Александр Николайчук, / Александр Николайчук

Говорят, что путешествия "в ближний свет" не способны принести удовольствие и новые впечатления. Однако, мечтая о дальних рубежах, мы, как водится, не замечаем того, что происходит рядом, всего в десятке километров от белорусской столицы. До Столбцов и Дзержинска от Минска рукой подать. И вместо "ста дорог" к "дворцовым" районам ведет всего одна…

Минск-Столбцы


Столбцовские будни от столичных отличаются разве что размахом. Минские стада уборочных машин подменяют одинокие дворники, а бригады строителей вместо возведения многоэтажных домов и обшивки хрущевок заняты размеренной заменой плитки на главной городской площади. Для небольшого и спокойного городка реконструкция лобного места - стройка года, которая обещает закончиться аккурат к первому майскому солнцу. Центральную уличную развилку венчает красный флажок на шпинделе. Красное полотнище - доказательство трудовых подвигов местных рабочих и крестьян. Ранним утром труженики спешат на работу, совершая финансовый моцион в местных отделениях РУП "Белтелеком" и "Белпочта". В региональном офисе телефонного гиганта гудит небольшая очередь. Судя по квитанциям, Столбцы - это город победившей мобильности.

В девять часов редкие магазины городка еще спят. Прохожие бросают ленивые взгляды на заставленные порошками и старыми журналами витрины. Западная культура приходит в Столбцы с опозданием. На городской афише кинопремьеры апреля - "Враг государства" (1998 года выпуска) и "Импи суперстар" (2008-го). На стойке почтового ящика объявление: "Опускание писем в почтовый ящик (временно) производится внутри отделения почтовой связи Столбцы-3". На обратном пути листок бумаги в целлофановом файле сменяет новенький ящик и дотошный мастер в кожаной куртке.

Исполнительный комитет - пусть и не главная, но центральная достопримечательность города. По крайней мере, в центре резиденция исполнительной власти занимает особое место, с которого хорошо видно, что происходит на главных улицах. В идеологическом отделе по-деловому разложены бумаги, планы, выписки и отчеты. Кое-где за уголками факсимильных докладов проглядывают карты района и фотографии жителей.

- Наш Столбцовский район как административно-территориальная единица на карте современной Беларуси появился с 1940 года в составе Барановичской области, - знакомит нас с районом идеолог исполнительного комитета Елена Санько. - В современных границах район находится с 1965 года. В районе расположено 16 сельских советов и город Столбцы. Насчитывается 200 сельских населенных пунктов. Наиболее крупными являются деревня Заямное, поселок Новый Свержень и деревня Деревная. Население составляет свыше 43 тысяч человек. По национальному составу белорусы составляют 68%, поляки - 23%, русские - 6%. Самый высокий пункт района - гора Дубовая (340 метров) - находится возле деревни Вирловичи. В районе находится месторождение железных руд, крупный песчаный материал, глина, пески. И торф…

Земляное золото

Торфобрикетное производство - привет из далекого советского прошлого, когда была мода на буржуйки и домашние печи. Современные белорусские деревни "подсели" на российскую газовую иглу и избавились от колоритных брикетных складов возле сараев и дождевых навесов.

Торфобрикетное производство зачахло на глазах. Предприятие "Неманское" выживает разве что за счет зимних заказов, не газифицированных подворьев и государственной программы использования местных видов топлива. Производственные цеха - приземистые строения с послевоенными корнями и кладкой - расположены недалеко от местной автомобильной трассы. За поворотом к "Неманскому" теряется мобильная связь и надежда обнаружить современное экспортно ориентированное производство.

- Наше предприятие работает уже 40 лет. Изначально оно называлось "Торфобрикетный завод "Неман", затем нас переименовали в УП "Неманское". Добыча торфа началась в 1967 году, а в 1968 году, в феврале, был выпущен первый торфяной брикет, - рассказывает директор предприятия "Неманское" Инна Круглинская. - За 40 лет мы добыли 308 тысяч тонн фрезерного торфа. Это очень хороший показатель для нашего завода. Когда он создавался, планировалось, что мы будем выпускать 50 тысяч тонн брикета в год.

