По данным ЦИК, 31,3% избирателей проголосовали досрочно. Эта цифра меньше аналогичной на последних президентских выборах (36%), но больше прошлой парламентской кампании (26%). Впрочем, независимые наблюдатели ставят эту цифру под сомнение, указывая, что на более чем половине участков, где они вели мониторинг, число реально пришедших на выборы не совпало с официальными данными участковых комиссий (УИКов).

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Отстающим регионом в плане досрочного голосования стал Минск. В столице, по данным ЦИК, на участки пришли чуть больше четверти избирателей. Рекордсмены — Витебская и Могилевская области. Тут явка составила 34,56 и 33,79% соответственно.

Свои финальные отчеты об итоговом голосовании опубликовали и кампании независимых наблюдателей.

По оценке кампании «Право выбора», УИКи, местные власти и администрации госпредприятий создали «благоприятные условия для фальсификации выборов».

— Власти не отказались от прежних практик массового (в том числе принудительного) досрочного голосования, ящики для голосования хранятся ненадлежащим образом, который не исключает доступа посторонних лиц, что в отсутствие представителей оппозиции в избирательных комиссиях подрывает доверие к результатам выборов.

Наблюдатели заявляют о множестве зафиксированных случаев принуждения к участию в досрочном голосовании и склонении зависимых от власти лиц (студентов, сотрудников госпредприятий) к этому.

— Только на 19,7% из 382 участков по 10 избирательным округам, где проводилось тотальное наблюдение компанией «Право выбора — 2016» на протяжении всех пяти дней, данные подсчета проголосовавших наблюдателями совпали с данными, озвученными этими УИКами. Имеются свидетельства задействования УИК в прямой фальсификации во время досрочного голосования, в том числе через допуск к голосованию лиц, не имеющих право голосовать.

Наблюдатели жалуются на препятствия со стороны членов комиссий, противозаконные отказы в аккредитации и лишение наблюдателей уже выданных аккредитаций. Всего 23 наблюдателя кампании «Право выбора — 2016» были лишены аккредитации за 5 дней досрочного голосования.

К схожим выводам пришли в кампании «Правозащитники за свободные выборы». Они вели наблюдение на 182 участках по всей стране. Не менее чем на 55% из них данные наблюдателей и УИКов не сходились.

— Различие в данных комиссий и наблюдателей в явке избирателей в сторону увеличения фиксировалось во все дни досрочного голосования. Общая же разница между данными по количеству избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, составила 14% из УИКов, на которых велось наблюдение. На парламентских выборах 2012 года такая разница составляла 10,4%.

Были участки, на которых разница в данных комиссий и наблюдателей «носила аномальный характер — в два, три, пять и даже в десять раз».

— Зафиксированы многочисленные факты принуждения граждан к участию именно в досрочном голосовании со стороны администрации предприятий и вузов (до 18% избирательных участков). Это повторило негативную практику предыдущих избирательных кампаний.

По оценке правозащитников, практика проведения досрочного голосования остается одной из системных проблем избирательного процесса в Беларуси и «создает широкие возможности для использования административного ресурса и других манипуляций».

— В связи с этим рекомендации БДИПЧ ОБСЕ в части изменений процедур досрочного голосования остаются актуальными.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-30%
-10%
-20%
-90%