Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Новости компаний


2-я Международная конференция "Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы" состоялась в г. Минске 22 – 23 сентября 2011 г.

Мероприятие было организовано Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Белорусским государственным университетом, Белорусским национальным техническим университетом, Государственным институтом повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов при поддержке ООО "ЮрСпектр" и компании "Рёдль и партнеры".
 
В международном форуме приняли участие представители таможенных служб, министерств, ведомств и бизнес-сообществ стран – участниц Таможенного союза, а также представители академических кругов.
 
Участники и приглашенные обсудили перспективы сотрудничества Беларуси, России и Казахстана в таможенной сфере, внешней торговле, пограничной политике, правовом регулировании.
 
 
В рамках конференции состоялся круглый стол, посвященный научному обеспечению функционирования Таможенного союза, с участием представителей науки Беларуси, России, Казахстана, Польши, Литвы, Латвии и других стран. Ученые обсудили: международное сотрудничество в таможенной сфере на универсальном и региональном уровнях; опыт Евросоюза по созданию Таможенного союза, имплементацию норм международного таможенного права в национальное законодательство и совершенствование таможенного законодательства стран Таможенного союза; современное состояние и важнейшие направления развития научных исследований, подготовку специалистов в сфере таможенной деятельности, взаимодействие таможенных органов, субъектов хозяйствования, деловых сообществ в вопросах таможенного регулирования ВЭД.
 
Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана начал функционировать с 1 января прошлого года. С 1 июля на белорусско-российской границе отменен последний вид государственного контроля – таможенный, все виды государственного контроля, за исключением пограничного, отменены на казахстанско-российской границе. В настоящее время Республика Беларусь продолжает работу с партнерами по завершению унификации торговых режимов с государствами – участниками СНГ, рядом европейских государств.
 
Выступая с приветственным словом на открытии пленарного заседания Конференции, заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Андрей Кобяков отметил, что мероприятие является прекрасной возможностью обмена мнениями о практике функционирования Таможенного союза между всеми заинтересованными сторонами – таможенными органами, представителями международных организаций, бизнес-сообществ и научных кругов. Проведение такой конференции будет способствовать научной поддержке таможенного дела, а модернизация и реформирование таможенных служб государств – членов Таможенного союза позволит уточнить ориентиры подготовки студентов для перспективного кадрового обеспечения. Андрей Кобяков выразил уверенность в том, что дискуссионная площадка конференции послужит также расширению конструктивного диалога таможни и бизнеса.
 
Мероприятие было приурочено к 20-летию создания таможенной службы Республики Беларусь. В Беларуси создана современная функциональная таможенная служба, которая активно развивается, широко применяя информационно-коммуникационные технологии. "В условиях новой экономической политики, открытости экономики, свободы предпринимательства таможенная служба Беларуси обеспечивает обслуживание внешнеторгового потока и гарантированный сбор таможенных платежей", – подчеркнул замглавы Администрации Президента. Свое 20-летие таможенная служба Беларуси встречает обновленной и продолжает свое прогрессивное развитие, организационная и технологическая модернизация позволит белорусской таможенной службе войти в число таможенных служб мировых лидеров по уровню развития таможенного дела. "Сформированный потенциал таможенной службы обеспечит упреждающее реагирование на риски, угрозы и вызовы в сфере национальной безопасности", – уверен Андрей Кобяков.
 
Развитие интеграционных связей в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и СНГ – это внешнеэкономический и внешнеполитический приоритет белорусского государства. "В связи с этим крайне необходимо обеспечить эффективное взаимодействие и координацию действий таможенных органов государств – участников Таможенного союза в обеспечении таможенного контроля за товарами и транспортными средствами в целях минимизации рисков нарушения таможенного законодательства, ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля в Таможенном союзе", – подчеркнул Андрей Кобяков.
 
О том, что Всемирная таможенная организация заинтересована в развитии сотрудничества с белорусской таможенной службой, участникам форума сообщил Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия.
По его словам, таможенные органы играют важную роль в экономическом и социальном развитии любой страны. В своем развитии они адаптируют свои стандарты в соответствии с требованиями Всемирной таможенной организации. Между Всемирной таможенной организацией и Республикой Беларусь наладились хорошие связи и сотрудничество, эта организация тесно работала с белорусскими таможенными службами и заинтересована в продолжении этого плодотворного сотрудничества.
 
 
Кунио Микурия отметил положительные тенденции в интеграционных процессах Беларуси в таможенной сфере с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза. Это новый этап и для Всемирной таможенной организации. Экономическая интеграция выходит на первый план. "Беларусь соединяет Европу и Азию, и это один из самых важных положительных аспектов функционирования Таможенного союза для Беларуси", – подчеркнул Генеральный секретарь.
 
Всемирная таможенная организация будет способствовать развитию Таможенного союза, эксперты организации уже предоставляли помощь и поддержку странам-участницам. По словам представителя международной организации, Таможенный союз должен внести свой вклад в мировое таможенное сообщество. Для этого необходимо, чтобы таможенные службы стран – участниц Таможенного союза сотрудничали с коллегами из других стран, в том числе – европейских.
 
 

 
 
Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александр Шпилевский в своем выступлении заметил, что от интеграции выигрывает экономика всех государств. Подтверждает это и положительная динамика товарооборота через белорусский участок таможенной территории Таможенного союза.
 
Председатель ГТК напомнил, с 1 января 2011 г. Беларусь работает в условиях либерализации деятельности бизнес-сообщества.
 
В стране принимаются меры по повышению конкурентоспособности отечественной продукции, улучшению инвестиционного климата, упрощению и сокращению числа административных процедур, снижению затрат, связанных с таможенным оформлением товаров и т.п. Вхождение Беларуси в Таможенный союз повышает привлекательность страны для инвесторов, открывает для них новые возможности работы на белорусском рынке.
 
Сегодня внешний контроль по периметру Таможенного союза перешел на белорусскую часть границы. Соответственно увеличился объем работ при осуществлении таможенного контроля. В связи с этим в настоящее время ведутся активные поиски путей преодоления очередей на границе Таможенного союза. Таможенники трех стран отмечают необходимость оптимизировать наличие контроля на пунктах пропуска. По мнению А.Шпилевского, должно быть два вида контроля – документальный и таможенный, все остальные службы контроля должны быть вынесены вне пунктов пропуска. В целом же технологии осуществления контроля согласованы, налажен электронный обмен информацией, что также способствует увеличению пропускной способности на внешней границе Таможенного союза.
 