Знаменитый брикет выползает из цехов по длинной конвейерной ленте. Теплые цельнолитые пластины превращаются в брикет, разбиваясь о стены специального накопителя. Конкурент российского газа проходит длинный путь очистки, варки и прессования. Вместо колыбели - разнокалиберные сита, через которые проходит торфяная крошка, агрегат для варки с тысячами трубок и десятки конвейерных метров. Внутри производство выглядит и дышит как жерло настоящего вулкана. Разгоряченная центрифуга вращается прямо над головами рабочих и навевает мысли о трудности ремонта и замены громадных деталей. Впрочем, работникам завода не привыкать: на производственной территории лежит остов гигантского пресса, который покинул свой цех через неимоверные физические усилия персонала.

- Сегодня с учетом того, что предприятие старое, мы планируем производить до 35 тысяч тонн брикета, если, конечно, удастся. В прошлом году при плане в 39 тысяч тонн мы выпустили только 33. Наблюдается тенденция массовой газификации населенных пунктов. Все агрогородки, в принципе, газифицированы. А когда человеку подключают газ, то пользоваться брикетом он не станет, потому что не престижно. Единственная надежда на развитие производства заключается в государственной политике по переходу на местные виды топлива. Когда нет спроса на продукцию, завод останавливается, и 50 человек, которые работают у нас в брикетном цехе, нужно отправлять домой. Честно говоря, тяжело, когда завод останавливается. В январе и феврале мы выполняли план и работали очень хорошо. Была зима, и у нас брали брикеты. Но пришла весна, и реализация сразу упала. В марте план мы, к сожалению, не выполнили, и в апреле, скорее всего, произойдет то же самое, - продолжает руководитель "Неманского".

Руководить любым предприятием непросто, еще труднее руководить предприятием со сложной экономической судьбой. Инна Круглинская производит впечатление человека, которому не плевать на судьбу завода. Об успехах и провалах торфобрикетного производства она говорит, чуть сдерживая слезы. При этом завод она знает и не стесняется пройтись по весеннему полю и пыльным рабочим подмосткам в презентабельной директорской одежде. Почему-то вспоминается советский фильм "Москва слезам не верит". В нем тоже есть отсылки к сложной судьбе и женскому управленческому очарованию.

- Хотя по сравнению с прошлым годом мы добились роста производства. Для меня самое главное - вовремя выплачивать заработную плату. Люди ведь хотят иметь какие-то деньги. Так что приоритет - это зарплата, выплата налогов и расчеты за электроэнергию. Честно говоря, после всех этих выплат остается мизер. Есть моменты, когда даже я теряю оптимизм. Зимой, когда у нас стоит очередь машин, это одно. А сегодня, когда мы продаем по 50-60 тонн в сутки, оптимизм падает. Крупные предприятия смогли найти покупателей за границей. Работают со Швецией, Литвой, Латвией. Для того чтобы заключить договор со Швецией, необходимо добиться разовой отгрузки в три тысячи тон. А это наш месячный план. Мы не можем поставить такой огромный объем. Так что в этом году нашему объединению пообещали, что поищут нам иностранного потребителя с небольшим объемом, скажем, в тысячу тонн.

Зарплата на "Неманском" сравнительно высокая. Конечно, для многих то, что в пыли и копоти зарабатывают брикетчики, - жалкие крохи. Но рабочие довольны своим семистам тысячам рублей в месяц и премии, которая случается зимой и осенью. К слову, холодные времена года на заводе в особом почете. В конце августа к воротам "Неманского" выстаивается вереница автомобилей. Гортопы скупают брикет, продавая его населению по льготной цене. Время от времени заезжают частные покупатели без права на скидку - но от этого еще более желанные.

