Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930311234

Связаться
с редакцией!

Расскажите нам о происшествии или важном факте, который может представлять общественный интерес!

  • Популярное
  • Другие новости

Политика

13 марта 2009 в 13:29
Народная газета

США после крушения СССР остались единственной супердержавой на планете. Нынешнее восприятие Соединенных штатов в мире далеко не однозначно. Вместе с тем Вашингтон является одним из тех центров глобальной политики, который сегодня оказывает существенное влияние на ход истории. Белорусско-американские отношения прошли разные стадии развития. Нынешний этап характеризуется осторожными действиями с обеих сторон. США после периода внешнеполитического диктата, приведшего к обострению ситуации, сделали отчетливый шаг назад и недавно вновь подтвердили свое прежнее решение о приостановлении санкций в отношении ряда наших предприятий. Но как дальше будут развиваться события? Что необходимо сделать для продолжения сотрудничества? Как в выстраивающейся новой геополитической архитектуре будут учитываться интересы больших и малых стран?

Джеффри Стейнберг, старший редактор журнала Executive Intelligence Review, США
Время для нормализации отношений пришло


По всем разумным нормам новая администрация Обамы в Вашингтоне уже давно должна была бы заняться выбором и отправкой своего нового посла в Минск и возвращением белорусского посла в Вашингтон.

Я был невольным очевидцем событий, связанных с введением санкций и замораживанием дипломатических отношений между нашими странами в последние годы администрации Буша—Чейни. Это был один из самых вопиющих примеров мелочной торговли политическим влиянием и того, как национальная политика покупается за взносы на избирательную кампанию. Архитектором понижения градуса во взаимоотношениях между США и Беларусью был один человек, ведущий американский неоконсерватор, оказывающий мощную финансовую поддержку республиканской партии Буша—Чейни, Брюс Джексон. Реноме Джексона подтверждает появление его подписи на всех основополагающих документах “Вашингтонской партии войны”: от декларации Национального консультативного комитета при президенте о превентивной войне до Фонда защиты демократии.

Жена Джексона родом из Беларуси. Из собственных источников я знаю, что Брюс Джексон приложил немало усилий, чтобы найти повод для разрыва дипломатических и экономических контактов с официальным Минском. А ведь в свое время США были одним из главных торговых партнеров Беларуси и годовой торговый оборот между нами достигал около 1 миллиарда долларов, львиную долю которого составляли поставки в Америку белорусских удобрений и другой продукции сельскохозяйственного назначения.

Сегодня же, на мой взгляд, нет никаких причин для того, чтобы политика Джорджа Буша нашла продолжение в действиях администрации Барака Обамы. Вице-президент Джо Байден в своей недавней речи в Мюнхене пообещал, в частности, что Соединенные Штаты “нажмут кнопку перезагрузки” и возобновят, например, дипломатическое сотрудничество с Россией.

Но это не значит, что контакты между Соединенными Штатами и Беларусью должны стать “дополнением” к новому американско-российскому партнерству. Нет. Отношения должны строиться на уровне двух полностью суверенных государств. Кстати, известный американский экономист Линдон Ларуш является автором идеи новой системы международных отношений, построенных вокруг совместной работы четырех ведущих держав — Соединенных Штатов Америки, России, Китая и Индии. Идея состоит не в том, чтобы создать новый “эксклюзивный клуб”. Напротив, идея в том, чтобы создать ключевую группу мощных наций, которая действовала бы на благо всего человечества и деятельность которой была бы основана на уважении национального суверенитета и направлена на организацию ускоренного экономического развития с помощью инвестиций в большие проекты инфраструктурного развития в Евразии, Америке и Африке. Беларусь является чрезвычайно важным звеном в евразийской транспортной и инфраструктурной цепи и имеет ключевое значение для развития стран региона.

Любое правительство любого государства, большого или маленького, которое поддерживает эти принципы, является естественным союзником Соединенных Штатов. Старая терминология конфликта и соперничества супердержав, понятия “ось зла”, “империя зла” и т. п. являются реликтом безвозвратно ушедшей эпохи имперской внешней политики. Американские люди проголосовали в ноябре 2008 года за окончание этого губительного экспериментирования с империализмом. Соединенные Штаты появились в результате революции и восстания против Британской империи. И американские люди потребовали возвращения к этим антиколониальным традициям после восьми лет войн на чужих территориях, полицейско-государственного террора дома и экономического краха, который разрушил условия жизни многих американских рабочих семей. Пока что мы видим, что администрация Обамы не забыла и не отказалась от этого мандата независимо от ошибок, которые были сделаны. И это заставляет меня верить, что американо-белорусские отношения должны быть немедленно восстановлены. Да, “кнопка перезагрузки” должна быть нажата.


Юрий ЦАРИК, ведущий специалист Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь
Идейный вакуум во внешнеполитических отношениях предстоит заполнить конструктивными предложениями

После ряда успешных шагов на европейском направлении Беларусь сегодня должна сдвинуть ситуацию и в отношениях с Вашингтоном. Дело в том, что новый президент США Барак Обама пришел к власти под лозунгами консолидации евро-атлантического сообщества и отказа американской администрации от односторонних действий. Поэтому окончательная нормализация отношений с Евросоюзом вряд ли возможна без согласования соответствующих позиций между Минском и Вашингтоном.

В условиях перемещения центра внимания внешней политики США по отношению к СНГ с Восточной Европы в Среднюю Азию для Беларуси привлечь к себе внимание американского госдепа может оказаться непростой задачей. На протяжении более чем 10 лет политику Вашингтона в отношении нашей страны определяли неоконсерваторы, опиравшиеся на представителей послевоенной белорусской эмиграции, которая в значительной степени придерживалась радикальных взглядов и была зачастую резко отрицательно настроена по отношению к политике Беларуси. Однако сегодня, когда неоконсерваторы сдают позиции, администрация Барака Обамы оказывается перед вакуумом идей и вообще представлений о Беларуси да и в целом о Восточной Европе. В результате существует огромный риск относительно того, что политика в отношении данного региона будет формироваться, во-первых, кулуарно, во-вторых, такими политическими субъектами, которые наименее ориентированы на конструктивное развитие ситуации в регионе. В частности, о реальности этой угрозы говорит проявленный интерес к взаимодействию с Минском кругов, связанных с Джоржем Соросом — одним из спонсоров избирательной кампании Барака Обамы и резким противником идеи белорусско-российского союза.

Однако в такой непростой ситуации таятся не только риски, но и возможности. Минск может предложить госдепу и президенту США принципиально новую платформу для наших отношений. Но для этого необходимо понять, какие проекты могут лечь в основу американского присутствия в восточноевропейском регионе. Например, в связи с антиядерными инициативами Барака Обамы было бы неплохо вспомнить проект создания в Центральной и Восточной Европе зоны, свободной от ядерного оружия. Эту идею Беларусь продвигала в 90-х годах, но тогда ее реализации воспрепятствовала позиция НАТО. Сегодня же данный проект может позволить найти консенсус, удовлетворяющий основных политических игроков по ядерному вопросу.

Важно также обеспечить участие США и в реализации других, прежде всего крупных инфраструктурных, проектах. В частности, без доброй воли Вашингтона невозможно создание трансъевразийских транспортных коридоров. И очевидно, что перестройка мировой финансовой системы для большего учета интересов национальных государств, а не транснациональных элит тоже без США невозможна.

Сегодня необходимо собрать эти и другие предложения в единый пакет и предложить их Вашингтону. Американцы должны увидеть, что с нами есть о чем говорить, что мы способны работать над достижением больших и “длинных” целей. Если это произойдет, от этого выиграют все страны.