149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  2. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  3. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  4. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  5. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  6. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  7. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  8. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  9. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  10. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  11. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  12. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  13. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  14. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  15. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  16. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  17. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  18. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  19. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  20. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  21. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  22. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  23. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  24. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  25. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  26. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  27. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  28. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  29. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  30. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник


Модернизация экономики невозможна без модернизации системы образования.

Валерий Цепкало
Валерий Цепкало
Совершенно очевидно, что развитие экономики обеспечивают прежде всего инженерно-технические и естественно-научные специальности. Юристы, финансисты, бухгалтера, филологи, социологи, политологи, культурологи свой вклад в повышение национальной конкурентоспособности экономики не вносят. Именно поэтому при сравнительной оценке различных стран их инновационного потенциала и расчета индекса конкурентоспособности в качестве основного используется такой показатель, как число студентов и аспирантов инженерных и естественнонаучных специальностей на тысячу жителей.

В Финляндии, занимающей в международных рейтингах по индексу "инновационности" первое место, ежегодно на 1000 человек населения выпускается 17,4 инженеров, в Швеции – 17, в Сингапуре – 16,8. В Республике Беларусь на 1000 человек населения выпускается лишь 7 инженеров.
Соответственно этому - и соотношение гуманитарных и технических специальностей в университетах. В настоящий момент пропорция между гуманитарными специальностями и техническими в Республике Беларусь сложилась в соотношении 70 на 30, в то время как в динамично развивающихся государствах мира пропорция обратная – 30 процентов ”гуманитариев“ на 70 процентов ”технарей“.

Если ситуацию в ближайшее время не изменить принципиально, то отставание Беларуси от наиболее успешных стран мира будет увеличиваться.
Что уж и говорить, если даже президент США Обама запустил ряд программ поддержки инженерно-технического и математического образования, которые включают серьезные финансовые инструменты (налоговые скидки, гранты и пр.). По его словам, это необходимо для того, ”чтобы Америка вернула себе лидирующие позиции в мире как высокотехнологическая и инновационная нация“.
Беларусь тем более нуждается в комплексе мер по поддержке математического и инженерно-технического образования. Исходя из задачи перехода нашей страны на инновационный путь развития, предлагается:

1. Увеличить количество студентов и аспирантов инженерных специальностей за счет сокращения мест на гуманитарные специальности. Республике Беларусь сделать это проще, чем многим странам Западной Европы и Америки, где университеты независимы от государства. Там государство не может административно установить набор на определенные специальности, как и не может указывать, в каких пропорциях должны готовиться кадры.
Поэтому они прибегают к другим мерам. В развитых странах существуют целый набор стимулов для инженерно-технических, математических и биологических специальностей. Так, например, в Швеции, Финляндии и Норвегии инженерное образование практически бесплатное; в то же время за медицинское и юридическое образование надо платить серьезные деньги.

2. Создать стимулы для молодых людей выбирать инженерные специальности.
Студентам технических и естественнонаучных специальностей необходимо предоставить возможность участия в проведении исследований и разработок, выделив для них самые современные и технологически оснащенные учебные корпуса. Этим студентам в первую очередь необходимо предоставлять и общежития для проживания.

Действительно. Студентам юристам, или психологам, или социологам для учебного процесса достаточно ручки и конспекта. Инженеру нужно несколько больше - по крайней мере, компьютер (для многих специальностей - это основное средство производства).

3. Следует развернуть агитацию в СМИ среди молодежи и родителей с целью стимулировать их к выбору естественнонаучных специальностей. Социальным образцом среди белорусской молодежи должен стать не чиновник-налоговик и не сотрудник контролирующих органов, а инженер-изобретатель, инновационный предприниматель. Именно они должны выставляться в качестве образца для подражания молодежи.

В России, кстати, социальный образец выставляется в виде олигарха-бизнесмена, ловко завладевшего государственным имуществом и бессмысленно его растрачивающего, либо в образе чиновника, имеющего возможность ”распиливать“ бюджет.

