еще на заре компьютерной эры инженеры задумались над возможностью параллельных вычислений. Главное их преимущество заключается в том, что они позволяют увеличивать быстродействие компьютера без наращивания мощностей его электронных компонентов. Со временем возникла потребность в моделировании сложных процессов окружающей действительности, таких как экономика, человеческий организм и природные процессы. А с точки зрения кибернетики любой природный процесс является массивно-параллельным. К примеру, человеческий организм содержит примерно 6х1013 клеток, и все они, с одной стороны, согласованно, с другой, параллельно выполняют свои функции. И человеческий мозг, посылающий к ним сигналы, можно здесь сравнить со своеобразным суперкомпьютером, который за кратчайшие промежуточные отрезки времени решает миллионы и миллиарды задач. Сегодня все прогрессивное человечество находится в предвкушении создания искусственного интеллекта. Но создать программное приложение по функциональности хотя бы приближенное к человеческому мозгу пока что невозможно. И дело даже не в том, что не хватает мощностей “железа”. Не хватает мощной теоретической базы на уровне алгоритмов, по которым бы работал “кибермозг”.
 
А пока математики-информатики бьются над этой задачей, в других ученых кабинетах полным ходом идут другие, не менее интересные исследования. Вот уже несколько лет ученые с мировым именем занимаются математической формализацией рассуждений… Талмуда! Лидерами в этом направлении стали профессор Королевского колледжа Лондона Дов Габбай, а также профессора из израильского Университета Бар-Илана. Результаты их исследований были опубликованы в двух книгах об иудейской логике, вышедших недавно в западных издательствах. По мнению авторов, формализация иудейской логики внесет весомый вклад в развитие современной математической логики, информатики и философии, а также многих других сфер научной деятельности.
 
Фактически было обозначено новое направление в символической логике – “иудейская логика”, или “талмудическая логика”. Интересно, что к ее становлению причастна и белорусская наука в лице доцента Белорусского государственного университета Андрея Шумана, ныне живущего и работающего в Минске. Он был главным редактором обеих книг. Там же были опубликованы некоторые его работы. По его словам, иудейская логика может быть полезна при дальнейших работах над созданием искусственного интеллекта. “В настоящее время информатику интересуют логические системы, формализующие мультиагентную и интерактивную вычислимость. Талмудические рассуждения являются как раз мультиагентными и интерактивными. Поскольку они строятся, учитывая наличие множества мнений и различных авторитетов. Существует очень сложная система определения, кто одержал победу в споре. Если мы научимся такие рассуждения лучше понимать, это будет способно вызвать настоящую революцию в разработках искусственного интеллекта”, – сказал он.
 
“Электронный раввин” заменит реального?
 
Для современных ученых Талмуд оказался ценен тем, что многие богословские споры, изложенные в нем, построены по образу и подобию массивно-параллельных процессов, которые очень интересны современным ученым в области информатики. Так, изучая принципы построения талмудических рассуждений, Андрей Шуман обосновал возможность логических рассуждений, которые являются массивно-параллельными и поэтому могут быть не аксиоматическими, то есть не зависящими от аксиом. Дальнейшее изучение иудейской логики приведет к появлению конкретных приложений, которые будут работать на ее принципах.
 
И первые результаты постепенно начали появляться. Уже обсуждается возможность запуска проекта по созданию “электронного раввина”, который не хуже любого другого раввина сможет строить талмудические рассуждения. А профессор Дов Габбай формализовал систему так называемых абдуктивных рассуждений на базе талмудического правила "кал вахомер", которые могут быть интересны, например, в сфере экономики или математической социологии.
 
Говоря об отличиях между еврейской логикой и логикой народов Европы, Андрей Шуман сказал, что оно кроется в первую очередь в том, что первая основана на базе особых правил толкования священных текстов иудаизма, а вторая опирается на логику, сформулированную Аристотелем. Причем обе они в значительной степени опираются на религиозное мировоззрение.
 