Председатель ГТК рассказал, что открытие нового пункта пропуска "Домачево" на польско-белорусском участке границе позволило увеличить пропускную способность в этом месте до более 2,25 тыс. машин в сутки. Кроме того, проводится модернизация и реконструкция действующих пунктов пропуска "Песчатка", "Привалка", "Урбаны" и "Григоровщина". Таким образом, задачи по увеличению пропускной способности будут исполнены.
 
Фундаментальные изменения в подходах к регулированию экономического процесса стали основой для разработки концептуального документа развития таможенной службы на период до 2015 года. Ориентир в развитии таможенной службы Беларуси взят на знания и технологии, синхронизацию действий в рамках Таможенного союза с Россией и Казахстаном.
 
"Согласно программе социально-экономического развития страна в течение ближайших пяти лет должна увеличить экспорт товаров и услуг более чем в два раза, туристических услуг – в три раза", – напомнил А.Шпилевский. Доходы от транзита по сравнению с уровнем 2010 года должны возрасти более чем в 1,5 раза.
 
Реализация этой концепции станет вкладом таможенной службы в укрепление транзитного потенциала, развитие конкуренции в экономических отношениях, поощрение предпринимательской инициативы.
 
"Перед Беларусью поставлена амбициозная задача войти в первую тридцатку стран мира по рейтингу Всемирного банка "Условия ведения бизнеса", – сообщил Председатель ГТК.
 
Деятельность таможенной службы будет направлена на обеспечение безбарьерной среды для бизнеса, соответствие в организационном и правовом аспекте международным стандартам в сфере таможенного дела, обеспечение эффективной работы в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и продолжающейся интеграции Беларуси в международную систему мирохозяйственных связей.
 
Определены также приоритеты развития информационных технологий таможенных органов. "Результатом работы стало включение в национальную программу самостоятельной подпрограммы "Электронная таможня", – рассказал Председатель ГТК.
Итогом реализации проекта "Электронное декларирование" станет система, полностью минимизирующая временные и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности и оптимизирующая использование личного состава таможенной службы.
 
Введенная в эксплуатацию автоматизированная система электронного предварительного информирования обеспечивает осуществление таможенных операций в отношении 30% товаров с использованием информации, поступившей в таможенные органы до прибытия товаров. По словам А.Шпилевского, поставлена задача до конца 2012 года создать условия для внедрения обязательного электронного предварительного информирования таможенных органов. Количество товаров, в отношении которых предоставляется предварительная информация, должно быть не менее 90%. Время, затрачиваемое на пропуск товаров через границу, сократится в полтора раза.
 
Александр Шпилевский также рассказал, что в ближайшие полгода таможенной службе поручено разработать проект Закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь". "Проблема, с которой мы столкнулись, не нова. Мой личный опыт руководства подготовкой трех из четырех редакций Таможенного кодекса подтверждает вывод: теоретики не знают таможенной практики, практики не имеют навыков нормотворчества. Одно из решений – создание отраслевой науки", – резюмировал главный таможенник страны. Научный компонент планируется развивать через Институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов, а также через кафедры, специализирующиеся в таможенном деле при БГУ, БНТУ, Белорусском государственном университете транспорта, Институте национальной безопасности.
 
В заключение своего выступления глава белорусского таможенного ведомства заявил, что создание Таможенного союза – большое достижение трех стран и действенный шаг к единому таможенному пространству, что во многом повышает позиции каждой страны в конкурентной борьбе на международном рынке продукции и услуг.
 
Руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации Андрей Бельянинов подтвердил, что сегодня Таможенный союз трех стран состоялся и стал реальным интеграционным объединением, которое основывается на единой системе тарифного и нетарифного регулирования.
 
Задача таможенных служб стран-участниц состоит теперь в том, чтобы, в какой бы точке Таможенного союза не осуществляли свою деятельность субъекты хозяйствования, таможенные процедуры и технологии были бы одинаковыми.
 
Сегодня таможенные органы трех стран создают единые таможенные правила, сближают свои позиции, упрощают таможенные процедуры и все это способствует развитию товарооборота. "Рост объемов товарооборота между странами Таможенного союза позволяет оценить важность функционирования нашего интеграционного образования", – подчеркнул Андрей Бельянинов.
Создание единой таможенной территории, установление единого экономического пространства, устранение приграничных барьеров на пути развития кооперации является объективной необходимостью. Самым красноречивым примером, по утверждению Главы ФТС России, является рост на 42,7% в 2011 году взаимной торговли между Россией и Беларусью.
 
Таможенные службы являются действенным инструментом в руках национальных правительств и при реализации экономической политики, решения вопросов безопасности, исполнения бюджета и социально-экономической политики. "Исходя их этого текущие приоритеты задач, поставленных перед таможенными службами, различаются", – пояснил руководитель ФТС России. В основном это обусловлено различиями в экономическом развитии, ориентированностью промышленности, стабильностью макроэкономических показателей. Так, таможенная служба Беларуси ориентирована на сохранение экономической стабильности и протекционизм национальной промышленности, казахстанская – на обеспечение прорывного развития экономики и создание максимально льготных условий для развития национального бизнеса. Что касается России, то ее таможенную службу Правительство России нацеливает на широкое внедрение информационных технологий, содействие модернизации экономики, увеличение экспортно-ориентированных производств, повышение инвестиционной привлекательности, но при этом неснижение поступлений в федеральный бюджет и поддержание необходимого уровня защиты отечественного производителя. "Таким образом, характерные отличительные особенности текущего развития нашего таможенного дела являются необходимостью постоянного поиска компромисса между необходимостью последовательно повышать степень единообразия таможенного администрирования на всей территории Таможенного союза и обеспечением точного и своевременного исполнения различающихся задач, поставленных нашими правительствами", – резюмировал А.Бельянинов.
 
