
Какие бы должности Виктор Шейман ни занимал (госсекретаря Совбеза, генерального прокурора или главы Администрации президента), он был постоянным членом Совета безопасности, начиная с 1994 года. Иными словами, менялись его функции в госструктурах, менялись люди, но "серый кардинал" всегда был у власти.
Даже после взрыва на праздновании Дня Независимости Беларуси Виктора Шеймана хоть в очередной раз и освободили от должности госсекретаря Совбеза, но все же оставили в его составе. Для тех, кто знает систему организации властной вертикали в стране, этот факт означал только одно: В.Шейман по-прежнему у руля. Он имел возможность получать информацию, которая стекалась в Совбез из всех госорганов и особенно силовых структур, принимать участие в заседаниях Совбеза и даже влиять на принятие решений. Все это, конечно, в теории. Ведь председатель Совбеза в лице президента мог в любое время удалить с заседания кого угодно из его членов или не позвать на заседание.
Впрочем, сам факт, что президент, сняв Виктора Шеймана с поста госсекретаря Совбеза, не вывел его из состава столь влиятельной структуры, говорил уже о многом. Три с половиной месяца глава государства решал, что делать со своим самым близким и преданным соратником. За это время рассматривались различные варианты: от назначения Виктора Шеймана на пост председателя Комитета государственного контроля до предоставления ему некоего непонятного статуса спецпосланника главы государства. Но по мере того, как из МВД, Совбеза, Генеральной прокуратуры и других властных структур убирались прежние ставленники "серого кардинала", становилось все более понятно, что Виктора Шеймана оттесняют от власти. Причем первый тревожный звонок прозвенел еще в январе 2007 года, когда президент ввел в состав Совбеза своего старшего сына Виктора. И хотя тогда Виктору Шейману ничего реально не угрожало, все же стало понятно - Совбез из однополярного стал двуполярным. А дальше все пошло, как по написанному сценарию, пока не закончилось вполне предсказуемым финалом.
Согласно Указу №551, президент в очередной раз изменил состав Совета безопасности. В него введены генпрокурор Григорий Василевич, председатель КГБ Вадим Зайцев, глава Администрации президента Владимир Макей и министр финансов Андрей Харковец. Из состава Совбеза вместе с Виктором Шейманом выведены Геннадий Невыглас, Петр Миклашевич и Николай Корбут.
Комментарий по делу
Ангелы здесь больше не живут
Сергей САЦУК
Вывод из Совета безопасности Геннадия Невыгласа и Виктора Шеймана говорит о том, что в ближайшее время президент не рассматривает эти фигуры в качестве ключевых при выстраивании своей внешней и внутренней политики. Они пока не у дел. Временно или навсегда - пока сложно сказать. Но в ближайший год они вряд ли смогут вернуться и занять какие-то ключевые посты в стране. Если вообще вернутся.
Устранение от власти Шеймана и Невыгласа хорошо вписывается в политику новой команды президента, которую координирует его старший сын. В принципе, это более приемлемая политика, особенно для Запада. Отставка Дмитрия Павличенко - событие "из той же оперы". Власть освобождается от тех фигур, которые ее компрометируют, и таким образом пытается наладить отношения с Евросоюзом. Похвально, и даже очень. Вопрос лишь в том, на какой срок выведены из игры эти фигуры и остановится ли на этом президент или продолжит действовать в том же направлении. Фигур на шахматной доске еще много.