Правозащитники подвели итоги наблюдения за досрочным голосованием. Наблюдение осуществлялось активистами РПОО «Белорусский Хельсинкский комитет» и лишенным регистрации в Беларуси ПЦ «Вясна» в рамках кампании «Правозащитники за свободные выборы».

Всего в досрочном голосовании на выборах президента Республики Беларусь приняло участие 36,05% избирателей, что является наибольшим количеством за предыдущие президентские кампании 2001, 2006 и 2010 годов. «Фактически голосовать досрочно превратилось в норму, что не соответствует требованиям Избирательного кодекса», — отмечают правозащитники.

Во время проведения наблюдения за досрочным голосованием наблюдателями кампании «Правозащитники за свободные выборы» были зафиксированы многочисленные факты принуждения граждан к участию в именно досрочном голосовании со стороны администрации предприятий и вузов. Это повторило негативную практику предыдущих избирательных кампаний.

Правозащитниками были зафиксированы случаи завышения явки на некоторых избирательных участках. Обобщенная разница по количеству избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, по данным наблюдателей и УИК, составила 6,2% из 144 УИК, на которых велось наблюдение, при этом на некоторых УИК разница составила более 50%.

По итогам наблюдения за досрочным голосованием 48,55% наблюдателей компании отметили несовпадение количества проголосовавших досрочно, представленных УИК, с данными наблюдателей.

Некоторые из наблюдателей были необоснованно лишены аккредитации на участке.

«Практика проведения досрочного голосования остается одной из системных проблем избирательного процесса и создает широкие возможности для использования административного ресурса и других манипуляций. В связи с этим рекомендации БДИПЧ ОБСЕ в части изменений процедур досрочного голосования остаются актуальными», — подчеркнули правозащитники.

Иллюстрации: ПЦ "Весна"

Иллюстрации: ПЦ "Весна"

Иллюстрации: ПЦ "Весна"

Иллюстрации: ПЦ "Весна"Правовая база

Досрочное голосование на выборах президента Республики Беларусь началось 6 октября и закончилась 10 октября 2015 года.

Согласно ст. 53 ИК, избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего нахождения, вправе не ранее чем за пять дней до выборов прийти в помещение для голосования и проголосовать. Официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов не требуется.

Досрочное голосование происходит в присутствии не менее двух членов УИК с 10.00 до 16.00 и с 16 до 19.00. Для организации досрочного голосования используется отдельная урна для голосования, которая опечатывается в первый день досрочного голосования перед началом голосования по правилам, установленным ч. 3 ст. 51 ИК, при опечатывании вправе присутствовать наблюдатель.

Каждый день после окончания голосования председатель комиссии или его заместитель заклеивают щель в избирательной урне для голосования листом бумаги и расписываются на нем. Вскрытие щели происходит ежедневно перед началом голосования в присутствии председателя комиссии или его заместителя, при вскрытии вправе присутствовать наблюдатель. По окончании каждого дня голосования председатель комиссии или его заместитель составляют протокол, в котором указываются количество бюллетеней, полученных избирательной комиссией, число граждан, получивших избирательные бюллетени (в последний день досрочного голосования — общее количество граждан, получивших бюллетени), количество поврежденных бюллетеней и количество неиспользованных бюллетеней. Протокол подписывается председателем комиссии или его заместителем и вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении для голосования.

Сохранение урны для голосования обеспечивается председателем комиссии. После закрытия избирательного участка ответственность за охрану на избирательном участке несут органы МВД. Ни ИК, ни постановления ЦИК не регулируют вопросы сохранения избирательных бюллетеней, списков избирателей в периоды вне работы УИК. Единственным документом, который регулирует эти вопросы является Пособие для членов УИК по выборам президента Республики Беларусь, утвержденное постановлением ЦИК № 11 от 14.05.2015, согласно которому списки избирателей и избирательные бюллетени в период с 19.00 до 10.00 часов и с 14.00 до 16.00 часов должны храниться в сейфах или металлических шкафах. Сейф (металлический шкаф) ежедневно по окончании голосования в 19.00 опечатывается председателем комиссии или его заместителем.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-17%
-20%
-20%
-30%
-20%
-20%
-20%