В своем выступлении руководитель ФТС России выразил озабоченность отставанием в развитии дорожной инфраструктуры в России на фоне роста объемов товарооборота в Таможенном союзе. "Российская инфраструктура по автоперевозкам находится на пределе, – констатировал он. – Надо серьезно задуматься, как в рамках Таможенного союза развивать перевозки железнодорожным транспортом". В настоящее время для разрешения этой проблемы выведено таможенное оформление из г. Москвы, в 2,5 раза уменьшено таможенное оформление в Московской области. Наибольший товарный поток идет из северных регионов России – г. Санкт-Петербурга, Псковской и Ленинградской областей. Там объем грузоперевозок в абсолютном выражении вырос, а инфраструктура на фоне этого отстает в развитии. Эта общая проблема, и она станет предметом обсуждения на первом заседании объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза 18 октября в г. Москве.
 
"Инфраструктура на внешней границе Беларуси, которая теперь стала внешней границей Таможенного союза, является одной из лучших в мире и находится в очень хорошем состоянии", – отметил А.Бельянинов. Недавно на белорусско-польской границе открыли очередной новый пункт пропуска, что также говорит о постоянном развитии таможенной инфраструктуры в Беларуси. А это, в свою очередь, способствует развитию внешней торговли стран Таможенного союза.
 
Что касается возможности в перспективе аккумулирования средств таможенных органов трех стран на создание таможенной инфраструктуры, то этот вопрос решают не таможенные службы, пока этого не произошло. Вместе с тем, как заявил Андрей Бельянинов: "Мы к этому готовы, мы умеем вместе работать достаточно эффективно".
 
Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Виктор Каменков озвучил предложение Республики Беларусь создать Совет Председателей судов стран ЕврАзЭС.
В настоящее время решается вопрос о создании суда ЕврАзЭС, который будет рассматривать соответствующие дела, в том числе и по Таможенному союзу. На предстоящем в конце сентября заседании Совета Председателей судов СНГ в г. Алматы белорусская сторона внесет предложение о создании Совета Председателей судов ЕврАзЭС. "Координация судов как национальных, так и международных необходима, чтобы мы шагали в ногу, одновременно и качественно", – заявил Председатель ВХС. Беларусь будет также предлагать, чтобы вновь создаваемый суд ЕврАзЭС, а также действующий Экономический суд СНГ совместно с национальными судами определились с компетенцией каждого из них. "Суды должны стать не препятствием, а стимулирующим позывом для развития нормальных экономических отношений на этом пространстве. Одновременно необходимо создать реальный правовой механизм для защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования Таможенного союза", – отметил В.Каменков.
 
Первый проректор Белорусского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Журавков высказал мнение, что Таможенному союзу немногим больше года, но уже очевидно, что он перспективен и в нем много потенциала. Представитель науки заметил, что Таможенный союз должен способствовать более тесному взаимодействию высших учебных заведений трех стран, развитию научных связей, совместных научных проектов в части таможенного дела. Для этого необходимо самым серьезным образом подойти к унификации учебных планов и созданию общих учебников.
 
 
Еще один представитель научного сообщества, проректор Белорусского национального технического университета, профессор, доктор технических наук Георгий Вершина заявил, что необходимо готовить специалистов, отвечающих международным стандартам. "Задача БНТУ состоит в том, чтобы готовить не только специалистов таможенного дела и транспортной логистики, но и весь инженерный состав так, чтобы наши товары и услуги имели немного одностороннее движение, а именно – движение на экспорт", – подчеркнул ученый.
 
Специалист по международным отношениям Генерального директората по Таможенному союзу и налогообложению Европейской комиссии Мария Орлова в своем выступлении акцентировала внимание на необходимости привлечения инвестиций в модернизацию таможенной инфраструктуры. По словам международного эксперта, это расширит общую транзитную систему стран Таможенного союза и Европейского союза. "Необходимо, чтобы границы были безопасными, при этом не должно быть барьеров для людей и товаров", – пояснила М.Орлова.
 
Говоря о целях таможенного сотрудничества, эксперт обратила внимание на то, что необходимо упростить трансграничную торговлю, развивать трансграничную инфраструктуру, административные процедуры и контроль, работу пограничных переходов, а также бороться с нарушениями и контрабандой.
 
"ЕС оказывает всеобъемлющую помощь соседям", – отметила эксперт. Работа в этом направлении выявила ряд проблем, которые необходимо решать. Это – слишком сложное законодательство, различие международных стандартов, невысокий уровень координации контрольных служб на границе, отсутствие связи и анализа рисков и т.п.
 
Что касается безопасности, то здесь эксперт отметила рост незаконной деятельности. Так, увеличилось число регистрации случаев задержания таможенными службами стран ЕС табачной продукции. Контрабанда табачных изделий на восточной границе – это большая угроза для бюджета, безопасности и здоровья граждан ЕС. Кстати, потери таможенных сборов составляют до 10 млрд. евро в год. Европейской комиссией выработан план, учитывающий существующие и дополнительные меры, но для его реализации необходима помощь восточных соседей.
 
По словам эксперта, создание Таможенного союза усиливает работу по многим направлениям и сейчас необходим детальный анализ уже сделанного. Прогресс не так скор, как хотелось бы, и причиной задержки является отсутствие последовательности и координации отдельных действий. Поэтому на повестке ближайшей таможенной конференции, которая пройдет в октябре в г. Кракове, среди основных будут рассматриваться три темы: обмен информацией, борьба с мошенничеством, расширение общих транзитных систем.
 
Партнерский взгляд Республики Казахстан на Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации представил Толеген Нурбаев, начальник Управления международного таможенного сотрудничества Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.
По словам Т.Нурбаева, в целом функционирование Таможенного союза на сегодня обеспечено нормативной правовой базой. Реализация новых правовых актов, регулирующих взимание таможенных платежей и налогов, создает достаточно эффективный механизм, обеспечивающий полноту их поступления в бюджет. "Кроме того, мы сообща приступаем к работе над протоколом о внесении изменений и дополнений в наш основной документ, Таможенный кодекс Таможенного союза", – сообщил он. На сегодня от госорганов и предпринимательских сообществ Казахстана уже поступило более 200 предложений по корректировке Таможенного кодекса. Основная масса поправок носит уточняющий характер, направлена на устранение коллизий, противоречий и пробелов в таможенном законодательстве Таможенного союза, а также на сокращение административных барьеров для развития торговли.
 
