Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY

Программы и проекты TUT.BY
  • Популярное

Новости компаний


ЖЕ­ЛЕЗ­НАЯ ле­ди с ана­ли­ти­че­ским скла­дом ума и сис­тем­ным мыш­ле­ни­ем, Оль­га Шан­до­ра ра­бо­та­ла в те­че­ние 15 лет в Аме­ри­ке в ве­ду­щих ин­ве­сти­ци­он­ных бан­ках Wall Street. Про­шла карь­ер­ный путь от про­сто­го слу­жа­ще­го до ру­ко­во­ди­те­ля - ви­це-пре­зи­ден­та нью-йорк­ско­го от­де­ле­ния бан­ка UBS. В на­стоя­щее вре­мя - управ­ляю­щий парт­нер в ча­ст­ном ин­ве­сти­ци­он­ном бан­ке, за­ни­ма­ет­ся во­про­са­ми фон­до­во­го рын­ка. Жи­вет и ра­бо­та­ет в Нью-Йор­ке, пе­рио­ди­че­ски на­ве­щая Бе­ла­русь.
 
Биз­нес в Бе­ла­ру­си ме­ня­ет­ся
 
Наи­бо­лее ак­тив­ная и про­дви­ну­тая часть на­се­ле­ния на­чи­на­ет по­ни­мать, что “тран­зак­ци­он­ное мыш­ле­ние” - это ту­пик. Бу­ду­щее при­над­ле­жит толь­ко пра­виль­но вы­стро­ен­ным дол­го­сроч­ным от­но­ше­ни­ям, как ме­ж­ду субъ­ек­та­ми хо­зяй­ст­во­ва­ния, так и ме­ж­ду людь­ми. Жизнь зав­тра не кон­ча­ет­ся Нель­зя один раз схва­тить куш и по­том все вре­мя жить сча­ст­ли­во, как в ки­но. Биз­нес - это не ра­зо­вая сдел­ка с бе­зум­ной при­бы­лью, а сис­те­ма, ко­то­рая по­зво­ля­ет про­во­дить сдел­ки по­сто­ян­но.
 
Об ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти стра­ны
 
Нет аб­ст­ракт­но­го по­ня­тия “ин­ве­стор”. Есть кон­крет­ный субъ­ект хо­зяй­ст­во­ва­ния со свои­ми по­треб­но­стя­ми. Здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что ка­пи­тал и ин­ве­стор, ко­то­рый его пред­став­ля­ет, все­гда идут ту­да, где луч­ше. Ес­ли мы го­во­рим о биз­нес-це­лях а не о по­ли­ти­че­ской экс­пан­сии, то долж­на при­сут­ст­во­вать вы­го­да. Раз­ве ко­му-то мо­жет быть все рав­но, что, по­стро­ив за­вод в чис­том по­ле, вло­жив свои день­ги, соз­дав ра­бо­чие мес­та, ин­ве­стор по­том не мо­жет про­дать свой соб­ст­вен­ный про­дукт так как счи­та­ет нуж­ным? Нон­сенс!
 
Ин­ве­сти­ции, как лю­бые от­но­ше­ния, - это все­гда ком­про­мисс и по­ни­ма­ние то­го, что нель­зя все иметь и ни­чем не по­сту­пить­ся, - это и есть глав­ная со­став­ляю­щая биз­нес-про­цес­са при ра­бо­те с ин­ве­сто­ром.
 
Мне ка­жет­ся, что за­ин­те­ре­со­ван­ные кру­ги в РБ как раз и про­хо­дит та­кой внут­рен­ний про­цесс - осоз­на­ние то­го, что ком­про­мисс яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мой со­став­ляю­щей лю­бых от­но­ше­ний.
 
Во­прос с ин­ве­сти­ция­ми на­мно­го глуб­же, чем про­сто на­ли­чие ка­пи­та­ла и пра­во­вая ба­за для его ра­бо­ты. Ог­ром­ная роль в ин­ве­сти­ци­он­ном про­цес­се при­над­ле­жит куль­то­ро­го­ло­ги­че­ской со­став­ляю­щей, ко­гда ба­зо­вые че­ло­ве­че­ские цен­но­сти по­ни­ма­ют­ся оди­на­ко­во дву­мя сто­ро­на­ми. Ин­ве­сто­ру лег­че ид­ти ту­да, где про­цес­сы, в ко­то­рые вкла­ды­ва­ют­ся день­ги, кон­тро­ли­ру­ют­ся людь­ми с та­ки­ми же, как и у не­го, ба­зо­вы­ми при­ори­те­та­ми.
 
Ко­гда обе сто­ро­ны уме­ют со­из­ме­рять свои це­ли и свои воз­мож­но­сти, не­сут от­вет­ст­вен­ность за се­бя и не ожи­да­ют “бес­плат­но­го сы­ра”. К сло­ву, в США толь­ко 60% на­се­ле­ния вла­де­ют соб­ст­вен­ным жиль­ем - и поч­ти пол­но­стью оно ку­п­ле­но в кре­дит. В Бе­ла­ру­си же сло­во “ипо­те­ка” все еще вы­зы­ва­ет ка­кие-то не­га­тив­ные эмо­ции и со­вер­шен­но на­прас­но. Так жи­вет боль­шая и про­цве­таю­щая часть ми­ра.
 
