Виктор ФЕДОРОВИЧ, / Виктор ФЕДОРОВИЧ

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы определить стоящую сегодня перед Александром Лукашенко если не самую главную, то одну из важнейших задач, от успешного решения которой зависит его ближайшее будущее. Вопрос всего один, но весьма проблемный: кто на предстоящих президентских выборах возглавит его избирательный штаб?

Требования к такому человеку ясны и понятны. Он должен быть преданным, проверенным, доказавшим свою верность и не меньше действующего президента заинтересованным в сохранении власти. Много ли таких наберется? Наверное, много. Но нужен только один…

Скорее всего, на рабочем столе Александра Григорьевича уже находится список вероятных кандидатов, которых ему предлагают особо приближенные люди. Есть у Лукашенко свой фирменный почерк работы с кадрами, претендующими на высокие должности. Сперва он собирает предложения, попутно выясняя: кто с кем и за кого, а затем принимает решение, порой неожиданное для советчиков. Так было уже не раз.

Поэтому не исключено, что президент перечеркнет весь предлагаемый ему список потенциальных руководителей его избирательного штаба и впишет фамилию своего хорошо проверенного и опытного в этих непростых делах человека. Если вспомнить, кто руководил инициативной группой по выдвижению Лукашенко в кандидаты в президенты и возглавлял его предвыборный штаб во время президентских выборов 2006 года, то второй раз в эту же "реку" может войти Виктор Шейман.

Как только его не называли: последний член команды, которая привела в 1994 году Лукашенко к власти; "цепной пес""; "серый кардинал"; "смотрящий"… Однако Виктор Шейман, при всей своей одиозности, сохранял и продолжает сохранять авторитет у людей в погонах, что в нынешней ситуации факт немаловажный. Достаточно вспомнить, что представляли собой силовые ведомства образца начала 90-х годов: полная неопределенность, массовые увольнения на фоне резко растущей преступности, с которой нужно было бороться за зарплату в 30-50 долларов; и какими они стали к 2001 году, когда позабылись практически все проблемы с содержанием и обеспечением людей в погонах. К началу XXI века сотрудники МВД, КГБ и прочих ведомств обрели стабильность в зарплате, гарантии в решении жилищных проблем с получением безвозмездных субсидий и, выражаясь чиновничьим языком, все необходимое для выполнения служебных задач.

По сути, этого удалось добиться не без личного участия Шеймана, который взял на вооружение ленинский лозунг "Всякая революция (читай — государство) лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться", и соединил его с пролетарским постулатом — "Сперва обеспечь всем необходимым для работы, а потом — требуй". Даже краткий послужной список свидетельствует, что свою тему он знает досконально.

Справка "Белорусских новостей"
фото
ШЕЙМАН Виктор Владимирович. Родился 26 мая 1958 г. в Гродненской области в семье военнослужащего. Принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Депутат Верховного Совета Беларуси (1990-1995), член Комиссии по вопросам национальной безопасности, обороны и борьбы с преступностью и Комиссии по делам молодежи. Был активистом избирательного штаба А.Лукашенко (отвечал за охрану кандидата). Работал помощником президента Республики Беларусь по вопросам обороны и безопасности (1994-1995), государственным секретарем Совета безопасности с момента его создания (5 августа 1994 — 2000). В 1995 г. исполнял обязанности министра внутренних дел. 28 ноября 2000 г. назначен генеральным прокурором. С ноября 2004 г. — глава Администрации президента. С марта 2006 г. по июль 2008 г. — государственный секретарь Совета безопасности.

К месту заметить, именно Шейман в свое время стал связующим звеном между силовиками, уставшими от "коррупционного" правительства Кебича, и активным депутатом, директором совхоза "Городец" Шкловского района Александром Лукашенко, который в июне 1993 года возглавил "Временную комиссию Верховного Совета Республики Беларусь для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления". Многие сотрудники МВД и КГБ — на свой страх и риск — обеспечивали главу антикоррупционной комиссии оперативной информацией.

Сегодня МВД — самое крупное и сильное силовое ведомство в Беларуси, обладающее рядом преимуществ перед спецслужбами и госидеологами. Например, по эффективности влияния на электорат один участковый милиционер может сделать больше, чем целая бригада исполкомовских пропагандистов. В предвыборную президентскую кампанию 1994 года на МВД, кстати, давил "административный ресурс" кандидата Кебича, но результат получился обратный. Люди в погонах ставку сделали на молодого Лукашенко. Эти же позиции, не без помощи Шеймана, заняли в то время и бывшие военнослужащие, оказавшиеся не у дел после развала СССР.