Значимым событием в развитии интеграции назвал казахский представитель упразднение с 1 июля текущего года таможенного и других видов государственного контроля на внутренних границах и перенос их в полном объеме на внешнюю границу Таможенного союза. "Тем самым формирование единой таможенной территории можно считать завершенным", – резюмировал Т.Нурбаев. Снятие внутренних постов контроля создало очевидную привлекательность для перевозчиков для перемещения по территории сразу 3 государств – наблюдается быстрый рост объемов таможенного транзита, приграничной торговли. За год взаимный товарооборот наших стран по сравнению с предыдущим периодом вырос на 50% и достиг 23 млрд. USD.
По мнению Толегена Нурбаева, перед нашими государствами теперь стоят две глобальные задачи: запуск Единого экономического пространства, а также начало подготовительных работ по созданию Евразийского экономического союза. Новый виток развития должен получить институт взаимного представительства таможенных служб, при этом главным условием должно быть полное соблюдение паритета по всем направлениям их работы. Помимо этого для совместной выработки согласованных решений также необходим Комитет по вопросам таможенного регулирования, созданный при Комиссии Таможенного союза.
 
Рассматривая в своем выступлении актуальные вопросы взаимодействия в сфере внешней торговли Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, Директор Департамента внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Республики Беларусь Александр Аверьянов отметил, что национальные интересы государств соблюдаются в полном объеме, все решения Таможенного союза принимаются консенсусом.
 
Положительные результаты формирования Таможенного союза Директор Департамента подкрепил воодушевляющими статистическими данными. Так, в 2010 году товарооборот Беларуси со странами Таможенного союза увеличился на 21,3% (в т.ч. с Казахстаном – в 2,2 раза, с Россией – на 20%) и составил почти 3 млрд. USD, что составляет примерно 48% всего внешнеторгового оборота Беларуси. В первом полугодии 2011 года товарооборот в рамках Таможенного союза вырос еще на 42,7%.
 
Большое внимание в сфере внешней торговли Таможенного союза, по словам А.Аверьянова, уделяется такой форме международной экономической интеграции, как режим свободной торговли. Значительные усилия в Таможенном союзе направлены на создание механизма применения единых антидемпинговых и защитных мер государств – членов Таможенного союза в отношении товаров, происходящих из иностранных государств. Еще одним значимым вопросом является работа по снятию сохраняющихся ограничительных мер во взаимной торговле и обеспечению свободного передвижения товаров. Немаловажным является и равный взаимный доступ субъектов хозяйствования трех стран к системе госзакупок: для Беларуси и России такая возможность будет предоставлена уже с 1 января 2012 г., с 1 января 2014 г. к ним присоединится Казахстан. В числе важных вопросов – обеспечение равных условий для развития промышленного производства и минимизация искажающего влияния субсидий на торговлю между тремя странами. Не менее важным Александр Аверьянов считает вопрос присоединения государств – членов Таможенного союза единым блоком к ВТО.
 
Заместитель начальника Управления пограничного контроля Главного оперативного управления Государственного пограничного комитета Республики Беларусь Петр Аксенов рассказал о том, как реализуется пограничная политика Республики Беларусь в условиях функционирования Таможенного союза, отметив, что пограничными органами Беларуси созданы все условия для обеспечения привлекательности нашей страны.
Государственная граница в рамках интеграционного объединения выполняет роль своеобразного фильтра на пути проникновения на ее территорию нежелательных лиц.
 
Характеризуя обстановку в пунктах пропуска в 2011 году, пограничник отметил, что в сторону литовского и латвийского направлений водителями грузовиков, следующими транзитом из России, вывозились табачные изделия. На польском направлении наблюдались попытки провоза через "зеленый канал" в легковых автомобилях и микроавтобусах различных товаров: мобильных телефонов, бытовой техники, одежды, обуви. С украинского направления граждане обеих стран пытались незаконно ввозить алкогольные напитки. Присутствуют и процессы незаконной транзитной миграции из государств с неблагоприятной социально-экономической и политической обстановкой, зон вооруженных конфликтов.
 
"Успех деятельности Таможенного союза во многом зависит от слаженности и механизма функционирования пунктов пропуска, – заявил П.Аксенов. – Сегодня ни у западных, ни у восточных партнеров нет претензий к тому, как наши пограничники охраняют нашу границу". Нынешние приоритеты развития пограничной службы предусматривают отказ от усугубления режимных показателей и наращивания барьерных функций, создание эффективной системы комплексного эффективного противодействия рискам и угрозам, ориентированной на соблюдение интересов граждан и субъектов хозяйствования.
 
Основные направления совершенствования таможенного регулирования в интересах бизнеса нашли свое отражение в выступлении председателя Правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени М.С.Кунявского Георгия Бадея.
"Подавляющее большинство членов Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени М.С.Кунявского отмечают, что процедуры упростились, регламенты стали едиными, в условиях Таможенного союза работать стало легче. Это главная оценка функционирования Таможенного союза", – заявил Г.Бадей.
 
Однако значимость Таможенного союза председатель Правления БСПН имени М.С.Кунявского видит не только в том, чтобы облегчить условия движения товаров через таможенную территорию. Главное в Таможенном союзе то, что он явился первым шагом к созданию и формированию Единого экономического пространства. Поэтому важно, чтобы таможенное законодательство было логически встроенным в ЕЭП, регулировало и защищало экономические интересы всех участников Таможенного союза. Поэтому оно должно постоянно совершенствоваться и осовремениваться.
 
Так, Георгий Бадей считает целесообразным в Таможенном кодексе Таможенного союза дать определение целям таможенной политики в ЕЭП. Это позволило бы получить правовую базу для совершенствования законодательства, и прежде всего – таможенного тарифа. По мнению Председателя БСПН имени М.С.Кунявского, необходимо пересмотреть подходы к таможенным пошлинам на ввоз и вывоз сырьевых ресурсов: на ввоз сырья пошлины следует обнулить, на вывоз необработанного сырья можно и повысить.
 
