Белорусы не знают своих депутатов местных советов и не понимают их компетенций. Этим можно объяснить низкий интерес граждан к избирательной кампании в местные Советы. Для повышения эффективности депутатов местных Советов необходима и большая децентрализация власти с точным распределением функций. Исполнительные комитеты должны подчиняться местным Советам, а не как сегодня, главенствовать над ними. Об этом говорили участники программы "Амплитуда", посвященной кампании по выборам депутатов местных Советов


 
Экспертами программы стали Георгий Атаманов, депутат Минского городского Совета депутатов 26-го созыва, первый секретарь Минского городского комитета коммунистической партии Беларуси, заместитель председателя минской городской организации ветеранов войны в Афганистане “Память”, председатель постоянной комиссии по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям, Андрей Завадский, эксперт в области местного самоуправления, член просветительско-общественного объединения "Фонд имени Льва Сапеги", а также Андрей Дмитриев, заместитель руководителя кампании "Говори правду".

Представляем полную аудио- и видеоверсию эфира, а также текстовую версию.
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (239.87 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (31.14 МБ)


Каковы ваши прогнозы относительно хода избирательной кампании выборов в депутаты в местные Советы?

Георгий Атаманов: Это возможность каждого гражданина почувствовать себя избирателем и хозяином той территории, на которой он живет. Чтобы сделать правильный выбор, ему предстоит  много поработать: узнать, кто выдвигается, какая у него программа, встретиться с ним, задать вопросы, выяснить, какие проблемы кандидат может решить и как.

Какая мотивация должна быть у избирателя, чтобы проделать всю эту работу? Традиционно считается, что от депутатов местных Советов мало что зависит.

Георгий Атаманов: Мой 4-летний депутатский опыт свидетельствует, что от депутатов много что зависит. У меня в округе у инвалида второй группы выгорела вся квартира. Я восемь месяцев оказывал помощь этому человеку и восстановил ему квартиру, подключая ЖЭС, Фонд помощи, Красный Крест. У меня есть полномочия ходить в эти организации. Я могу решать и проблемы с уплотнением. На улице Гая и Веры Хоружей в прошлом году инвестор решил построить высотное здание. Ко мне обратились избиратели, собрали подписи, и мы добились, чтобы это здание там не строили. Местная власть должна решать проблемы жителей своего округа, и такие полномочия есть.

Андрей, накануне эфира вы говорили, что считаете кампанию по выборам депутатов в местные Советы не менее важной, чем предстоящую президентскую. Почему?

Андрей Дмитриев: Кампания "Говори правду" в начале 2012 года объявила о новой стратегии: создании альтернативы государственному видению развития страны. Мы вышли с инициативой гражданского договора. После парламентских выборов мы объявили кампанию "Народный референдум". Для нас местные выборы – этап в этой стратегии. "Говори правду" выдвигает около 500 кандидатов. Местные выборы дают возможность дойти до людей, показать им, что есть смысл действовать и что они не одиноки в своем желании изменений к лучшему. У нас простая повестка: изменения в доме – изменения в стране.

В интернете форумчане предлагают переименовать сегодняшний этап местной избирательной кампании в регистрацию безынициативных групп. Вы согласны с таким подходом? Может, депутаты просто не доходят до населения?

Андрей Дмитриев: Чтобы избиратель захотел прийти на выборы, Советы должны были сделать заметным депутата в округе. 99% людей понятия не имеют, кто такой депутат парламента. С местными Советами картина еще хуже.

Андрей Завадский: Избиратели должны знать своих депутатов, чтобы понимать, к кому обращаться и с чем. Надо задать вопрос, все ли сделано со стороны самих депутатов, чтобы избиратели их знали? Из полутора тысяч местных Советов Беларуси ни один не имеет собственного сайта. Раз в месяц депутаты должны встречаться с избирателями, выслушивать их нужды, и это должно где-то отражаться. Должна быть обратная связь между избирателем и конкретным депутатом.

Георгий Атаманов: Когда граждане идут на избирательный участок, они должны сделать себе пометку, за кого они голосуют. Если этот человек прошел, гражданин должен знать, когда депутат ведет прием. Не все хотят знать своего депутата, и это проблема этих людей, а не депутата.