“Корни еврейской логики, несомненно, религиозные. Но, с другой стороны, корни христианского мировоззрения и аристотелевской логики тоже во многом религиозные. Присутствуют просто разные допущения. Допущение аристотелевской логики заключается в том, что существует много высших начал, богов, аксиом. И из этих аксиом извлекается какое-то частное знание. Рассуждения здесь строятся на том, что есть некие высшие роды и есть какие-то частные их разновидности – виды. Зная род, свойства рода, мы переносим это знание на виды. То есть двигаемся как бы по вертикали, сверху вниз. В иудаизме такое рассуждение неприемлемо, и строится оно там не вертикально, а горизонтально: от одного рода к другому роду и от одного вида к другому виду. Здесь сразу предполагается наличие многих точек зрения, множества агентов рассуждения, то есть своеобразная мультиагентность. Но допускается только одно высшее начало – Бог. И поэтому выводить из общего частное – это прерогатива Бога, так делать как бы нельзя. Можно двигаться только по горизонтали”, – пояснил Андрей Шуман.
 
Работа Андрея Шумана и других философов-логиков над формализацией талмудических рассуждений демонстрирует, что религиозные тексты не исчерпали своей значимости и в наш техногенный XXI век. Даже сейчас из них извлекаются научные данные, которые имеют прикладное практическое значение и которые могут быть использованы в инновационных разработках.
 
Наглядные примеры иудейской логики.
 
Понять иудейскую логику можно на примере феномена так называемого еврейского анекдота. Что и неудивительно, ведь особенности иудейской логики находят свое отражение во всех сферах культурной жизни еврейского народа, включая и чувство юмора.
 
Ситуация №1. Загадка из старого еврейского анекдота:
 
Вылазят из трубы два трубочиста и смотрят друг на друга. Оба чумазые. Но у одного трубочиста лицо чистое, а у другого – грязное. Вопрос: кто из них пойдет помыться?
 
Первый ответ, который приходит на ум – разумеется, тот, у которого лицо грязное.
 
Ответ неправильный.
 
Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, смотрит на того, у кого лицо чистое, и думает, что у него самого оно тоже чистое.
 
Напрашивается другой ответ: тот, у кого лицо чистое.
 
Ответ неправильный.
 
Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, видит, что тот, у кого лицо чистое, идет мыться, и идет вслед за ним.
 
Следующий ответ: мыться пойдут оба.
 
Ответ неправильный.
 
Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не
пойдет умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идет умываться, поймет, что его лицо чистое, и тоже не пойдет умываться.
 
Правильный ответ: Как такое вообще может быть, чтобы из трубы вылез один чистый, а другой грязный?
 
Здесь мы видим наличие множества параллельных рассуждений, причем определить какое из них является верным с первой попытки не так-то просто.
 
Ситуация №2. Анекдот о значимости логики.
 
Как-то pаз гyляли четыpе pаввина в паpке и поспоpили на однy религиозную темy. Полyчилось, что тpи pаввина пpотив одного. Тyт тот один стал гоpячо молиться.
– Боже, я знаю, что я пpав! Пожалyйста, дай какой-нибyдь знак, чтобы они поняли, что я пpав!
Тyт же небо заволокло тyчами и yдаpил гpом. БУМ!!!
– Вот видите, – закpичал pаввин, – Бог говоpит, что я пpав!
– Дождь не может слyжить доказательством! – говоpят те тpое. – Может, это пpосто совпадение!
Раввин пpостеp pyки к небy и гpомко сказал:
– Боже милостивый, пожалyйста, дай ещё один знак! Умоляю тебя!
И тyт.... БАБАХ... молния как даст в соседнее деpево.
– Смотpите! Видите! Я пpав!
Те тpое:
– Hy и что! Пpи гpозе всегда молния бывает! Hе доказательство!
Тогда тот pаввин закpичал из последних сил:
– Господи, нy подай ты более весомый знак, а то они не повеpят!
И тyт тyчи pассеялись, и Глас Божий с небес сказал: – ОH ПРАВ!!!
Те тpое:
- Hy и что?!! Все pавно полyчается тpи пpотив двyх!!!
 
Тут показывается, что в талмудических рассуждениях нет места чудесам и пророчествам. Они должны строиться исключительно на логике – на строгих и заранее заданных правилах рассуждения. Никто, даже Всевышний не способен вмешаться в ход построения вывода.
{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-20%
-10%
-20%
-30%
-20%
-50%
-15%