С созданием Таможенного союза упразднен статус Добросовестного участника внешнеэкономической деятельности, который позволял предприятиям пользоваться рядом преимуществ и преференций, введен статус уполномоченного экономического оператора. Существенными отличиями от ранее действующих требований к таким лицам является обязательное предоставление ими обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере:
 
1 млн. евро – для получения статуса уполномоченного представителя (таможенного агента);
200 тыс. евро – для получения статуса таможенного перевозчика;
1 млн. евро – для получения статуса уполномоченного экономического оператора.
 
Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения (п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса Таможенного союза).
 
Многие предприятия заинтересованы быть уполномоченными экономическими операторами, но такие суммы не по карману для субъектов малого бизнеса. Эти условия можно рассматривать как своего рода дискриминацию малого бизнеса. "А между тем в 2009 году в Беларуси внешнеэкономическую деятельность осуществляли свыше 15 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на долю которых приходилось более 40% белорусского экспорта", – отметил Георгий Бадей.
 
Сумма в размере 150 тыс. евро за "перерегистрацию" экономически необоснованна, т.к. ежемесячные платежи, связанные с таможенными процедурами, в 4 – 5 раз меньше данной суммы.
 
Поэтому введение статуса уполномоченного экономического оператора никак не мешает статусу Добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. "Малый бизнес заинтересован в сохранении статуса Добросовестного участника внешнеэкономической деятельности", – заявил Г.Бадей.
 
Еще один вопрос, волнующий бизнес-сообщество, – налоги. Гармонизация налогового законодательства является важнейшим условием успешного функционирования ЕЭП. Пока же оно имеет существенные различия как по составу и названиям, так и по ставкам основных налогов и по подходам в формировании налогооблагаемой базы. Но формирование ЕЭП требует создания равных условий и добросовестной конкуренции. Поэтому необходимо, чтобы соответствующие государственные органы совместно с бизнес-ассоциациями наших стран более активно работали в сближении налогового законодательства. "В условиях либерализации перераспределительная роль государственного бюджета должна снижаться", – заявил Георгий Бадей.
 
Особого обсуждения заслуживает вопрос с налогом на добавленную стоимость. Речь идет даже не о ставках, хотя в Беларуси ставка 20%, в России – 18%, в Казахстане – 12%, а о принципах учета и контроля поставок товаров в условиях отсутствия таможенных границ между странами – участницами ТС. "Субъектов хозяйствования волнуют проблемы, связанные с подтверждением поставок продукции в России и Казахстане, а следовательно, применение нулевой ставки и сроки возврата НДС. Почему-то налоговые органы Беларуси и России возложили эту работу на субъектов хозяйствования, которые выступают в роли налоговых агентов. Не надо забывать и про то, что и в Беларуси, и в России действует упрощенная система налогообложения, которая может и не выделять НДС", – обратил внимание Г.Бадей. Поэтому для нормальной работы субъектов хозяйствования с точки зрения косвенных налогов необходимо искать новые пути подтверждения и распределения НДС по бюджетам наших стран. "Ведь смогла Комиссия Таможенного союза найти компромиссы и согласовать механизм и пропорции зачисления в бюджеты ввозных таможенных пошлин. И по НДС можно найти варианты решения. В этом интересы не только бизнеса, но и наших государств в целом", – заметил Г.Бадей.
 
Заместитель директора по научной работе Ростовского филиала Российской Таможенной Академии Наталья Ныркова в своем докладе "Практические аспекты Таможенного союза" поделилась своим видением вузовской таможенной науки.
"Необходимо повышать рыночную эффективность образовательной деятельности, расширять круг заказчиков и потребителей интеллектуальной продукции вуза, занимать доминирующие позиции на рынке занятости, и в первую очередь – в области профессиональной ориентации", – пояснила Н.Ныркова. Главную перспективу в области научной работы представитель научного сообщества видит в исследовании проблем научного обеспечения развития и функционирования таможенной службы, подготовке и переподготовке кадров для таможенной службы. Поэтому в дальнейшем необходимо сосредоточить усилия как на расширении тематики научных исследований, так и на постоянном мониторинге таможенной деятельности с целью выявления, анализа и оперативного реагирования на наиболее насущные проблемы, требующие научной разработки, а также развитии и укреплении научных контактов с другими вузами с целью обмена информацией и накопленным опытом.
 
Ахим Рогманн, профессор, доктор юридических наук, декан Европейской правовой школы университета Бруксвик в своем докладе рассказал о требованиях гармонизации для таможенного права ЕврАзЭС.
В числе основных экономических аспектов интеграции ученый назвал либерализацию торговли между членами Таможенного союза и устранение любых отрицательных влияний на отношения с третьими странами. Важно, чтобы импортные и экспортные сборы были одинаковыми, а также было одинаковое администрирование. "Что касается юридических аспектов интеграции, если правила будут неадекватными, участники рынка быстро научатся их обходить", – предупредил А.Рогманн. Только полностью гармонизированное законодательство может привести к гармонизации правил.
 
Опытом построения Таможенного союза в ЕС поделился Вислав Чижович, профессор, доктор экономических наук Варшавской школы экономики.
По словам польского ученого, процесс развития таможенного дела в ЕС направлен на то, чтобы рассматривать бизнес как работу для таможни и как источник благосостояния народов Европы. "Не только фискальная сторона таможни играет здесь роль. Безопасность, честная конкуренция, охрана окружающей среды – вот основные принципы работы таможенной службы ЕС и бизнеса ЕС", – отметил В.Чижович.
 
Освещая вопросы соотношения правового регулирования Таможенного союза и Союзного государства и перспективы развития Единого экономического пространства, профессор Высшей школы экономики Российской Федерации Алексей Автономов самой большой правовой проблемой назвал несоответствие нормативных актов Таможенного союза и Союзного государства. Кроме того, отсутствуют судебные органы, которые могут дать компетентное толкование по вопросам применения международных договоров: не созданы Суд Союзного государства и Суд ЕврАзЭС. "Сейчас мы имеем 2 организации, которые по-разному регулируют одни и те же вопросы. И рано или поздно эта бомба взорвется", – высказал озабоченность ученый.
 