- Мы, скорее всего, уйдем с месторождения торфа, с которого мы начинали добычу в 1967 году. У нас было 1100 гектаров, которые мы использовали. Есть уже решение областного исполнительного комитета об отводе нам другого участка площадью в 106 гектаров. Нам нужно очень быстро построить поля, чтобы начать добычу в следующем году. Нового участка хватит на 20 лет, - прощается Инна Круглинская, глядя, как груженный брикетом грузовичок поднимает пыль, выруливая на трассу.

Цельнометаллический Феликс

Сын мелкопоместного дворянина, владельца хутора Дзержиново (15 км от Ивенца), Железный Феликс является предметом гордости сразу двух населенных пунктов. В Столбцах, которые остались в кильватере нашего Citroen C4, Феликса, Яцека, Якуба и Переплетчика называют в числе именитых земляков. Дескать, родился, учился, вспоминал. Название города Дзержинск говорит само за себя. Революционные подвиги несостоявшегося ксендза жители города помнят и уважают, хотя Феликс и родился в десятках километров от одноименного города. Впрочем, историческая связь с первым председателем ВЧК на жизнь города уже не влияет. По сути, Дзержинск - это дачная столица Беларуси. Весной и летом вместо 60 тысяч жителей района переписчики регистрируют более трехсот. Мода на дачи стала для Дзержинска своеобразным стимулом роста. Большая часть дачников - минчане. Так что в какой-то мере Дзержинск - это летняя столица Беларуси со всеми социокультурными последствиями.

- В плане экономического развития Дзержинский район живой, - уверяет заместитель председателя Дзержинского исполнительного комитета Александр Чаган. - Итоги работы в первом квартале свидетельствуют об исполнении доходов в бюджет на 102 процента. Поэтому мы с уверенностью выплачиваем сегодня заработную плату и финансируем основные программы социально-экономического развития региона. Я говорю о программе образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки пожилого населения, программе подготовки к празднованию 65-летия освобождения Республики Беларусь, а также целого комплекса запланированных программ. В Минской области Дзержинский - это валообразующий район. То есть мы не только самодостаточны и обеспечиваем себя финансовыми ресурсами, но и поддерживаем область, а через нее и другие регионы Минской области.

Улицы Дзержинска по-белорусски широкие и чистые. Неподалеку от главной площади раскинулся миниатюрный торгово-финансовый центр во главе с центральным универмагом и ярким зданием Белагропромбанка. Витрины универмага ностальгируют по временам без приставки "гипер".

- Чем гордимся? Определенным географическим положением. Район расположен на основных европейских транспортных магистралях. Было приятно, когда в новостях на TUT.BY мы обнаружили, что Дзержинский район входит в ТОП-20 районов, наиболее благоприятных для проживания граждан. В частности, в ТОП вошли города Дзержинск и Фаниполь, - говорит Александр Чаган.

Пообедать в Дзержинске можно за 5-6 тысяч белорусских рублей. Для столичных столовых - недосягаемый пример для подражания. Меню обычное, сытно-рабочее: солянка, пюре с котлетой, компот и капиталистический салат. Рядом с гостевыми столиками сервируется фуршетная линия. Винные бокалы подпираются водочными рюмками и тарелочками с привычными сервелатом и ветчиной. Кризисом в современной городской корчме и не пахнет.

- Кризисные явления отразились на районе, на рынках сбыта, - утверждает заместитель председателя. - Дзержинский экспериментально-механический завод, который изготавливает корпуса автобусов МАЗ, столкнулся с небольшими проблемами. У той же швейной фабрики возникли проблемы, поэтому пришлось резко диверсифицировать направления продаж, чего маркетинговым службам удалось достичь. В сельском хозяйстве прошлый год позволил сделать хороший задел, поэтому в этом году мы без проблем вошли в посевную кампанию. У района есть финансовые резервы для того, чтобы в случае необходимости поддержать сельскохозяйственные предприятия. Это и было сделано весной в плане выделения дополнительных ассигнований на приобретение удобрений и топлива. Возможно, кризис ощущается немного в реструктуризации финансирования целевых комплексных программ. Отдельные программы пока заморожены потому, что мы не получили окончательный вариант республиканского бюджета. Поэтому 15% плановых ассигнований заморожено. Но, учитывая поручения главы государства и последние результаты заседания Совмина, финансирование скоро снова будет открыто.