Андрей Дмитриев: Избиратель ничего не должен, вы избирались, чтобы защищать его интересы.

Георгий Атаманов: Депутат – это общественная работа, ни один депутат местного Совета не получает никаких льгот, преференций, денежных вознаграждений. Это добрая воля такого же гражданина, как вы, представлять интересы самих себя там, где нужно. Самоуправление должно само заниматься управлением, а не кивать на исполнительную власть. Решения, принятые Советом депутатов, обязательны к исполнению исполнительными органами, которым избиратели платят зарплату своими налогами.

Андрей Завадский: Депутат должен пытаться завоевать избирателя, а для этого нужны соответствующие действия со стороны депутата. Депутаты часто отчитываются якобы за свои дела, которые на поверку оказываются выполнением государственных программ. А они исполнялись бы и без депутатов, это не их личная инициатива. Роль депутата многообразнее, чем хождение по инстанциям по запросу того или иного избирателя. Гораздо важнее проанализировать ситуацию и способствовать тому, чтобы решение было принято централизованно.

Андрей Дмитриев: Для меня как гражданина главная функция депутата – контроль исполнительной власти. Я хотел бы избрать депутата, который является цербером, заставляющим власть принимать решение. Как Совету депутатов можно было не заблокировать построение гостиницы возле цирка?

Андрей Завадский: Чтобы местные Советы депутатов представляли граждан, должно произойти разделение власти на республиканскую и местную, и между ними не должно быть перетекания функций. Пусть местная власть занимается своими местными вопросами, получает на это средства и отвечает за это. По европейской традиции один из основных принципов – вывод системы местных органов власти из общегосударственной системы органов власти. Чиновник исполкома или председатель Совета не может быть зависим от вышестоящей структуры, для него вышестоящей структурой должен быть народ, который его избирает.

Будучи депутатами, вы чувствовали свою значимость для общества?

Андрей Завадский: Да, и эта значимость проявлялась в том, что в то время как я был депутатом, удавалось эффективно сочетать работу в Совете с работой депутатов в округе. В начале 90-х годов произошел поворот в статуте депутата, он получил реальные полномочия принимать значимые решения. Исполком не был самостоятельной структурой, а был техническим органом Советов, который должен был выполнять принятые депутатами решения. А сейчас граждане чаще идут в исполком, чтобы решить текущие проблемы, потому что все бюджетные средства - на счету исполкома. Совет утверждает бюджет, программу социально-экономического развития, имеет право устанавливать местные налоги и сборы. Но формирует все эти сферы исполком, и Совет формально узаконивает работу исполкома на местном уровне, и он лишен возможности плодотворно участвовать в работе под собственную ответственность.

Георгий Атаманов: То есть вы предлагаете перевести работу местных Советов депутатов на профессиональный уровень, как и законодательный орган страны. При советской власти Совет разрабатывал и принимал решения и отдавал исполкому. Сегодня у нас президентская республика, где этим органам отведена другая функция.

Можно ли говорить о том, что вы не чувствуете своей значимости?

Георгий Атаманов: Я чувствую свою значимость, потому что реализую компетенцию, которой наделен как депутат. Я участвую в заседаниях администрации района. И если я вношу предложения, исполнительная власть ко мне прислушивается. Но для этого надо завоевать авторитет там. Я прихожу к ним во время рабочих совещаний, вношу свои предложения. Как бы я мог решить проблемы избирателей, если исполнитель стоял бы от меня в стороне? Он ведь тоже заинтересован в ремонте крыши, асфальтировании улиц, уборке мусора, транспортном движении.

Андрей Дмитриев: Очевидно, что местные власти сегодня – это исполком. Самым главным вопросом для вынесения на народный референдум было желание народа самому выбирать мэров. Нужно расширять полномочия и децентрализовывать власть, не должно все висеть на одном гвозде, сегодня он все больше и больше шатается. Почему не перенять лучший опыт, а обязательно строить все по принципу развалившейся советской страны?