О роли таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности государств ЕврАзЭС рассказал декан факультета технологий управления и гуманитаризации БНТУ, доцент, кандидат педагогических наук Геннадий Бровка.
"Сегодня, имея национальные экономические интересы, мы не можем четко выделить, какие же союзные экономические интересы нуждаются в первостепенной защите", – обозначил проблему эксперт. Поэтому необходимо приступать к разработке вопросов, проблем, аспектов экономической безопасности государств – участников ТС с пониманием того, что существуют и будут существовать национальные интересы. Но союзные интересы также подлежат активной и наступательной защите от внутренней и внешней угроз. Для решения задачи требуется выработка согласованных механизмов взаимодействия таможенных органов с использованием имеющегося мирового опыта и управления таможенным делом с использованием новейших информационных технологий. "Немаловажное значение имеет и подготовка специалистов соответствующего уровня и квалификации", – заметил эксперт.
 
В завершение первого дня работы конференции заведующий кафедрой таможенного дела факультета международных отношений БГУ Виктор Острога рассказал историю возникновения и развития таможенной службы Беларуси.
 
  
Второй день работы конференции прошел в практической секции в режиме диалога представителей бизнес-сообщества с ведущими специалистами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
 
Начальник отдела Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Павел Павлюкевич представил один из самых обсуждаемых вопросов - классификация товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в рамках которой возможно предварительное решение о классификации товаров.

По словам специалиста в настоящее время на основе новой 5-й версии Гармонизированной системы описания и кодирования товаров 2012 года ведется подготовка новой редакции ЕТН ВЭД ТС, которая должна вступить в силу с 01.01.2012.
В связи с этим решением Комиссии Таможенного союза (КТС) введен мораторий на внесение изменений в ЕТН ВЭД ТС и изменение ставок ввозных таможенных пошлин до 01.01.2012, а также утвержден План-график работ по подготовке новой редакции ЕТН ВЭД ТС и Единого таможенного тарифа ТС.
 
 
За таможенными органами ТС закреплено право принятия решений и разъяснений по классификации товаров. "Их особенностью является то, что они действуют только на территории государства, таможенными органами которого они приняты", - пояснил эксперт. Эта норма введена временно, до полной унификации классификации товаров, которая, однако, может занять довольно продолжительное время. Разъяснения ГТК Беларуси по классификации товаров и размещаются в изданиях таможенной службы, а также на официальном интернет-сайте ГТК.
 
В целях обеспечения единообразия толкования и применения ЕТН ВЭД ТС при классификации товаров во всех государствах - членах Таможенного союза решением КТС от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разъясняющее значение некоторых терминов и определений и упрощающее использование ЕТН ВЭД ТС при классификации товаров не только таможенными органами, но и участниками внешнеэкономической деятельности.
 
На таможенные органы возлагается обязанность по контролю правильности классификации товаров. Таможенный контроль может проводиться в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, по мнению П.Павлюкевича, законодательством государств - членов ТС может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 лет. То есть даже в общем случае таможня имеет право проверить правильность заявленного кода товара в течение 3 лет после его выпуска. Так как формы контроля и после выпуска товаров, и при помещении их под процедуру выбираются таможней с использованием системы управления рисками, код при декларировании проверяется только в отдельных, достаточно редких случаях. В большинстве же ситуаций проверка кода осуществляется после того, как товар предоставлен в пользование или распоряжение декларанта.
 
"С учетом того что в настоящее время ЕТН ВЭД ТС содержит более 11 240 десятизначных цифровых кодов товаров, вопрос классификации товаров не так прост, как хотелось бы", - констатирует эксперт. И поэтому декларант может заявлять код на основании предварительного решения по классификации товаров по ЕТН ВЭД ТС, которое принимается таможенными органами, определенными в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
 
Предварительное решение принимается таможенным органом того государства, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Это решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства – члена ТС, таможенный орган которого принял предварительное решение, и может использоваться получившим его лицом в течение 3 лет со дня принятия. В Беларуси такие решения принимаются Минской центральной таможней. "Попытки применить решение на аналогичные товары юридически необоснованны", - предостерегает таможенник. В целом предварительное решение позволяет минимизировать ошибки при классификации товара, исключить возможные конфликтные ситуации между таможенниками и участниками ВЭД.
 
Одним из важнейших элементов взаимодействия таможенных служб государств - членов ТС по вопросам классификации товаров является обмен информацией о принятых предварительных решениях по классификации товаров.
С 01.07.2010 на официальном сайте КТС размещен сборник принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов ТС по классификации товаров. По состоянию на июль 2011 г. он содержит информацию о 7801 предварительном решении по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС.
 
Наиболее важным для унификации классификации внутри Таможенного союза является право КТС принимать решения и разъяснения по классификации, обязательные для применения во всех странах - членах ТС. В случае, если к моменту принятия КТС решения или разъяснения по классификации товара в какой-либо из стран ТС действовало в отношении аналогичных товаров решение или разъяснение, противоречащее принятому КТС, соответствующая страна должна его отменить или внести в него необходимые изменения.
 
Разногласия между уполномоченными таможенными органами по классификации отдельных видов товаров регулируются путем консультаций и трехсторонних согласований между уполномоченными таможенными органами.
В случае, если таможенные органы не могут прийти к единому мнению по вопросу классификации отдельного вида товара, одна из сторон направляет в КТС соответствующее обращение.
За истекший период 2011 года КТС было принято 8 решений о классификации товаров, на рассмотрении находятся еще 4 решения.
 
О правовых и практических аспектах взимания в Республике Беларусь вывозных таможенных пошлин рассказал Александр Валиев, начальник отдела методологии таможенных платежей Управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
С 01.01.2011 в Беларуси при вывозе с территории Беларусь за пределы таможенной территории ТС нефтепродуктов применяются ставки вывозных таможенных пошлин в размерах, соответствующих ставкам вывозных таможенных пошлин, установленным в отношении таких товаров в России.
 
Вывозные таможенные пошлины, обязанность по уплате которых возникла с даты начала применения Соглашения, установлены в отношении:
 
нефти сырой, за исключением добытой в Беларуси;
нефтепродуктов, в отношении которых установлены ставки вывозных таможенных пошлин, независимо от страны их происхождения и (или) страны происхождения углеводородного сырья, из которого они произведены, исчисляются и уплачиваются исключительно в долларах США.
 
