/

Не сокращение госаппарата, а прежде всего сокращение его функций актуально для Беларуси. Прежняя 25-процентная оптимизация привела к тому, что уволили чиновников-пенсионеров и упразднили отделы, но людей, которые в них работали перевели в иные подразделения. Но так делают во всем мире. 

TUT.BY попросил экспертов оценить потенциал для сокращения государственного аппарата в Беларуси, на котором страны. 

Рассуждая о выполнимости заявления Лукашенко о сокращении госаппарата еще вдвое, Инна Ромашевская, политолог, эксперт в области государственного управления с 15-летним опытом работы в сфере международного развития, уверена, что главный мотив оптимизации – экономия бюджетных средств. "И тут предел нам – только небо, можно хоть всех сократить". Но на сокращение половины чиновников стране может понадобиться как минимум пять лет. 
 
- Если же сократить одним махом – паралич неизбежен, какой бы с точки зрения обывателя бессмысленной работой они не занимались. 
 
 
По мнению политолога, первыми попадут под сокращение или реорганизацию Министерство торговли и промышленности, а также оно затронет местные органы власти. Она не исключает, что новое сокращение будет похожим на прежнее 25-процентное: упразднят какие-то отделы, а сотрудников объединят под другими табличками.
 
- Так во всем мире происходит. И главный урок, который из этого извлекли во всем мире – сокращение госаппарата нельзя поручать госаппарату. Иначе все сведется к имитации деятельности. Для реального сокращения должна быть сила, стоящая вне аппарата – либо парламентские органы, либо общественные. И, конечно, эта информация должна быть прозрачной для граждан, а не для "служебного пользования". 
 
Ромашевская не уверена, что из-за сокращения числа чиновников бюджет страны почувствует скорое и существенное облегчение: "Если взглянуть на бюджеты министерств, из них не видно и мы не знаем, сколько денег идет на зарплаты чиновников, а сколько на собственно работу – образование, здравоохранение. Если сделать бюджеты подробными и прозрачными – как мы уже много раз просили в проекте "Кошт урада", – каждый сможет сделать выводы самостоятельно".
 
Само сокращение госаппарата, по словам эксперта, дело затратное. Трудовой кодекс гарантирует выплату нескольких окладов при увольнении по инициативе нанимателя. 
 
Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта "Кошт урада" в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин настаивает на том, что в стремлении к сокращению госаппарата нужно отделять желания от реальности. 
 
Фото с сайта www.naviny.by
Фото с сайта www.naviny.by
- Реальность заключается в приближении президентских выборов, а борьба с коррупцией и сокращение госаппарата - очень популярная мера. Но у меня есть большие сомнения в том, что действительно кого-то сократят. Самых нужных уже уволили во время прошлой оптимизации чиновников. Тогда, к примеру, уволили чиновников, которые занимались регистрацией бизнеса из администраций районов. Эту функцию возложили на Мингорисполком, который лишь спустя какое-то время начал выдавать свидетельства о регистрации ИП и новых организаций. Но пока он начал это делать, образовались очереди. Надо понимать, что в Беларуси количество работы для чиновников не уменьшается, а как раз уменьшается количество тех, кто ее выполняет. 
 
Ковалкин уверен, что без тщательного аудита чиновников нельзя принимать решение о сокращении. Ряд ведомств в Беларуси выполняют дублирующие функции, с ним и нужно бороться в первую очередь. В противном случае все повторится, как в прошлый раз: сократят количество пустых мест, за счет которых и формируется премиальный фонд чиновников. Это никак не поможет в достижении цели, поставленной руководителем государства, по повышению оплаты труда. Может быть, на пенсию отправят пенсионеров, которые продолжают работать в госаппарате, считает эксперт.  
 
- По моим данным, те чиновники, которые работают в городской структуре в Минске и в министерствах, и так работают на 2-3 часа больше своего штатного распорядка. То есть работы у чиновников хватает.
 
Ковалкин уверен, что в частные руки можно передать абсолютно все те функции, которые излишне на себя взяло государство. "Прежде всего, это бесконечное регулирование всех рынков, начиная от рынка торговли до регулирования экспорта и импорта. Вообще же без качественного аудита сокращать не стоит. А его у нас даже министерство экономики не проводило"
 
Ковалкин поддерживает желание Лукашенко поднять статус чиновника, но сомневается в практической реализации этого желания.
 
- В принципе, в нашей системе принятия государственных решений можно сокращать еще долго, - считает директор по исследованиям ОО "Либеральный клуб" Евгений Прейгерман. По его словам, для этого не нужно особенно проработанных обоснований - достаточно решения главы государства. 
 
Фото с сайта www.euroradio.by
Фото с сайта www.euroradio.by
- Но вообще сама постановка вопроса о дальнейшем сокращении несколько странная и даже неполноценная. Как показало наше недавнее исследование, посвященное реформе системы госуправления, в Беларуси нет какой-то чрезвычайной проблемы с раздутостью госаппарата. Но есть проблема с раздутостью функций системы госуправления. И в любом случае кадровый вопрос должен быть увязан с проблемой избыточного числа функций. В противном случае вся дискуссия о сокращениях не имеет большого смысла. 
 
Прейгерман опасается, что механическое выполнение воли главы государства приведет к снижению эффективности чиновников. На предыдущем этапе оптимизации госаппарата эта проблема уже проявилась. По его мнению, сокращать будут опять по принципу вначале "там, где можно" (то есть предпенсионных кадров и тех, у кого истекают контракты), а потом по принципу лояльности. Это когда руководитель старается сохранить не лучших, а тех, кто ближе, роднее и послушнее. "Это типичные для номенклатуры вещи"
 
В прошлый раз сокращение действительно состоялось, но оно не особо почувствовалось общественностью как раз из-за того, что не было увязано с сокращением функций. 
 
- Будет ли иначе сейчас? Сложно сказать. Вообще президенту в докладных записках пишут о функциях. И он сам о них говорил в ежегодном послании парламенту и народу. Но тема функций системы госуправления носит для него не рациональный, а сакральный характер. Проблему эффективности госаппарата так просто, путем сокращений, конечно же, не решить. Это вопросы в том числе и политической системы. Она пока остается неизменной.
{banner_819}{banner_825}
-25%
-50%
-20%
-10%
-52%
-20%
-30%
-15%
-20%