В ми­ре ка­пи­та­ла есть раз­ные по­треб­но­сти. Най­ти по­тен­ци­аль­ных ин­ве­сто­ров ма­ло. Ес­ли поя­вят­ся та­кие спе­циа­ли­сты в стра­не - ко­то­рые по­ни­ма­ют пси­хо­ло­гию ин­ве­сто­ра и су­ме­ют ра­бо­тать на че­ло­ве­че­ском уров­не, а не про­сто пе­ре­ска­зы­вать свои­ми сло­ва­ми пе­ре­вод­ные учеб­ни­ки - то ин­ве­сти­ци­он­ная прак­ти­ка в Бе­ла­ру­си пе­ре­ста­нет быть эк­зо­ти­кой. По­ка же при­хо­дит­ся по­сто­ян­но стал­ки­вать­ся с мо­ло­ды­ми людь­ми со зна­ка­ми дол­ла­ра в гла­зах, ко­то­рые да­ле­ки от по­ни­ма­ния как бе­ло­рус­ско­го пред­при­ятия и ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки, от про­сто­го на­ро­да, так и от по­ни­ма­ния ба­зо­вых цен­но­стей за­пад­но­го ин­ве­сто­ра и уме­ния вес­ти гра­мот­ный раз­го­вор на их язы­ке, “без пон­тов”. Нуж­на вы­со­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная ра­бо­та на че­ло­ве­че­ском уров­не с дву­мя сто­ро­на­ми, что­бы они до­го­во­ри­лись и ос­та­лись до­воль­ны­ми друг дру­гом. Клас­си­че­ский при­знак хо­ро­шей сдел­ки - две сто­ро­ны до­воль­ны пе­ре­го­ва­ра­ми. Нель­зя ожи­дать, что кто-то при­дет и бу­дет пред­ла­гать день­ги, ес­ли бе­ло­ру­сы са­ми не бу­дут их на­стой­чи­во и гра­мот­но ис­кать. Ра­бо­тать нуж­но имен­но по тем пра­ви­лам, по ко­то­рым ра­бо­та­ет весь мир ка­пи­та­ла. Ну­жен сис­тем­ный под­ход.
 
Что бро­са­ет­ся в гла­за?
 
От­сут­ст­вие на­руж­ной рек­ла­мы. Поч­ти нет рек­ла­мы вит­рин. По то­му, что ви­сит, оче­вид­но, что по­ня­тие “це­ле­вая ау­ди­то­рия” от­сут­ст­ву­ет. В ок­нах про­дук­то­вых ма­га­зи­нов вы­ве­ши­ва­ют оди­на­ко­вые пла­сти­ко­вые фо­то по­ми­до­ров и кол­ба­сы. Не­по­нят­но по­че­му. Ведь рек­ла­ма - это и мощ­ное сред­ст­во фор­ми­ро­ва­ния по­тре­би­те­ля на очень тон­ком уров­не и в то же вре­мя - это биз­нес, ко­то­рый мог бы дать де­сят­ки ты­сяч ра­бо­чих мест без ог­ром­ных ка­пи­та­ло­вло­же­ний.
 
Бу­дем на­де­ять­ся, что это все в раз­ви­тии.
 
Ста­нут ли бе­ло­рус­ские брэн­ды ми­ро­вы­ми?
 
Мы с ва­ми по­ни­ма­ем что весь мир, вся про­мыш­лен­ность и ми­ро­вые ги­ган­ты, по су­ти, ра­бо­та­ют на удов­ле­тво­ре­ние по­тре­би­тель­ско­го спро­са ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка. Да­же те, кто про­из­во­дит тур­би­ны и гру­зо­ви­ки, все рав­но в ко­неч­ном ито­ге слу­жат про­стым че­ло­ве­че­ским по­треб­но­стям.
 
Ин­те­рес­ная ис­то­рия на­цио­наль­ных брэн­дов у Бра­зи­лии и Ар­ген­ти­ны. При­мер­но 10 лет на­зад на­ча­лось раз­ви­тие ме­ст­ных ди­зай­нер­ских брэн­дов. Поя­ви­лись де­сят­ки имен ди­зай­не­ров как до­ро­гих так и де­ше­вых, поль­зую­щие­ся спро­сом во всем ми­ре. Гло­баль­но­му ми­ру ди­зай­на по­тре­би­тель­ских то­ва­ров по­сто­ян­но нуж­на но­вая кровь, но­вые идеи, но­вые то­ва­ры. Но од­них идей и ка­че­ст­вен­но­го то­ва­ра ма­ло, нуж­на ра­бо­та с за­ру­беж­ной то­ва­ро­про­во­дя­щей се­тью - мо­биль­ная сис­те­ма бы­ст­ро­го про­из­вод­ст­ва и мо­мен­таль­ной сме­ны ас­сор­ти­мен­та. Нуж­ны яр­кие биз­нес­ме­ны, ко­то­рые смо­гут от­лич­но ор­га­ни­зо­вать про­цесс. Нуж­на под­держ­ка на уров­не за­ко­но­да­тель­ной ба­зы, ко­то­рая убе­рет пре­по­ны и по­зво­лит сту­чать­ся во все две­ри ми­ра.
 
За­пи­сал Ев­ге­ний Пти­ца
 
АиФ, номер 33.