Отсрочки и (или) рассрочки уплаты вывозных таможенных пошлин законодательством не установлены.
До получения таможенным органом информации о зачислении рассматриваемых вывозных таможенных пошлин на счет такие пошлины не могут считаться уплаченными и вывозимые товары не могут быть помещены под таможенную процедуру экспорта.
Вывозные таможенные пошлины в отношении нефти сырой, добытой в Республике Беларусь, исчисляются и уплачиваются в белорусских рублях.
 
Заместитель начальника Управления - начальник отдела тарифного регулирования и методологии таможенной стоимости Управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Кирилл Петровский объяснил алгоритм декларирования таможенной стоимости в Таможенном союзе, а также обратил внимание участников на основные ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования.
По словам эксперта, системы контроля таможенной стоимости в Таможенном союзе унифицируются и процесс находится в завершающей стадии.
Значительно расширяется перечень подконтрольных товаров. В Беларуси профили риска введены в отношении 4,5 тысячи подсубпозиций товаров, общий список приближается к 5,6 тысячи подсубпозиций. Таможенные службы стран - участниц ТС при заявлении таможенной стоимости товаров из этих подсубпозиций ниже контрольной согласованной стоимости товара вправе задать вопрос о стоимости.
 
Кирилл Петровский подробно остановился на основных положениях Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением КТС от 20.09.2010 № 376, а также постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 25.07.2008 № 60.
 
Начальник Управления косвенного налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Игорь Скринников рассказал об особенностях уплаты НДС в рамках Таможенного союза, обратив внимание на работы и услуги в Таможенном союзе, когда исчисление НДС не производится.

Ключевой темой обсуждения стал доклад начальника отдела организации таможенного оформления и таможенных режимов Управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александра Нистюка об условно выпущенных товарах в рамках Таможенного союза.

В своем выступлении эксперт подробно остановился на условиях и обстоятельствах, при которых товары считаются условно выпущенными, а также рассмотрел вопрос возникновения, прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
 
Кроме того, из его доклада приглашенные узнали об особенностях таможенного декларирования товаров третьих стран в рамках ТС. В настоящее время в Республике Беларусь особенности таможенного декларирования товаров определены постановлением ГТК от 24.12.2010 № 48. Также в целях совершенствования и упрощения таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых в разобранном или несобранном виде несколькими партиями разными транспортными средствами (составами транспортных средств), приказом ГТК от 14.07.2011 № 297–ОД определены особенности таможенного декларирования таких товаров в Республике Беларусь.
 
Тему условного выпуска товаров в рамках приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 04.02.2011 № 206 продолжил старший юрист и налоговый консультант "Рёдль и партнеры" Александр Юдович на примере ввоза производственных линий в Таможенном союзе.
Сложное технологическое оборудование производится в России, в Беларуси и в Казахстане в очень ограниченном количестве и по степени модернизации пока еще не может конкурировать с зарубежными аналогами. Поэтому этими странами применяются меры по стимулированию ввоза подобного оборудования, поскольку это создает возможности не только для увеличения производственных мощностей, но и для освоения новых технологий, увеличения производительности труда, а следовательно, влияет на увеличение доходов бюджета от налогов.
 
В числе наиболее возможных вариантов ввоза подобного оборудования: поставка оборудования единовременно с классификацией по одному коду ЕТН ВЭД ТС, поставка оборудования отдельными компонентами с классификацией по одному коду ЕТН ВЭД ТС, поставка оборудования частями с классификацией всех частей отдельно в соответствии с ЕТН ВЭД ТС и ввоз оборудования в качестве вклада в уставный капитал.
 
Так, наиболее благоприятные условия для ввоза технологического оборудования отдельными компонентами в части срока принятия квалификационного решения установлены в Беларуси и Казахстане.
 
В свете создания Таможенного союза выходят на передний план вопросы конкуренции за инвестиции. Страны - участницы ТС стараются создать у себя привлекательный инвестиционный климат. По словам эксперта, в рамках ТС Казахстан и Беларусь сохраняют инвестиционные преференции на освобождение от уплаты таможенных платежей на оборудование и комплектующие, ввозимые для реализации инвестиционных проектов на территории данных стран. Эти страны уже имеют условия для создания производств, ориентированных не только на внутренний рынок, но и на соседние страны, в первую очередь, рынок ТС.
 
С точки зрения вложения инвестиций и предоставляемых для реализации инвестиционных проектов преференций Казахстан и Беларусь находятся в более выигрышном положении, чем Россия. "Для инвесторов может оказаться более выгодно завозить производственное оборудование и создавать производство в этих республиках, а уже готовую продукцию импортировать в Россию", - уточнил специалист.
 
Заместитель директора по таможенному обслуживанию компании "АсстрА", г. Минск, Михаил Козлов осветил проблемы и перспективы таможенной процедуры таможенного транзита при осуществлении международных перевозок товаров по территории Таможенного союза.
Общеизвестно, что по территории Беларуси проходят важные транспортные коридоры, поэтому развитие транзитного потенциала и постоянное совершенствование транзита по территории Беларуси является одной из приоритетных задач государства.
 
В пунктах пропуска, расположенных на Государственной границе Республики Беларусь, создана инфраструктура, отвечающая международным требованиям, установлены современные технические средства таможенного контроля, созданы благоприятные условия для граждан, обеспечено быстрое и качественное прохождение товаров и транспортных средств через внешнюю границу ТС.
 
В 2010 году таможенными органами Беларуси осуществлено около 1 миллиона 417 тысяч фактов выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, из которых 1 миллион 126 тысяч фактов выпуска (80%) приходится на автомобильный транспорт.
 
Количество перевозок товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с применением книжки МДП в 2010 году составило 775,5 тысячи единиц (почти 70% от общего количества фактов выпуска товаров, перемещаемых автотранспортом, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита). Количество фактов применения таможенного сопровождения при перевозке товаров с применением книжки МДП составило 27,7 тысячи единиц (3,6% всех операций МДП).
 
В числе особенностей применения таможенной процедуры таможенного транзита на территории Таможенного союза эксперт назвал следующие: с 01.01.2011 применяется единая форма транзитной декларации, существует возможность использования транспортных документов в качестве транзитной декларации, таможни отправления и назначения могут располагаться в разных государствах, существует обмен электронными сообщениями между таможнями отправления и назначения.
 