Виктор Шейман стоял у истоков создания общественной организации "Беларускае згуртаванне вайскоўцаў" (БЗВ), в которую входили участники боевых действий в Афганистане и других "горячих точках". После победы Лукашенко на выборах большинство из них получили высокие должности и звания, отсюда и появилось выражение "люди Шеймана". Правда, часть членов БЗВ пошла своим путем: кто-то влился в ряды оппозиции, а несколько десятков оставшихся без работы "голодных и злых" из молодежного крыла БЗВ — "Белый легион" — едва не вышла на тропу войны.

По слухам, будто бы остатки "Белого легиона" ушли в подполье, к 1998 году создали свою базу в лесах под Слуцком, вооружались и готовились к военному перевороту. Список заговорщиков каким-то образом попал в руки Шеймана, который решил проблему мирным путем, без уголовного преследования. С "голодными и злыми" были проведены профилактические беседы с вариантами выбора должностей в госсекторе.

Как там было на самом деле, неизвестно, все это похоже на байку, но такие решения проблем как раз в духе Шеймана, который больше предпочитает договариваться, чем воевать. По крайней мере, его не зря называли "смотрящим". За силовыми структурами он следил пристально, прежде всего за тем, чтобы их служебные интересы не пересекались, а рвение не привело к конфликтам. И после его отставки в июле 2008 года с поста главы Совбеза такие конфликты не заставили себя долго ждать.

Согласно официальной версии, 7 июля Александр Лукашенко на разборе обстоятельств взрыва 4 июля заявил Шейману: "Не думаю, что вы должны оставаться в этой должности после инцидента". На следующий день был подписан соответствующий указ.

"Люди Шеймана" уверены, что взрыв был устроен "под Виктора Владимировича" и не последнюю роль в отставке их патрона сыграл тогдашний министр внутренних дел Владимир Наумов, с которым у Шеймана возникли серьезные конфликты. Один из них был связан с активностью Наумова в деле сокращений в 2004-2006 годах личного состава МВД, в результате которых была ослаблена самая боевая структура органов внутренних дел — уголовный розыск. Шейман затеял ряд проверок, вторгся в любимое детище Наумова — спецподразделение "Алмаз", одного из бойцов которого, говорят, даже осудили за бесконтрольное использование взрывчатки.

Потом прогремел взрыв, и Шеймана смело взрывной волной из большой политики. Последовавшие кадровые перестановки привели к тому, что и Совбез, и МВД, и прокуратуру "очистили" от "его людей". "Смотрящего", образно выражаясь, устранили, баланс между силовиками нарушился, и начались межведомственные разборки, в которых "на коне" оказался КГБ: "охотничье дело", арест следователя генпрокуратуры Светланы Байковой, "посадки" сотрудников ДФР КГК и т.п.

За прошедшие два года президент на совещаниях по вопросам обороны, правопорядка и безопасности государства не раз нелицеприятно высказывался в адрес правоохранителей, обзывая их то "предателями в погонах", то сравнивая с "кучкой бандитов". Вряд ли у рядовых и генералов правопорядка от таких эпитетов из уст первого лица государства может появиться служебное рвение. Тем паче, когда президент во всеуслышание заявляет об итоге своего шестнадцатилетнего правления:

"Во всем, что в нашей стране происходит плохого, — виноват я. Я возглавляю властную вертикаль в стране и несу за это ответственность. И народ должен сейчас с меня спрашивать. Уж после выборов, если они меня оставят президентом, и я захочу этого, то я уже буду потом спрашивать: и со своих подчиненных, членов правительства, а где надо — и народ заставлять делать то, что надо. А сейчас пусть они меня оценивают и делают свои выводы".

Что касается народа, например, в милицейских погонах, то для него отчасти ситуация схожа с кампанией 1994 года, когда приказы и давление могут принести обратный результат. Сможет ли в таком случае что-нибудь сделать Виктор Шейман, если вдруг появится нужда в его услугах в качестве руководителя избирательного штаба Лукашенко? Особенно с учетом того, что столько воды утекло из Свислочи после его отставки. Что он сможет сделать за два оставшихся до выборов месяца?

На этот вопрос журналиста "Белорусских новостей" ответил один из "людей Шеймана", который находится на постоянной связи с "дядей Витей", так в этом кругу за глаза называют Виктора Владимировича:

— Будет приказ — Шейман вернется. Должность для него не важна, будет ли это место генерального прокурора или председателя КГК, он соберет профессионалов, создаст свою команду и будет работать.

Обязательное послесловие

Все зависит от того, по какому сценарию будут проходить президентские выборы. Если в протоколах избирательных комиссий будет отражено то, что действительно находилось в урнах, то, безусловно, штаб Лукашенко должен возглавить человек масштаба Шеймана. Тут даже Лукашенко может и дальше игнорировать обвинения в причастности к исчезновениям Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского, которые шлейфом тянутся за Шейманом. Слишком велики ставки, а от России поддержки сейчас вряд ли дождешься. В случае использования других методик подсчета голосов личность главы избирательного штаба не имеет принципиального значения.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-20%
-10%
-50%
-34%
-20%
-20%