Со стороны Дзержинск - небольшой город, который начинается с агитплакатов, призывающих к здоровому образу жизни, и заканчивается строительными остовами и закладками.

Высшая точка района - гора Дзержинская (360 метров над уровнем моря). Город имеет три названия: Крутогорье, Койданово и Дзержинск. Дзержинский район - это место образования первой в Беларуси МТС (машинотракторной станции).

- Наш район - экспериментальная площадка в плане внедрения новых экономических технологий. В частности, именно у нас был создан первый агрохолдинг - агрокомбинат "Дзержинский". Помимо этого мы гордимся предприятием "Элиз", которое шьет галстуки и сорочки. Предприятие работает, хотя экономические трудности его не миновали. Но оно на плаву и рентабельно, - декларирует Александр Чаган.

Еще одно успешное предприятие района, которое, судя по логотипу (фигурная улитка), ни плавать, ни летать не может, - это завод "МАВ".

В антикризисных цветах

На проходной "МАВ" пахнет свежей краской. Запах сильный и терпкий. В чистых коридорах он становится другим, превращаясь в смесь скипидара и сиреневых духов. Цеха, казалось бы, самого разноцветного предприятия соблюдают дизайнерскую строгость и чистоту.

- Кризис нас затронул, - признает начальник отдела маркетинга ЧУП "МАВ" Владимир Минько. - Особенно он проявился в зимний период, когда люди находились в каком-то ожидании. Кризис отразился на наших заказах. Хотя клиентская база не уменьшилась, а наоборот, расширилась. Это было неожиданно приятно. Мы думали, что многие клиенты от нас уйдут. Но где-то затормозилось финансирование, где-то пересогласованы сроки строительства. У нас было определенное падение, которое мы надеемся нагнать за второй и третий кварталы текущего года. Конечно, прогнозировать сейчас что-то сложно. Идет пик размещения заявок. Заявок достаточно много, даже больше, чем в прошлом году. Вполне возможно, что причина в сокращении числа игроков на рынке. Многие производители начали уходить. Кто-то предлагает нам купить оборудование, кто-то - объединиться, кто-то перерегистрируется и переходит на новые виды деятельности. Иными словами, работать становится легче. Но с теми, кто остается, конкуренция ужесточается. Особенно в тендерных торгах проявляется демпинговая политика ценообразования. Из-за этого снижается качество конечного продукта. Снижая цену, приходится корректировать показатели и характеристики материалов.

Белорусский Капарол

Свой ход улиткой "МАВ" сделал давно. За годы существования предприятие разрослось, обзавелось новыми зданиями и технологиями. Складской ангар по-весеннему пуст. Запасы продукции вымели ожившие в оттепель строители. Время западной лакокрасочной экспансии уходит, затирая полосатых слонов и переводные лозунги.

- Мы конкурируем с ведущими марками, в первую очередь с Caparol. Продукцию позиционируем как белорусский Caparol. Люди видят конструктивность и эффективность нашего продукта. Мы хотим вклиниться. Рынка в Беларуси хватает всем. Белорусы не хотят рисковать. Один раз, обжегшись на каком-то объекте, они предпочитают взять дорогую импортную краску и перестраховаться. Нам приходится убеждать, доказывать, что мы ничем не хуже. Убедить удается, хотя сломить убеждение, что белорусское хорошим не бывает, очень трудно.

- Краской "МАВ" окрашивают технику, которая поставляется в Венесуэлу? - интересуемся мы.

- Да, причем особенной краской, которая должна выдержать не только эксплуатацию в особой климатической зоне, но и перевозку по морю. Кроме того, она должна быть светостойкой и противостоять механическим воздействиям, в частности удару камнем и так далее.