Да и про мировой опыт надо больше говорить. Microsoft, Oracle, Dell, Google, Facebook и т.д и т.п. были созданы студентами технических вузов, а не юристами, экономистами или политологами. И уж тем более не чиновниками. Социальные симпатии должны быть на стороне тех, кто создает бизнес, зарабатывает деньги и дает рабочие места другим, а не на стороне тех, кто эти деньги тратит.

4. Существенно повысить уровень оплаты труда преподавателям математических и технических дисциплин, снизить для них педагогическую нагрузку, оставив больше времени на практические исследования и разработки.

В настоящий момент педагогическая нагрузка в белорусских вузах составляет 700-800 часов, что не оставляет преподавателям времени на занятия научной и практической деятельностью. В ведущих университетах мира, в том числе Стэнфорде, откуда началась Силиконовая Долина, педагогическая нагрузка составляет 200-250 часов. Зато у преподавателей есть время заниматься научными исследованиями по заказу ”хай-тек“ компаний, вовлекая в этот процесс студенчество.
На сегодня средний возраст преподавателей кафедр технических специальностей приближается к 60 годам.
Молодежь не хочет работать преподавателями в связи с низкой оплатой труда, а в педагогический университет набирают сегодня фактически всех желающих. В успешно модернизирующихся странах, например, Китае, для того, чтобы получить должность преподавателя ИТ, вам надо выдержать серьезный конкурс.

У нас же из года в год педуниверситеты недобирают студентов на математический и физический факультеты. Если не предпринимать решительных мер, то скоро некому будет готовить специалистов в вузах и учить естественным наукам в школе.

Тогда перспективой для Беларуси будет место в международном разделении труда в качестве страны с дешевой и неквалифицированной рабочей силой с низкими экологическими и социальными стандартами.

5. Включить в университетские советы по формированию учебных программ представителей реального сектора экономики. В динамично развивающихся государствах мира - таких, как Японии, Корея, Сингапур, КНР, почти половина образовательных программ 3-5 курса формируется непосредственно компаниями-заказчиками.

Это позволит выстроить прямую связь между предпринимателем, преподавателем и студентом и создаст систему, которая будет производить кадры, способные воспринимать новое знание и его внедрять, а также ликвидировать разрыв между теорией и практикой в учебном процессе вузов.

Процентное соотношение между аудиторной и практической нагрузкой на студентов в Беларуси сегодня составляет 80 к 20, в то время как в развитых странах мира - 50 на 50.

Миссия современного университета - образование через научные исследования и практическую деятельность. Иными словами, студенты должны не просто получать готовые знания, а участвовать в создании новых знаний и применять их на практике.

Необходимо также стимулировать деятельность университетов как инкубаторов малого инновационного бизнеса, предоставив им право распоряжаться объектами интеллектуальной собственности, созданными в рамках проектов, финансируемых из бюджета. Перспектива создания собственного инновационного бизнеса будет важным стимулом для преподавателей и студентов.

6. Вернуть школы с углубленным изучением математики, физики и других предметов. Предлагается также увеличить количество часов математики и физики в школах. Крайне полезным представляется и увеличение уроков английского языка, причем как в школах, так и в технических вузах.

Все меры поддержки технического и естественнонаучного образования, по большому счету, выгодны и представителям гуманитарных профессий. Ведь успешное развитие экономики страны позволит и юристам, и экономистам и др. гуманитариям получать более достойное вознаграждение за свой труд. Так как достойный уровень жизни в стране могут обеспечивать лишь те, кто своим трудом реально создает национальное богатство страны.

Комментировать этот пост на блоге автора >>>

***
Валерий Цепкало - глава администрации белорусского Парка высоких технологий.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции TUT.BY
-20%
-10%
-21%
-20%
-30%
-10%
-10%
-50%
-10%