Александр Николайчук, / Александр Николайчук

Для того чтобы попасть в белорусскую деревню Семеховичи (Пинский район), нужно дважды пересечь государственную границу и проехать по дороге, которая принадлежит двум государствам одновременно.







В отличие от других белорусских деревень Семеховичи славятся своим стратегическим положением на демаркационной карте. С одной стороны – Украина, с другой – Беларусь, а посредине – асфальтный путь, который неоднократно становился предметом территориальных споров. После развала СССР часть дороги отошла под юрисдикцию украинского государства, хотя сама деревня была и остается белорусской. Увы, для Семехович пограничная дорога – своего рода путь жизни, по которому в деревню поступают продукты и почта. Единственная альтернатива ему – забытые тропы в глухом полесском лесу. Щекотливое положение Семеховичей украинские власти отлично понимают и поддерживают на дороге относительно свободный режим передвижения. Единственное условие – транзитное движение в режиме нон-стоп. Остановки и съезды на обочину чреваты разбирательствами и внушительными штрафами.

От белорусского пункта пропуска до Семеховичей пять минут пути. Белорусский лес теснит украинский хутор, затем Украину вновь сменяет Беларусь. Транзитный участок небольшой, всего пять-шесть километров.

Семеховичи – деревня одной улицы. Умирающая деревня. Деревянные домики жмутся к обочине, а заброшенную автобусную остановку окружают хозяйственные постройки во главе с передвижной почтой.









Местные жители – в большинстве своем пенсионеры, которые помнят войну и те времена, когда дружить с украинцами было очень просто. Жизнью в пограничной деревне довольны все. Да и много ли надо старикам от жизни? Автомобильная лавка навещает деревню с завидным постоянством. Время от времени к сельчанам заглядывают родственники и дети. Проехать в Семеховичи непросто, но пограничные кордоны для родни не помеха. Раньше, до либерализации пограничных инструкций, проехать в Семеховичи было все равно что посетить Европу или Америку. По крайней мере, билет в деревню посторонним не продавали.









Кутаясь в платок и едва сдерживая слезы, старая женщина рассказывает о своих друзьях на соседнем, теперь уже заграничном хуторе. Речь обитателей Семеховичей – смесь украинского и белорусского языков. Почему-то кажется, что украинских корней в белорусской деревне гораздо больше. Но на Полесье подобный говор – норма и доказательство братства славянских народов.



В то время, когда не было границ и барьеров, Семеховичи ассоциировали себя с Украиной. По словам старожилов, предполагалось, что деревня, может быть, даже станет украинской. Но граница легла рядом, разделив историю и людей. Статус приграничного района принес деревне радости и беды. В длинном списке последних – отчаянные попытки контрабандистов превратить деревню в перевалочную базу. Сейчас в Семеховичах спокойствие и порядок, а пограничные службы знают каждого жителя если не в лицо, то по паспорту.







Большинство сельчан в Семеховичах живет по принципу одного дня. Общение старикам заменил телевизор, а походы – огород и забота о слабеющем здоровье. Близость к границе жителей не беспокоит. Дорогу к деревне белорусские службы поддерживают в рабочем состоянии. То же самое касается электричества и связи. К слову, в приграничных районах еще есть случаи, когда оплачивать услуги электриков и связистов белорусам приходится в Украине.

В Пинском районе деревню Семеховичи называют затерянным миром. Дескать, крошечный островок между границами долгое время существовал по своим законам, вдали от государственных программ и цивилизации. Возможно, это и так. На опустевших улицах не видно флагов, а сельский клуб не развлекает молодежь и школьников. Молодежи в деревне практически не осталось. Энергичные местные уроженцы перебрались в город, а вместе с ними уехали и родители. Кто-то из стариков покидает деревню зимой и возвращается летом. Но деревня не умрет. Она не может умереть хотя бы ради дороги, которая держится на уважении и любви к людям.

Портал TUT.BY и цифровой журнал ET Cetera благодарит Государственный пограничный комитет за помощь в организации посещения деревни Семеховичи.

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог": 

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Операция "Валенки"

"100 дорог": Каменный кристалл

"100 дорог": Биеннале под белорусским небом

Генеральный партнер проекта

ИП "Велком" (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) – первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси. С ноября 2007 года компания входит в состав mobilkom austria group – одного из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы. Вместе с нашими клиентами мы движемся вперед, чтобы делать жизнь людей лучше, предлагая передовые услуги связи.

Технический партнер проекта


 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.
 
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.

Партнер проекта

Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса.
{banner_819}{banner_825}
-90%
-10%
-10%
-35%
-35%
-99%
-15%
-20%
-50%
-15%