Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY

Программы и проекты TUT.BY
  • О компании
Бизнес-школа ИПМ

(017) 277-04-04

(029) 3100-105

(029) 5100-105

info@ipm.by

Новости компаний









По материалам Interfax.by

Белорусские топ-менеджеры сегодня тянутся к знаниям и учатся куда прилежнее, чем первоклассники. Невозможность преодолеть барьеры, возникающие из-за нехватки специальных знаний и отсутствия глобального опыта, больно бьет по карьере. И по бизнесу – если речь идет о собственниках компаний. А это здорово стимулирует.
 
Рынок бизнес-образования растет в Беларуси, как на дрожжах: если есть спрос, то за предложением не заржавеет. Но встает проблема выбора: где получить те знания, на которые рассчитываешь, а не потратить драгоценное время и деньги (бизнес-образование стоит недешево) впустую?
 
Во всем мире пропуском в элиту менеджмента, в тот самый топ, является степень MBA. У Беларуси это впереди – хотя уже сейчас при приеме на работу на наиболее успешных предприятиях страны, не говоря уже о представительствах иностранных компаний, предпочтение отдается именно топ-менеджерам, закончившим бизнес-школу.
 
И тенденция с каждым годом набирает обороты – отечественные компании все активнее сотрудничают с европейскими корпорациями, а залогом успешного партнерства является разговор на одном бизнес-языке и схожие взгляды на ведение бизнеса.
 
Речь уже идет не о том, учиться или нет. А о том, где получать знания. Бизнес-школ много – есть Россия, есть Украина, рейтинговые и не очень западные бизнес-школы… Наконец, учиться можно и в родной Беларуси – степень Executive MBA предлагают получить в Бизнес-школе ИПМ.
 
О том, зачем топ-менеджерам степень МВА и по каким критериям выбирать бизнес-школу, корреспонденту портала www.interfax.by рассказала доцент кафедры общего менеджмента и управления человеческими ресурсами Санкт-Петербургского международного института менеджмента, преподаватель на программе Executive MBA Бизнес-школы ИПМ Татьяна Ковалева.
 
– В последнее время на постсоветском пространстве программа МВА стала очень популярной. На ваш взгляд – что она дает слушателям, и чем отличаются топ-менеджеры, имеющие степень МВА от тех, у кого ее нет?

– Топ-менеджеры, получившие степень МВА, отличаются, в первую очередь, системным подходом. Они понимают, как функционирует в целом экономика, как работает их бизнес и, самое главное, как им управлять. Люди, которые не имеют такого образования, получают специализированные знания, связанные с функционалом, и им очень сложно взглянуть на происходящие процессы более широко. Сейчас экономический ландшафт настолько сложен, что если ты не способен подняться над собственным опытом, то не сможешь эффективно руководить компанией, и будешь совершать управленческие ошибки.
 
– Учитывая возросшую популярность МВА, на рынке бизнес-образования ужесточилась конкуренция, свои услуги предлагают десятки бизнес-школ… Насколько можно доверять большинству из них?

– Есть формальные и неформальные критерии, по которым можно оценить бизнес-школы. Если говорить о первых, то речь идет, прежде всего, об аккредитации. Лучше всего, если она западная – российская аккредитация меньше ценится даже в России. Связано это с тем, что программа МВА – это западное обучение бизнес-управленцев. Естественно, что у них в значительно большей степени отлажена процедура проверки программы, стандартизация и прочие вещи. Поэтому мы в большей степени доверяем западным экспертам.
 
Получить аккредитацию Ассоциации МВА (AMBA) непросто. Даже многие западные бизнес-школы ее получают далеко не сразу. Сначала они становятся кандидатами и лишь через несколько лет – полноправными членами ассоциации. Это своеобразная гарантия того, что учебный процесс поставлен правильно.
 
Кроме того, обязательно надо обращать внимание на уровень преподавателей бизнес-школы. В бизнес-образовании менее важны такие приставки, как, например, "кандидат наук" – они не имеют такого значения, как в академической среде. Знание управления бизнесом рождается не в аудиториях, а в самом бизнесе. Поэтому очень важно, чтобы преподаватели имели консалтинговый опыт. Эти люди понимают, как теория связана с практикой. Это очень важный нюанс.
 
Также стоит присмотреться к людям, которые уже учатся в этой бизнес-школе и с которыми собираешься учиться ты. Очень многое зависит от того, в какую среду ты попадешь. Если на этих программах много генеральных директоров и собственников бизнеса – то, наверное, эти люди сделали правильный выбор. Кроме того, вам будет интересно учиться рядом с ними. Ну а если вы видите, что вместе с вами будут заниматься, в основном, студенты – делайте выводы.
 
Есть еще один важный критерий. Правда, он трудно определяемый. Речь идет о том, какое воздействие школа оказала на карьеру и развитие бизнеса топ-менеджера. Некоторые школы пытаются отследить судьбу своих выпускников. В результате можно получить информацию о том, насколько после окончания МВА человек был успешен: как в течение определенного времени поднялся по карьерной лестнице или же, на сколько процентов вырос его бизнес. Это очень значимая информация, особенно если этот человек связывает сам свои успехи со знаниями, полученными на МВА.
 
– Чем чревато обучение в бизнес-школе с низким уровнем подготовки? Отсутствием желаемого эффекта?

– Скажу не очень популярную фразу – образование дает знания и навыки, но не дает мозгов. К сожалению, если мозгов нет, то никакая МВА-программа не поможет.
 
Но если есть мозги, то их надо использовать по назначению и заканчивать нормальную бизнес-школу, со всеми необходимыми аккредитациями и хорошими преподавателями. Если вы попадете в бизнес-школу, в которой не очень хорошо отработана программа или работают преподаватели, которые "зомбируют" своих слушателей на какие-то очень специфические темы, то, к сожалению, эффект от обучения может быть прямо противоположным. Вы получите неполные знания – и риски, связанные с принятием решения, на порядок возрастут.
 
Это страшный вред для компании. Лучше уж полагаться на собственный опыт и делать собственные ошибки, чем, получив искаженную информацию, ошибаться потому, что тебя неправильно учили. На своих ошибках человек хотя бы чему-то учится. А после ошибок преподавателей... Ты вроде бы делаешь так, как тебя научили, но все равно нужного эффекта не получаешь – и не понимаешь, почему. А тебе просто недодали знаний.
 
– В бизнес-среде есть два противоречивых мнения об МВА: одни считают, что эту степень надо получать только за рубежом и не доверяют бизнес-школам постсоветского пространства, другие уверены в том, что учиться надо там, где планируешь вести бизнес…

– Локальные бизнес-школы всегда значительно лучше учитывают контекст – в отличие от глобальных. Они лучше знают эту среду, юридическую компоненту, и что очень важно в Беларуси, степень государственного влияния на бизнес. Естественно, они дают более практичный взгляд на управление компанией.
 
Западные бизнес-школы готовят к более глобальному управлению бизнесом. Если сотрудник работает в мультинациональной корпорации и планирует делать международную карьеру, то ему действительно лучше получать образование в западной бизнес-школе. Но если он собирается делать бизнес в этой стране, то все-таки лучше получать образование здесь.
 
К сожалению, обучение глобальному бизнесу часто может приводить к иллюзиям. Возможно, некоторые решения, подходящие для Запада, будут эффективны и в Беларуси. Но это далеко не всегда так.
 
В настоящий момент в Бизнес-школе ИПМ открыт набор в группы EMBA 20 и 21. Начало обучения – февраль 2011 года.