Председатель Верховного Совета XII созыва Мечислав Гриб 15 января сказал, что депутаты местных Советов уже назначены. Депутаты в нашей стране или все-таки назначенцы?

Андрей Завадский: Давайте примем концепцию, что депутаты реально избираются. У меня нет доказательств обратного, и как раз это побуждает меня предложить включить в избирательные комиссии представителей различных сил, которые могли бы подтвердить или опровергнуть эту информацию. Пока нам остается только догадываться и надеяться, что Гриб неправ.

Георгий Атаманов: Эта проблема существует в системе политических игр. Но суть в том, многие ли хотят там работать честно или все-таки политическая ангажированность дает определенные возможности. Часть политиков (но не все) занимается манипулированием массовым сознанием граждан. На каком основании Мечислав Гриб делает такие заявления? Народ не объявлял народный референдум, инициируют его ОГП и другие партии, а кто спросил народ? Из 9 млн об этом референдуме знает 1,5 тысячи.

Андрей Дмитриев: Мы будем собирать 450 тыс. подписей, и местные выборы – первый этап. Надо оставаться в округах после выборов, мы будем формировать общественные советы как альтернативу неработающим Советам. Люди поймут, что им нужно самоуправление, и тогда в Минске не будет уплотнения.

Андрей Завадский: Республиканский бюджет нынешнего года больше прошлогоднего на 7 трлн руб., но в долларах прошлогодний бюджет почти на 800 млн долларов был больше, чем нынешний. Совокупные местные бюджеты 2014 года меньше прошлогодних на 1 млрд 400 млн долларов. Это значит, что в этом году на 10% меньше возможностей. Нужно говорить и о том, как распределяются средства местных бюджетов. У Минска достаточно средств, но в целом по Беларуси на областные бюджеты приходится примерно 75% местных средств, на районы и города областного подчинения – 20%, на первичный уровень сельсоветов (более тысячи сельсоветов и городских поселков) – 5% средств. В основном сельские районы могут покрыть бюджет собственными средствами на 30-50%, остальное дотируется из вышестоящих бюджетов. А это те средства, которые изымаются с конкретных территорий, чтобы через государственные программы оказывать помощь нуждающимся районам. Надо правильно организовать финансовую систему, чтобы средства закреплялись на конкретной территории и шли на решение местных проблем. Этим мы повысим роль Советов и депутатов.

Насколько важна обновляемость состава Совета депутатов?

Георгий Атаманов:  Граждане должны понять, кого они избирают, и быть едиными с депутатами. Ведь мусорят и ломают деревья не специалисты ЖКХ, а сами люди. Гражданам надо научиться быть хозяевами на своей территории и спрашивать с себя.

Андрей Завадский: Хозяином человек себя чувствует, когда у него что-то есть и когда он видит, что его трудом это можно приумножить, это защищено от посягательств. У нас по Конституции существует государственная и частная собственность. А где муниципальная, личная, коллективная собственность? Считают, что коммунальная собственность - это собственность исполкома, и никто не понимает, что это собственность граждан, а исполкомы получают ее в хозяйственное распоряжение.

Есть ли формула успеха для кандидатов в депутаты местных Советов?

Георгий Атаманов: Тот, кто хочет стать депутатом, должен представлять себя на месте депутата, знать население округа, что на нем расположено, статус людей. Если это представитель трудового коллектива, он должен понимать, что несет ответственность перед избирателями. Если кандидата выдвигает политическая партия, то избиратель должен понять программу этой партии. Нам нужно учиться изучать программы политических партий, понимая, какую линию будет проводить депутат, если его изберут. Депутат должен быть доступным, должен уметь говорить, слушать, убеждать избирателей.

Андрей Дмитриев: Надо концентрироваться на том, что мы можем делать, а не на том, почему все невозможно. Говорите о том, что для вас действительно важно.

Андрей Завадский: Для успеха важны такие составляющие: профессионализм, высокие моральные качества и доступность. Избрание должно как можно меньше зависеть от статуса человека, наличия финансовых ресурсов, лояльности действующей власти. 

{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-30%
-35%
-20%
-35%
-31%
-50%