Неменьший интерес у участников конференции вызвал содержательный доклад заместителя начальника Управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Наталии Рынкевич на тему практических аспектов перевозки товаров в соответствии с процедурой МДП в рамках Таможенного союза.
В настоящее время процедура оформления книжек МДП таможенными органами государств - членов ТС выглядит следующим образом.
При перевозке товаров по процедуре МДП от таможенного органа отправления Беларусь до таможенного органа назначения России либо Казахстана белорусский таможенный орган оформляет в установленном порядке отрывные листки и корешки № 1 (белый) и № 2 (зеленый) книжки МДП и отделяет белый отрывной листок от книжки МДП. В российском либо казахстанском таможенном органе назначения должностное лицо таможенного органа заполняет в установленном порядке соответствующие графы отрывного листка № 2, оформленного белорусским таможенным органом отправления, и корешка № 2 и отделяет отрывной листок № 2 от книжки МДП.
 
При перевозке товаров по процедуре МДП от таможенного органа отправления России либо Казахстана до таможенного органа назначения Беларуси российский или казахстанский таможенный орган отправления оформляет в установленном порядке отрывные листки и корешки № 1 (белый) и № 2 (зеленый) книжки МДП и отделяет белый отрывной листок от книжки МДП. В белорусском таможенном органе назначения должностное лицо таможенного органа заполняет в установленном порядке соответствующие графы отрывного листка № 2, оформленного российским или казахстанским таможенным органом отправления, и корешка № 2 и отделяет отрывной листок № 2 от книжки МДП.
 
Книжка МДП на белорусско-российской или казахстанско-российской внутренних границах не оформляется.
Между таможенными органами отправления и назначения всех стран налажен обмен электронными уведомлениями о направлении и поступлении товаров. Отрывные листки № 2 из таможенного органа назначения в таможенный орган отправления не пересылаются.
 
Н.Рынкевич также рассказала об правовых основах и процедуре электронного декларирования и электронного предварительного информирования.
"Что касается особенностей системы предварительного информирования таможенных органов Беларуси, то предварительное информирование не является обязательным", - сразу отметила эксперт. Вместе с тем в первом полугодии 2011 года около 30% перевозчиков (как белорусских, так и иностранных) успешно пользуются этой системой.
 
После регистрации информации на центральном уровне она автоматически направляется в пункт ввоза. Электронное сообщение, содержащее предварительную информацию, должно передаваться на каждую товарную партию отдельно в случае перевозки на одном транспортном средстве нескольких партий товаров. Каждой товарной партии присваивается свой идентификационный номер. Электронные сообщения хранятся в центральной базе не более 15 суток, после чего аннулируются, если фактического ввоза товаров не произошло. В случае несоответствия сведений, содержащихся в электронной информации, и сведений, содержащихся в документах, решение о том, какие операции контроля провести, принимается старшим смены. В случае отсутствия в базе данных предварительной информации таможенные операции и контроль производятся в общем порядке. Предварительная информация в электронном виде направляется заинтересованным субъектом хозяйствования в Минскую центральную таможню не менее чем за 2 часа до перемещения товаров через таможенную границу.
 
В случае, если в представленной информации отсутствуют ошибки, субъекту хозяйствования направляется уникальный идентификационный номер перевозки.
 
После проверки и регистрации предварительная информация автоматически направляется в республиканский пункт таможенного оформления, через который будет осуществляться перемещение товаров. Далее сопоставляются сведения, содержащиеся в транспортных и коммерческих документах, представленных перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации, а также осуществляется контроль в рамках системы анализа и управления рисками.
 


В заключение второго дня мероприятия о категории споров в рамках Таможенного союза и правовых способах их регулирования рассказали начальник Правового управления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Александр Адерейко и начальник управления международных отношений представитель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Павел Юркевич.
По словам экспертов, правоприменительная практика таможенных органов после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза не претерпела существенных изменений. Тем не менее в последние годы количество споров с участием таможенных органов сокращается. Так, если в 1-м полугодии 2010 года судебных дел с участием таможенных органов было 249, то в 1-м полугодии 2011 года таможни проводили работу по 196 таким спорам (сокращение на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года). В 1-м полугодии 2011 года таможенными органами в суды было предъявлено 163 иска (заявления), что составило 83% от общего количества судебных дел с участием таможенных органов.
 
Основными категориями исковых требований, предъявляемых таможенными органами в 1-м полугодии 2011 года, по-прежнему остаются: взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей в бюджет (с физических лиц); взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей, процентов и пени в бюджет за счет имущества должника (с юридических лиц).
 
"Абсолютное большинство исковых требований таможен удовлетворяется в полном объеме (97,7%)", - подчеркнул А.Адерейко.
В 1-м полугодии 2011 года количество обращений юридических и физических лиц в суды с исками (заявлениями) на решения таможенных органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц составило 33 иска, или 17% от общего количества исков (заявлений), что на 52% меньше, чем в 1-м полугодии 2010 года.
 
Основными категориями споров в 1-м полугодии 2011 года по искам (заявлениям), предъявленным к таможенным органам, остаются: льготный порядок перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования и упрощенный порядок их таможенного оформления – 9 исков, или 27% от общего количества исков, предъявленных к таможенным органам; классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД – 8 исков (24%); порядок определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, – 8 исков (24%).
 
При этом с каждым годом снижается процент удовлетворяемости судами исков, предъявляемых к таможенным органам. Так, в 1-м полугодии 2011 года 93% решений судов по искам, предъявленным к таможенным органам, вынесено в пользу таможен.
 
*******
Высокий уровень организации этого международного таможенного форума позволил участникам и приглашенным свободно обменяться мнениями по важнейшим вопросам начала функционирования и дальнейшего развития Таможенного союза, а также выслушать заявления бизнес-сообщества о работе в условиях интеграции. Что касается предложений научных кругов, то, по общему мнению представителей отечественной и зарубежной науки, процессы интеграции требуют согласования, унификации на межгосударственном уровне основных вопросов в области подготовки высококвалифицированных кадров для таможенных органов и их тесного взаимодействия с другими госорганами как в рамках указанных государств, так и на международной арене.