Политика
Экономика и бизнес
Общество
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Авто
Спорт
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY

Программы и проекты TUT.BY

Новости компаний


Небольшие по площади офисные помещения по-прежнему являются самым ходовым товаром на рынке коммерческой недвижимости в Минске. Не случайно некоторые собственники нежилых объектов в последнее время идут на то, что перепрофилируют их в бизнес-центры, причем состоящие преимущественно из мини-офисов - до 50 кв. м.

То, что небольшие площади являются самыми востребованными, подтверждается высокой активностью, с которой они раскупаются в строящихся и готовых бизнес-центрах. В то же время предложение таких офисов в течение всего периода существования рынка коммерческой недвижимости пополнялось крайне неактивно, что и создало определенный дефицит в соответствующем секторе.

До недавнего времени мини-офисы среднего и ниже среднего потребительского уровня были представлены в основном административными зданиями (включая различные проектные институты), построенными в советский период, не подвергавшимися реконструкции и капитальному ремонту, расположенными, как правило, в центре и прилегающим к центру районах. Для таких зданий характерна коридорная схема расположения комнат, недостаточное количество мест для парковки автомобилей, ограниченное число телефонных линий, отсутствие высокотехнологичных коммуникаций и современной системы служб сервисного обслуживания. Как правило, все они находятся в республиканской либо в коммунальной собственности. Помещения в них в основном сдаются в аренду, а на вторичный рынок практически не поступают. Поэтому для предпринимателей нет выбора между арендой и покупкой - приходится арендовать такие офисы. В большинстве случаев арендаторам предлагается сделать ремонт в арендуемом помещении, при необходимости самостоятельно "выбить" нужное количество телефонных линий, иногда - внести посильный вклад в ремонт здания.

Перспектива поселиться в таком офисе, даже если он будет обходиться в 10-12 EUR/кв. м, малопривлекательна для потенциальных арендаторов. Как бы там ни было, но иметь офис в собственности куда более престижно, выгодно и самое главное более надежно. К тому же, учитывая большой спрос на мини-офисы, на такую недвижимость, в случае необходимости, можно достаточно легко найти покупателей. И это, как правило, выгодная для собственника продажа, поскольку цены на коммерческую недвижимость ежегодно растут, а предложение, как уже было сказано, по-прежнему сильно отстает от спроса.

В последнее ситуация стала несколько улучшаться. Причем выяснилось, что не обязательно располагать объект в центре, чтобы он пользовался популярностью. Главное, чтобы он находился в зоне деловой активности, удобной транспортной доступности причем как для авторизованных бизнесменов так и тех, кто пользуется общественным транспортом.

Сложившиеся тенденции на рынке офисной недвижимости как раз и подтолкнули компанию "Аквабел" перепрофилировать гостиничный комплекс, построенный в 2000 году, в бизнес-центр среднего потребительского уровня.
Общая площадь 5 этажного здания около 7 тыс. кв. м, из которых примерно 5 тыс. кв. м приходится на офисную часть. Офисы в бизнес-центре небольшие: от 15 до 50 кв.м. и состоят из одного-двух блоков. В каждом блоке есть свой санузел с импортной сантехникой. Планировка жесткая, система расположения офисов коридорная - это пожалуй единственный недостаток объекта, считают руководители компании "Аквабел".

Что касается иных параметров - они соответствуют офисам выше среднего потребительского класса. Это высококачественная отделка, наличие инженерной инфраструкутры (цифровая АТС, выделенная линия Интернет, системы пожарной сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения), просторная парковка.

Кроме того, в бизнес-центре есть ресторан, на 1-ом этаже - галерея торговых павильонов. Рядом расположены торгово-выставочные павильоны рынка "Аквабел", гипермаркет BIGZZ. Объект расположен в месте с хорошей транспортной доступностью, что обеспечивается близостью МКАД и Логойского тракта.
Деловая привлекательность района, в котором находится бизнес-центр, может еще более повыситься после того, как здесь откроется первый в республике торгово-развлекательный центр "Экспобел".

Учитывая, что офисы в центре в первую очередь привлекательны для представителей малого бизнеса, собственник предусмотрел более щадящие условия покупки помещений - например на условиях лизинга (комиссионное вознаграждение лизингодателя - всего 2%) и кредита (14%).

Кстати следует сказать, что желающих купить офис в Минске на условиях лизинга немало, а вот предложение практически отсутствует. Приобретение недвижимости на условиях лизинга имеет целый ряд преимуществ. Например, покупателю нет необходимости отвлекать собственные средства из оборота. При этом обеспечивается снижение налога на прибыль за счет отнесения на себестоимость лизингового платежа (величина амортизационных отчислений определяется договором лизинга). А по мере уменьшения остаточной стоимости объекта, снижается и налог на недвижимость. При этом в качестве залога при получении кредита может выступать сам объект лизинга, а также право на лизинговую ставку.

Учитывая, что указанный инвестиционный проект является своего рода экспериментальным - гостиница переделана в бизнес-центр, предлагаются только мини-офисы, реализация на условиях лизинга - мы, пожалуй, будем внимательно следить за ходом его реализации. В случае положительного исхода, пример компании "Аквабел" может послужить стимулом для других фирм, специализирующихся на строительстве коммерческой недвижимости, больше учитывать интересы представителей малого бизнеса и применять более гибкие схемы (в том числе и лизинг) реализации офисных помещений.

Контактный телефон отдела коммерческой недвижимости
компании "Аквабел": 237-93-95.