Несмотря на то, что при производстве красок "МАВ" использует лицензированные технологии, сливаться в едином порыве с успешными европейскими компаниями Дзержинский завод не спешит. Даже в кризис, который заглянул в промышленные баки.

- Вопрос объединения пока остро не стоит и не рассматривается. Но мы активно сотрудничаем с европейскими компаниями. Отдаем свои краски на испытания. В горах Швейцарии есть полигон, на котором наши краски испытываются. В горах сильные перепады температур, и поэтому условия испытаний получаются довольно жесткими. Так что мы можем говорить о том, что если нашу краску нанести с соблюдением рекомендаций, то она сохранит свои свойства, например, на протяжении 11 лет.

С Владимиром Минько мы прощаемся возле заводской парковки. Владимир рассказывает о Дзержинске, визитах на "МАВ" руководителей и политиков, о заводской кухне. Причем о кухне - как в переносном, так и прямом смысле. По версии Минько, для многих гостей и туристов Дзержинск начинается в столовой завода. О вкусах, как говорится, не спорят…

Авторы проекта "100 дорог" благодарят 3G оператора связи DIALLOG за предоставленный мобильный интернет

* * *

 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

Аудиорепортажи проекта "100 дорог" слушайте ТУТ

* * *

Читайте по теме "100 дорог":

Фото "100 дорог". Несостоявшийся гигант

Фото "100 дорог". Целебный валун и камень-следовик

Фото "100 дорог". Белорусская Карелия

"100 дорог": С приставкой "агро"

Фото "100 дорог". Сморгонский рай

"100 дорог": Живое золото

"100 дорог": Рано приехали

В апреле экспедиционная команда проекта "100 дорог" посетит первые 20 районов

"100 дорог"

Наши партнеры

ООО "Вуатюр де Франс"- официальный импортер CITROЁN в Беларусь; компания продает новые и поддержанные автомобили, оригинальные запчасти и аксессуары CITROЁN, предлагает сервисное обслуживание на авторизованной СТО.
ОАО "Белагропромбанк" занимает лидирующие позиции на рынке финансовых услуг Беларуси. Подразделения банка, функционирующие во всех областных и районных центрах страны, предоставляют полный спектр современных банковских услуг. Клиентами Белагропромбанка являются порядка 30 тыс. корпоративных клиентов и более 1 млн физических лиц.
Служба проката автомобилей RENTACAR предлагает прокат и аренду автомобилей Citroen, BMW, Chrysler, Jeep. Прокат без залога, без перепробега, по низким ценам по всей территории Республики Беларусь.
МТС - лидер по числу абонентов и по охвату Беларуси мобильной связью. В зоне доступа МТС - 94,3% территории страны, где проживает 98,86% ее населения. Услугами оператора связи в Беларуси пользуется 4,42 млн абонентов.
"Савушкин продукт" - признанный лидер в производстве натуральных молочных продуктов в Беларуси - несет радость и здоровье людям, создавая качественную и разнообразную продукцию.
СП "БЕЛПРОНТО" ООО — белорусское подразделение известного российского медиа-холдинга "Пронто-Москва" - создателя и владельца бренда Из рук в руки. Наиболее известные проекты - газеты "Из рук в руки", "Работа сегодня", журналы "АВТО", "Вся недвижимость", "Бизнес-регион", интернет-проекты irr.by и automania.by. Всего 20 успешных медиа-проектов.
"Атлант Телеком" — торговая марка компании ИП "Альтернативная цифровая сеть" - один из наиболее динамично развивающихся коммерческих Интернет-провайдеров в республике. Располагает крупнейшей в столице собственной волоконно-оптической сетью передачи данных. Регионы присутствия - Минск, Гомель, Гродно, Могилев, Брест и Витебск.
Kolobok.by - самый крупный интернет-магазин подарков в Беларуси. Ассортимент насчитывает порядка 2500 товаров более чем в ста категориях подарков для женщин, мужчин и детей.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-20%
-25%
-40%
-25%
-15%
-40%
-10%